V. Источники и историография древнего Египта

Гиератический текст «Повести о двух братьях»

Наибольшее значение для изучения истории древнего Египта имеют памятники древнеегипетской письменности, в большом количестве сохранившиеся до наших дней. Во многом дополняют показания письменных источников памятники материальной культуры, которые проливают яркий свет на формы быта, развитие техники, искусства и религиозного культа. Значительно меньшие сведения можно извлечь из свидетельств античных авторов, писавших или упоминавших в своих трудах о древнем Египте. Хотя греческие и римские писатели сообщают ряд иногда ценных сведений об истории и культуре древнего Египта, однако их сведения нуждаются в строгой критической проверке.

Античные авторы

Греческие колонисты, торговцы и наёмники уже в VII в. до н. э. в большом количестве проникают в Египет. Египетские фараоны XXVI династии, начиная с Псамтика I, усиленно вербуют в египетскую армию греческих, главным образом ионийских, наёмников, поощряют торговлю греков с египтянами и способствуют греческой колонизации в Египте. В Дельте возникают греческие колонии, как, например, Навкратис. Греческие философы и политические деятели Фалес, Анаксимандр, Пифагор и Солон путешествовали по Египту, стремясь овладеть знаниями и тысячелетней мудростью египетского народа. Поэтому в трудах греческих писателей — историков и географов — мы найдём много интересных сведений, касающихся древнего Египта.

Наиболее полный очерк истории и культуры древнего Египта сохранился у греческого историка Геродота, посвятившего вторую книгу своего обширного исторического труда древнему Египту. Геродот не знал древнеегипетского языка и иногда был вынужден черпать свои сведения у малоосведомлённых лиц. Но живой интерес Геродота к культуре древней страны пирамид, его огромный историко-литературный талант и некоторые его попытки отнестись критически к тем или иным историческим сведениям делают его красочный и яркий рассказ интересным даже для современного историка. Многие свидетельства Геродота подтверждаются древнеегипетскими источниками, а те легенды и сказки, которыми он пересыпает свой исторический рассказ, являются ценными обломками греко-египетского фольклора и исторических сказаний, занимавших столь крупное место в художественной литературе Египта I тысячелетия до н. э. Стремясь дать по возможности полный очерк истории и культуры древнего Египта, Геродот описывает природные условия долины и дельты Нила, обычаи и религиозные верования древних египтян, сообщает ценные сведения о хозяйствен общественном строе страны. Говоря о природе древнего Египта, Геродот отмечает огромное значение разливов Нила для развития земледельческого хозяйства в древнем Египте. По его словам, «река наводняет и орошает поля, а оросивши вступает в свои берега: тогда каждый засевает своё поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю». Описывая обычаи древних египтян, Геродот указывает на их своеобразие. Это можно объяснить в значительной мере тем, что древнеегипетская культура, возникнув в глубокой древности, в течение ряда тысячелетий развивалась самостоятельно.

Геродот подробно останавливается на описании египетской религии и высоко оценивает египетскую культуру. Он правильно отмечает влияние древнего Египта на греческую культуру.

Геродот дал много ценных сведений о религии древних египтян. Он правильно описал обрядовый характер египетской религии, отметив огромные богатства и большое влияние египетского жречества. Внимание Геродота не мог не привлечь своеобразный, доведённый до крайности культ священных животных, в частности собак, кошек и даже крокодилов. Подробно описывает Геродот праздники и мистерии древних египтян, в частности связанные с культом Озириса, который получил широкое распространение во всём античном мире.

Большое внимание уделил Геродот и политической истории древнего Египта. Он сохранил в своём труде достоверное предание о древнейшем основателе египетского государства Мине, имя которого сохранилось в родословных египетских фараонов. Его рассказ о постройке пирамид фараонами IV династии, которые для этой цели использовали множество людей, отличается яркой красочностью. Значительно достовернее и подробнее его рассказ, описывающий события египетской истории позднейшего времени — саисской и персидской эпох (VII–VI вв. до н. э.).

Диодор, живший в I в. до н. э., посетил Египет на 400 приблизительно лет позднее Геродота, поэтому он не смог лично собрать столько ценных наблюдений над культурой древнего Египта, как Геродот. С другой стороны, Диодор смог использовать при составлении своего обширного труда по всеобщей истории много трудов различных греческих историков, как, например, Гекатея Абдерского и Агатархида, к сожалению, относясь к ним недостаточно критически. Однако современный историк может извлечь из книги Диодора много ценных сведений, которые Диодор в свою очередь заимствовал из книг более ранних историков, труды которых в значительной степени не сохранились до нашего времени. Так, Диодор даёт подробное описание природных условий Египта и рассказывает о попытке фараона Нехо соединить каналом восточный рукав Нила с Красным морем. Он идеализирует государственный строй древнеегипетской деспотии, описывая особенности древнеегипетского законодательства и административного управления. Так, Диодор говорит, что каждое прошение в суд должно было подаваться в письменной форме и что пять царей до персидской эпохи вводили новые законы. Диодор с большой похвалой отзывается о древнеегипетских законах. Вообще Диодор даёт высокую оценку древнеегипетской культуре, указывая на то влияние, которое древний Египет оказал на античный мир. Особенно большой интерес в труде Диодора представляет описание египетской истории в период господства персов и тех событий, которые относятся к позднейшим периодам истории Египта. Очень подробно и во многом точно описывает Диодор эксплоатацию египтянами золотых рудников, расположенных в Нубии, где, по его словам, осуждённые преступники, «закованные в цепи, работают без устали день и ночь, лишённые даже возможности надеяться на побег, ибо они находятся под надзором иноземных воинов».

В большом географическом и отчасти историко-географиче-ском труде Страбона можно найти множество сведений о древнем Египте. Эти сведения касаются главным образом природы и населения Египта и соседних стран. Широко использовав труды своих предшественников, Страбон очень подробно описывает Нил, его разливы, систему естественного и искусственного орошения, растительность и животный мир Египта. Говоря о природных условиях, Страбон переходит к описанию хозяйственной жизни древних египтян. Особенно отмечает Страбон систему каналов и шлюзов, при помощи которых регулировали водоснабжение Фаюмского оазиса, одного из богатейших земледельческих районов Египта. Далее Страбон описывает оливководство, способы изготовления растительного масла и виноделия, отмечая в частности богатейший в хозяйственном отношении Арсинойский округ. Ценные сведения сообщает Страбон о племенах, живших по соседству с Египтом, в частности о племенах Эфиопии, отмечая низкий культурный уровень этих племён. Подобно Геродоту и Диодору Страбон счёл необходимым указать на то влияние, которое культура древнего Египта оказала на Грецию. По словам Страбона, такие известные греческие учёные и философы как Евдокс и Платон долго жили в Египте и многому научились у египетских жрецов.

Огромное значение для изучения египетской религии имеет книга Плутарха Херонейского (50–125 гг. н. з.) «Об Изиде и Озирисе», содержащая единственное полное сохранившееся до нашего времени описание широко распространённого в Египте и во всем античном мире мифа и культа богов природы Изиды и Озириса. Хотя Плутарх описывает египетскую религию в её поздней, сильно изменённой иноземными влияниями форме и рассматривает её’ сквозь призму своего собственного мировоззрения, пропитанного греко-восточной религиозной философией, однако его описание исторически ценно, так как оно основано на использовании большого количества источников, часть которых не сохранилась. Свидетельства Плутарха во многом подтверждаются египетскими источниками. Так, Плутарх в полном соответствии с египетскими источниками называет Озириса богом первородной влаги и олицетворением Нила. По его словам, «мудрые жрецы не только называют Нил Озирисом, а море Тифоном, но Озирисом считается у них вся влажная первостихия; её они считают причиной возникновения и сущностью семени».

Особое место среди античных авторов, писавших об Египте, занимает историк Манефои (IV–III вв. до н. э.). Манефон был египетским жрецом (первосвященником) в царствование Птолемея I Сотера и Птолемея II Филадельфа, когда Египет находился под сильным культурным влиянием греков. Благодаря своему высокому жреческому сану Манефон имел доступ к египетским храмовым архивам и библиотекам и мог полностью изучить все древнеегипетские источники. Будучи приобщён к высокой греческой образованности своего времени, он имел возможность подойти к составлению истории Египта во всеоружии знаний и критических методов, накопленных греческой наукой. К сожалению, труд Манефона в полном виде не сохранился. Дошли до нашего времени лишь краткие выдержки у некоторых поздних писателей, в частности у Иосифа Флавия (I в. н. э.) и Евсевия (IV в. н. э.). Сохранился переданный позднейшими историками краткий конспект труда Манефона, содержащий перечень фараонов, объединённых в 30 династий, с краткими сведениями исторического характера и хронологическими датами. Однако эти скудные обломки исторического труда Манефона представляют большую научную ценность для восстановления политической истории и хронологии Египта. Некоторые выдержки из Манефона, как, например, описание гиксосского завоевания, представляют большой исторический интерес, ибо они дополняют скудные источники этой эпохи.

Труд Манефона пользовался большим уважением среди античных и раннехристианских писателей. На Манефона ссылались различные писатели. Синкелл указывает, что Манефон пользовался в качестве источников египетскими надписями. Евсевий сообщает, что «Манефон египтянин облёк не только всю египетскую историю в греческую форму, но и всю их систему богословия». Однако современный историк должен критически подходить к выдержкам из труда Манефона, учитывая в первую очередь факт их позднейшей переработки, а также своеобразие взглядов самого Манефона.