Атрибуты, отрицающие недостатки Всевышнего.

Принцип № 42. Невозможность лицезрения Всевышнего.

В тридцать четвертом принципе мы упомянули, что Божественные атрибуты делятся на два вида: атрибуты «Красоты» и «Величия». Атрибуты, доказывающие совершенство Всевышнего, называются атрибутами «Красоты» или подтверждающими. Атрибуты, отрицающие недостаток Всевышнего, называются атрибутами «Величия» или отрицающими.

Под атрибутами, отрицающими недостаток Всевышнего, подразумеваются святость и безупречность Аллаха от недостатков и нужды. И именно поэтому мусульманские теологи говорят, что Всевышний не является телом и телесным, не является местом чего-нибудь, не находится в чем-либо, так как все это является нуждающимися и обладающими недостатком качествами творений.

Другим нуждающимся качеством является видимость, так как необходимостью видимости являются наличие и осуществление некоторых условий. Это следующие условия:

1) – должен находиться в определенном месте;

2) – не должен находиться в темноте и в стороне, и, как говорится, должен освещаться;

3) – между ним и тем, кто смотрит, должно быть определенное расстояние. Ясно, что все эти условия являются качествами телесных и материальных существ, а не Всевышнего и Славного Аллаха.

Кроме всего этого, видимый бог должен быть одним из двух следующих: или вся его сущность видима, или же некоторая часть. В первом случае, он будет окруженным (как бы «охваченным») и ограниченным, а во втором случае – будет обладать частями. Оба эти два качества не являются качествами Пречистого и Всевышнего Аллаха.

Все, что было сказано выше, относится к органам чувств, и здесь мы не обсуждаем душевное видение и внутреннее созерцание, которые можно получить путем совершенствования веры. В возможности осуществления внутреннего созерцания нет сомнений для приближенных к Аллаху людей (Аулийа Аллах).

Зи’либ Йеменский, который был одним из близких друзей повелителя правоверных Имама Али (да будет мир с ним), спросил у Имама: «Видел ли ты своего Бога?» В ответ Имам Али (да будет мир с ним) изволил сказать:

ГуЭуГуЪъИхПх гуЗ буЗ ГуСум

«Разве я стану поклоняться тому, кого не вижу?» В то время, задающий вопрос опять спросил: «Как ты Его видишь?» Имам Али (да будет мир с ним) ответил:

бугъ КуСуЗех ЗбъЪхнхждх ИцгхФуЗеуПуЙц ЗбъЪцнуЗдц жу буЯцдъ КхПъСцЯхех ЗбъЮхбхжИх ИцНуЮуЗЖцЮц ЗбъЕцнгуЗдц

Когда его светлость Муса (да будет мир с ним) из-за настаивания сынов Израиля просит лицезреть Всевышнего, он получает отрицательный ответ. Священный Коран по этому поводу говорит:

?жубугшуЗ МуВБу гхжУум бцгцнЮуЗКцдуЗ жуЯубшугуех СуИшхех ЮуЗбу СуИшќц ГуСцдцн ГудъЩхСъ ЕцбунъЯу ЮуЗбу будъ КуСуЗдцн …?

«Когда же Муса пришел [на гору Синай] к назначенному сроку, его Господь заговорил с ним, и [Муса] попросил: "О Господи! Яви мне Себя, чтобы я взглянул на Тебя". [Аллах] сказал: "Ты никогда не увидишь Меня"…».[114]

Здесь может возникнуть вопрос: если нельзя увидеть Всевышнего, то почему Священный Коран говорит:

?жхМхжес нужъгуЖцРт дшуЗЦцСуЙс .Ецбум СуИшЬцеуЗ дуЗЩцСуЙс?

«Лица в тот день будут сиять и взирать на Господа своего».[115]

В ответ необходимо сказать, что под словом «взирать» в этом айате подразумевается ожидание милости Всевышнего, так как этому свидетельствуют сами же айаты:

1 – Взгляд приписывается лицам: «Лица в тот день будут сиять и взирать на Господа своего» и если здесь подразумевалось бы чувствительное и визуальное видение Господа, то необходимо было, чтобы это приписали глазам, а не лицам.

2 – В этой суре говорится о двух группах:

Группа, лица которых будут сиять, и которые будут вознаграждены «взирают на своего Господа». И группа, лица которых будут омрачены:

?жужуМхжес нужъгуЖцРт ИуЗУцСуЙс?

«И лица в тот день мрачные», наказанием которых будет следующее:

?КуЩхдшх Гуд нхЭъЪубу ИцеуЗ ЭуЗЮцСуЙс?

«С думой о том, что их поразит беда».[116]

Цель второго предложения ясна и она заключается в том, что эта группа знает, что их ожидает сильное наказание и поэтому они находятся в ожидании такого наказания.

По аналогии сопоставления между этими двумя группами, можно понять, что подразумевается в первом айате, а именно: те, кто имеют сияющие лица, ожидают милость Всевышнего, и айат, в котором говорится: «взирают на Господа своего», означает аллегорию ожидания милости. Свидетельством этому служит использование этого слова в значении ожидания в арабском, персидском и других языках.

Кроме того, в толковании айатов Священного Корана вообще нельзя ограничиваться одним айатом, а необходимо собрать в одном месте схожие айаты этой темы и из их всех получить правильное значение айата. В этой теме, если собрать все относящиеся к ней айаты из Корана и хадисы из Сунны, то станет ясна невозможность видимости Всевышнего с точки зрения Ислама.

Одновременно проясняется просьба его светлости Мусы (да будет мир с ним), когда он попросил это из-за настаивания сынов Израиля, которые говорили: «подобно тому, как ты слышишь голос Всевышнего и рассказываешь нам, точно также посмотри на Него и опиши Его для нас»:

?жуЕцРъ ЮхбъКхгъ нуЗ гхжУум будъ дхДъгцду буЯу НуКшум дуСум Зббшеу МуеъСуЙр …?

«Вспомните, как вы воззвали: "[О Муса!] Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию"…».[117] Поэтому его светлость Муса (да будет мир с ним) попросил об этом у Всевышнего, но получил отрицательный ответ. По данному поводу Священный Коран говорит:

?жубугшуЗ МуВБу гхжУум бцгцнЮуЗКцдуЗ жуЯубшугуех СуИшхех ЮуЗбу СуИшќц ГуСцдцн ГудъЩхСъ ЕцбунъЯу ЮуЗбу будъ КуСуЗдцн …?