Письмо двадцать восьмое

19/зихаджа/1329

1 — Хадис «Значение» — один из самых достоверных.

2 — Свидетельствующие об этом аргументы.

3 — Суннитские повествователи этого хадиса.

4 — Причина сомнений Амади.

1 — Сомневаясь, Амади причинил зло самому себе, так как хадис «Значение» — один из достовернейших.

2 — В компетентности источника этого хадиса нет никаких сомнений. Никто и не подумывает о том, чтобы оспаривать его. Даже Захаби — несмотря на свою придирчивость — в книге «Талхис» признал его достоверность, а Ибн Хаджар Хейсами — несмотря на свою агрессивность в книге «Саваик» — привёл этот хадис на странице 29 в 12 части этой книги, со слов тех самых повествователей, к которым следует обращаться. Просмотри эту книгу. Если бы этот хадис не был признан достоверным, Бухари не привёл бы его в своей книге «Сахих», ибо он не признаёт превосходства Али (да будет мир с ним!) и отказывается писать о нём.

Муавия, предводитель мятежной группы, оскорблявшей предводителя правоверных (да будет мир с ним!) и враждовавшей с ним, тот самый Муавия, который приказал проклинать имама Али (да будет мир с ним!) с минбара мусульман — несмотря на свою вражду — не стал отрицать хадис «Значение». Он не вступил в спор с Са’дом ибн Аби-Ваккасом, когда спросил его, что помешало ему хулить Абу-Тораба и услышал в ответ: «Три вещи, которые сказал о нём пророк. Когда я вспомнил об этом, я не смог оскорбить его. Если бы обо мне было сказана хоть одна из этих вещей, я предпочёл бы это всему богатству арабов. Я слышал, как пророк, уходя на некоторые сражения и оставляя его в Медине, говорил ему:

«Разве ты не доволен тем, что подобен для меня как Харун для Моисея с той лишь разницей, что после меня нет пророка?» Муавия промолчал и освободил Са’да от обязанности злословить в адрес Али (да будет мир с ним!).

Более того, Муавия сам рассказал хадис «Значение». Ибн Хаджар в книге «Саваик» (на странице 107) пишет, что Ахмад рассказывал, что однажды кто-то задал вопрос Муавии. Тот ответил «Спроси это у Али, ибо он более сведущ.» Тот человек сказал: «Я предпочитаю твой ответ ответу Али.» Муавия заметил: «Это очень плохо. Ты недоволен человеком, которого пророк Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) называл лучезарным ликом науки и которому сказал: ?4Ты для меня подобен Харуну для Моисея с той лишь разницей, что после меня нет пророка.» Каждый раз, когда Умар сталкивался с проблемой, он обращался к нему.»[104]

Короче говоря, хадис «Значение» является одним из хадисов, который признан всеми мусульманами, несмотря на их разногласия.

3 — Этот хадис приведён автором книги «Аль-джам’е бейни сахахи сете» (о достоинствах Али), а также автором книги «Аль-джам’е бейни сахихин» (о превосходстве Али и сражении Табук). Он также приведён в книге «Сахих» Бухари в главе о сражении Табук (часть третья, страница 58).

Хадис упомянут Муслимом на странице 323 второй части книги «Сахих» в главе о достоинствах Али (да будет мир с ним!), на странице 28 книги Сенана ибн Маджа в главе о выдающихся качествах соратников пророка (да благословит Аллах его и род его!), а также в книге Хакема «Мустадрак» на странице 109 в главе о достоинствах Али (да будет мир с ним!). Имам Ахмад Ханбал неоднократно упоминает Са’да источником этого хадиса.[105] В книге «Маснад» он также привёл этот хадис со слов Ибн Аббаса,[106] Асмы, дочери Амиса,[107] Абу-Саида Хедри,[108] Муавии ибн Абу-Суфиена[109] и других.

Табарани привёл этот хадис со слов Асмы, дочери Амиса, Омме-Саламе, Хабиша ибн Джинада, Ибн Амро, Ибн Аббаса, Джабира ибн Самарата, Зейда ибн Аркама, Бара ибн Азиба, Али ибн Абу-Талиба и других.

Безар в своей книге «Маснад» и Тармази в книге «Сахих» привели хадис Абу-Саида Хедри. Ибн Абдул-Бер привёл этот хадис в книге «Истиаб», рассказывая о жизни Али (да будет мир с ним!), и добавил: «Этот хадис — один из достовернейших хадисов, рассказанных Са’дом ибн Аби-Ваккасом со слов пророка (да благословит Аллах его и род его!).» Он пишет: «Источники повествования хадисов Са’да воистину многочисленны. Ибн Аби-Хейсамат и другие привели его хадисы. Этот хадис упомянут Ибн Аббасом, Абу-Саидом Хедри, Омме-Саламе, Асмой, дочерью Амиса, Джабером ибн Абдуллой и другими людьми, перечисление имён которых займёт много времени.»

Все историки и повествователи хадисов, упомянувшие о сражении Табук, привели этот хадис.

Этот хадис упомянут всеми, кто привёл биографию Али (да будет мир с ним!), несмотря на религиозные разногласия.

Авторы книг о достоинствах семейства пророка и соратников его светлости, в том числе Ахмад Ханбал, а также писатели, жившие до или после него, привели этот хадис. Одним словом, этот хадис — один из достоверных хадисов, приводимых в ходе всей истории этой уммы.

4 — Таким образом, сомнения Амади по поводу достоверности источников этого хадиса не имеют значения, ибо он не является специалистом в области хадисов. Его мнение при знакомстве с источниками хадисов — мнение простолюдина, ничего не смыслящего в хадисах. В этот омут его втянула его специализированность в методологии, потому что он полагает, что единственным путём отвязаться от принципов хадисов является усомнение в достоверности их источников, и надеется, что сможет пройти этот путь. Но увы! Увы! Здесь проделать такое невозможно.

Ш