Атрибуты действий Всевышнего.

После ознакомления с атрибутами сущности Всевышнего, приступим к обсуждению атрибутов Его действий. Здесь мы обсудим три действия:

1 – речь;

2 – правдивость;

3 – мудрость.

Принцип № 38. Всевышний является Говорящим.

Священный Коран, описывая Всевышнего как Говорящего, гласит:

?… жуЯубшугу Зббшуех гхжУум КуЯъбцнгЗр?

«…И с Мусой Аллах общался разговором».[105]

В другом айате говорится:

?жугуЗ ЯуЗду бцИуФуСт Гуд нхЯубшЬцгуех Зббшуех ЕцбЗшу жуНънЗр Гужъ гцд жуСуВЖц НцМуЗИт Гужъ нхСъУцбу СуУхжбЗр …?

«Не удостоился человек того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством Откровения, или через завесу, или послав посланца…»[106]

Таким образом, нет сомнений в том, что речь является одним из атрибутов Всевышнего, а вопрос заключается в том, является ли этот атрибут одним из атрибутов сущности Всевышнего или атрибутом действий Всевышнего? Ясно, что речь в том виде, как она применима к человеку, не применима ко Всевышнему.

Так как этот атрибут приведен в Священном Коране, то для понимания сущности этого атрибута необходимо нам обратиться к Священному Писанию. Коран представляет общение Всевышнего со Своими рабами в трех видах:

Не удостоился человек того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством трех отмеченных ниже способов:

1 – «посредством Откровения»;

2 – «или через завесу», так, что человек только слышит Всевышнего, подобно тому, как Всевышний общался с Пророком Моисеем (мир ему);

3 – «или послав посланца», т.е. ангела, который ниспосылал Откровение Пророку по воле Господа.

В этом айате разговор Всевышнего описан таким образом, что Он создает речь, порой, не используя посредника, а иногда, посредством ангела. В первом случае речь иногда внушается прямо в сердце пророка, а иногда посредством слуха доходит до его сердца. Во всех трех случаях разговор является созданием речи, поэтому, является одним из атрибутов Всевышнего.

Это одно из толкований речи Всевышнего, которое мы получили с помощью руководства Священного Корана. Другим толкованием является то, что Всевышний рассматривает существ вселенной как Свои слова, когда говорит:

?Юхб бшужъ ЯуЗду ЗбъИуНъСх гцПуЗПЗр бцЯубцгуЗКц СуИшЬцн будуЭцПу ЗбъИуНъСх ЮуИъбу Гуд КудЭуПу ЯубцгуЗКх СуИшЬцн жубужъ МцЖъдуЗ ИцгцЛъбцец гуПуПЗр?

«Скажи [,Мухаммад]: "Если бы моря стали чернилами для [написания]слов моего Господа, то они иссякли бы до того, как иссякли слова моего Господа, если бы дaжe Mы дoбaвили eщe пoдoбнoe этoмy"».[107]

В этом айате, под «словами Господа» подразумеваются творения Всевышнего, которых, кроме Него Самого, никто не способен счесть. Об этом свидетельствует Коран, когда называет его светлость ‘Ису (Иисуса) КалиматулЛах (Словом Аллаха) и говорит:

?нуВ Гуеъбу ЗбъЯцКуЗИц бЗу КуЫъбхжЗ Эцн ПцндцЯхгъ жубЗ КуЮхжбхжЗ Ъубум Зббшуец ЕцбЗшу ЗбъНуЮшу ЕцдшугуЗ ЗбъгуУцнНх ЪцнУум ЗИъдх гуСънугу СуУхжбх Зббшуец жуЯубцгуКхех ГубъЮуЗеуВ Ецбум гуСънугу жуСхжНс гцдъех ЭуЗугцдхжЗ ИцЗббшуец жуСхУхбцец жубЗу КуЮхжбхжЗ ЛубЗуЛуЙс ЗдъКуехжЗ ОунъСЗр буЯхгъ ЕцдшугуЗ Зббшуех Ецбуес жуЗНцПс УхИъНуЗдуех Гуд нуЯхжду буех жубуПс буех гуЗ Эцн ЗбУшугуЗжуЗКц жугуЗ Эцн ЗбГуСъЦц жуЯуЭум ИцЗббшуец жуЯцнбЗр?

«O oблaдaтeли пиcaния! He излишecтвyйтe в вaшeй peлигии и нe гoвopитe пpoтив Aллaxa ничeгo, кpoмe иcтины. Ведь мессия, Иса, сын Марйама, – Посланник Аллаха и Его Слово, которое Он поведал Марйам, [он] – дух, сотворенный Им. Веруйте же в Аллаха и Его Посланников. И не говорите: "Бог – это Троица". Удержитесь от [этих слов] – так будет лучше для вас. Воистину, Аллах – Единый Бог, Пречист Он от того, чтобы был у Него ребенок. Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Дoвoльнo Aллaxa кaк пopyчитeля!»[108]

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) в одной из своих проповедей, прокомментировал речь Аллаха, как создание и действие Всевышнего:

нуЮхжбх бцгудъ ГуСуЗПу Яужъдуех Яхдъ ЭунуЯхждх бЗу ИцХужъКт нуЮъСуЪх жубЗу ИцдцПуЗБт нхУъгуЪх жуЕцдшугуЗ ЯубЗугхех УхИъНуЗдуех ЭцЪъбс гцдъех ГудъФуГуех жугуЛшубуех

«[Аллах], если хочет создать, говорит: "Будь" и [оно] сбывается, но не бьющимся звуком и не слышимым зовом. Поистине, Речь Пречистого [Аллаха] является Его действием, которое Он создал из доселе небывшего и дал ему идентичность»[109].

Принцип № 39. Коран – сотворенный или извечный?

Из предыдущего принципа прояснилась действительность речи Всевышнего, где Его речь была прокомментирована двумя видами, и второй из них был обширней первого. Также доказывается то, что речь Всевышнего является ха?дис (новый и сотворенный), а не кади?м (древний и извечный). Так как Его речь является тем же самым действием и поскольку действие Всевышнего является ха?дис, то в результате, речь также будет являться ха?дисом.

Речь Всевышнего является ха?дисом, но из уважения и чтобы избежать недоразумений, мы не считаем речь Всевышнего сотворенной, так как, возможно, это растолкуют в значении «поддельный» и «фальшивый». Вообще, все, что не является Всевышним, является Его творением. Суляйман ибн Джа’фар Джа’фари говорит: «Я спросил у седьмого Имама Муса ибн Джа’фара (да будет мир с ними): "Является ли Коран сотворенным? " Его светлость Имам Казим (да будет мир с ним) ответил:

бунъУу ИцОуЗбцЮт жубЗу гуОъбхжЮт жубуЯцдшуех ЯубЗугх Зббец ЪуТшу жуМубшу

Здесь необходимо упомянуть одну важную вещь, которая заключается в том, что в начале третьего века, в 212 году лунной хиджры между мусульманами возник вопрос относительно Священного Корана, т.е. является ли Коран кади?м или ха?дис. Этот вопрос стал причиной расхождения и разлада среди мусульман, тогда как сторонники первой группы не имели правильных объяснений для своих утверждений, так как в этом вопросе существовало несколько предположений, согласно некоторым из них, Коран, несомненно, являлся ха?дисом, и согласно некоторым другим, являлся кади?мом.

Если под речью Всевышнего подразумеваются Коран и слова Корана, которые читаются, или слова, которые архангел Джабраил получил от Всевышнего и ниспослал сердцу Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его), то, несомненно, они являются ха?дисом, и, если под речью Всевышнего подразумеваются понятия и значения коранических айатов, некоторые из которых связаны с рассказами о Пророках (мир им) и войнами милостивого Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его), то опять таки нельзя сказать, что они являются Ка?дим.

И, в конце концов, если подразумевается знание Всевышнего о Коране, с точки зрения его слов и значений, то тогда, несомненно, знание Всевышнего является ка?дим и является одним из атрибутов сущности Всевышнего, но необходимо отметить то, что знание – это не речь.

Принцип № 40. Правдивость Всевышнего.

Одним из атрибутов действий Всевышнего является правдивость, т.е. Всевышний всегда правдив и никогда в Его речах нет лжи. Доказательство этого также является ясным, так как ложь является методом невежд, нуждающихся, слабых и трусливых, а Всевышний Пречист и Безупречен от всего этого. Иными словами, ложь является неприличным и непристойным качеством, а Всевышний Пречист от всяких непристойных действий.

Принцип № 41. Мудрость Всевышнего.

Одним из совершенных атрибутов действий Всевышнего является мудрость. «Мудрый» – одно из Его прекрасных имен. Под мудростью Всевышнего подразумевается следующее:

Во-первых, действия Всевышнего обладают абсолютным совершенством.

Во-вторых, Всевышний Пречист от совершения тщетных и непристойных действий.

Свидетельством и подтверждением первого значения служит изумительный порядок вселенной, которую Всевышний возвысил наилучшим образом, в виде великого дворца бытия. Священный Коран по этому поводу говорит:

?… ХхдъЪу Зббшуец ЗбшуРцн ЗКъЮуду Яхбшу ФунъБт …?

«… Творение Аллаха, Который исполнил все в совершенстве …»[111]

Подтверждением второму значению служит айат, в котором говорится:

?жугуЗ ОубуЮъдуЗ ЗбУшугуВБу жуЗбГуСъЦу жугуЗ ИунъдуехгуЗ ИуЗШцбЗр РубцЯу Щудшх ЗбшуРцнд ЯуЭуСхжЗ …?

«Не напрасно Мы создали небо и землю и то, что между ними: так полагают только те, кто не уверовал…»[112]

Кроме всего этого, Всевышний является Абсолютным Совершенством и поэтому Его дела должны обладать совершенством, и Он Пречист от совершения всяких тщетных и непристойных действий.