Повествовательные атрибуты.

Принцип № 43. Разъяснение повествовательных атрибутов.

Все атрибуты, которые мы обсуждали до сих пор (кроме речи) являются атрибутами, о доказательстве или отрицании которых мог судить разум, но существует ряд атрибутов в Священном Коране и хадисах, о которых нигде не говорится, кроме как в этих двух источниках. Например:

1 — йадуллах – «Рука Аллаха» (в значении: Мощь Аллаха):

?Ецдшу ЗбшуРцнду нхИуЗнцЪхждуЯу ЕцдшугуЗ нхИуЗнцЪхжду Зббшуеу нуПх Зббшуец ЭужъЮу ГунъПцнецгъ …?

«Воистину, те, которые присягают [в верности] тебе, присягают только [в верности] Аллаху. Рука (мощь) Аллаха превосходит их руки (мощи)».[119]

2 – ваджхуллах – «Лик Аллаха»:

«И восток и запад принадлежат Аллаху. И куда бы вы ни повернулись, обратитесь к (лику) Аллаха. Воистину, Аллах – Всеобъемлющий, Знающий [все]».[120]

3 – ‘айнуллах – «Глаза Аллаха»:

?жуЗХъдуЪц ЗбъЭхбъЯу ИцЗуЪънхдцдуЗ жужуНънцдуЗ …?

«И воздвигни ковчег пред Нашими глазами и по откровению Нашему…»[121]

4 – аль-истива’ ‘ала-л-‘арш – «Утверждение на престоле» (трон):

?ЗбСшуНъгудх Ъубум ЗбъЪуСъФц ЗУъКужум?

«[Он] – Всемилостивейший, Который утвердился на престоле [вседержавия]»[122].

Причиной того, что эти атрибуты названы повествовательными, является то, что о них говорится только в повествовании.

Необходимо упомянуть, что с точки зрения разума, эти атрибуты нельзя понимать в буквальном значении, так как их необходимостью является телесность и уподобление, которые отрицает разум, Коран и Сунна. Поэтому, для того, чтобы получить настоящее толкование этих атрибутов, необходимо принять во внимание все айаты Священного Корана.

Также необходимо отметить, что арабский язык, как и другие языки полон аллегорий, метафор и иносказаний и Священный Коран, говоря языком народа, использует этот метод.

Теперь приступим к разъяснению этих атрибутов:

1) В первом айате говорится: «Воистину, те, которые присягают [в верности] тебе [пожимают твою руку под предлогом присяги], присягают только [в верности] Аллаху [так как присяга с Посланником является присягой с тем, кто его послал]». Затем говорится: «Рука Аллаха превосходит их руки», т.е. мощь и сила Аллаха превосходит их силу и не означает то, что Аллах имеет телесную руку, и что Его рука находится выше их рук. Подтверждением этому служит продолжение данного айата, в котором говорится:

?… Эугуд дуЯуЛу ЭуЕцдшугуЗ нудЯхЛх Ъубум дуЭъУцец жугуд ГужъЭум ИцгуЗ ЪуЗеуПу Ъубунъех Зббшуеу ЭуУунхДъКцнец ГуМъСЗр ЪуЩцнгЗр?

«…Всякий, кто нарушит присягу, [поступит] во вред себе. Всякому, кто верен, тому, о чем он заключил завет с Аллахом, Он дарует великое вознаграждение».

Такой вид речи, запугивающий тех, кто нарушает присягу и предвещающий вознаграждение верным ей, указывает на то, что под словом «Рука Аллаха» подразумевается сила и власть Всевышнего. И вообще, слово «рука» иногда во многих языках является аллегорией силы, и как говорят в России: у него длинные руки применительно к тому, кто имеет власть и влияние!

2) Под словом «ваджхуллах» – «Лик Аллаха», подразумевается Сама сущность Всевышнего и не подразумевается особая часть тела, как например, в человеке и ему подобном существе. Священный Коран, говоря о смерти и уничтожении людей, говорит:

?Яхбшх гудъ ЪубунъеуЗ ЭуЗдт?

«Всякий живущий на ней (т.е. на земле) – смертен».[123] После этого айата речь идет о вечности существования Всевышнего:

?жунуИъЮум жуМъех СуИшЬцЯу Рхж ЗбъМубЗубц жуЗбЕцЯъСуЗгц?

«Вечен лишь лик Господа твоего, Досточтимого и Достославного».[124]

Из всего этого становится ясно значение обсуждаемого айата. В этом айате говорится о том, что Всевышний не находится в определенном месте, а наоборот Он является Всеобъемлющим, и куда бы мы ни посмотрели, мы обратимся к Нему. В продолжении, для доказательства вышесказанного, Всевышний упоминает два атрибута:

1 – Всеобъемлющий: сущность Всевышнего является бесконечной;

2 – Всезнающий: осведомленный обо всем.

3) В третьем айате говорится, что: Нуху (мир ему) было поручено Всевышним построить ковчег. Так как возведение ковчега вдалеке от моря было причиной насмешек и досаждений невежд, поэтому, Всевышний говорит Нуху (мир ему):

«И воздвигни ковчег пред Нашими глазами и по откровению Нашему». Здесь подразумевается то, что Нух (мир ему) поступил согласно указу Всевышнего и потому будет располагать Его защитой и поддержкой, а высмеивающие не смогут причинить ему никакого вреда.

4) Слово «’арш» в арабском языке означает престол и слово «истава», когда используется вместе с местоимением «’аля» (на, над и т.п.), означает расположение и овладение. Так как правители, обычно располагаясь на престоле, правили страной, поэтому такой вид выражения является аллегорией овладения властью управления делами государства. Кроме логических и основанных на преданиях доказательств, которые доказывают, что Всевышний нигде не располагается, ясным подтверждением тому, что восседание на троне и престоле не является телесным, а является аллегорией власти над всей вселенной, является следующее:

Во-первых, во многих айатах до использования этого выражения говорится о сотворении небес и земли, и, что Всевышний создал эту вселенную без видимых опор.

Во-вторых, во многих айатах после приведения этого выражения говорится об управлении делами вселенной.

Так как это выражение разместилось между двумя темами, т.е. сотворение и управление вселенной, можно понять значение выражения «утверждение на престоле». Священный Коран хочет донести до нас следующее: сотворение бытия не стало причиной того, что бразды правления вышли из рук Всевышнего, а кроме сотворения, Он владеет браздами управления вселенной. Ограничимся упоминанием одного айата:

?Ецдшу СуИшуЯхгх Зббшех ЗбшуРцн ОубуЮу ЗбУшугуЗжуЗКц жуЗбГуСъЦу Эцн УцКшуЙц ГуншуЗгт Лхгшу ЗУъКужум Ъубум ЗбъЪуСъФц нхПуИшЬцСх ЗбЗугъСу гуЗ гцд ФуЭцнЪт ЕцбЗшу гцдъ ИуЪъПц ЕцРъдцец РубцЯхгх Зббшех СуИшхЯхгъ ЭуЗЪъИхПхжех ГуЭубЗу КуРуЯшуСхжду?

«Воистину, ваш Господь – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом утвердился на троне [вседержавья], управляя делами [вселенной]. Нет заступника [у людей], кроме как по Его дозволению. Этo вaш Aллax, Гocпoдь вaш, пoклoняйтecь жe Eмy! Paзвe вы нe oпoмнитecь?»[125]