X. Культура Древнего Египта

Сцена заупокойного культа.
Рисунок па папирусе Маат-ка-Ра

Египетская культура возникла за 4000 лет до н. э. Поэтому её можно считать одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию материальной культуры и техники. Острая необходимость в искусственном орошении привела уже в глубокой древности к созданию сложной системы каналов, плотин, дамб и водоподъёмников, которые приводились в движение простым рычагом, а в более поздние времена водоперегонными колёсами. Замечательного расцвета достигла в эпоху архаики техника обработки камня. В эту древнейшую эпоху египтяне умели делать из драгоценных металлов изящные украшения. Появилась письменность, постепенно стали накапливаться первичные зачатки научных знаний. Однако египетская культура развивалась крайне медленно, представляя собой типичный образец застойной древневосточной культуры.

Основными причинами застойности, вернее крайней медленности развития египетской культуры, являются географическая оторванность долины Нила от остального мира и, что особенно важно, сильные пережитки первобытно-общинного строя. Благодаря сохранению сельской общины сохранялись неизменными закостеневшие формы архаического быта, древней культуры и религии, которая безраздельно господствовала над сознанием первобытного человека.

Египетские колесницы, запряжённые лошадьми и мужами.
Фреска из гробшщы Нового Царства

Однако развитие торговли, войны, имущественное неравенство разрушали древний родовой строй и привели к возникновению классового рабовладельческого общества и древнейшего деспотического государства. Египет выходил из рамок своего примитивного изолированного быта. Постепенно расширялся географический кругозор. Египтяне всё больше и больше сталкивались с соседними народами, передавая им свои культурные достижения и заимствуя у них многие элементы их культуры. Так, в эпоху Нового Царства египтяне заимствовали у азиатских племён лошадь, колесо, колесницу, серповидный меч, элементы военной техники и даже новый музыкальный инструмент — лиру. Этому культурному обмену в некоторой степени помимо развития внешней торговли и военной политики способствовало и географическое положение Египта, расположенного на стыке трёх материков: Африки, Азии и Европы. От берегов Дельты открывались важнейшие торговые пути, ведшие в Сирию, Малую Азию, Эгейский островной район; от берегов Красного моря шли морские пути в Аравию и к восточным областям Африки (Сомали — древний Пунт).

Письменность

Древнейшая гиероглифическая письменность Египта подобно шумерийской, древнеиндийской, древнекитайской и другим древнейшим системам письма самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. В эпоху архаики писец, для того чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующее слово, рисуя «воду» в виде трёх зигзагообразных или почти волнистых линий

, изображая «гору» в виде двух гор, между которыми пролегает долина или ущелье

,представляя «округ, область» в форме прямоугольника пахотной земли, разделённой оросительными каналами на равные участки, —

.

На глиняных сосудах архаической эпохи эти примитивные смысловые рисунки уже приближаются к значению знаков и облекаются в упрощённую схематическую форму линейного орнамента. Для начертания целых предложений (фраз) эти отдельные картинные знаки соединялись в сложный смысловой рисунок. На победной шиферной таблице фараона Нармера (см. стр. 155) изображён царь, поражающий своей булавой поверженного и коленопреклонённого врага. При помощи группы тесно связанных между собой знаков изображён сокол, держащий в одной лапе верёвку, продетую в нос человеческой головы и попирающий другой лапой шесть растений, вырастающих из прямоугольника, который образует как бы тело пленника. Эта сложная и замысловатая картинка должна обозначать, что «царь (в образе священного сокола) вывел 6000 пленных из равнинной страны». Название страны «Озеро гарпуны» помещено несколько ниже в виде двух картинных знаков. На этой таблице мы найдем и другую фразу, написанную таким же способом, при помощи картинных знаков: «Царь (в виде быка) разрушает (своими рогами зубчатые стены) крепости, уничтожает (давя лапой поверженного) врага».

Архаическая надпись с именем фараона Хасехемуи

Эта сложная картинная система письменности была весьма наглядной, но в то же время и неудобной. По мере того как в связи с общим развитием культуры язык усложнялся и обогащался формами и словами, писец должен был обозначать особыми знаками множество отвлечённых понятий, собственных имён и форм, которые было крайне трудно, а подчас невозможно передать картинными знаками. Поэтому в связи с усложнением языка письменность должна была упрощаться. Отдельные картинные знаки, обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. Так, например, картинный знак «канал» (мер) применялся для начертания слога «мер»; картинный знак

— «сиденье» (сет) стал обозначать слог «сет» и т. д. С течением времени картинные знаки, при помощи которых писались односложные слова или двухбуквенные корни — слоги, превратились в алфавитные знаки. Картинный знак, обозначавший задвижку

«са», стал применяться в качестве буквы «с», а другой знак, обозначавший «холм»

«ка», превратился в алфавитный знак «к». Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков. Однако египетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему письменности, состоявшую из одних лишь алфавитных знаков. В силу консервативных традиций египетские писцы сохранили в своей письменности большое количество сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая многие слова картинными определителями (детерминативами) данной смысловой группы. Так, например, слово «корень» (менит) писалось при помощи слогового знака «мен», алфавитных знаков н — и — т, и соответствующего детерминатива, обозначающего группу «растительных» слов. Таким образом, египетская письменность является комбинированной письменностью, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картинно-образными знаками и детерминативами. Древнеегипетская орфография не знала строгих правил: правописание каждого слова могло изменяться в каждом отдельном случае. Единственным правилом египетского правописания было требование симметричного расположения, т. е. правильного размещения гиероглифов прямоугольниками или квадратами. Писали древние египтяне горизонтальными строчками, которые в большинстве случаев читались справа налево, а иногда вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Материалами для письма служили камень, дерево, черепки, кожа, холст и папирус, который был самым употребительным писчим материалом в древнем Египте. Уже в эпоху Древнего Царства в связи с частым составлением деловых документов появляется скоропись, которая требует упрощения внешней формы знака. Эту упрощённую систему египетской письменности вслед за греками называют «гиератикой». Самая усовершенствованная скоропись, так называемая «демотика», напоминающая современную стенографию, появляется в VIII в. до н. э. и получает широкое распространение в позднюю эпоху упадка египетского государства.

Заупокойная стала вельможи Хени с гиероглифической надписью. Известняк.
Среднее Царство. Москва. Госуд. Музей Изобраз. Искусств

Медленность развития и сложность египетской письменности в значительной степени объясняются тем, что она полностью находилась в руках жрецов, которые были монополистами знания и не были заинтересованы в том, чтобы сделать письменность доступной для народа, достоянием широких масс. Наоборот, жрецы и писцы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая её даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов». Перед тем, как начать писать, писец должен был совершить возлияние жертвы богу Тоту и произнести молитву: «Приди ко мне, дабы руководить мною, дай мне быть способным на твоей должности… Твоя должность прекраснее всех других должностей… Приди ко мне, руководи мною… Я слуга твоего дома».