Откров`ение Ио`анна Богосл`ова
(Вт 18.11;Иер 50.36; Дан 2.27; 4.4; 5.7,11,15)—см. волхвы.
—обещание,клятва. При даче обета обычно призывалось имя Господа и поэтому неисполнениеего было грехом против третьей заповеди (Чис 30.3; Вт 23.21; Ек 5.3). Длячеловека было сетью давать поспешно обет (Пр 20.25), что мы видим на примерахИеффая (Суд 11.30-39), Ирода (Мк 6.22-28). Обеты жены и дочери по закону неимеют силы без согласия на то мужа или отца (Чис 30.4-9), обеты же разведеннойи вдовы—имеют силу всегда (Чис 30.10). Иаков дал обет Господу с условием (Быт28.20-22), также и Анна (1Ц 1.11). Об обете назорейства см. назорей.
(Евр 11.9)—земля, обещанная Господом потомкам Авраама (Быт 15.18). Простираласьона от пределов Египта до Евфрата, но более известна как Ханаанская земля.Евреи после сорокалетнего странствования по пустыням вошли в нее подводительством И.Навина, но далеко не всю смогли завоевать. Она являетсясимволом духовного удела верующего и Царства Небесного (Мф 11.12). (См.Ханаан,б)
(Ин 10.22)—праздник, установленный Иудой Макковеем в 164 г. до РХ в честь освобожденияи очищения храма от идольского служения, осуществлявшегося в нем в течениетрех лет по приказу Антиоха Епифана. Этот праздник начинался 25 числа месяцаКислев и продолжался восемь дней. Отличительной его особенностью являются яркиеогни во всех домах. Он известен до наших дней под названием «ханука». (См.праздники)
—религиозныйобряд, заключающийся в срезании крайней плоти (края складки свободной кожи) наполовом органе мальчика и знаменующий собой вступление его в общество народа.Обрезание издревле практиковалось у многих народов (египтян, африканскихнегров, финикийцев, индусов, мексиканцев, индейцев), но у большинства, иособенно, у египтян оно было не религиозной, а просто гигиенической мерой,однако оно было дано еврейскому народу как знамение завета между Богом иАвраамом (Быт 17.9-12). Еврейских мальчиков до сих пор торжественно обрезываютна восьмой день после рождения, как и велит закон, мусульмане же обрезываютсвоих детей на тринадцатом году, как был обрезан Измаил (Быт 17.25). Обрезаниесимволизирует смирение, подчинение воли Божией, поэтому в Священном Писании оноиногда образно относится и ко всему человеку (Вт 10.16; Иер 4.4), и к сердцу ик ушам человека (Иер 6.10; Деян 7.51) и даже к плодам вновь посаженных деревьев(Лев 19.23). В годы зарождения христианства новообращенные иудеи придаваличрезмерно высокое значение этому обряду и потому ап. Павел не раз поясняет, чтов деле спасения важен не внешний знак, а внутреннее перерождение (Рим 2.29; Гал6.15), напоминая, что и Аврааму праведность была вменена по вере, а не пообрезанию (Рим 4.11).
(поклонникИеговы) (1Пар 7.3)—аналог. Иоиль,д.
(поклонникИеговы)—а) (1Пар 3.21)—см. Арнан;
б) (1Пар 8.38; 9.44)—аналог.Азрикам,б;
в) (1Пар 9.16; Неем 12.25)—см.Авда,б;
г) (1Пар 12.9)—аналог. Афай;
д) (1Пар 27.19)—отец (предок)Ишмаии;
е) (2Пар 17.7)—один из князейпри царе Иосафате, посланный им наставлять народ в законе Божием;
ж) (2Пар 34.12)—аналог.Захария,с;
з) (Езд 8.9)—аналог. Евед,б;
и) (Неем 10.5)—аналог.Азария,ф.
(дородный,тучный) (Быт 10.28)—см. Евал,а.
(служитель,поклонник)—а) (1Пар 11.47)—из Мецоваи, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23не упомянут);
б) (1Пар 26.7)—левит, один изсыновей Шемаии, потомок Овед-Едома, привратник у южных ворот храма;
в) (2Пар 23.1)—отец (предок)Азарии.
(служительЕдома или Едом служитель) (1Пар 15.18.21.24, 25; 16.5,38; 26.4,8,15; 2Пар25.24)—левит, потомок Идифуна, родоначальник, по-видимому, большого числаслужителей при воротах и кладовых храма (из сравнения 2Ц 6.12 с 1Пар 15.25явствует, что он же есть Аведдар, см.). Аведдар Гефянин и Овед-Едом в 1Пар15.25 иногда выделяются как отдельные лица, но в обоих случаях имеется в видуглава рода—Овед-Едом (лично или в потомках). (См. имя, сын)
—баран возрастомболее одного года (до года—агнец). (См. жертвоприношение)
(Неем3.1,32; 12.39)—ворота в северо-восточной части стены древнего Иерусалима.
(служитель,поклонник)—а) (Руф 4.17,21,22; 1Пар 2.12; Мф 1.5; Лк 3.32)—сын (потомок) Воозаи Руфи, отец (предок) Иессея, отца Давида, один из предков Иосифа в родословииИисуса Христа;
б) (1Пар 2.37,38)—аналог.Азария,д.
(владеющийверблюдами) (1Пар 27.30)—Исмаильтянин, смотритель над верблюдами при Давиде(возможно, не имя собственное, а прозвище, служебный титул—см. имя).
(мех для воды)(Чис 21.10,11; 33.43,44)—один из станов израильтян в пустыне у южной границыземли моавитской.
—известноедомашнее животное, очень ценимое на востоке. Овцы составляли в древностиглавное богатство евреев—кочевников и скотоводов, поэтому труд пастуха хоть ибыл трудным, считался почетным. Многие великие люди, о которых говоритСвященное Писание (Иаков, Моисей, Давид, пророк Амос и др.), были пастухами.Овца проста в содержании, послушна, обладает кротким нравом. Господь уподобилправедников овцам (Мф 25.32-33).
(Чис 21.33; 32.33;Вт 1.4; 3.11,13; 4.47; 31.4; Нав 2.10; 12.4; 13.12,30,31; 3Ц 4.19; Неем 9.22;Пс 134.11; 135.20)—аморрейский царь в Васане, огромный ростом и обладавшиймногими укрепленными городами. Победа Моисея над ним всегда считалась важнымсобытием в истории еврейского народа.
(Быт 46.10; Исх6.15)—аналог. Иамин,а (в Чис 26.12-13 и 1Пар 4.24 не упомянут).
(палатка, дом)(1Пар 3.20)—аналог. Берехия,а.
(имеющая свойшатер) (Иез 23.4,5,36,44)—символическое название Самарии, указывающее на то,что она имела свой храм (шатер) для поклонения.
(Мой шатер унее) (Иез 23.4,11,22,36,44)—символическое название Иерусалима, указывающее нато, что храм Божий находился в нем.
(восстанавливающий)—а) (2Пар 15.1,8)—отец (предок) Азарии;
б) (2Пар 28.9)—пророкГосподень, современник Факея, царя израильского, и Ахаза, царя иудейского.
—почти во всехслучаях этим словом в Священном Писании обозначается только одна верхняя накидка(плащ, мантия), которая была главной, а иногда и единственной, частью одеждывообще, употреблявшаяся и как предмет одежды, и как одеяло для ночного сна (Вт22.17; Ис 22.26; Чис 15.38; Мф 21.8; 23.5; Ин 21.7). Одежда эта (или накидка)делалась обычно в виде квадратного или прямоугольного куска материи (или кожи—Мф7.15) с отверстием для головы или без него, и в него человек закрывался(заворачивался) почти полностью. К одежде (одетости) в древности на востокеотносились так строго, что человек без этой верхней главной накидки считалсянагим (Ис 20.2; Мк 14.51; Ин 21.7), хотя бы на нем и были нижняя рубашка (Дан3.21; Мф 5.40) и род панталон (трусы) (Исх 28.42). Эта верхняя накидка внекоторых местах названа «милоть» и «епанча». Одежда (накидка) всегдаохватывалась поясом, но, возможно, ее носили иногда и свободно, поверх пояса(Деян 12.8). Края одежды (накидки) по закону должны были иметь кисти длянапоминания о заповедях Божиих (Чис 15.38-41). Одежда имела какое-то отличиедля мужчин и женщин (Вт 22.5). Эту верхнюю накидку (одежду) раздирали(разрывали) в момент скорби и печали (Иол 2.13), чтобы «обнажиться», показываяглубину своей скорби. Кроме одежды (накидки) употреблялись также покрывала дляголовы (Быт 24.15; Исх 34.33; Пр 31.24), которые были подобны современнымплаткам, но, возможно, и больших размеров (Мк 14.51). (См. также повязка)
(от слова«десница»—правая рука)—справа, с правой стороны; но в некоторых случаяхозначает «близко» (Пс 15.8; 108.6) и «на одном уровне» (Лк 22.69; Еф 1.20).
—числосыновей Иакова, родившихся в Месопотамии (Быт 32.22),
число покрывал скинии (Исх26.7-8),
число Апостолов по воскресенииХристовом (Деян 1.26).
(ограда,внутренность) (Быт 38.1,12,20; Нав 12.15; 15.35; 2Ц 23.13; 1Пар 11.15; 2Пар11.7; Неем 11.30; Мих 1.15)—аналог. Адифаим (ныне селение Дер-Дуббан) (в 1Ц22.1 назван Адоллам).
(Вт 3.11; Пс 40.4;От 2.22)—кровать, ложе (во Вт 3.11 имеется в виду не сама кровать, нопостамент, подставка под ложе). В Песн 3.7,9 в оригинале стоит «карета», а в Лк7.14—«гроб».
(сила, крепость)(2Ц 6.3,6-8; 1Пар 13.7,9-11)—один из сыновей (потомков) Аминадава (Авинадава),управлявших волами при перевозке ковчега и пораженный за то, что прикоснулся кнему (ср. Чис 4.15).
(сила Божия илиБог есть сила)—а) (1Пар 23.12,20; 24.24; 26.23)—аналог. Ицгар (в Исх 6.18,22;Лев 10.4; Чис 3.19,27,30; 1Пар 6.2,18 назван Узиил, а в 1Пар 15.10—Уззиил);
б) (1Пар 16.6)—один изсвященников, поставленных трубить пред ковчегом после его перенесения вИерусалим;
в) (1Пар 25.4)—см. Азариил,б.
(сила Иеговы)—а)(4Ц 15.30,32,34; 2Пар 26.1,3,8,9,11,14.18,19,21-23; 27.2; Ис 1.1; 6.1; Ос 1.1;Ам 1.1; Зах 14.5; Мф 1.8,9)—см. Азария,в (относительно Мф 1.8 см. родить);
б) (1Пар 6.5,6)—аналог. Авиуд,б(в 1Пар 6.51; Езд 7.4 назван Уззий).
(внимательный)(Чис 26.16)—аналог. Арели (в Быт 46.16 назван Эцбон).
(Ис30.22)—отделка, облицовка, покрытие идолов для придания им блеска.
—в древнихвосточных домах служило для тех же целей, что и ныне, только закрывалось решеткой(Суд 5.28-29) и выходило почти всегда во внутренний двор, редко—на улицу (Пр7.6). (См. решетка)
(ласка,нежность) (4Ц 22.14)—жена Шаллума, пророчица во времена царствования Иосии (во2Пар 34.22 названа Олдана).
(2Пар34.22)—см. Олдама.
(мой шатервысок)—а) (Быт 36.2,5,14,18,25)—см. Иегудифа;
б) (Быт 36.41; 1Пар 1.52)—одиниз старейшин идумейских, потомок Исава (возможно, происходит от имени егожены).
(Мих6.15)—плоды оливкового дерева, маслины (см.).
(Рим16.15)—аналог. Амплий.
(Быт 36.11,15;1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а.
(От 1.8,10;21.6; 22.13)—последняя буква греческого алфавита. (См. Алфа)
—религиозныйобряд (Евр 9.10), берущий начало в законе (Исх 29.4; Вт 21.6, ср. 4Ц 5.10; Пс50.4; Ис 1.16). Со временем сделалось мертвым ритуалом, подменившим заповедьБожию (Мф 7.8), посему и было отвергнуто Господом. (См. очищение)
(порывистый,стремительный)—а) (1Пар 7.8)—аналог. Авия,д;
б) (1Пар 9.4)—аналог. Амария,ж;
в) (1Пар 27.18)—сын (потомок)Михаила, главный в колене Иссахаровом при Давиде.
(2Пар4.6)—см. умывальница.
(Иез 30.17)—см.Илиополь.
(Иов39.5)—дикий осел.
(сильный,богатый)—а) (Быт 36.23; 1Пар 1.40)—аналог. Алван;
б) (1Пар 2.26,28)—один изсыновей Иерахмеила, сына Есрома из колена Иудина.
(сильный) (Быт38.4,8,9; 46.12; Чис 26.19; 1Пар 2.3)—аналог. Ир,а. От его имени произошлослово «онанизм».
(Быт 2.12; Исх25.7; 28.9,20; 35.9,27; 39.6,13; Иов 28.16; Иез 28.13)—разновидность агата, минералс чередующимися темными и светлыми слоями, из-за чего издавна употребляется дляизготовления украшений, особенно камей (выпуклых светлых изображений на темномфоне). В одежде первосвященника использовался для нарамника ефода и наперсника(см.). (См. также драгоценные камни)
(полезный)(Кол 4.9; Флм 1.10)—в прошлом раб Филимона, обращенный в истинную веру черезап. Павла, колоссянин (по рождению или службе). Ап. Павел, намекая на его имя,говорит о его годности (Флм 1.11).
(приносящийпользу) (2Тим 1.16; 4.19)—ефесянин, друг ап. Павла, который с риском для жизнислужил ему во время римского заточения Апостола.
(Исх30.34)—один из компонентов священного курения, природа которого не известна,хотя полагают, что это некие раковины (возможно, также—растение). (См. ароматы)
(сильный,крепкий) (1Пар 8.12; Езд 2.33; Неем 6.2; 7.37; 11.35)—город по соседству сЛодом (Лиддой), как полагают, нынешнее селение Кефр-Ана. Находится вне уделаВениаминова.
(Рим 7.18; 2Фес1.10; 2Тим 1.12,18; 4.8; Евр 2.14; От 16.14)—то, тот; назначенный, определенный.
(Ис 3.19)—воригинале стоит: шарф (вуаль, легкая накидка). (См. украшения)
(Иов13.12)—забор, ограда (в указанном стихе имеет значение «защита»).
(Быт 3.7;Деян 19.12)—широкий пояс, передник, фартук.
—пресный,бесквасный хлеб. Основное его назначение—употребление во время семи днейпраздника опресноков (Исх 12.15,18-20). В переносном смысле означает чистоту,неподверженность чуждым влияниям (1Кор 5.7-8).
—см.праздник опресноков.
(белизна,чистота)—а) (Исх 17.10,12; 24.14; 31.2; 35.30; 38.22; 2Пар 1.5)—сын Халева (см.Халев,в) из колена Иудина, помогавший Аарону во время молитвы Моисея иуправлявший вместе с Аароном народом во время отсутствия Моисея, отец Веселиила(в 1Пар 2.19,20,50; 4.1,4 назван Хур);
б) (Чис 20.22,23.25,27; 21.4;33.37-39,41; Вт 32.50)—гора на границе земли Едомовой на юг от Мертвого моря врайоне Кадеса, на которой умер (и, видимо, был похоронен) Аарон (точноеположение ее не известно, но, возможно, это гора с названием Джебел Мадейра насеверо-запад от Кадеса);
в) (Чис 34.7,8)—по-видимому,одна из гор Ливана.
(Ис 2.4; Иол3.10; Мих 4.3)—плуг.
(Пс128.3)—пахарь.
(Быт 45.6; Суд14.18; 3Ц 19.19; Иов 1.15; 4.8; Пс 128.3)—пахать.
(Пс150.4)—древний духовой инструмент (в оригинале «угаб», в других местахпереведено «свирель»). (См. музыка)
(сосна) (1Пар2.25)—аналог. Ахия,д.
(ворон) (Суд7.25; 8.3; Пс 82.12; Ис 10.26)—один из князей мадиамских, пораженных Гедеоном.Скала Орива, у которой он был убит (Ис 10.26), как полагают, находилась назапад от Иордана. (См. Цур-Орив)
(Вт14.5)—порода антилоп (лошадиная антилопа или сернобык). Водится в Аравии, севернойАфрике и Малой Азии.
(Ам 5.8)—см.Кесиль.
(2Ц24.16,18,20-24; 1Пар 21.15,18,20-25,28; 2Пар 3.1)—Иевусеянин (один из прежнихжителей Иерусалима), имевший гумно на горе Мориа, которое у него купил Давиддля сооружения жертвенника Господу, и на месте которого позже был построен храм(см.).
(две пещеры)(Иер 48.3,5,34)—моавитский город (точное положение не известно) (в Ис 15.5назван Хоронаим).
(шея, грива)(Руф 1.4,14)—моавитянка, жена Хилеона, сына Елимелеха и Ноемини (ср. Руф 4.10).
—об оружиидревних читатель осведомлен достаточно хорошо. Некоторые дополнительные деталисм. в заметках на слова: башня, бердыш, булава, колесница, лук, праща. Кромених в Библии упоминаются: дротик, копье, машина для метания стрел и камней(2Пар 26.15), меч, секира, стенобитная машина (Иез 4.2), стенорушитель (Мих2.13), таран (Иез 21.22), и из защитных средств—броня, латы, щит, шлем, которыев Словарь не вошли. (См. войско)
(Иеговаспасает) (Иер 43.2)—см. Гошаия,б.
(спаси, мымолим) (Мф 21.9,15; Мк 11.9,10; Ин 12.13)—торжественное молитвенное восклицание(краткая молитва), которое в оригинале стоит также и в Пс 117.25, и которым вдревности евреи обменивались во время праздников.
—отделение ипосвящение на служение Богу. Освящались священники (Исх 29.1), скиния и жертвенник(Исх 29.44; 40.9), храм Соломона (3Ц 8.63), второй храм (Езд 6.16), стенаИерусалима (Неем 12.27). Посвящение левитов на служение названо очищением (Чис8.6-22). Бог освятил седьмой день (Быт 2.3), всякого первенца (мужского пола)из людей и скота (Исх 13.2), Сына Своего Иисуса Христа (Ин 10.36). Его воляесть и к освящению нашему (1Фес 4.3; 5.23).
—известноедомашнее животное, высоко ценимое на востоке в древности (Быт 30.43). Ослыупотреблялись для езды, перевозки тяжестей и даже для обработки земли (Вт22.10; Ис 30.24). Въезд Господа Иисуса Христа на осле в Иерусалим (в отличие отвъездов полководцев в побежденные города на белом коне) символизировал смирениеи мир (Зах 9.9; Мф 21.5). Дикие ослы (онагры), во множестве встречавшиесяраньше в Аравии и Палестине, имели неукротимый, злой нрав (Быт 16.12).
(Исх 24.16;Ис 4.6; 18.1; Мф 17.5; Мк 9.7; Лк 1.35; 9.34; Деян 5.15; Евр 9.5)—укрыть, защитить,обнять, охватить.
—28якнига Ветхого Завета, первая в ряду книг малых пророков (см. Библия). Быланаписана примерно в 750-725 гг. до РХ, в период, когда Израильское царство отпроцветающего состояния при Иеровоаме 2 быстро пошло к упадку при следующих,часто сменяющих друг друга, царях. Нравы испортились, процветало идолопоклонство(Ос 4.1-2). Осия явился пророком северного царства, его иногда называютИеремией Израиля. Об этом свидетельствует то, что он часто упоминает районы насевере: Ливан, Самарию, Изреель, Вефиль, Ефрема (последнего—37 раз). Призывпророка представлен женитьбой на блуднице, возможно, служительнице идольскогохрама, для которой разврат стал нормой жизни (по-еврейски «блудница» и «святая(посвященная) женщина»—одно и то же слово). Она была символом неверногоИзраиля, а пророк выступал от имени Самого Господа. Но упрекая и обличаяИзраиль за его многочисленные злые дела, пророк призывает свой народобратиться, ибо любовь Божия неизменна (Ос 14.2,5). Осия был пророком любви!
(спасение,избавление)—а) (Чис 13.9,17)—прежнее имя Иисуса, сына Навина (см. Иисус,б);
б) (4Ц 15.30; 17.1,3,4,6;18.1,9,10)—сын (потомок) Илы, последний царь израильский, царствовавший вСамарии девять лет после умертвления Факея;
в) (1Пар 27.20)—сын (потомок)Азарии, старший в колене Ефремовом при Давиде;
г) (Неем 10.23)—аналог. Азур,а;
д) (Ос 1.1,2; Рим 9.25)—сын(потомок) Беерия, один из малых пророков, современник пророков Исаии, Амоса иМихея и нескольких царей иудейских и израильских. О его жизни ничего неизвестно, кроме того, что он сообщил о себе (Ос 1.1). Это был, несомненно,пророк, живший в северном царстве и пророчествовавший об Израиле (Ос 7.5).Некоторые полагают, что рассказ о его женитьбе есть лишь иносказание.
—тоже, что нечистота, нечистый (см.) (Соф 3.1; Агг 2.13; Мф 15.11,20; Мк 7.15;Деян 10.14; Тит 1.15).
(Лев13.48,51-53,56-59)—продольные нити ткани, которые обычно делаются болеекрепкими, чем поперечные (уток).
—кромеобычного смысла имеет также значение вообще обитаемой земли, иногда—отдаленной(во многих местах стоит рядом со словами Фарсис, Фарсисский). Острова народов(Быт 10.5; Соф 2.11)—означает отдельные страны, нации (племена). В Ис 42.15означает мели.
—открывать.
(4Ц 21.13; Ис34.11; Ам 7.7,8; Зах 4.10)—приспособление для определения строгой вертикальнойлинии (в строительстве). В указанных местах используется как символ суда,строгого рассмотрения.
(Лев 23.36; Чис 29.35)—завершение праздника (в оригинале: «торжественноесобрание», ср. 3Ц 8.65). (См. попразднество)
—кроменепосредственного родителя (Быт 42.13), а также предков вообще (Чис 20.15; 3Ц15.3), отцом в Священном Писании называются и многие другие лица: левит,которого Миха поставил священником в своем доме (Суд 17.10); Иосиф,поставленный вторым по фараоне (Быт 45.8); Иавал, родоначальник кочевников (Быт4.20); Иувал, родоначальник музыкантов (Быт 4.21); основатели или начальникинекоторых городов (1Пар 2.51; 4.5,18). Авраам назван отцом многих народов (Быт17.3), всего еврейского народа (Ин 8.56) и всех верующих (Рим 14.16). Слово«отец» употреблялось также как уважительное обращение к старшим (1Ц 24.12; 4Ц2.12). Ап. Павел употребил его в отношении благовестников (1Кор 4.15). Господьзапретил верным Своим кого бы то ни было называть отцом на земле (Мф 23.9—ср.Мал 2.10; Мф 10.37; Лк 14.26), ибо у них у всех один Отец. (См. также сын)
—Отец Небесный,Отец Господа нашего Иисуса Христа и Отец всех верующих в Иисуса Христа. ГосподьИисус Христос во время Своего земного служения постоянно обращался к Отцу,называя Его Своим (Мф 11.25; Лк 22.42; 23.34; Ин 11.41; 17.1) и никогда неназывал Его «нашим» (совместно с учениками), но ученикам велел обращаться кНему, как к «Отцу вашему» (Мф 6.32; Ин 20.17).
(Еф3.15)—слова «всякое отечество» в оригинале означает: «вся Его семья», «всеЕго». (См. народ)
—явлениеБога в слове (Пс 18.8; Ис 8.16) или в видении (Иов 33.15,16), Его свидетельствоо Самом Себе. Откровением для человека может служить его собственная совесть(Рим 2.15) и вся окружающая его природа (Пс 18.2-3; Рим 1.19). Откровениемособенно часто называются десять заповедей, которые Моисей получил от Бога икоторые стали основой закона (Исх 25.16,21; 34.29; Чис 17.4) и в связи с этим,очевидно, ковчег и скиния также названы ковчегом откровения (Исх 25.22) искинией откровения (Исх 38.21; Чис 9.15). (См. пророчествовать)
—последняякнига Нового Завета и Библии (см.), в которой записано откровение (явление ввидении) Господа Иисуса Христа Апостолу и евангелисту Иоанну, когда он былсослан за проповедь слова Божия на остров Патмос (От 1.1,9-11). Иринейсвидетельствует: «Эта книга появилась недавно, почти в наше время, в концецарствования Домициана» (Домициан царствовал 81-96 гг.). Цель этой книгипоказать, «что есть и что будет после сего» (От 1.19), но все события,предсказания и пророчества даны в символах, которые до сих пор остаютсятрудными для подробного толкования.
—изгнание(Лк 6.22), исключение (Ин 9.22), отделение (Езд 10.11; Рим 9.3). В ВетхомЗавете имеются упоминания об отлучении от общества народа израильского, но вНовом Завете указаний на такое действие нет. Однако на основании наставления,данного Господом, как поступать с бесчинным (Мф 18.15-17), а также случаевпредания сатане двух лиц ап. Павлом (1Кор 5.5; 1Тим 1.20) и предложений несообщаться с отступниками (2Фес 3.6; Тит 3.10), в практике формальной церквипоявилось отлучение как воспитательная и исправительная мера. Необходимопомнить, что в так называемых христианских странах, начиная с 4 в. и донедавнего времени, принадлежность всех граждан к христианской церкви считаласьобязательной, поэтому отлучение имело такое же пугающее значение, как иотлучение от синагоги в Иудее во времена Христа (Ин 9.22), поскольку за нимследовало и лишение многих гражданских привилегий. Вынесение замечания впрактике современных церквей основано на 2Фес 3.14-15. Ясно, что такиемероприятия ставят церковь на уровень синагоги и даже просто мирскихорганизаций. (См. синагога, церковь)
(Лев 16.8,10,26)—воригинале в этих местах стоит слово «асасель», как полагают, одно из имен сатаны,к которому и отправлялся козел, но оно также может обозначать и просто«удаление». (См. козел для отпущения, очищения день)
(Вт31.10)—имеется в виду год прощения долгов, то есть седьмой год (см.).
(Ис 4.2;11.1; Иер 23.5; 33.5; Зах 3.8; 6.12)—обещанный Мессия, Спаситель. В оригиналеимеет также значение «слава» (ср. Ис 11.10; 53.2; От 5.5; 22.16).
(Иов30.8)—отбросы, охвостье; отверженные ничтожества, безымянные и ничтожные люди;изверги, негодяи.
(Пс87.15)—отвергать.
(Чис32.14)—отрасль, потомство.
—мальчик ввозрасте от 12 лет (Лк 2.42-43) до 16 лет (Быт 21.16), но в некоторых случаях ибольше, ибо Иосифу (Быт 37.30) было 17 лет (Быт 37.2), а Исааку (Быт 22.12) иАвессалому (2Ц 18.5) и того больше (25-30лет) (также и Соломону—3Ц 3.7) (ср.Есф 2.2; Иол 3.3). В Быт 22.3,5 это слово употреблено в отношении взрослых слуг(ср. 2Ц 1.15; Иов 1.15), в Лк 1.54—ко всему Израилю, а в Ис 42.1—к СамомуГосподу. (См. юноша)
—девица ввозрасте 16-18 лет.
(старослав.)—форма звательного падежа слова Отец.
(возвышение)(2Пар 27.3; 33.14; Неем 3.26,27; 11.21; Ис 32.14)—южная часть храмового холма вИерусалиме; застроенная часть или отдельные строения южнее храма и царскогодворца.
(усталый,утомленный) (Иер 40.8)—из Нетофафы, отец (предок) некоторых военачальников приГодолии.
(Быт 10.29; 3Ц9.28; 10.11; 22.48; 1Пар 1.23; 29.4; 2Пар 8.18; 9.10; Иов 22.24; 28.16; Пс44.10; Ис 13.12)—один из сыновей Иоктана и земля, которую населяли его потомки.Как полагают, эта страна, богатая золотом, была расположена в прибрежной частиИндии или юго-восточной Аравии, связанной торговлей с Индией. (См. Парваим)
—а) (1Ц 1.3;2.34; 4.4,11,17)—один из сыновей Илия, священника в Силоме. Погиб в один деньсо своим братом Финеесом, как и было предсказано человеком Божиим (1Ц 2.27-34)и отроком Самуилом (1Ц 3.11-14);
б) (1Пар 26.7)—левит, один изпотомков Овед-Едома, привратник у южных ворот храма.
(задний)—а) (Нав18.23; 1Ц 13.17; Мих 1.10)—аналог. Аввим;
б) (Суд 6.11,24; 8.27,32;9.5)—город удела Манассиина, по-видимому, в районе Сихема;
в) (1Пар 4.14)—сын (потомок)Меонофая из колена Иудина.
(которогоподдерживает Иегова)—а) (3Ц 22.40.51; 4Ц 1.2,5,18; 2Пар 20.35,37)—сын и преемникАхава, царь израильский, царствовавший в Самарии два года и не отступавший отвсех грехов своего отца;
б) (4Ц 8.24-26,29;9.16,21,23,27,29; 10.13; 11.1,2; 13.1; 1Пар 3.11; 2Пар 21.17; 22.1,2,6-11)—сыни наследник Иорама, царь иудейский, царствовавший в Иерусалиме один год. Был вродстве с домом Ахава и подпал под его влияние (во 2Пар 25.23 назван Иоахаз).
(смущенный)(Чис 1.13; 2.27; 7.72,77; 10.16)—отец (предок) Пагиила.
—а) (1Пар2.15)—аналог. Аминадав,г;
б) (1Пар 2.25)—аналог. Ахия,д.
(Евр9.5)—крышка ковчега откровения, над которой Бог открывался Моисею (Исх 30.6), ик которой Аарон являлся раз в год с жертвенной кровью в день очищения (Лев 16.2,34).(См. очищение)
—обрядосвобождения от нечистоты или греха (Лев 16.34). Очищением называлось также посвящениелевитов на служение (Чис 8.6-22). Очищение имеет глубокий символический смысл,ибо омовение и соответствующее жертвоприношение означают не омытие физическойнечистоты, но освобождение от губящего действия нечистоты духовной (ср. Лев1.40—омыть требовалось не рот или руки, но одежды; также по Мф 15.11,20—человекможет есть немытые овощи, болеть, но быть чистым пред Богом и людьми, а другой—тщательномыть и руки и овощи, но оставаться по своим делам и речам нечистым). Крометого, слово «очищение», употребленное в некоторых местах оригинала, несет смысл«примирить» и «заступить» (как в Чис 16.46; 25.13). Отсюда и значение названиякрышки ковчега откровения—«очистилище» (см.). По закону очищение требовалось вследующих четырех случаях: в случае прикосновения к мертвому (Лев 5.2-3; Чис6.9; 19); в случаях истечений из тела (Лев 5.3; 15); матери после рожденияребенка (Лев 12; Лк 2.22) и в случае (а не для!) исцеления от проказы (Лев14.1-32; Лк 5.13-14). (См. также освящение)
—см.день очищения.