Письмо двенадцатое

(22/зига’да/1329)

Доводы из Священного Корана.

Ты, хвала Аллаху, являешься одним из тех, кто прекрасно знаком с Кораном.

Разве кто-нибудь превосходит непорочное семейство пророка (да благословит Аллах его и род его!) в количестве ниспосланных аятов?

Разве в Коране указано, что кто-нибудь другой, кроме них, очищен от скверны?[28]

Разве о ком-нибудь другом ниспослан аят Очищение?[29]

Разве Коран обязал людей любить кого-нибудь другого, кроме них?[30]

Разве принесённый Джибриилом аят Мубахила (взаимное проклятие) касается кого-нибудь другого, кроме них?[31]

«Разве кто-нибудь другой восхваляется в суре «Халь-ата»? Клянусь Аллахом, в ней говорится лишь о них.»[32]

«Держитесь крепче за Его связующую вервь и не делитесь меж собой»?[33]

И разве это не те самые правдивые, о которых Аллах сказал:

«Будьте с теми, кто правдив (и в слове, и на деле).»[34]

И разве они не «путь Аллаха», о котором Всевышний сказал: «Сие — мой путь, ведущий прямо. Так следуйте ему.»?[35]

И разве они не «путь Аллаха», о котором Аллах упомянул: «Не делитесь, по другим путям (блуждая), вдали от истины) Его пути.»?[36]

Имам Багир и имама Садык (да будет мир с ними!) всегда говорили, что прямым путём здесь названы истинные имамы, ведущие людей к Аллаху, а другими путями — лжеимамы, отдаляющие людей от Аллаха.

Разве они не те самые «наделённые властью», о которых Аллах сказал:

«О вы, кто верует! Вы повинуйтесь Богу и Его пророку, а также тем из вас, кто властью наделён.»?[37]

Разве они не те самые «сведущие», о которых в Коране указано:

«И если этого не знаете вы сами, спросите тех, кому Писание дано.»[38]

Разве они не те самые «правоверные», о которых в аяте 115 суры «Женщины» говорится:

«Кто от посланника отступит, когда ему был ясно путь прямой указан, и не последует путём благочестивых, того оставим Мы идти путём, что сам он выбрал, и (через этот путь) введём его в Огонь.»?[39]

Са’лаби в своём комментарии «Кабир» со слов Джабира повествует, что когда был ниспослан этот аят, имам Али сказал: «Мы — те, кого вы должны спрашивать.» Об этом упоминали и другие имамы (да будет мир с ними!).

Разве они не направляют людей к Аллаху? Ведь в седьмом яте суры «Гром» приведено: «Но ты — всего лишь увещатель. Ведь есть у всякого народа водитель (правого пути, что им назначен от Аллаха).[40]

Разве они не «одарённые милостью Аллаха»?

В суре «Открывающая», названной «Великим Кораном», указывается на них, когда говорится: «Направь прямой стезёю нас, что Ты избрал для тех, кто милостью Твоею одарён.»[41]

В аяте 69 суры «Женщины» приведено: «Кто Богу и посланнику Его послушен, войдёт в собрание таких, кому простёрта Божья милость: посланников и праведных служителей Его, благотворящих (слуг Господних), и мучеников (ближней жизни).»[42]

Разве Аллах не сделал их руководителями всех мусульман? Разве не дал им право править мусульманским обществом после пророка (да благословит Аллах его и род его!)? Тогда прочитай этот аят: «И ваши покровители есть Бог, Его посланник и (святое Братство) верных, которые молитву совершают, на очищение дают, и перед Ним смиренно преклонились. И те, кто покровителем себе берёт Аллаха, Его посланника и тех, кто верит, они — (святое) Братство Бога, и им торжествовать (над всеми)!»[43]

Разве Аллах не обещал прощение тем, кто покаются, уверуют и совершат благодеяния, при условии, если изберут руководство имамов? В аяте 82 суры «Та-ха» Аллах отмечает: «Но Я, поистине, прощающ к тому, кто, каясь, обращается ко Мне, и верует, творит благое, и следует прямой стезёй.»[44]

Разве их руководство не завет, о котором Аллах (в аяте 72 суры «Соумышленники») сказал: «Мы предложили Небесам, Земле и горным Исполинам вступить с Нами в Завет о Вере. Они обязывать сея заветом отказались: страшились на себя его принять, (обуреваемы великим страхом, что сил не хватит соблюсти его). Но Человек Заветом этим обязался – ведь честив он был и безрассуден.»

Разве их руководство не «ислам», в который Аллах приказал войти? Он повелевает: «О вы, кто верует! В ислам смиренно всей душой войдите, не следуйте стопами Сатами — ведь он вам явный враг.»[45]

Разве их руководство не «блага», о которых Аллах (в аяте 8 суры «Накопление») сказал: «Поистине, в тот День сполна вас спросят о благах.»?[46]

Разве пророк не был обязан довести до сведения всех людей весть об их руководстве? Разве Аллах не дал ему приказ, похожий на угрозу? Всевышний велел:

«О посланник (Божий)! Ты передай им, что ниспослано тебе твоим Владыкой. А коль не сделаешь ты это — то (ты) не передашь Господнего посланья (и тем — не выполнить ты миссии своей). Бог защитит тебя от (злых) людей, Он праведным путём неверных не направит.»[47]

Разве пророк в день Гадира Хом не передал послания Аллаха об их руководстве? Разве громким голосом не оповестил всех об этом? Аллах в тот же день (аят 3 суры «Трапеза») об этом сказал: «Я завершил для вас сегодня (вероустав) религии (ислама), и проявил сполна Свою вам милость, и изволением Своим назначил вам ислам (как то: покорность Моей Воле).»

Разве ты не знаешь, каким образом Аллах поступил с тем, кто открыто отрицал их руководство и вступил в спор с пророком? Тот человек громко сказал:

«Господи! Если это правда и Твоя воля, ниспошли на нас с неба град камней и мучительную кару!» Тогда Аллах убил его камнем, подобно тому, как уничтожил племя Слона, и ниспослал аят: «И вопрошающий спросил о каре для неверных, которую никто не сможет отвести.»[48][xii]

Вскоре люди в Судный День будут спрошены об их руководстве. Как приведено в аяте 24 суры «Выстроенные в ряд», «Но откачала их остановить — ведь будут спрошены они.»[49]

Это не вызывает удивления, так как их руководство — одна из вещей, ради объявления которых посланы пророки. Так, в аяте 45 суры «Украшения» приведено: «Спроси посланников, которых до тебя Мы посылали.»

Аллах с первого дня сотворения человека заключил с ним договор Аласт об этом. В аяте 172 суры «Ограды» говорится:[xiii] «Когда Господь твой из сынов Адама, из чресел их, извёл потомков их и повелел им о самих себе свидетельство давать: «Не Я ли — ваш Господь (кто сотворил вас, соразмерил, и в этом мире вам предел назначил)?» Они сказали: «Да. Свидетельствуем мы!»»

«Потом от Бога своего Адам узнал и принял слова (о покаянии своём). И Свою милость Бог вновь обратил ему, (приняв) раскаяние в совершённом.»[50]

Аят 33 суры «Военные трофеи» также касается их. В нём говорится: «Но не накажет их Аллах, пока средь них ты будешь находиться.»

Разве они не спасение для обитателей земли, благодаря которым люди могут приблизиться к Аллаху? Разве они не предмет зависти других, о которых Аллах сказал:

«Или у них есть зависть к людям за те щедроты, что Господь им даровал?»[51]

Они — стойкие в познаниях, о которых Аллах сказал:

«Стойкие в познаниях говорят, что уверовали.»[52]

Мы должны также знать, что они — ограды, о которых Аллах сказал: «А на гряде (холмов высоких) — люди, что по особым знакам всех распознают.»[53]

Хакем со слов Али (да будет мир с ним!) повествует: «В Судный день мы будем стоять между раем и адом. Тех, кто помог нам, мы узнаем по лицам и введём их в рай. Своих врагов мы также узнаем по лицам и направим их в ад.» Со слов Салмана Фарси говорится, что однажды пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал Али: «Ты и твои сыновья, которые будут твоими наследниками, будете находиться в чистилище.» Подтверждением этому является хадис, приведённый Даркатни, о том, что Али (да будет мир с ним!) сказал шестерым людям, которым Умар поручил определить халифа: «Заклинаю вас Аллахом, скажите, разве, помимо меня, среди вас есть кто-нибудь, кому пророк сказал, что он будет в Судный День распределять обитателей рая и ада?» Все ответили: «Ты и сам знаешь, что нет.»

Ибн Хаджар говорит, что этот аят можно разъяснить хадисом имама Резы (да будет мир с ним!) о том, что пророк сказал Али: «Ты — распределитель рая и огня. В Судный День ты будешь говорить огню: «Этот — мой, а этот -твой.»» Ибн Самак также повествует, что Абу-Бекр сказал Али: «Я слышал от пророка, что никто не пройдёт мост через геенну, пока Али не выпишет ему разрешение.»

Они — правдивые и надёжные люди, о которых в Коране сказано: «Средь преданных Аллаху есть такие, кто верен договору с Ним, и среди них такие есть, что свой предел (во славу) завершили, как есть и те, что ожидают (часа своего). Они не изменили (своей веры).»[54]

Ибн Хаджар в пятой главе книги «Саваик», упоминая о смерти имама Али (да будет мир с ним!), пишет, что имама Али спросили о смысле этого аята. Его светлость ответил: «Да простит нас Аллах. В этом аяте говорится о мне, моём дяде Хамзех и сыне моего дяди Убайде ибн Харисе ибн Абд ал-Муталлибе. Убайд погиб при Бадре, Хамзе — при Ухуде, а я ожидаю самого жестокого человека этой уммы, который украсит мою голову моей кровью. Этот договор заключён с моим любимым Абулькасимом (да благословит Аллах его и род его!).»

Они — те самые восхвалители, о которых Аллах сказал: «Чтоб в них хвалой там славили его и по утрам, и вечерами люди, которых ни торги и ни продажа не отвлекли от поминания Аллаха, (не уклонили) от часов молитвы, от милостыни на очищение (не увели). Они страшатся только Дня, когда (от ужаса) их взоры и сердца перевернутся.»[55]

Именно по поводу их домов Аллах сказал: «В домах, где Аллах дозволил произносить Его имя.»[56]

Они — те, которых Аллах уподобил Своему Свету.[57]

Они — те, о которых сказано: «Те, кто благочестием превосходил других, они приближенными будут к Богу.»[58]

Они — «праведные служители Аллаха, благотворящие (слуги Господние) и мученики (ближней жизни)».[59]

Аят «Из тех, кого Мы сотворили, есть народ, что следует (стезёю) истины (Господней) и ею справедливость утверждает» посвящён семейству пророка (да будет мир с ними!).[60]

Этот аят касается группы сторонников и группы противников и врагов семейства пророка (да будет мир с ними!):

«И меж собою не сравняться вместь обитателям Огня и Сада, и в благодати быть лишь обитателям Садов!»[61]

Шейх Туей в книге «Амали» со слов предводителя правоверных (да будет мир с ним!) повествует, что пророк (да благословит Аллах его и род его!), прочитав этот аят, сказал: «Обитатели Сада — те, которые подчиняются мне, а после моей смерти признают руководство Али (да будет мир с ним!).» Пророка спросили: «Кто же обитатели Огня?» Его светлость ответил: «Те, которые будут противиться его руководству, нарушат свой союз с ним и будут сражаться с ним.» Покойный Саддук также привёл этот хадис со слов Али (да будет мир с ним!). Абул-Муайид Муваффак ибн Ахмад со слов Джабира говорит, что пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Клянусь Тем, в чьих руках находится моя жизнь, что Али и его шииты будут в благодати в Судный День.»

О группе сторонников и противников семейства пророка (да будет мир с ними!) также приведено:

«Ужель Мы одинаково рассудим тех, кто уверил и творит добро, и тех, кто на земле дурное сеет? Ужель Мы’ одинаково рассудим благочестивых и поддавшихся распутству?»[62]

Об этих двух группах также говорится:

«Ужель считают те, которые творят дурное, что наравне Мы их поставим с теми, кто верует и доброе творит? Ужель сравни их жизнь и смерть? Как же неверно они мыслят!»[63]

О семействе пророка и их шиитах мы также читаем в Коране:

«Те, кто уверовал в Аллаха и праведные действия вершит — прекраснейшие из созданий Бога!»[64]

О них и их врагах также говорится: «Вот два врага, вступающие в спор о Боге. И для неверных из огня будут покроены одежды, на головы кипящая струя прольётся.»[65]

Бухари в комментарии к суре «Паломничество» на странице 107 книги «Сахих» пишет, что Али (да будет мир с ним!) сказал: «Я — первый, кто в Судный День преклонит перед Аллахом колени.» Бухари со слов Кейса ибн Ибада говорит, что этот аят касается сражения Бадр, и в нём говорится об Али и двух его товарищах Хамзех и Убайде, а также о Шейбе и двух его товарищах Утбе и Валиде. На той же странице со слов Абу-Дара приведено, что этот аят ниспослан об Али и двух его товарищах и Утбе и двух его товарищах, представших друг перед другом в сражении при Бадре.

О них и их врагах также приведено: «Так неужели тот, что в Господа уверил, сравни тому, кто предался греху? Нет, не равны они нисколько! Тем, кто уверил и творил благое, станут обителью Сады Эдема — как вечное пристанище за праведность их дел. Пристанищем для тех, кто был распутен, станет огонь (пылающего Ада), и всякий раз, как захотят они его покинуть, туда их возвратят опять и скажут: «Вкусите наказание Огнём, который вы считали ложью!»[66]

О них, а также тех, кто кичился перед ними тем, что подают воду паломникам и совершают обряды у Запретной мечети, Аллах сказал: «Неужто напоение паломников водой и совершение обрядов у Святой мечети сравнимо с благочестием таких, кто верует в Аллаха и День Господнего Суда, кто отдаёт в бою с неверными все силы, сражаясь на пути Господнем? Они не могут быть равны перед Аллахом, Он нечестивых праведным путём не поведёт.»[67]

Этот аят касается Али, его дяди Аббаса, а также Талхата ибн Шейба. Талхат говорил: «Я владелец Каабы, её ключи находятся у меня.» Аббас говорил: «Я подаю воду паломникам.» Али сказал им: «Я не знаю, о чём вы говорите. Я на шесть месяцев раньше всех читал намаз за пророком, я человек борьбы на пути Аллаха.» Тогда Аллах ниспослал этот аят. Об этом указано Вахеди в его книге «Асбаб аннузул». Со слов Ибн Сирина Хамедани повествуется, что однажды Али спросил Аббаса, почему он не совершает переселение в Медину и не присоединяется к пророку? Аббас ответил: «Разве я не выполняю дело, которое важнее переселения? Разве я не доставляю воду паломникам Храма Аллаха? Разве не охраняю и не ремонтирую Запретную мечеть?» Тогда был ниспослан этот аят.

Об их проверке Аллахом и огромных проблемах Всевышний Аллах сказал:

«Но есть среди людей такой тип человека, что отдаёт всего себя, желая Богу быть угодным. Благоволит Господь к служителям Своим.»[68]

Всевышний также сказал: «Аллах, поистине, купил у верных и души их, и их добро, (платя) взамен им Райским Садом. Они сражаются на промысле Господнем, разя врагов и сами сражены бывают, как обетовано по Истине Его через Закон, Евангелие и Коран (священный). А кто в обетовании Своём вернее Бога? Ликуйте же от выгодного торга, который с Ним вы заключили! Сие — великая удача. Кто, каясь, обращается (к Нему), кто служит, славит (Его святость), (по свету) странствует (на промысле Его), (послушно) голову клонит, ниц простирается (в молитве), и (именем Его) к добру зовёт, удерживает от дурного, и (в чистоте) хранит Его пределы — (они и будут ликовать).

Хакем на странице 4 своей книги «Мустадрак» со слов Ибн Аббаса повествует, что Али облачился в одежду пророка, рискуя своей жизнью. На той же странице Хакем со слов Али ибн Хусейна (да будет мир с ним!) повествует: «Первым, кто был готов пожертвовать своей жизнью для того, чтобы быть угодным Аллаху, был Али ибн Абу-Талиб (да будет мир с ним!), который лёг в постель пророка.» Затем он приводит стихотворения об Али, начинающие строкой:

وقیت بنفسی خیر من وطی الحص

و من طا ف بالبیت العتیق و با لحجر

Своей жизнью я защитил лучшего, кто пришёл на землю, и лучшего, кто совершил ритуальное хождение вокруг Каабы и прикоснулся к Чёрному камню.

Ты сообщи благую весть сим верным: (их ждёт великая награда). И те, кто днём и ночью милостью дарит сокрыто или явно, у Господа найдут награду, на них не ляжет страх, не отягчит печаль их.»[69]

Они подтвердили искренность и честность, и Аллах свидетельствует об этом: «Но тот, кто истину приносит, и тот, кто признаёт её за таковую, благочестив (пред Господом своим).»[70] Таким образом, они — искренний народ пророка Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) и его близкая родня, по поводу которых Аллах велел Своему пророку: «Увещевай своих близких.» Они — родственники, о которых Аллах упомянул: «Некоторые из родственников превосходят других в Книге Аллаха (Коране). Они — те, чьё значение повысится в День Страшного Суда, сравнившись со значением пророка. Они примкнут к нему в благодатном раю.» Подтверждением этому является аят: «И те, кто в Господа уверил, и чьи потомства веру прадедов избрали, приведены в едины семьи будут. И не убавим Мы от их деяний ни йоты, -всяк человек — заложник всех своих вершений.»[71]

Они — владельцы права, которого Аллах приказал выплатить: «Выплати права близких и родных.»

Им принадлежит хомс (пятая часть добычи), без которой обязанности мусульман не будут выполнены. Аллах велел: «И знайте: из всего, что вам достанется в трофеях, вы одну пятую (добра) должны отдать Аллаху, посланнику Его и родственникам близким.» (Сура «Военные трофеи», аят 41.)

Они — близкие по крови пророка Аллаха, о которых Всевышний сказал: «Всё то добро, что жаловал Аллах пророку от жителей окружных сёл, принадлежит Аллаху и пророку и тем, кто близок по крови.» (Сура «Переселение», аят 7.)

Они — семейство пророка, к которым Аллах обратился так: «Ведь Он лишь хочет снять с вас скверну, (очистить) дом его семьи, и всех вас полным очищением очистить.»- (Сура «Соумышленники», аят 33.)

Они — семейство Йа-Сина (пророка), которых Аллах приветствует в Коране: «Да будет Ильйасину мир во всех мирах!» (Сура «Выстроенные в ряды», аят 130.)

Они — семейство Мухаммеда, приветствовать которое Аллах обязал Своих рабов и приказал: «Аллах и ангелы Его, поистине, пророку шлют своё благословленье, и вы, что Господу предались, ему своё благословленье говорите, и искренним приветствием приветствуйте его.»[72]

Пророка спросили: «Мы знаем, как приветствовать тебя. Скажи, как посылать тебе благословленье?» Пророк ответил: «Говорите «О, Аллах! Благослови Мухаммеда и род Мухаммеда!»»

Из этого хадиса выявляется, что в этом аяте приказано посылать благословленье семейству пророка. Поэтому улемы причисляют этот аят к тем, которые посвящены семейству пророка. Так, Ибн Хаджар в главе И своей книги «Саваик» приводит этот аят в числе тех, что ниспосланы касательно пророческого рода.[73]

Как они счастливы, что будут находиться под райским деревом Туба![74] Их удел — вечный рай, врата которого открыты перед ними. Как сказал поэт,

من یبارهم و فی الشمس معنی؟

مجتهد متعب لمن بارها

«Кто может сравниться с ними? Ведь с солнцем никто сравниться не сможет.»

Они — избранные из всех рабов Аллаха. С Божьей помощью они обогнали всех в добродеяниях. Они -наследники Писания Аллаха, о которых Всевышний сказал:

«Затем Мы дали Книгу в наследство избранным из Своих рабов. Некоторые из них причинили зло самим себе. Они — те, которые не признали своих руководителей.»

Некоторые из них — умеренные. Они друзья имамов. «А некоторые из них превосходят остальных в добродеяниях. Они- имамы.» Это великое превосходство.

Я думаю, что этих аятов о превосходстве семейства пророка достаточно. Ибн Аббас говорит, что об Али ниспослано в Коране 300 аятов.

По словам других, четверть Корана посвящена семейству пророка. И это не вызывает удивления, ибо семейство пророка и Коран — две половины одной вещи, неотделимые друг от друга.

Ограничься этими ясными кораническими аятами, которые я упомянул. Это ясные и основные аяты Корана. Прими их от меня и внимательно подумай над ними. Прими их от сведущего человека, потому что никто не осведомит тебя лучше сведущего человека.

Ш