Письмо тридцать второе

24/зихаджа/1329

1 — Встреча с Омме-Салим.

2 — Случай с дочерью Хамзеха.

3 — Когда пророк прислонился к Али.

4 — В первом союзе братства.

5 — Во втором союзе братства.

6 — При закрытии дверей.

7 — Пророк считает Али и Харуна двумя яркими звёздами.

1 — Одним из других случаев, когда пророк (да благословит Аллах его и род его!) произнёс хадис «Значение» был день, когда его светлость рассказывал хадисы Омме-Салим.[110]

Абу-Талха Ансари стал мусульманином благодаря этой женщине. Он посватался к ней, будучи еретиком. Омме-Салим ответила, что выйдет за него замуж лишь при условии, если он уверует в ислам. Абу-Талха обратился в ислам, и Омме-Салим назначила своим калымом его ислам. Аллах дал Омме-Салим сына от Абу-Талха, который заболел и скончался. Омме-Салим наказала, чтобы никто раньше неё не сказал об этом отцу ребёнка. Когда Абу-Талха пришёл и спросил о здоровье сына, Омме-Салам ответила: «Он нашёл покой там, где был.» Абу-Талха подумал, что ребёнок спит. Женщина принесла ужин. Затем она украсила себя, надушилась благовониями и легла с мужем. Утром она сообщила ему, что сын покинул этот мир. Абу-Талха рассказал об этом пророку (да благословит Аллах его и род его!). Его светлость ответил: «Да будет благословенна для вас эта ночь.» Омме-Салим говорила, что пророк помолился за неё. В ту ночь она забеременела Абдуллой ибн Абу-Талха, которого Аллах удостоил Своим вниманием. Он стал отцом фахика Исхака ибн Абдуллы ибн Абу-Талха, который вместе с девятью своими братьями были учёными людьми. Омме-Салим пошла на битву вместе с пророком. В сражении Ухуд она имела кинжал, которым убивала каждого еретика, который подходил к ней. Она была одной из женщин, перенесших множество бед и страданий на пути ислама. Я не знаю другой женщины, которую навещал пророк и которой дарил подарки. Она была осведомлена о значении непорочного семейства пророка (да благословит Аллах его и род его!) и знала об их правах.

Омме-Салим была одной из первых мусульманок, очень мудрой женщиной. Она имела высокое значение в глазах пророка (да благословит Аллах его и род его!) за свою быстроту в принятии ислама, искренность, нравоучения, перенесённые трудности на пути ислама.

Пророк ходил к ней в дом, рассказывал ей хадисы и разговаривал с ней. Однажды он сказал ей: «Омме-Салим! Плоть Али — моя плоть, а его кровь — моя кровь. Для меня он всё равно что Харун для Моисея.»[111]

От тебя не скрыто, что пророк сказал это не по какому-либо особому случаю, а ради выполнения своей обязанностей, наставления на пути Аллаха и разъяснения значения своего наместника. Поэтому это не может относиться к сражению Табук.

2 — Этот хадис также упомянул в случае с дочерью Хамзеха. Когда между Али, Джафаром и Зейдом зашёл спор о ней, пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «О, Али! Ты для меня подобен Харуну для Моисея.»[112]

3 — Кроме того, однажды Абу-Бекр, Умар и Абу-Убайд Джарах были у пророка (да благословит Аллах его и род его!). Его светлость опирался на Али. Он положил ему руку на плечо и затем сказал:

«О, Али! Ты первый из уверовавших, первый обратившийся в ислам. Для меня ты как Харун для Моисея.»[113]

4 — Этот хадис упомянут в числе хадисов, сказаных в Мекке при заключении первого союза братства. Пророк прознёс эти слова в Мекке до переселения в Медину, когда заключил между переселенцами братский союз.

Это хадисы 6029 и 6032 из книги «Кенз аль-уммаль», приведённые на странице 395 шестой части.

5 — Этот хадис был также упомянут пророком в Медине пять месяцев после переселения, при заключении второго братского союза. Тогда пророк заключил союз братства между мухаджирами (переселенцами Мекки) и ансарами (жителями Медины). Оба раза его светлость избрал Али своим братом, показав этим его превосходство над другими.[114] Оба раза он сказал ему: «Ты для меня подобен Харуну для Моисея с той разницей, что после меня нет пророка.»

Существует множество преданий непорочного семейства пророка об этом. В числе других источников можно указать на Зейда ибн Аби-Оуфи. Этот хадис приведён имамом Ахмадом в книге «Достоинства Али», Ибн Асакиром — в его книге «История», Багави и Табарани в их сборниках, Баруди в книге «Аль-ма’рифат», Ибн Ади и другими.

Хадис длинный. В нём рассказывается о заключении братского союза, а затем говорится:

«Али сказал: «О, пророк Аллаха! Моя душа сломлена. Я вижу, что ты подумал обо всех своих соратниках, кроме меня. Если ты гневаешься на меня, я должен просить у тебя прощения. Ты велик и простишь меня.» Пророк (да благословит Аллах его и род его!) ответил: «Клянусь Тем, кто дал мне пророческую миссию, я оставил тебя напоследок только ради себя. Для меня ты как Харун для Моисея, с той лишь разницей, что после меня нет пророка. Ты мой брат и наследник.» Али спосил: «Что я унаследую от тебя?» Пророк промолвил: «То, что оставили мне пришедшие до меня пророки. Книгу своего Господа и традиции своего пророка. В раю ты будешь в моём дворце вместе с моей дочерью Фатимой. Ты мой брат и друг.» Затем пророк (да благословит Аллах его и род его!) прочитал следующий аят:

Об этом упомянуто в исторических книгах. Первый братский союз описан на странице 26 второй части книги Халаби, а второй братский союз — на странице 120 второй части этой книги. Там ты найдёшь, что братство пророка с Али оба раза доказывает превосходство Али над другими.

«И станут братьями они, и будут восседать на ложах.»[115] Это означает, что есть люди, которые любят друг друга ради Аллаха. Некоторые обратили свои лица на других.»

По поводу второго братского союза достаточно упомянуть хадис, приведённый Табарани в своей книге «Кабир» со слов Ибн Аббаса. В нём сказано, что пророк (да благословит Аллах его и род его!) спросил Али: «Ты обиделся на меня, когда заметил, что я установил братство между мухаджирами и ансарами, а тебя ни с кем не побратил? Разве ты не доволен тем, что являешься для меня как Харун для Моисея, с той разницей, что после меня не будет пророка?»[116]

6 — Можно также указать на хадис о закрытии дверей. Пророк приказал закрыть все двери, выходящие к мечети, кроме дверей дома Али. По этому поводу существует следующий хадис Джабира ибн Абдуллы:[117] «Пророк сказал: «О, Али! Дозволенное для меня в мечети является дозволенным и для тебя. Ты для меня как Харун для Моисея, с той разницей, что после меня нет пророка.»»

Существует также хадис Хазифата ибн Асида Гаффари[118] о том, что пророк в день закрытия дверей прочитал проповедь, в которой отметил: «Некоторые строят различные предположения по поводу того, что я поселил Али в мечети и не допустил в неё других. Клянусь Аллахом, это не, а Аллах допустил Али в мечеть и не допустил в неё других. Аллах послал откровение Моисею и его брату, чтобы они выбрали для своего народа дома в Египте, сделали их киблой и читали в них молитвы. Али для меня как Харун для Моисея. Он мой брат. Сношение с женщинами в мечети запрещено для всех, кроме него.»

Подобных примеров множество, и в этом коротком письме нельзя указать на все. Однако для доказательства того, что хадис «Значение» не относится лишь к сражению Табук и имеет огромное значение, достаточно и этого.

7 — Изучивший жизнь и традиции пророка (да благословит Аллах его и род его!) поймёт, что он считал Али и Харуна двумя яркими звёздами одного созвездия, ни одна из которых не превосходит другую. Это само по себе свидетельствует об общности хадиса «Значение».

Ш