Вступление

Выдающиеся изречения о Библии

Христос есть центр и сердце Библии

Библия есть Божье слово

Очерк библейского повествования

Библейские книги

Предмет или ведущая мысль каждой книги Библии

Относительный размер книг Библии

Три основных мысли Ветхого Завета

Три ступени развития Ветхозаветной мысли:

Ветхозаветная хронология

Период времени от Адама до Авраама

Библейская хронология и современная наука

Теория «Тысячелетия субботы»

Важные ветхозаветные даты

Периоды

Приблизительная величина библейского веса, мер, денег

Ханаан

Евфратская долина.

Иерусалим

Археологические раскопки

Евфратская долина

Начало археологического интереса

Бехистунская надпись — ключ к вавилонскому языку

Письменность

Допотопный источник письменности

Допотопные книги

Пиктографические письмена

Первоначальное распространение письменности

Клинописные письмена

Алфавитная письменность

Письменный материал

Доавраамовские книги

Книги и библиотеки в древнем Вавилоне

Аккад

Лагаш

Ниппур

Джамдет Наср

Призма династии Вельда

Книги дней Авраама

Законы Хаммурапи

Библиотеки дней Авраама

Школа в дни Авраама

Авраам и Священные Писания

Письменность в Египте

Розеттский камень

Литературная деятельность в древнем Египте

Дощечки с надписью Тель-эль-Амарна

Письменность в Палестине и окрестных районах

Авторство Пятикнижия

Выдающиеся изречения о Библии

Авраам Линкольн: «Я убежден, что Библия является наилучшим подарком, которым Бог когда-либо наделил человека. Все наилучшее от Спасителя мира передается нам через эту книгу».

В.Е. Глэдстон: «В свое время я знал девяносто пять выдающихся людей в мире, и восемьдесят семь из них были последователями Библии. Библия выделяется своим происхождением и неизмеримое расстояние отделяет ее от других книг».

Джордж Вашингтон: «Невозможно правильно править миром без Бога и Библии».

Наполеон: «Библия — необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее».

Королева Виктория: «Я приписываю Библии величие Англии».

Даниил Вебстер: «Если есть что-нибудь достойное почтения в моих мыслях и стиле, я отдаю честь моим родителям, которые с раннего детства внушили мне любовь к Священным Писаниям. Если мы будем придерживаться принципов, которым учит Библия, наша страна будет в состоянии постоянного благоденствия. Но если мы и наши потомки пренебрежем наставлениями и авторитетом этой книги, то можно смело сказать, что нас постигнет внезапная катастрофа и превратит нашу славу в глубокое бесславие».

Томас Карлейль: «Библия есть вернейшим выражением, когда-либо высказанным буквами нашего алфавита, вышедшими из души человека, через которое, как бы через Богом открытое окно, все люди могут посмотреть на тишину вечности и распознать вдали проблеск давно забытого дома».

Джон Рескин: «Если во всем том, что я написал есть какая-нибудь ценность, то это потому, что в детстве мать моя ежедневно читала мне места Библии и ежедневно требовала заучивать эти места на память».

Чарлз А. Дана: «Эта древняя Книга неистребима. И эта наша земля, чем больше мы будем перелистывать ее страницы и изучать ее секреты, тем вернее она подтвердит и иллюстрирует страницы Священных Писаний».

Томас Гексли: «Библия является Великой Хартией Бедных и порабощенных. Человечество не может обойтись без нее».

В.Г. Сювард: «Вся надежда человеческого прогресса основана на постоянно возрастающем влиянии Библии».

Патрик Генри: «Библия ценнее всех книг, которые когда-либо были напечатаны».

Ю.С. Грант: «Библия является запасным якорем наших свобод».

Горас Грилей: «Невозможно поработить умственно или социально народ, читающий Библию. Библейские принципы лежат в основе человеческой свободы».

Андрю Джаксон: «Книга эта, сэр, является скалой, на которой покоится наша республика».

Роберт Е. Ли: «Во всех моих недоуменьях и отчаяниях я всегда находил в Библии свет и силу».

Лорд Теннисон: «Чтение Библии, само по себе, является образованием».

Джон Квинси Адамс: «Так велико мое уважение к Библии, что чем раньше дети мои начнут читать ее, тем более я буду уверен, что они станут полезными гражданами своей страны и уважаемыми членами общества. Долгие годы я придерживаюсь обычая прочитывать Библию раз в год».

Эммануил Кант: «Существование Библии, как книги, есть величайшей пользой для всех людей, когда-либо испытанной человечеством. Всякая попытка умалить Библию есть преступлением против человечества».

Чарлз Дикенс: «Новый Завет есть величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира».

Сэр Вильям Гершель: «Все человеческие открытия служат для более сильнейшего доказательства истин, находящихся в Священных Писаниях».

Сэр Исаак Ньютон: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история».

В. Гете: «Пусть развивается научная культура, пусть преуспевает естественная наука в глубь и в ширь, пусть ум человека развивается сколько угодно, но культурного и морального уровня христианства, которое сияет в Евангелиях, они не превзойдут».

Генри Ван Дейк: «Рожденная на Востоке и одетая в восточную форму и образы, Библия проходит по всему миру обычными шагами и входит в страну за страной, чтобы всюду найти своих. Она научилась говорить к сердцу человека на сотнях языков. Дети слушают ее рассказы с удивлением и удовольствием, а мудрецы размышляют о них, как о притчах жизни. Лукавые и гордые страшатся ее предупреждений, а к израненным сердцем и кающимся она говорит языком матери. Она вплетается в наши драгоценнейшие мечты для того, чтобы Любовь, Дружба, Сочувствие, Преданность, Воспоминание и Надежда были украшением на одеянии ее драгоценной речи. Никто не должен считать себя бедным и одиноким, кто обогатил себя этим богатством. Когда небосвод начинает темнеть и испуганный странник подходит к Долине Смертной Тени, он не страшится войти в нее. Он берет в свои руки жезл и посох Священного Писания и говорит другу и спутнику: «До свидания, мы встретимся опять». Поддержанный этой надеждой, он идет пустынной тропинкой, пробиваясь из тьмы к свету»

Нижеследующие изречения о Библии русских мыслителей собрал переводчик — Пастор И.К. Гук.

Н.И. Пирогов: «Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда еще не читывал, а мне уже было 38 лет от роду, — я нашел для себя этот идеал».

В.И. Белинский: «Есть книга в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются толь ко в большом проникновении в тайную глубину этой божественной книги.Основания Евангелия — откровение истины через посредство любви и благодати».

Ф.М. Достоевский: «Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.И сколько тайн разрешенных и откровенных! Люблю книгу сию!

Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия».

И.С. Никитин: «Измученный жизнью суровой, не раз я себе находил в глаголах Предвечного Слова источник покоя и сил».

А.С. Пушкин: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания.в нем находить всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, все, что было великого с самой древности!.Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям.Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике.Библия всемирна.Вот единственная книга в мире: в ней все есть».

Христос есть центр и сердце Библии

Ветхий Завет повествует о народе.

Новый Завет повествует о человеке.

Народ был избран и воспитан Богом, чтобы явить в мир Человека. Сам Бог стал Человеком, чтобы дать человечеству конкретную, определенную, осязаемую идею Той личности, Которую мы называем Богом. Бог подобен Иисусу Христу. Иисус Христос был Богом, воплощенным в человеческое тело. Его появление на земле является центральным событием всей истории. Ветхий Завет приготовляет для этого события место.

Новый Завет — описывает это событие. Как человек Он жил вполне идеальной жизнью, которой кто-либо прожил на земле. Он был добрейшим, нежнейшим, смирным, терпеливейшим, сочувственнейшим человеком, когда либо жившим на свете. Он любил людей. Он сочувствовал людям в их переживаниях. Он любил прощать. Он любил помогать. Он совершал великие чудеса для насыщения голодных. Помогая другим, Он Сам забывал кушать. Толпы народа, измученные, в болезнях, разбитые сердцем приходили к нему и находили исцеление и помощь. О Нем сказано, как ни о ком другом, что если бы все Его добрые дела описать подробно, то «и самому миру не вместить бы написанных книг». Таким был Иисус Христос. Таким есть Бог.

Затем: Он умер на кресте, чтобы взять на Себя грехи мира и стать Искупителем и Спасителем мира. Затем: Он воскрес из мертвых. Он жив теперь не только, как исторический человек, но как живая Личность, самое важное событие истории, самая жизненная сила в мире.

Вся Библия вращается вокруг этого прекрасного повествования о Христе, Его обетованиях вечной жизни всем, кто Его примет. Библия написана для того, чтобы люди веровали, понимали, знали, любили и следовали за Христом. Христос есть центр и сердце Библии, центр и сердце истории, центр и сердце нашей жизни. Наша вечная будучность в Его руках. Наше принятие и отвержение Его определяет для каждого из нас вечную славу или вечную погибель, небо или ад, то или другое. Самое важное решение, которое каждый из нас должен сделать — это решить в нашем сердце, раз и навсегда, вопрос нашего отношения ко Христу. От этого решения зависит все. Быть христианином,- самое благородное дело, самое высокое преимущество человечества. Принять Христа Спасителем, Господом и Учителем и стараться искренно и преданно следовать Его путем жизни, по Его учению, подлинно является самым здравым и удовлетворяющим образом жизни. В Нем мир, мир души, довольство сердца, прощение, надежда, жизнь; жизнь здесь, теперь, жизнь с избытком и жизнь, которой не будет конца. Можно ли быть настолько слепым и глухим, чтобы прожить жизнь и встретиться со смертью без христианской надежды? Вне Христа что в мире можно найти теперь или в будущем для жизни настоящей и будущей, ради чего стоило бы жить? Мы все умрем. Стоит ли с этого смеяться? Казалось бы, что всякое живое существо должно бы принять Христа с распростертыми объятиями и считать это наивысшим преимуществом в этой жизни — называться именем Христа.

В конце концов, самым дорогим и сладчайшим в жизни является сознание, сокрытое в глубине всех наших побуждений, что мы живем для Христа. Наши старания иногда могут быть слабыми, но мы что-то приготовляем, как весьма скромную благодарность и поклонение и сложим это, как жертвоприношение, у ног Христа.

Библия есть Божье слово

Не говоря о теории вдохновения и знания, как книги Библии пришли к нам в их теперешней форме; или в какой мере текст мог пострадать от трудившихся над ней редакторов и переписчиков, не говоря о том, что в ней следует толковать буквально и что фигуративно или образно; что в ней считать историческим и что поэтическим, но если мы примем Библию такой, какой она есть, изучая ее содержание, то мы найдем в ней единство мысли, указывающее на то, что Один Разум вдохновил ее писателей и собирателей всех книг, проявляющих печать ее Автора и что она в уникальном и особом виде является Словом Божьим.

В наши дни существует взгляд, широко распространенный среди интеллигентных людей, что Библия является своего рода вековой историей попытки человека найти Бога, повествованием людских опытов находки Бога, постепенного улучшения познания Бога на основе опытов предыдущих поколений. В тех местах, где в Библии так много упоминается, что Бог говорил или сказал, согласно такому понятию Бог в сущности не говорил, но люди выразили свое понятие Бога, речью приписываемой Богу, когда по сути дела это было человеческое понятие о Боге. В таком случае Библия сведена на уровень обыкновенных книг и изображается не как божественная Книга, а человеческая, лишь претендующая быть божественной.

Мы полностью и с пренебрежением отвергаем этот взгляд. Библия является не только историей человеческой попытки найти Бога, но скорее сообщением Божьих стараний открыть Себя человеку. Она является Божьим описанием взаимоотношений Бога с человеком; Божьим откровением Себя человеческому роду; проявлением Божьей воли, как Творца человека. Она дарована человеку Самим Творцом для наставления и руководства в жизни.

Авторами Книг Библии были люди, и о многих из них мы совершенно ничего не знаем. Мы мало знаем о том, как Бог руководил этими авторами при написании Библии. Но в Библии утвердительно говорится о том, что Бог руководил ими и что книги Библии были написаны и составлены так, как Бог хотел их составить.

Существует большая разница между Библией и разными другими книгами. Авторы других книг могли просить у Бога помощи при их составлении и Бог мог им помогать в этом, так как в мире есть много хороших книг, которые, вне сомнения, написаны людьми с Божьей помощью. Но при всем этом, даже святейшие из авторов вряд ли осмелятся утверждать, что их книги Бог написал для них. Одна Библия претендует на это. Сам Бог управлял, руководил и диктовал содержание Библии, как Божьих Писаний. Поэтому Библия есть Словом Божьим, чем, в полном смысле, другие книги не являются Словом Божьим.

Возможно, что некоторые библейские выражения имеют «древнюю форму высказывания мыслей», что в наше время мы выражаем иначе, так как они были выражены языком древнего времени. Но несмотря даже на это, Библия содержит в себе все то, что Бог хотел сказать человечеству в такой форме, в какой Он хочет, чтобы мы знали. Итак, сколько будет существовать человечество, эта дорогая и древняя Книга будет единственной, чтобы удовлетворять человеческие искания Бога.

Библия написана многими авторами на расстоянии многих столетий, тем не менее составляет одну книгу и таким образом уже является чудом всех веков, доказывая собой свое сверхчеловеческое происхождение. Все люди должны любить Библию. Все должны читать ее регулярно. Все должны стараться жить по ее учению. Библия должна занимать первое место в жизни и служении всякой церкви. Простое объяснение ее учения должно возвещаться с каждой кафедры.

Очерк библейского повествования

Бог сотворил человека и поселил его в Едемском саду, в юго-западной части Азии, приблизительно в географическом центре наибольшей земной поверхности, обозначенной черным квадратиком на карте 1.

Человек согрешил и не устоял в своем назначении. После этого Бог приготовил план для полного искупления и возрождения человека, избрав Авраама и через него образовав народ, посредством которого этот план был приведен в исполнение. Бог вывел Авраама из Вавилона в землю Ханаанскую. Потом потомки Авраама переселись в Египет и там из них образовался народ. Спустя 400 лет евреи были выведены из Египта, под руководством Моисея, обратно в Обетованную землю, в Ханаан. Затем, лет четыреста или пятьсот позже, во время царствования Давида и Соломона, народ этот стал могучим царством.

При конце царствования Соломона царство это разделилось.

Северная часть царства, десять колен, назвалось «Израильским» царством и просуществовало около 200 лет, а потом, в 72! г. до Р.Х., было взято в плен ассирийцами. Южная часть назвалась «Иудейским» царством и просуществовала сверх 100 лет. И около 600 г. до Р.Х. жители Иудейского царства были удалены в Вавилон.

Остатки порабощенного народа в 536 г. до Р.Х. возвратились из плена в свою землю и восстановили свою национальную жизнь.

Скоро после этого закончилось написание книг Ветхого Завета. Четыреста лет спустя, Иисус-Мессия, обещанный в Ветхозаветных пророчествах, через Которого Бог намерен был спасти и обновить человека, явился и совершил Свое дело: Он умер за грехи человечества, воскрес из мертвых и повелел Своим ученикам возвещать об Его жизни и искупительной силе всем народам.

Ученики Христа пошли с благой вестью во всех направлениях — в особенности на запад, через Малую Азию и Грецию в Рим, который был в то время центром Римской империи и мировой цивилизации.

Через короткое время после проявления Божьего плана спасения человеческого рода, заканчивается период Ветхого Завета.

Библейские книги

подразделяются на семь частей

Ветхий завет

17-исторических 5-поэтических 17-пророческих

Новый завет

4-Евангелия 1 — Деяния 21 — Послание 1 — Откровение

Исторические: Возникновение и падение еврейского народа.

Поэтические: Литература золотого века еврейского народа.

Пророческие: Литература смутных дней еврейского народа.

Евангелия: Человек, вышедший из еврейского народа.

Деяния; Начало Его царствования среди всех народов.

Послания: Его учение и принципы.

Откровение: Предсказания Его всемирного владычества.

Еврейский Ветхий Завет точно содержит в себе столько же книг, как и наш русский, хотя в другом порядке:

Закон (5 книг): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

Пророки (8 книг): 4 ранних: Иисус Навин, Судей, Самуила или 1 и 2 Царств и 3 и 4 Царств, 4 позднейших: Исаия, Иеремия, Иезекииль и 12 малых пророков.

Писания (11 книг): 3 поэтические, Псалмы, Притчи, Иова, 5 — свитки, Песни Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаста, Есфирь;

3 книги: Даниила, Ездра-Неемия, 1 и 2 Паралипоменон.

Соединяя две книги Самуила (в русском переводе 1 и 2 Царств), две книги Царств (в русском переводе 3 и 4 Царств), и две книги Паралипоменон в одну книгу, затем Ездры и Неемии в одну книгу, а также 12 малых пророков в одну книгу — эти 24 книги равны нашим 39 книгам Ветхого Завета. Еврейский историк Иосиф Флавий в своих сочинениях говорит лишь о 22 книгах, приравнивая их к еврейскому алфавиту, состоящему из 22 букв. Он соединяет в одну книгу Руфь, Судей, Плач Иеремии и Иеремии.

Пять свитков читалось ежегодно во время следующих праздников:

Песни Песней — на праздник Пасхи, и аллегорически приравнивалась

к Исходу.

Книга Руфь — на праздник Пятидесятницы, имея отношение к празднику Жатвы.

Книга Есфирь — во время праздника Пурима, напоминая об избавлении от Амана.

Книга Екклесиаста — читалась на лраздник Кущей, самый — торжественный и радостный из праздников.

Книга Плач Иеремии — читалась 9 Аб (ноября), напоминающий разрушение Иерусалима.

В переводе Семидесяти Толковников, так называемых Септуагинта, книги Ветхого Завета подразделены соответственно содержания. И в таком порядке мы теперь имеем книги Библии.

Книги Библии

Ветхий завет

Исторические

Поэтические

Пророческие

Бытие

Иов

Исаия

Исход

Псалтирь

Иеремия

Левит

Притчи

Плач Иеремии

Числа

Екклесиаст

Иезекииль

Второзаконие

Песни Песней

Даниил

Иисус Навин

 

Осия

Судей

 

Иоиль

Руфь

 

Амос

1 Царств

 

Авдий

2 Царств

 

Иона

3 Царств

 

Михей

4 Царств

 

Наум

1 Паралипоменон

 

Аввакум

2 Паралипоменон

 

Софония

Ездра

 

Аггей

Неемия

 

Захария

Есфирь

 

Малахия

 

Новый завет

Исторические

Поучительные

Пророческие

Матфей

Иакова

Откровение

Марк

1 Петра

 

Лука

2 Петра

 

Иоанн

1 Иоанна

 

Деяния

2 Иоанна

 

 

3 Иоанна

 

 

Иуды

 

 

Римлянам

 

 

1 Коринфянам

 

 

2 Коринфянам

 

 

Галатам

 

 

Ефесянам

 

 

Филиппийцам

 

 

Колоссянам

 

 

1 Фессалоникийцам

 

 

2 Фессалоникийцам

 

 

1 Тимофею

 

 

2 Тимофею

 

 

Титу

 

 

Филимону

 

 

Евреям

 

Предмет или ведущая мысль каждой книги Библии

Некоторые книги Библии имеют одну главную мысль, другие содержат несколько.

 

Бытие

Начало еврейского народа

Исход

Завет Бога с еврейским народом

Левит

Законы еврейского народа

Числа

Путешествие в Обетованную Землю

Второзаконие

Законы еврейского народа

Иисус Навин

Покорение Ханаана

Судей

Первых 300 лет в Обетованной Земле

Руфь

Начало мессианской семьи Давида

1 Царств

Основание царства

2 Царств

Царствование Давида

3 Царств

Разделение царства

4 Царств

История разделенного царства

1 Паралипоменон

Царствование Давида

2 Паралипоменон

История южного царства

Ездра

Возвращения из плена

Неемия

Восстановление Иерусалима

Есфирь

Избавление Израиля от уничтожения

Иов

Тайна страдания

Псалтирь

Национальный песенник Израиля

Притчи

Соломона Мудрость Соломона

Екклесиаст

Суетность временной жизни

Песни Песней

Прославление супружеской любви

Исаия

Мессианский пророк

Иеремия

Последняя попытка спасти Иерусалим

Плач Иеремии

Плач над разрушенным Иерусалимом

Иезекииль

«И узнаете, что Я — Господь «

Даниил

Пророк в Вавилоне

Осия

Отступничество в Израиле

Иоиль

Предсказание века Святого Духа

Амос

Всемирное правление Давида

Авдий

Уничтожение Едома

Иона

Миссия милосердия в Ниневии

Михей

Вифлеем, место рождения Мессии

Наум

Разрушение Ниневии

Аввакум

Праведный верою жив будет

Софония

Я дам народам уста чистые

Аггей

Восстановление храма

Захария

Восстановления храма

Малахия

Последнее слово к непокорному народу

 

Матфей

Иисус – Мессия

Марк

Иисус – Чудесный

Лука

Иисус — Сын Человеческий

Иоанн

Иисус — Сын Божий

Деяния

Основание Церкви

Иаков

Добрые дела

1 Петра

Обращение к гонимой церкви

2 Петра

Предсказание отступничества

1 Иоанна

Любовь

2 Иоанна

Предупреждение против лжеучителей

3 Иоанна

Отвержение сотрудников Иоанна

Иуды

Неизбежное отступничество

Римлянам

Сущность Христовых дел

1 Коринфянам

Разные церковные трудности

2 Коринфянам

Павел защищает свое апостольство

Галатам

Благодатью, а не законом

Ефесянам

Единство церкви

Филиппийцам

Миссионерское послание

Колоссянам

Божественность Иисуса Христа

1 Фессалоникийцам

Второе пришествие Господа

2 Фессалоникийцам

Второе пришествие Господа

1 Тимофею

Забота о церкви в Ефесе

2 Тимофею

Последнее наставление Павла

Титу

Церквам в Крите

Филимону

Обращение беглого раба

Евреям

Христос — Посредник Нового Завета

Откровение

Окончательная победа Христа

 

Относительный размер книг Библии

В Библии есть 1189 глав: 929 в Ветхом Завете и 260 в Новом Завете. Самая длинная глава это Псалом 118, а самая короткая — Псалом 116, который также находится на половине Библии.

Самый длинный стих в Библии находится в книге Есфирь 8:9, а самый короткий — в Евангелии от Иоанна 11:35.

Три основных мысли Ветхого Завета

1. Божье обетование Аврааму:

Что в его потомках благословятся все народы. Бог избрал еврейский народ для определенной цели — чтобы сделать его мессианским народом в мире; народом, через который прольется великое благословение на все другие народы.

2. Божий завет с еврейским народом:

Что если они будут верно служить Ему, то Он благословит их, как народ, а если они отступят от Него и начнут служить идолам, Бог уничтожит их, как народ. Все народы поклонялись идолам. У них были разные боги; неба, земли, моря, суши, городов, стран, гор, долин, всякие боги и богини, и даже семьи богов. В Ветхом Завете записаны все вековые старания Бога, чтобы в идолопоклонческом мире восстановить познание единобожия через народ, поклоняющийся единому Богу.

3. Божьи обетования Давиду:

Что его род будет царствовать над Божьим народом навеки. Когда Божий народ размножился, Бог избрал одно семейство в народе, семейство Давида и начал через это семейство выполнять Свои обетования. Он обещал, что из этого семейства произойдет великий Царь, Который будет жить вовеки и установит всемирное вечное царство.

Три ступени развития Ветхозаветной мысли:

1. Еврейский народ был избран Богом, чтобы через него получили благословение все народы. Он стал мессианским народом.

2. В еврейском народе благословится весь мир через род Давидов, мессианский род.

3. Благословение всему миру придет через великого Царя, Который родится в семье Давида. Он будет Мессия.

Поэтому:

В избрании еврейского народа Божья конечная цель состояла в том, чтобы даровать миру Христа. Затем, в языческом мире перед явлением Христа, Божьей немедленной целью было явить миру Единого, Истинного, Живого Бога.

Ветхозаветная хронология

Предполагаемая хронология. Даты, отмеченные на полях некоторых изданий Библии, не являются библейским текстом. Они были разработаны архиепископом Ашером в 1650 году по Р.Х. Он относит время Адама к 4004 году до Р.Х.; Потоп к 2348 до Р.Х.; Рождение Авраама к 1996 году до Р.Х. и Постройку Храма Соломонова — к 1012 году до Р.Х.

Период времени от Адама до Авраама

Согласно счета времени, записанного в 5 главе Бытия, от Адама до Авраама прошло 1656 лет. А если высчитать время в 11 главе Бытия, то от потопа до призвания Авраама прошло 427 лет. Итак, от Адама до Авраама прошло 2083 года. (См. страницы 78, 92)

В переводе Семидесяти Толковников (Септуагинте), в главе 5 Бытия, от Адама до Потопа насчитывается 2262 года, и в главе 11, от Потопа до Авраама — 1307 лет. Итак, всего от Адама до Авраама 3569 лет.

В Самаритянском Пятикнижии, в главе 5 Бытия, от Адама до потопа насчитывается всего 1307 лет и в главе11 Бытия, от потопа до Авраама насчитывается 1077 лет, что все вместе составляет от Адама до Авраама 2384 года.

Время Авраама Время Авраама приблизительно определяется между 2300 и 1700 до Р.Х. В общем принято считать его дату около 2000 г. до Р.Х. Таким образом: время Адама около 4000 лет до Р.Х.; по Септуагинте 5500 лет до Р.Х. и по Самаритянскому Пятикнижию около 3000 лет до Р.Х.

Другие толкования Хотя сведения по «Предполагаемой хронологии» согласуются с нашей русской Библией, есть толкования этих текстов, допускающие доказательства новых открытий. (См. стр. 78).

Библейская хронология и современная наука

В наше время существует убеждение, что человек появился на земле гораздо раньше, чем об этом говорится в Библии. Самыми древними цивилизациями в мире считаются Вавилонская и Египетская. На основании археологических доказательств, не касаясь библейских заявлений, начало исторического периода Вавилона считается по-разному, между 5000 и 2400 до Р.Х., по всей вероятности 3400 лет до Р.Х. Началом исторического периода Египта считается время между 5500 и 2000 лет до Р.Х., и многие историки задерживаются на 3000 лет до Р.Х. А что касается доисторического периода обеих стран, то мнения здесь расходятся и определяются фантастическим гаданием на несколько столетий или неопределенные века. Долины Евфрата и Нила теперь считаются сравнительно недавними формациями, не старше 7000 лет до Р.Х. Археология и история показывают, что человек в этих долинах появился весьма внезапно с весьма развитой цивилизацией с самого начала. Есть немало ученых, которые думают, что нет заключительного или окончательного доказательства, что человек существует на земле больше обычного библейского времени — 6 000 лет.

Теория «Тысячелетия субботы»

В послании Варнавы, написанным в начале христианской эры, упоминается об убеждении некоторых, что как от Адама до Авраама 2000 лет и от Авраама до Христа 2000 лет, то столько же будет и время христианской эры, а затем наступит тысячелетие, подобно тому, как после 6 дней творения наступил день покоя. И так как мы приближаемся к концу христианской эры, то мы наблюдаем многие явления, которые говорят о том, что Великий День грядет скорее, чем мы думаем.

Период времени от Авраама до Исхода Этот период определяется в 645 или 430 лет. В книге Исход 12:40 говорится, что сыны Израилевы «обитали в Египте. 430 лет.» В Септу агинте и в Самаритянском Пятикнижии добавляется «и в земле Ханаанской.» Время от переселения Авраама в Ханаан и поселения Иакова в Египет, определяется в 215 лет, Быт. 12:4; 21:5; 25:26; 47:9. Но согласно Бытия 15:13; Деян. 7:б и Гал. 3:17, весьма неясно, следует ли включать этих 215 лет в 430 или добавить к 430.

Время Исхода Время выхода евреев из Египта зависит отчасти от определения времени до этого и от египетской хронологии. По этому вопросу существуют предположения, что выход был между годами 1 450 и 1 230 до Р.Х. (См. стр. 120-125).

Время от Исхода до Соломонова храма В 3 книге Царств 6:1 говорится, что четвертый год царствования Соломона совпал с 480 годом выхода Израиля из Египта. Предполагая, что 1450 год был датой выхода евреев из Египта и 970 год до Р.Х. приблизительной датой 4 года царствования Соломона, мы имеем промежуток в 480 лет. Все же в книге Судей указывается, что всех лет порабощения до освобождения Израиля было 410 лет. К этому числу следует добавить 40 лет странствования по пустыне, неизвестное число лет правления Иисусом Навином, правления Илием и Самуилом, 40 лет царствования Саулом и 40 лет царствования Давида — всего приблизительно 609 лет. Некоторые из этих лет перекрывались одно другим.

Важные ветхозаветные даты

 Для памяти Ранние даты указаны здесь закругленными числами и считаются только приблизительными. Все же они считаются довольно аккуратными, чтобы указать историческую последовательность событий и лиц. Всем, желающим знать Библию, советуем их выучить на память.

Адам

около 4000 до Р.Х.

Потоп

около 2400 до Р.Х.

Авраам

около 2000 до Р.Х.

Иаков

около 1900 до Р.Х.

Иосиф

около 1800 до Р.Х.

Моисей

около 1400 до Р.Х.

Исход

около 1400 до Р.Х.

Руфь

около 1150 до Р.Х.

Самуил

около 1100 до Р.Х.

Саул

около 1053 до Р.Х.

Давид

около 1013 до Р.Х.

Соломон

около 973 до Р.Х.

Разделение царства. (См. 3 Царств 12)

около 933 до Р.Х.

Галилейское пленение

около 734 до Р.Х.

Пленение Израиля

около 721 до Р.Х.

Вавилон порабощает Иуду

около 606 до Р.Х.

Пленение Иехония

около 597 до Р.Х.

Разрушение Иерусалима

около 586 до Р.Х.

Возвращение из плена

около 536 до Р.Х.

Восстановление храма

около 520 до Р.Х.

Есфирь избрана царицей Персии

около 478 до Р.Х.

Ездра возвращается в Иерусалим

около 457 до Р.Х.

Неемия восстанавливает Иерусалимские стены

около 444 до Р.Х.

Периоды

Допотопный мир  

около 1600 лет, 4000-2400 до Р.Х.

Между потопом и Авраамом  

около 400 лет, 2400-2000 до Р.Х

Патриархи: Авраам, Исаак, Иаков  

около 200 лет, 2000-1800 до Р.Х.

Пребывание Израиля в Египте  

около 400 лет, 1800-1400 до Р.Х.

Время Судей  

около 300 лет, 1400-1100 до Р.Х.

Царство: Саул, Давид, Соломон  

около 120 лет,1053-933 до Р.Х.

Разделенное царство  

около 200 пет, 933-721 до Р.Х.

Пленение  

около 70 лет, 606-536 до Р.Х.

Восстановление  

около 100 лет, 536-432 до Р.Х.

Приблизительная величина библейского веса, мер, денег

Бат, около 22 литров — 3 Царств 7:25

Бека, около 6 граммов — Исход 38:26

Гера, около 0,5 грамма — Исход 30:13

Гин, около 5 литров — Исход 29:40

Гомор, около 4 литров — Исход 16:36

Дарик, золото, около 5 рублей; серебро — 65 коп. — 1Пар. 29:7

Дидрахма (две драхмы), около 30 копеек — Матфея 17:24

Динарий, около 15 копеек — Матфея 18:28

Дневной путь, около 32 километров

Драхма, около 15 копеек — Луки 15:8,9

Ефа, около 22 литров — Иезекииля 45:11

Каб, около 2 литров — 4 Царств 6:25

Кодрант, около 1 копейки — Матфея 5:26

Коров, около 360 литров — 2 Паралипоменон 2:10

Ладонь, около 8 сантиметров — Исход 25:25

Лог, около 0,5 литра — Левит 14:10

Локоть, около 0,5 метра — Бытие 6:15; Матфея б:27

Мина, около 0,5 килограмма — Луки 19:13

Перст, около 2 сантиметров — Иеремии 52:21

Полсикля, около 32 копеек — Бытие 24:22

Полушка, около 0,4 копейки — Луки 12:59

Расстояние субботнего пути, около 1,6 километра — Деяния 1:12

Сажень, около 2 метров — Деяния 27:28

Сикль (вес), около 11,5 граммов — Бытие 24:22

Сикль (денежная единица), около 65 копеек

Стадия, около 0,5 километра — Луки 24:13

Стопа, около 25 сантиметров — Второзаконие 2:5

Талант (золотой), около 20 000 рублей — Матфея 25:28

Талант (серебряный), около 1250 рублей

Трость, около 4 метров — Иезекииля 40:58

Фунт серебряный, около 20 рублей; золотой — 300 рублей

Хомер, около 400 литров — Иезекииля 45:11; Левит 27:16

Ханаан

Край, о котором говорит Библия Ханаан занимает южную половину восточного берега Средиземного моря, длиной в 280 км. Земля эта похожа на плодотворную ленту, разделяющую пустыню от Средиземного моря. Параллельно с восточным берегом Средиземного моря проходят две цепи гор, разделяемые долиной. Дожди и реки, стекающие с этих гор, орошают эту долину между пустыней и морем и делают ее плодородной. Ливанские горы, расположенные против Тира и Сидона, считаются наивысшими в цепи этих гор. С их вершин, покрытых снегом, стекает огромное количество воды во всех направлениях.

Река Оронт, текущая в северном направлении, способствовала основанию и развитию города Антиохии, а на реке Абана, текущей на восток, основался и развился город Дамаск. Река Литан, текущая на запад, способствовала основанию Тира и Сидона. А река Иордан, текущая в южном направлении, сделала Ханаан землей, где «течет молоко и мед». Ханаан находился на пути между Евфратской долиной и Египтом, двумя главными центрами народонаселения древнего мира. Он был географическим центом и местом встречи Египетской, Вавилонской, Ассирийской, Персидской, Греческой и Римской культур.

Ханаан был стратегически защищенным местом, в центре этих сильных цивилизаций, составивших древнюю историю. Здесь были составлены планы для Израиля, быть представителем Бога среди народов.

Евфратская долина.

Первоначальное местожительства человека, центр трех мировых держав:

Ассирия — занимала северную часть долины Вавилон — занимал южную часть долины Персия — была на восточном краю долины Египет был мировой державой от 1600 — 1200 до Р.Х.

Ассирия была мировой державой от 900 — 607 до Р.Х.

Вавилон был мировой державой от 606 — 536 до Р.Х.

Персия была мировой державой от 536 — 330 до Р.Х.

Израиль был:

Воспитан в Египте в дни египетского могущества Разрушен Ассирией и Вавилоном в дни их могущества Восстановлен Персией в дни персидского могущества

Иерусалим

Центральный город библейского рассказа Очевидно, что Бог избрал Иерусалим прежде рождения Авраама, чтобы быть земным центром Божьего общения среди людей, так как там уже царствовал Мелхиседек (Бытие 14:18).

Если допустить, как утверждает еврейское предание, что Мелхиседек был Сим, уцелевший остаток допотопного мира, старейший живущий человек, священник патриархального периода всего живущего населения земли — тогда, где-то прежде переселения Авраама, Мелхиседек уже вышел из Вавилона, чтобы овладеть во имя Бога этим определенным местом земли. Мелхиседек мог знать Авраама еще в детском возрасте в земле Ур и, возможно, имел некоторое отношение к его призванию переселиться в Обетованную землю, которую Бог избрал для Своих целей. Иерусалим находится в южной части Ханаана, на вершине водораздела между рекой Иорданом и Средиземным морем, на расстоянии 32 км от Иордана и 65 км от Средиземного моря. С западной стороны он защищен горами, с юга пустыней, а с востока — Иорданским ущельем. Город Иерусалим расположен на горном хребте, окруженный глубокими долинами с восточной, южной и западной стороны. Горный хребет состоит из двух вершин или холмов, разделенных долиной. Восточный холм состоит из трех меньших холмов, называемых юго-западным и северо-западным. Находясь вблизи береговой дороги, где встречались культуры цивилизованного тогдашнего мира, город Иерусалим занимал центральное место в Божьих планах воздействия на народы всего мира. Первоначально город был расположен на юго-восточном холме. Его естественное недоступное расположение, с Гихонским родником воды у подошвы холма, было весьма желательным местом для города, укрепленного стеной. На юго-восточном холме был расположен город Мелхиседека. На центрально-восточном холме, называемом Мориа, Авраам принес в жертву своего сына Исаака. На этом холме, одну тысячу лет позже, был распят Христос.

На карте 8 сплошной линией отмечен город Мелхиседека и Авраама. Пунктирной линией сверху отмечен большой город Давида и Соломона. А еще выше меньшей пунктирной линией отмечен общий вид Иерусалима времени Иисуса Христа.

Расстояние от Иерусалима в Египет равняется приблизительно 450 км на юго-запад; до Ассирии — 1060 км на северо-восток; в Вавилон — 1060 км на восток; в Персию — 1600 км на восток; в Грецию — 1280 км на северо-запад и в Рим — 2400 км на северо-запад. Царь Давид сделал прекрасный город Иерусалим столицей Израиля 1000 лет до Р.Х. Вавилоняне разрушили Иерусалим в 586 г. до Р.Х. В дни Христа Иерусалим опять был красивым городом, но распял Того, Которого явил миру.

Археологические раскопки

Евфратская долина

Междуречье Тигра и Евфрата является местом жительства ранних жителей земли, и с этого места берет свое начало Библия. В настоящее время эта долина покрыта холмами развалин древних городов, включая первые города, когда-либо построенные в мире. Города эти были построены из кирпича. Мусор выбрасывался на улицу или за городскую стену. Если эти дома восстанавливались, то их доводили до уровня улиц. А когда города разрушались войной, и затем отстраивались, то они строились на развалинах старых домов и городов. Так как постройки были кирпичными, то прессованный временем мусор был прочным основанием для новых построек. Поэтому новые города сохраняли под собой обломки и вещи предыдущих жителей. Таким образом, насыпь росла все выше и выше, один город строился над другим. Когда жители этих городов по разным причинам оставляли свои местожительства, то климатические воздействия разрушали кирпич и смешивали его со слоем земли. Затем эти города покрылись слоем песка и таким образом хранили в себе тайны жизни прошлых цивилизаций, людей, которые преуспевающе жили в этих городах. Некоторые из этих насыпей, высотой в 30 метров, в настоящее время покрывают более 20 городов. Каждый город является новым пластом своего времени и содержит в себе вещи домашнего обихода: горшки, мусор, записи и другие различные вещи людей того времени. Раскапывая эти холмы и руины, в наше время археологи дошли до самого дна этих первых городов и нашли в них весьма показательные доказательства, которые подтверждают и иллюстрируют библейскую историю.

Начало археологического интереса

Клавдий Джеймс Рич, представитель Британской Восточно-Индийской Компании, проживающий в Багдаде, в 80 километрах на северо-восток от места древнего Вавилона, обратил внимание на надпись на кирпичах, которые принес ему его сотрудник по службе, посетивший то место в 1811 г. Он провел там 10 дней в поисках и расследовании многих курганов, на которых когда-то стоял древний Вавилон. С помощью местных жителей он сделал раскопки курганов и в них обнаружил несколько плиток с надписями, которые взял с собой в Багдад. В 1820 г. он посетил Мосул, где провел 4 месяца, делая зарисовки курганов за рекой, предполагая, что это были развалины Ниневии. Он также собирал там дощечки с надписями, которые ни он, ни кто другой не могли прочитать. Павел Эмиль Ботта, французский консул в Мосуле, также начал раскопки в этих курганах в 1842 г. и в течении следующих 10 лет раскрыл величественный дворец Саргона в Хорсабаде. Сэр Аустен Генри Лаярд, англичанин, прозванный «отцом Ассирологии», обнаружил в 1845-51 годах в Ниневии и Кала развалины дворцов пяти ассирийских царей, имена которых упоминаются в Библии, и большую библиотеку Ассарбанипала, состоящей из 100 000 томов. С тех пор десятки экспедиций: британских, французских, немецких и американских производили раскопки в разных курганных развалинах в Междуречье Тигра и Евфрата. Они обнаружили сотни и тысячи дощечек с надписями и много памятников, созданных в ранние дни человеческой истории. Работа эта продолжается по настоящее время и постоянный поток древних надписей продолжает поступать в великие музеи мира.

Надписи эти были на языках, давно вышедших из употребления и забыты. Но находки эти были так важны, что ученые весьма заинтересовались их расшифровкой.

Бехистунская надпись — ключ к вавилонскому языку

В 1835 г., сэр Генри Роулинсон, офицер английской армии, заметил в Бехистунских горах, 320 км на северо-восток от Вавилона, большую отдельную скалу, возвышающуюся 500 м над равниной. На лицевой стороне этой скалы, на перпендикулярном обрыве в 120 м. над дорогой, была гладкая поверхность с надписями. При расследовании обнаружилось, что это были надписи, высеченные в камне в 516 г. до Р.Х. повелением Дария, царя персидского, царствовавшего с 521-485 г. до Р.Х. При этом царе Дарии был восстановлен Иерусалимский храм, как описывает об этом Ездра и в том же году восстановление храма было закончено. В этой надписи рассказывалось на персидском, эламском и вавилонском языках о победах Дария. Роулинсон имел некоторое познание персидского языка и, предполагая, что на всех трех языках был высечен тот же самый рассказ о победах, он с особым старанием в продолжении четырех лет карабкался по скале и часто стоя на краю выступа не больше 30 см. у подошвы надписи, с помощью лестниц, подвешенных с верху и с низу, делал оттиски надписей. Через 14 лет перевод надписей был закончен. Роулсон нашел ключ к древнему вавилонскому языку и раскрыл для всего мира обширное богатство вавилонской литературы.

Письменность

Почти до нашего времени существовало понятие, что письменность не была известной в ранние дни Ветхозаветной истории. Убеждение это было одним из оснований новейшей критической теории, что некоторые книги Ветхого Завета были написаны гораздо позже событий, сохраняемые только устной традицией. А теперь лопата археологов доказала, что написанные записи важных событий делались от начала истории.

Допотопный источник письменности

Беросус говорит о предании, что Ксисутрус, вавилонский Ной, закопал в Сипларе Священные Писания перед потопом, выжженные на глиняных дощечках, которые позже откопал. Среди евреев и арабов существует предание, что Енох изобрел письменность и после себя оставил несколько книг. Один из вавилонских царей писал, что «он любил читать писания допотопного времени» Ассурбанипал, основатель большой библиотеки в Ниневии, допускал, что «писания эти были допотопными.»

Допотопные книги

В расколках найдены допотопные писания. Рисунок 2 является пиктографической дощечкой, найденной д-ром Лангдоном в Киш, под потопным наносом. Рисунок 3, печати, найденные д-ром Шмидтом около Фары, под потопным слоем. Д-р Вулей обнаружил допотопные печати в Уре. Печати эти были самыми ранними формами письменности, определяющими имя личности, доказывающими принадлежность и употребляемы для подписи писем, договоров, расписок и других различных документов. Каждый человек имел свою собственную печать. Печати эти искусно вырезывались пилами или буравами из маленьких кусочков дерева, камня или метала. При потреблении они накладывались на глиняные дощечки, когда глина еще не была обожженной.

Пиктографические письмена

Бог начал письменность, когда дал «знак» или «знание» Каину. Знак этот выражал мысль. Таким образом «знаки», «подписи», «картины» стали выражать мысли, слова и сочетания слов. Такие картины были нарисованы или вырезаны на глиняной посуде и дощечках. Их обнаружили археологи на нижних уровнях доисторических городов в Вавилоне. Знаки эти и картины были написаны на глиняных дощечках.

Первоначальное распространение письменности

Изобретаемая письменность в начале применялась сперва писарями в населенных центрах. По мере передвижения племен из оседлых районов в новые, не заселенные места, появилась потребность, кроме описания подлинных событий, записывать грубые, пантеистические, идолопоклоннические и абсурдные предания, часто основанные на подлинных фактах.

Клинописные письмена

В начале некоторые знаки означали целые слова или сочетания слов. С развитием искусства письменности, «знаки» стали выражать части слов или слогов. Такой письменностью пользовались вавилоняне в начале исторического периода. В то время существовало около 500 различных знаков и около 30.000 сочетаний. Знаки эти вытиснялись на мягких глиняных кирпичиках, размером от 3 до 50 см и в две трети шириной, написанные по обеим сторонам, а потом засушенных на солнце и выжженных в огне.

Алфавитная письменность

Алфавитная письменность была результатом дальнейшего развития письменности, когда «знаки» стали изображать частицы слогов или букв. Изобретение букв еще больше упростило форму письменности, так что несколько десятков знаков-букв стали выражать различные слова и мысли, которые до этого выражались 500 клинописными письменами. Алфавитная письменность началась 1500 лет до Р.Х.

Письменный материал

Слова; «письменность», «книга», «чернила», общепонятные на всех подразделениях семитского языка, что дает повод допускать, что писать книги чернилами было известно ранним семитам, прежде чем они поделились на разные расы. В Вавилоне письменность велась преимущественно на глиняных дощечках. Египтяне пользовались камнем, кожей и папирусом. Папирус — предшественник бумаги, добывался из тростника, который рос на болотистых низах, размером от 3 до 8 сантиметров в диаметре и от 3 до 5 метров высотой. Его разрезали и клали крестообразно чередующимся порядком, мочили и сжимали в листы или свитки, шириной в 30 см и длиной в 3 м Часто пользовались и черепками глиняной посуды, как письменным материалом.

Доавраамовские книги

Ранние центры населения после потопа, были в Вавилоне около Киша, Эреха, Лагаша, Аккада, Ура, Вавилона, Эриду, Ниппура, Ларса и Фара.В развалинах этих городов найдены тысячи книг, написанных на камне и глиняных дощечках еще до Авраама. Пять из них, более известных, показаны ниже, на рис. 4 показана дощечка с надписью основания Анниппада. Она состоит из кусочка мрамора, размером 7х10 см Ее обнаружил Вуллей в 1923 г., в угловом камне храма в Обейде, расположенном в 6 км на запад Ура. На ней была следующая надпись: «Анниппада, царь Ура, сын Мессанипада, построил это здание для своей госпожи Нин-Харсаг» (мать-богиня). Дощечка эта хранится теперь в Британском музее.

Надпись эта считается «Старейшим историческим документом», когда-либо найденным. В раскопках много других древних дощечек было обнаружено, но эта считается древнейшей писанной записью тогдашних событий. Она служит гранью между «историческим» и «доисторическим» периодами.

На рисунке 5, семейный портрет Ур-Нины. На нем изображен царь Лагаш, его сыновья и слуги, дед Еаннатума, с объясняющими их надписями.

На рисунке 6, Стела Енгедуанна, дочь Саргона, с описанием, что она была жрица богини луны, в Уре.

На рисунке 7, Стела Еаннатума, с изображением королевского грифа ястребов. Плита эта найдена в Лагаше Шаресом. Хранится в Луврском музее, в Париже. На плите описаны победы над еламитами, методы сражения — клинообразное построение воинов с копьями, щитами и шлемами.

На рисунке 8, гриф Ур-Наммура. Плитка эта весьма известная. Ее размер: 3 м высотой и 1,5 м шириной. Ее обнаружили на полу в Зале Правосудия, в Уре. Теперь хранится в Пенсильванском Университетском Музее. Эта плитка из известняка описывает постройку зиккурата, когда Ур был на высоте своей славы. Называется она еще «Плитой летающих ангелов», потому что летающие ангелы изображены над головой царя.

Все это имеет отношение к человеческому авторству ранних книг Библии. Из этого мы видим, что практика записи важных событий была общепринятым явлением от самого начала истории, что еще раз убеждает нас в том, что ранние события, упоминаемые в книге Бытия, были записаны в документах того времени. Предположение зто дает нам повод думать, что с самого начала Бог сформировал ядро Своего Слова и заботился об его развитии и передачи и поколения в поколение.

Книги и библиотеки в древнем Вавилоне

Вавилония в свое время была колыбелью человеческой расы, местом Едемского сада, началом библейской истории, центром потопа, местом жительства Адама, Ноя и Авраама. Ее ранняя история весьма интересная для исследователя Библии. Вавилония была расположена при устье рек Евфрата и Тигра, которое было 400 км длиной и 80 км шириной. Почва здесь была сформирована из наносных осадков этих двух рек, осушенных болот, обладающих неимоверным плодородием. Эта территория веками была центром густого населения. В настоящее время большая часть ее составляет необитаемую пустыню.

Аккад

Иногда называемый Сиппар, Агад, Абу Габба.

Один из городов Нимрода (Быт. 10:10). Столица восьмого допотопного царя. Столица империи Саргона, расположенная в 50 км на северо-запад от Вавилона. Здесь в одно время Хаммурапи издал свои законы. «Сипар» одно из его имен и означает «Город книги», и это доказывает, что город был славным своими библиотеками. Предание говорит, что здесь были зарыты перед потопом Священные Писания и найдены после потопа. Его развалины были раскопаны в 1881 г. Рассамом и в 1894 г. Шейлом. В развалинах было найдено 60 000 дощечек с надписями, и среди них целая библиотека в 30 000 дощечек.

Лагаш

иногда называемый Телло, Ширпурла.

Находится в 80 км на север от Ура. Столица одного из первых царей после потопа. Раскопанный Саржеком в 1877 — 1901 годах. Центр большой библиотеки. Здесь найдено гораздо больше надписей, чем в других местах.

Ниппур

Известный также под именем Нуффар, Кальней.

 Расположен в 80 км на юго-восток от Вавилона. Один из городов Нимрода. Раскопан экспедицией Пенсильванского Университета, под руководством Питерса, Гайнса и Гилпрехта между 1888 и 1900 годами. В раскопках обнаружено 50 000 дощечек с надписями 3-го тысячелетия до Р.Х. Среди них была. библиотека в 20 000 томов царских архивов, школьные пособия, с ссылочными цилиндрами, поставленными на вращающихся подставках, словари, энциклопедии, полные своды законов, научные, религиозные и литературные труды. Рисунок 9 показывает, где была найдена эта библиотека.

Джамдет Наср

Допотопный город, в 40 км на северо-восток от Вавилона. Разрушенный огнем, приблизительно 3500 лет до Р.Х. Раскопан в 1926 г. Экспедицией Музея Фильда, Оксфордского университета. Здесь д-р Лангдон обнаружил пиктографические письмена, указывающие ему на первоначальный монотеизм.

Призма династии Вельда

 Призма Вельда является первым известным наброском всемирной истории, написанный 2 170 лет до Р.Х. писцом Нур-Нимсубур. В ней отмечаются имена царей от начала человеческой расы до его времени, включая долгоживущих 10 допотопных царей. Призма из обоженной глины и в хорошем состоянии. Она была обнаружена экспедицией Вельд-Блунделя в 1922 г. около Ларса, в нескольких километрах от Ура. В настоящее время хранится в Ашмолеанском Музее в Оксфорде. Она существовала около 100 лет до Авраама, лишь в нескольких километрах от дома Авраама.

Книги дней Авраама

В местности Обейд, 6 км на запад от Ура, Вуллей обнаружил «Самый старинный исторический» документ. Таким образом стало известно, что местность, в которой жил Авраам, была центром литературы еще многие века до Авраама.

Законы Хаммурапи

Кодекс этот считался одним из важнейших археологических находок, когда-либо открытых. Вавилонский царь Хаммурапи жил 2000 лет до Р.Х. Он был современником Авраама. Он обычно отождествляется ассирологами с «Амрафелем» из книги Бытия 14, одним из князей, за которым гнался Авраам, выручая Лота. Его писари собрали и составили свод законов его царства, записали их на камне и распространили по всем гпавным городам. Один из камней со сводом законов, собранных в Вавилоне, был найден в 1902 г. в развалинах города Сузы, французской экспедицией, под руководством М.Ж. де Моргана. Находка эта хранится теперь в Луврском Музее, в Париже. Это весьма хорошо отшлифованный черный диоритский камень, в два с половиной метра высотой, полметра шириной и полметра толщиной, немного овальный по форме, искусно вырезанный со всех сторон, и на нем клинообразные письмена на семитовавилонском языке. Он содержит в себе около 4000 строчек, равняющихся по вместительности одной, среднего размера, книги Библии. Это самая длинная клинообразная запись, когда-либо найденная. Она изображает Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца Шамаша, относящиеся к богослужению, правосудию, податям, заработкам, процентам, займам, диспутам, имуществу, браку, товариществу, государственной работе, постройке и управлению каналами, регулированию пассажирским и товарным движением на каналах, управлению караванами, международной торговлей и многим другим. Книга эта написана на камне, не копия, но оригинальная автографическая книга, высеченная на камне в дни Авраама. Своим наличием в наши дни она свидетельствует не только о хорошо развитой системе юриспруденции, но подтверждает тот факт, что даже в такое раннее время, как дни Авраама, литературное искусство достигло такого высокого уровня.

Библиотеки дней Авраама

В Уре, городе Авраама, в Лагаше, Ниппуре, Сиппаре и почти во всех важных городах Вавилонии, вместе со школами и храмами, существовали библиотеки, в которых хранились тысячи книг словарей, грамматик, ссылочных энциклопедий, государственные записи, книги по математике, астрономии, географии, религии и политике. В этот период сильного развития литературы было произведено много изящной литературы, которую, по указу Ассурбанипала, его писцы переписали для его великой библиотеки в Ниневии. Когда Авраам посетил Египет, там в то время были миллионы записей на каменных памятниках, на папирусе и на коже. В Ханаане, около Хеврона, города Авраама, был небольшой городок, называемый «Кириат-Сефер», что означает «город переписчиков», указывающий, что здесь жили люди с литературными вкусами.

Школа в дни Авраама

В Уре, в напластовании дней Авраама, рисунок 12, Вуллей обнаружил 150 школьных дощечек с надписями — упражнений по математике, медицине, исторических учебников и одну большую плиту, на которой в параллельных колонках было показано полное спряжение шумерского глагола и его сравнительное значение с семитским. Возможно даже, что Авраам посещал эту школу.

Авраам и Священные Писания

Несомненно, что Авраам получил сведения о сотворении мира, грехопадении человека и о потопе от Сима. Он сам непосредственно был призван Богом быть родоначальником народа, через который в свое время благословятся все народы. Он жил в просвещенном обществе, где было обилие книг и библиотек. Авраам был человеком с убеждением и со способностями к руководству. Весьма возможно, что он, тщательно и аккуратно вел записи повествований, переданных ему предками, к которым он добавлял сведения о своей жизни и о Божьих обетованиях. Записи эти могли быть сделаны клинописными письменами на глине и сохранены для будущего народа, основоположником которого Бог избрал Авраама.

Письменность в Египте

В своей экспедиции в Египет в 1798 г., Наполеон взял с собой около сотни ученых. Они принесли с собой отчеты своих исследований, которые заинтересовали других ученых. Англичанин Д.Г. Вилкинсон уехал в Тебес, жил там и скопировал много надписей с великих памятников в 1821 по 1833 годы. Его называют «отцом египетской археологии», и некоторые из его трудов в наше время еще являются признанным авторитетом. В 1842 г. немецкий ученый Лепсюс написал научный труд об египетской археологии. С тех пор эти исследования выросли до неимоверных размеров.

Розеттский камень

Камень Розетта является ключом к расшифровке древнего египетского языка. Язык этот был иероглифическим, картинным символом каждого слова. В 800 г. до Р.Х. вошла в употребление более упрощенная форма писания, называемая «демотической», которая была ближе к алфавитной. Став популярной формой языка, она продолжалась до римских времен. Позже, обе формы вышли из употребления и были забыты. Надписи на Розеттском камне не были известны до тех пор, пока не найден был ключ к их расшифровке. Этим ключем был Розеттский камень. Камень был обнаружен М. Боуссардом, одним из французских ученых, который сопровождал Наполеона в Египет в 1899 г. Находка была сделана в городе, расположенном в западном русле роки Нила, называемом Розетта. Камень хранится теперь в Британском Музее. Он из черного гранита, размером 1 м. 20см, высотой, 80 см. шириной и 30 см. толщиной. На нем три надписи одна над другой: по-гречески, по-египетски — демотически, и по-египетски — иероглифически. Греческий язык был известным. На камне записаны законы Птоломея 5, Епифания, изданные 200 лет до Р.Х. на трех языках, употребляемых по всей стране для пользования в разных городах. Французский ученый Шамполлион, после четырехлетнего (1818-1822) усердного и терпеливого старания, путем сравнения с известными нормами греческого языка неизвестных египетских знаков, добился раскрытия тайны древнего египетского языка.

Литературная деятельность в древнем Египте

Тысяча лет до времен Моисея литературной деятельностью занимались не только в Вавилонии, но и в Египте. Все важные события того времени записывались. В Египте писали на камне, коже и папирусе. Кожей пользовались уже в 4-ой династии. Подвиги Тутмоса 3 в Палестине, 1500 до Р.Х. записаны на свитке весьма изящного пергамента. Начиная с 2700 до Р.Х. уже пользовались папирусом. Но записи на камне были самими прочными и каждый фараон вел записи своего царствования, высеченные на камне, в своих палатах или на памятниках. Так собирались большие государственные библиотеки и памятники, покрытые изящными описаниями событий. Рисунок 14 показывает нам надпись на обелиске царицы Хатшепсуты в Тебесе.

Дощечки с надписью Тель-эль-Амарна

В 1888 г, в развалинах Амарна, на полпути между Мемфисом и Тебесом, было обнаружено около 400 глиняных дощечек, которые были частью государственного архива Аменхотепа 3 и Аменхотепа 4, царствовавших около 1400 лет до Р.Х, Все эти дощечки находятся теперь в музеях Лондона и Каира. Их размер от 5 до 7 см. ширины и от 7 до 23 см. длины, исписанные с обеих сторон. Они содержат переписку разных палестинских и сирийских царей, записанную клинописными письменами, адресованные двум фараонам Египта. Подобно каменным плитам Хаммурапи, они составляют одну из самых важных археологических находок недавнего времени.

Письменность в Палестине и окрестных районах

Большое обилие клинописных письмен древней Вавилонии и иероглифических письмен древнего Египта было найдено в Палестине. Этот факт стал одной из основ критической теории, что многие книги Ветхого Завета были написаны много лет позже событий, о которых они рассказывают, таким образом основанные как бы только на устной традиции. Существует немало причин, почему еврейские цари не увлекались созиданием памятников с описанием их доблести и славы, как это делали другие. Но в последнее время появилось много доказательств того, что евреи были «письменным» народом. Сихем. Здесь Селлин обнаружил хананейские клинописные дощечки с надписями доизраильского периода, личные документы, свидетельствующие о знании и способности простого народа писать. Ранняя алфавитная рукопись. В Семитском храме, в Серабите, около бирюзовых рудников в Синае, сэр Флиндерс Питри в 1905 г. нашел вместе с египетскими иегоглифическими письменами надпись на раннем алфавитном языке, приблизительно 1800 лет до Р.Х. Здесь когда-то Моисей прожил 40 лет. Надпись эта была сделана 400 лет до Моисея. Гезер. В 1929 г. в Гезере Гарстанг нашел ручку от кувшина, периода 2000-1600 до Р.Х., с буквами синайского письма, и это доказывает, что синайский алфавит был уже тогда применяем в Палестине. Бет-шемеш. Здесь профессор Е. Грант из Гарвардского колледжа, находясь в 1930 г. с археологической экспедицией, нашел фрагмент глиняного кувшина, применяемого для заметок, приблизительно 1 800 лет до Р.Х., на котором было пять строчек семитской алфавитной надписи чернилами, схожей с синайскими письменами. Лахис. В 1934 г. здесь Д.Л. Старкей, член Велком Археологической Экспедиции нашел расписанный кувшин, относящийся к 1500 лет до Р.Х., с такой же синайской алфавитной надписью. Лахис был одним из городов, которые Иисус Навин разрушил в то время, когда «остановилось солнце» и на этом месте найдена книга, написанная на глиняном горшке в городе, перед тем, как он был разрушен Иисусом Навином. Рас Шамара (Угарит).

Город расположен на север от Сидона, около Антиохии. Портовый финикийский город, при впадении реки Евфрата в Средиземное море. Здесь встречались и сливались разные культуры, В 1929 г. и позже французская экспедиция обнаружила храмовую библиотеку, школу для писцов, нечто подобное теологической семинарии, в которой найдено много разных дощечек с надписями, словарей и справочников на восьми языках: вавилонском, древнееврейском, египетском, хеттейском, древнешумерской и на других незнакомых нам языках. Написаны они были синайским письмом и алфавитом из 27 букв, который существовал гораздо ранее чем другие алфавиты известные нам, относящиеся к половине второго тысячелетия до Р.Х. Бахаз Кью, в Малой Азии, был ранним хеттейским центром. Здесь была найдена библиотека из клинописных и других дощечек, разбитых на отделы и разложенных в отдельные письменные ящики, на шумерском, аккадийском, хеттейском, мидийском и других языках, с некоторыми дощечками на двух языках — клинописном и хеттейском. Из этого видно, что письменность была общеизвестной в Палестине, Синае, Сирии и Финикии столетия до Моисея. Д-р В.Ф. Албрайт, выдающийся авторитет по палестинской археологии, говорит- «Только несведущие люди могут теперь говорить, что грамотность во многих формах не была известна в Палестине и в ближайших районах все время второго тысячелетия до Р.Х. Поэтому нет причины думать, что события, записанные в древнейших книгах Библии, не были записаны их современниками. Почему же эти записи затерялись, когда такое обилие египетских и вавилонских записей сохранилось? А это по той причине, что записи эти были на непрочном материале, как папирус и пергамент. Все записи в Египте, которые были сделаны на папирусе и пергаменте, за малым исключением, тоже погибли. Некоторые думают, что оригинально Пятикнижие было записано клинописным письмом на дощечках, а позже переведено на древнееврейский язык и переписано на пергаменте. Десять заповедей, которые легли в основу всего закона, были первоначально написаны в «книгах» (Исх. 17:14). Поэтому евреи очень рано начали пользоваться пергаментом и папирусом, на которые они переписали закон со старых и поношенных оригиналов.

Авторство Пятикнижия

Предание утверждает, что в основном книгу Пятикнижия написал Моисей, в форме в которой мы ее имеем теперь, за исключением нескольких стихов в конце книги, описывающих его смерть и некоторые вставки с целью пояснения, сделанные переписчиками. Все-таки Книга Пятикнижие есть в высшей форме исторической книгой. Современная критика заявляет, что Пятикнижие было составлено около восьми столетий до Р.Х. разными школами священников для своих сторонников и целей по устным преданиям, главными составителями которой были «Ж», «Е» и «П». И хотя критики широко расходятся между собой, которую часть книги приписать этим составителям, все же они заверяют, что эта книга является «Самоуверенным результатом современной эрудиции». По их мнению книга Пятикнижие не является настоящей исторической книгой, а лишь «лоскутной работой, составленной из разных разбросанным легенд».

Что же говорит по этому вопросу археология? В последнее время археология весьма сильно говорит в пользу консервативного взгляда на Пятикнижие. Тот взгляд, что письменность в дни Моисея была неизвестна, совершенно рухнул. И с каждым годом все больше и больше раскапывается в Египте, Палестине и Месопотамии доказательств в письменах и в слоях земли, что повествования Ветхого Завета являются исторически правильными. И «эрудиция» все больше и больше склонная в сторону взгляда, что книга Бытия написана Моисеем. В том, что книгу Пятикнижие написал Моисей, можно быть уверенным. Он получил свое образование во дворце фараона. «И научен был Моисей всей мудрости египетской», включая и литературное образование. Возможно, что он больше, чем кто другой теперь знал о прошлой истории. Он был вождем и организатором движения, веря, что оно будет весьма важным для всего будущего человечества. Был ли он настолько неразумным, чтобы обосновать принципы своего движения на народных преданиях? Моисей широко использовал средство письменности (Исход 17; 14; 24:4; 34:27; Числа 17:2; Второзаконие 6:9; 24:1,3; 27:3,4; 31:19,24). Что же касается книги Бытия, то по всей вероятности, он воспользовался записями, переданными ему предыдущими поколениями. А книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие, в которых описывается его жизнь и труды, несомненно, были написаны под его личным наблюдением. Факт этот обильно удостоверяется наличием ранних документов глубокой древности и достоверности, во что Моисей вряд ли вносил свои поправки.

На каком языке было написано Пятикнижие? По всей вероятности на архаическом древнееврейском языке, которым пользовались израильтяне в дни Моисея, на свитке из кожи или папируса. Можно допускать, что возможно на клинописном языке Палестины и Сирии, на глиняных дощечках, а позже переписанных на древнееврейский язык. Его отрывочный и повторительный стиль в некоторых местах книги наводит на мысль, что это есть перевод с дощечек, которые каждая сама по себе была книгой. А что сталось с оригинальными экземплярами? Если они были написаны на коже или папирусе, то они износились от употребления и были заменены новыми. А если они были на глиняных дощечках, то они могли быть уничтоженными некоторыми из израильских идолопоклоннических царей. Все археологические раскопки вполне согласуются с библейским повествованием. Часть за частью описания Ветхого Завета подтверждаются. Даже события, которые иногда кажутся нам мифическими, являются актуальными. Рассказы, поддающиеся доказательству, становятся доказанными. Не вызывает ли это у нас доверия ко всей Библии? И не помогает ли это нам полагаться на все, что говорится в Библии? Даже полагаться на те прекрасные обетования, относящиеся к жизни временной и к жизни вечной. Самое важное и выдающееся заявление в Библии состоит в том, что Иисус Христос воскрес из мертвых. Ради этого была написана вся Библия и без этого она не имеет значения. Истина эта осмысливает всю нашу жизнь и без нее жизнь не имеет смысла. Она является основой нашей надежды на воскресение и жизнь вечную. Какое есть утешение знать, что книга, которая говорит об этом событии, доказана и признана согласующейся исторической книгой. И поэтому она делает нашу «уверенность вдвойне уверенной» в том важном событие веков, что воскресение это подлинный факт.