Часть IV. Свод вероубеждений 3

Божественная справедливость.

Принцип№ 44. Справедливость, как один из атрибутов «Красоты».

Все мусульмане считают Бога Справедливым, и справедливость является одним из атрибутов «Красоты» Всевышнего. Это убеждение основывается на Священном Коране, который опровергает всякую несправедливость и упоминает Всевышнего как «Вершителя справедливости».По этому поводу Коран говорит:

?Ецдшу Зббшуеу бЗу нуЩъбцгх гцЛъЮуЗбу РуСшуЙт …?

«Поистине, Аллах не совершает несправедливости даже на вес одной пылинки».[126] В другом айате говорится:

?Ецдшу Зббшуеу бЗу нуЩъбцгх ЗбдшуЗУу ФунъЖЗр …?

«Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливость к людям»[127], а также говорит:

?ФуецПу Зббшех Гудшуех бВ Ецбуеу ЕцбЗшу ехжу жуЗбъгубВуЖцЯуЙх жуЗхжъбхжЗъ ЗбъЪцбъгц ЮуВЖцгЗр ИцЗбъЮцУъШц бВ Ецбуеу ЕцбЗшу ехжу ЗбъЪуТцнТх ЗбъНуЯцнгх?

«Свидетельствует Аллах, а также ангелы и наделенные знанием, что нет божества, кроме Него, Вершителя справедливости, что нет божества, кроме Него, Великого, Мудрого».[128]

Кроме упомянутых айатов, разум также способен судить о Божественной справедливости, так как справедливость является положительным качеством, а жестокость и несправедливость является порочным. Человеческий разум говорит, что Всевышний обладает всеми положительными качествами и достоинствами, а также, что Он Безупречен от всяких пороков, как в сущности, так и в делах.

Вообще, жестокость и несправедливость являются следствием одной из следующих причин:

1 – Неосведомленность, т.е. совершающий несправедливость не осведомлен о безобразии жестокости и несправедливости;

2 – Бессилие и нужда, т.е. совершающий несправедливость осведомлен о безобразии жестокости, но бессилен проявить справедливость или же он нуждается в совершении жестокости;

3 – Невежество и глупость, т.е. совершающий несправедливость осведомлен о безобразии жестокости и в состоянии поступить справедливо, но, не является мудрым и не боится совершать неприличные дела.

Очевидно, что ни одна из упомянутых причин недопустима во Всевышнем и поэтому все Божественные действия являются справедливыми и мудрыми.

Упомянутое выше доказательство приведено в предании от милостивого Пророка Мухаммада(да благословит Аллах его и род его).[129] Шейх Садук так передает этот хадис: Какой-то иудей подошел к Пророку (да благословит Аллах его и род его) и задал несколько вопросов, среди которых был вопрос, касающийся Божественной справедливости. Пророк (да благословит Аллах его и род его) о том, что Всевышний не совершает несправедливость и жестокость, сказал:

бцЪцбъгцец ИцЮхИъНцец жуЕцУъКцЫъдуЗЖцец Ъудъех

Шиитские теологи в вопросе Божественной справедливости привели этот хадис в качестве доказательства.[131]

Согласно этим айатам, все мусульмане единогласны в вопросе Божественной справедливости, но они расходятся в объяснении справедливости Всевышнего, и каждый из них выбрал одно из двух следующих воззрений:

1) человеческий разум понимает хорошее и плохое: хорошее действие считает признаком совершенства совершающего хорошее, а плохое действие считает признаком недостатка совершающего безобразное. Так как Всевышний обладает всеми существующими совершенствами, поэтому Его действия являются совершенными и превосходными, и Его святейшая сущность безупречна от всяких плохих действий.

Необходимо напомнить, что разум никогда не говорит о Всевышнем, что Он «должен» быть справедливым, а лишь раскрывает реальность действия Всевышнего. Разум, обратив внимание на абсолютное совершенство сущности Всевышнего и на безупречность Его от всяких недостатков, понимает, что Его действия не могут не быть абсолютно совершенными, в результате, Он со Своими рабами поступает справедливо. Коранические айаты, упомянутые выше, на самом деле, подтверждают то, что человек понимает посредством разума, и эта та самая тема, которая в науке Калам (теология) называется «Аль-хусн ва аль-кубх аль-‘аклиййайн». Сторонников этого воззрения называют «Аль-Адлийа», во главе которых стоят Имамиты.

2) противоположным этому воззрению является воззрение, которое утверждает, что человеческий разум неспособен познать хорошие и плохие действия, и только Божественное Откровение есть путь познания хороших и плохих действий! Все то, что прикажет Всевышний совершить, является хорошим и все то, что запретит, является плохим. На основании этого воззрения, если Всевышний прикажет бросить безгрешного в огонь или грешника отведет в рай, то это будет считаться справедливостью! Сторонники этого воззрения говорят: «Если мы описываем Бога как справедливого, то только потому, что этот атрибут приведен в Небесном Писании».

Принцип № 45. Распознание разумом добра и зла.

Так как «Аль-хусн ва аль-кубх аль-‘аклиййайн» (Распознание разумом добра и зла) является основой множества убеждений шиитов, поэтому из многочисленных доказательств кратко укажем на два:

1 – Любой человек, какому бы он мировоззрению и пути ни следовал, где бы он ни жил, понимает красоту справедливости и отвратительность и безобразие несправедливости, красоту верности обещанию и отвратительность его нарушения, а также понимает красоту ответа добром на добро и отвратительность ответа злом на добро. Исследование истории человечества свидетельствует об этой действительности, и до сих пор не существовало разумного человека, который бы отрицал сказанное выше.

2 – Даже если предположим, что разум неспособен понять в целом хорошие и плохие действия и в их познании человек должен обратиться к шариату, в таком случае мы должны принять то, что хорошее и плохое также невозможно доказать с точки зрения шариата. Так как, если мы предположим, что Всевышний извещает о том, что какое-то действие хорошее и какое-то плохое, мы не сможем из этого извещения постигнуть то, что некое действие является хорошим или плохим до тех пор, пока будем предполагать лживость Его слов, разве только заранее докажем отвратительность лжи и безупречность Всевышнего, которое доказывается только посредством разума[132].

Кроме того, коранические айаты доказывают понимание разумом некоторых хороших и плохих действий. Поэтому Всевышний призывает к суждению разум и совесть, и говорит:

?ГуЭудуМъЪубх ЗбъгхУъбцгцнду ЯуЗбъгхЬМъСцгцнду . гуЗ буЯхгъ ЯунъЭу КуНъЯхгхжду?

«Разве отнесемся Мы к мусульманам как к грешникам? Что с вами? Как вы судите?»[133] В другом айате говорится:

?еубъ МуТуВБх ЗбЕцНъУуЗдц ЕцбЗшу ЗбЕцНъУуЗдх?

«Воздают ли за добро иначе, чем добром?»[134]

Здесь, необходимо ответить на следующий вопрос: Всевышний в Священном Коране сказал:

?бЗу нхУъЖубх ЪугшуЗ нуЭъЪубх жуехгъ нхУъЖубхжду?

«Его не призовут к ответу за то, что Он вершит, а их (т.е. многобожников) призовут».[135]

Вопрос: Если с Всевышнего не спросится, то на основании «Распознания разумом добра и зла», если предположим, что Бог совершит что-либо плохое, то должен быть призван к ответу, почему Он совершил это?

Ответ: Причиной того, что Всевышний не призывается к ответу, является то, что Он Мудрый, а от Мудрого никогда не исходит неподобающее действие, и, несомненно, мудрость является необходимым условием хороших действий.

Принцип № 46. Проявления божественной справедливости в бытии, законодательстве и воздаянии.

Божественная справедливость в бытии, законодательстве и воздаянии имеет различные проявления, которые мы обсудим ниже:

1 — бытийная справедливость:Всевышний дарует каждому творению то, что оно заслуживает и в оказании милости принимает во внимание способности. Священный Коран по этому поводу говорит:

?ЮуЗбу СуИшхдуЗ ЗбшуРцн ГуЪъШум Яхбшу ФунъБт ОубъЮуех Лхгшу еуПум?

«Сказал: «Наш Господь – Тот, Кто придал всему сущему форму, а потом указал ему прямой путь».[136]

2 — справедливость в законодательстве: Всевышний наставляет человека на путь истины, чтобы на этом пути он мог достигать морального совершенства с помощью послания Пророков (мир им) и установления религиозных законов. Всевышний возлагает на человека только по мере его возможности. Священный Коран по этому поводу говорит:

?Ецдшу Зббшуеу нуГъгхСх ИцЗбъЪуПъбц жуЗбЕцНъУуЗдц жуЕцнКуВБц Рцн ЗбъЮхСъИум жунудъеум Ъудц ЗбъЭуНъФуВБц жуЗбъгхдЯуСц жуЗбъИуЫънц нуЪцЩхЯхгъ буЪубшуЯхгъ КуРуЯшуСхжду?

«Поистине, Аллах повелевает [вершить] справедливость, благодеяние и щедрость к близким, Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззаконие. Он наставляет вас, – быть может вы опомнитесь».[137]

Так как справедливость, благодеяние и щедрость к близким являются причиной совершенствования человека, а другие три деяния – причиной его падения, то Всевышний сделал первые три обязательными и запретил три последние. Священный Коран относительно того, что Всевышний возлагает на человека только по мере его возможностей, говорит:

?бЗ нхЯубшЬцЭх Зббшех дуЭъУЗр ЕцбЗшу жхУъЪуеуЗ …?

«He вoзлaгaeт Aллax нa дyшy ничeгo, кpoмe вoзмoжнoгo для нee …»[138]

3 — справедливость в воздаянии: Всевышний никогда не судит правоверного и безбожника, благодетельного и злодея одинаково, а судит каждого по заслугам и способностям. На основании этого, до тех пор, пока Всевышний не доведет до сведения людей Свои предписания путем послания Пророков (мир им), никогда никого не накажет. По этому поводу Священный Коран говорит:

?… жугуЗ ЯхдшуЗ гхЪуРшќцИцнду НуКшум дуИъЪуЛу СуУхжбЗр?

«…И Мы [никогда] не наказывали [людей], не послав предварительно к ним Посланника».[139] В другом айате говорится:

«В День воскресения Мы установим справедливые весы, и никому ни в чем не будет проявлена несправедливость …»[140]

Принцип № 47. Цель создания человека.

Всевышний создал человека, имея при этом особую цель. Целью Всевышнего при создании человека является достижение требуемого совершенства человека, которое осуществляется путем поклонения Всевышнему. Всякий раз, когда наставление человека к такой цели будет заключаться в исполнении и осуществлении некоторых предпосылок и создании предварительных условий со стороны Всевышнего, то Всевышний, непременно, осуществит их, иначе сотворение человека будет бесцельным. Поэтому, Всевышний послал Пророков (мир им), чтобы наставить людей на истинный путь и предоставил Пророкам (мир им) Свои знамения и чудеса. А также, для призыва Своих рабов к покорности и воздержанию их от прегрешения, в тексте Своих посланий указал на обещания (вознаграждением) и угрозы (наказанием).

Все, что было сказано в этом принципе, является кратким содержанием «закона милости» – «ка’ида аль-лутф», который является основой многих вероубеждений.