Предисловие

В последнее время проблема создания новых учебных пособий и учебников по истории зарубежных стран стала особенно актуальной, так как существующие издания не соответствуют современным требованиям к качеству образования и государственным образовательным стандартам второго поколения высшего профессионального образования, утвержденным Министерством образования РФ.

Настоящее издание является первым учебным пособием по истории США на русском языке. Впервые в отечественной учебной литературе прослежены основные закономерности и выявлены особенности исторического развития американского государства начиная с появления первых людей в Северной Америке до настоящего времени (апрель 2003 г.). Подробно анализируются этапы становления современного американского общества, процессы модернизации его экономических, социальных и политических структур. Дается подробная характеристика внешней политики США, рассматриваются также проблемы американской культуры. Включены материалы о видных политических и общественных деятелях США. Структура книги определяется хронологически-проблемным принципом. В изложении материала автор старался отойти от тенденциозных подходов в оценке исторических событий, и одновременно — избежать «модернизации» прошлого.

Учебное пособие написано на основе анализа обширной отечественной и зарубежной научной литературы, с учетом последних теоретико-методологических исследований, современных подходов к изучению новой и новейшей истории зарубежных стран. Использован широкий круг исторических источников: официальные документы, мемуарная литература, публикации в периодических изданиях, статистические материалы. Особое внимание уделяется законодательным актам. В издании приводится обширный иллюстративный материал (карты, репродукции картин и рисунков, фотодокументы) из международных фондов общественной собственности, а также из личного архива автора.

Географические наименования, названия литературных произведений, документов, имена и т. п. даны в переводе автора.

Пособие «История США» — одна из книг учебного комплекта, в который входит также «Хрестоматия по истории США» (2004). Приведенные в хрестоматии исторические документы и тексты непосредственно связаны с курсом и имеют большое значение для успешного усвоения материала.

Издание предназначено для студентов исторических факультетов университетов, педагогических вузов и институтов иностранных языков, где изучается курс новой и новейшей истории зарубежных стран, а также для учащихся колледжей, лицеев и гимназий гуманитарного профиля в качестве учебного пособия по страноведению. В целом книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами истории.

Введение

Памяти моих родителей

Зарождение российской американистики как особого направления страноведения произошло во второй половине XIX в. Однако уже в конце XVIII — первой половине XIX в. в России появились американисты, к числу которых могут быть отнесены Ф. В. Каржавин и П. П. Свиньин. В числе первых русских писателей и поэтов, посвятивших свои произведения Америке и деятелям ранней американской истории, следует назвать А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, И. А. Крылова, Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина и др.

Во второй половине XIX в. число исследователей, специализирующихся по Соединенным Штатам в России увеличивается. Видным представителем новой научной дисциплины был правовед, профессор Харьковского университета Д. И. Каченовский. Горный инженер и писатель А. А. Скальковский отличался широким диапазоном интересов и знаний. В числе других он написал книги: «Горное законодательство в США» (1876), «В стране ига и свободы: Путевые впечатления» (1878), «Русская торговля в Тихом океане» (1883), «Внешняя политика России и положение иностранных держав» (1897). Экономисты и статистики супруги И. И. Янжул и Е. Н. Янжул-Вельяшева являются авторами ряда работ: «Промысловые синдикаты или предпринимательские союзы для регулирования производства преимущественно в Соединенных Штатах Северной Америки», «Методы преподавания в начальных школах США», «Американская школа: Очерки методов американской педагогики». Им принадлежит также и большое количество статей, в том числе: «Эдем тружениц (американские статистики об американских работницах)», «Сравнительный очерк начального образования в Англии, ее колониях и Соединенных Штатах Северной Америки» и др. Историк, юрист, социолог М. М. Ковалевский, является также автором трудов по американскому конституционному праву и истории Конституции США, местному самоуправлению и аграрным проблемам США, в том числе «Что такое парламент?» (1906). Почетный гражданин г. Москвы, профессор Московского университета, философ, юрист и историк Б. Н. Чичерин — автор курса политической науки, разделы которого посвящены США после Гражданской войны. Профессор Московского университета, который читал лекции по конституционному праву и политической истории США С. Ф. Фортунатов, — автор двухтомного труда «Политические учения в Соединенных Штатах» (1879). «Писатель по политическим наукам» М. Я. Острогорский — автор исследования «Democracy and the Party System in the United States», вышедшего в 1903 г. на французском, а в 1912 г. в Нью-Йорке на английском языке, но так и не изданного в России при жизни автора. В 1927 и 1930 гг. в Москве вышли в переводе с французского два тома его труда «Демократия и политические партии». К числу американистов более позднего периода с полным правом может быть отнесен Н. А. Бородин, ученый и общественный деятель, автор уникальной для своего времени работы «Соединенные Штаты и Россия» (1915).

В XIX в. и на протяжении первых десятилетий XX в. в России фундаментальных энциклопедических трудов по истории США не издавалось. Наиболее полная информация о США содержалась в статьях «Соединенные Штаты Северной Америки» в первом издании Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890–1907). Второе издание словаря завершено не было, прекратившись в 1916 г. на букве О.

Справочно-информационные статьи «Соединенные Штаты Америки», аналогичные по охвату и объему статьям в изданиях Брокгауза и Ефрона, содержались в трех изданиях Большой советской энциклопедии (соответственно 1926–1945, 1949–1958 и 1970–1978 гг.). Первый фундаментальный справочник по США был издан в 1942 г. под редакцией Ф. Н. Петрова, П. И. Лебеде — ва-Полянского и Б. Ю. Сливкера (2-е изд. — 1946 г.). Решение об издании этого справочника объяснялось тем, что «в условиях Второй мировой войны и освободительной борьбы народов СССР против немецко-фашистских захватчиков широкие круги советской интеллигенции, в особенности политработники, командиры и бойцы Красной Армии и Военно-Морского флота, проявляют повышенный интерес к жизни зарубежных стран».

Расцвет американистики как специального направления страноведения начался в СССР после Второй мировой войны, чему во многом способствовали союзнические отношения военных лет между США и СССР. Однако фундаментальные исследования о Соединенных Штатах, включая их историю, стали выходить в СССР лишь в 1960–1970 гг.

В 1972 г. был издан справочник «Соединенные Штаты Америки» под редакцией А. В. Аникина, в котором нашли освещение преимущественно экономические и социально-экономические проблемы США. В 1989 г. был опубликован фундаментальный энциклопедический справочник «Современные Соединенные Штаты Америки» под редакцией Э. А. Иваняна, в создании которого приняли участие св. 100 авторов и который представляет собой наиболее полный сборник информации о современных США по состоянию на конец 80-х гг. XX в. В 1991 г. в свет вышла коллективная монография «Соединенные Штаты Америки», посвященная экономике США. Первый англо-русский лингвострановедческий словарь «Американа» был издан в 1996 г. под общей редакцией Г. В. Чернова. Словарь содержит подробные энциклопедические сведения о США — более 20 тыс. статей по истории, государственному, экономическому и социальному устройству, литературе, искусству и др. В него включены также данные о выдающихся деятелях американской истории, науки и культуры. В 1999 г. был выпущен в свет аналогичный словарь Г. Д. Томахина «США», содержащий св. 10 тыс. словарных статей.

Однако ни в дореволюционной России, ни в годы советской власти не существовало отечественного учебника по новой или новейшей истории Соединенных Штатов, предназначенного для студентов высших учебных заведений. Его роль с различной степенью успеха заменяли монографии: «Очерки истории США: От открытия Америки до окончания Гражданской войны» А. В. Ефимова (1955), двухтомные «Очерки новой и новейшей истории США» под редакцией Г. Н. Севостьянова (1960), «Очерки истории США» (1956) и «Новейшая история США» Л. И. Зубока (1972), «Новейшая история США» Л. И. Зубока и Н. Н. Яковлева (1972), «Новейшая история США» Н. В. Сивачева и Е. Ф. Языкова (1972). Особо следует выделить фундаментальную четырехтомную «Историю США» под редакцией Г. Н. Севостьянова (1983–1987) и трехтомную «Историю Русской Америки» под редакцией Н. Н. Болховитинова (1997–1999), а также «Энциклопедию российско-американских отношений: XVIII–XX вв.» под редакцией Э. А. Иваняна. Кроме того, отдельным периодам американской истории были посвящены исследования исто-риков-американистов И. А. Белявской, Н. Н. Болховитинова, Р. Ф. Ганелина, И. П. Дементьева, А. В. Ефимова, Р. Ф. Иванова, Э. А. Иваняна, Г. П. Куропятника, В. И. Лана (Каплана), В. Л. Малькова, А. С. Маныкина, Ю. М. Мельникова, В. А. Никонова, В. А. Печатнова, Г. Н. Севостьянова, Л. Ю. Слезкина, В. В. Согрина, А. И. Уткина, А. А. Фурсенко, Б. М. Шпотова и др. Все эти работы внесли солидный вклад в дело изучения американской истории, но в силу своего объема или сконцентрированности на отдельных ее этапах или аспектах не могли служить в качестве базового учебного пособия по истории США.

Необходимо отметить, что большинство из этих действительно значительных для своего времени трудов вышли в свет несколько десятилетий назад, что не могло не отразиться на их содержании. Особенностью практически всех исследований было очевидное превалирование идеологически окрашенных, классовых подходов к описанию и оценке тех или иных исторических событий, преувеличение роли рабочего и коммунистического движения в политической и общественной жизни Соединенных Штатов, недооценка личностного фактора. В результате у читателей складывалось гиперболизированное представление о влиянии так называемого объективного хода исторического развития, т. е. предопределенности будущего, под которым подразумевалась неизбежная победа теории и практики строительства социалистического общества во всем мире. Новая и особенно новейшая история Соединенных Штатов нередко интерпретировалась как цепь событий, лишний раз доказывающих историческую обреченность капитализма.

Автор данного учебного пособия, и сам не избежавший в своих трудах 70-80-х гг. характерной практически для всего поколения историков того времени идеологической предубежденности, имел цель отразить по возможности объективно историю Соединенных Штатов, включая события, предшествовавшие образованию американского государства. Сознательно воздерживаясь от проявлений субъективности в оценке описываемых событий, автор постарался предоставить студентам максимум фактов, которые позволят им самостоятельно определить свое отношение к тем или иным событиям американской истории.