Предустановление и предопределение.

Принцип № 48. Предустановление и предопределение в Коране и Сунне.

Вера в предустановление (када) и предопределение (кадар) является одним из обязательных вероубеждений Ислама, которое приведено в Небесном Писании и Сунне, и которую подтверждают рациональные доказательства.

Существует множество айатов о предустановлении и предопределении, некоторые из которых мы отметим ниже:

Священный Коран о предопределении говорит:

?ЕцдшуЗ Яхбшу ФунъБт ОубуЮъдуЗех ИцЮуПуСт?

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению».[141] В другом айате говорится:

«Heт вeщи бeз тoгo, чтoбы y Hac были ee coкpoвищницы, и низвoдим Mы ee тoлькo пo извecтнoй мepe».[142]

О предустановлении Священный Коран говорит:

?… жуЕцРуЗ ЮуЦум ГугъСЗр ЭЕцдшугуЗ нуЮхжбх буех Яхдъ ЭунуЯхждх?

?ехжу ЗбшуРцн ОубуЮуЯхг гцд Шцндт Лхгшу ЮуЦум ГМубЗр …?

«Он – Тот, Кто сотворил вас из глины. Затем Он назначил срок…»[144]

Обратив внимание на эти айаты, а также хадисы, которые переданы по этому поводу, ни один мусульманин не может отрицать предустановление и предопределение. Однако здесь нет необходимости в детальном познании вопроса, и вообще, не подобает заниматься такими тонкими вопросами тем, кто не имеет умозрительной готовности понять их, так как вполне возможно, что такие люди подвергнутся ошибке, сомнению и заблуждению в своей вере. Именно поэтому, повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним), обращаясь к таким людям, изволил сказать:

ШуСцнЮс гхЩъбцгс ЭубуЗ КуУъбхЯхжех ИуНъСс ЪугцнЮс ЭубуЗ КубцМхжех УцСшх Зббшуец ЭубЗу КуКуЯубшуЭхжех

«(Это) путь темный, так не проходите его, глубокое море, так не входите в него и божественная тайна, так не утруждайте себя (раскрыть ее)».[145]

Конечно, это предупреждение касается тех, кто не может понять такие тонкие вопросы и вполне возможно, что обсуждение такого рода вопросов может стать причиной заблуждения. Подтверждением этому служат высказывания самого Имама Али (да будет мир с ним) о разъяснении предустановления и предопределения в других изречениях.[146] Поэтому мы также, не выходя за рамки своих познаний, и, используя Коран, предания и разум, приступим к их разъяснению.

Принцип № 49. Разъяснение предустановления и предопределения.

«Предопределение» (кадар) буквально означает измерение и количество, «предустановление» (када) означает неизбежность и обязательность.[147] Восьмой Имам его светлость Риза (да будет мир с ним), объясняя предопределение и предустановление, сказал:

ЗбЮуПуСх ецну ЗбъеудъПуУуЙхЎ жужуЦъЪх ЗбъНхПхжПц гцду ЗбъИуЮуЗБцЎ жуЗбъЭудуЗБц жуЗбъЮуЦуЗБц ехжу ЗбЕИъСуЗгх жуЕцЮуЗгуЙх ЗбъЪунъдц

Теперь, когда мы узнали лексическое значение этих двух слов и узнали, что измерение вещей называют «кадар», а неизбежность и обязательность «када», приступим к разъяснению терминологического значения этих двух слов.

1 – Разъяснение «предопределения».

Так как любое творение является возможным в сущности «мумкин аль-вуджуд», то оно имеет определенную существенную величину, например, неодушевленные вещи имеют свои измерения, а растения и животные свои. Так как бытие, в котором все предопределено, является творением Всевышнего, то естественно, предопределение его тоже должно быть Божественным. Так как это предопределение является действием Всевышнего, оно называется «активным предопределением»,а, принимая во внимание то, что Всевышний до сотворения знает о нем, тогда оно будет называться«предзнаемым (трансцедентальным) предопределением». На самом деле, вера в предопределение является верой в то, что Всевышний является Творцом, взявшим во внимание свойства вещей. Активное предопределение основано на извечном знании Всевышнего, следовательно, вера в активное предопределение, на самом деле, является верой в извечное знание Всевышнего.

2 – Разъяснение «предустановления».

Как мы упомянули выше, предустановление означает неизбежность и обязательность осуществления вещи. Несомненно, неизбежность осуществления каждой вещи на основе порядка причины и следствия (детерминизм) будет зависеть от осуществления полной причины той вещи и так как порядок причины и следствия завершается Всевышним, на самом деле, неизбежность каждой вещи будет основана на Его власти и воле. Это активное предустановление Всевышнего в сотворении и извечное знание Всевышнего об этой неизбежности является неотъемлемым предустановлением Всевышнего.

Все, что было сказано, касается бытийного предустановления и предопределения Всевышнего, будь оно неотъемлемым или активным. Иногда предустановление и предопределение касается шариатского мира в том значении, что основой шариата и Божественных предписаний является предустановление Всевышнего, и их (предписаний) свойства и особенности, такие как обязательность и запретность и т.д. являются шариатским предопределением. Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) в ответе на вопрос человека, который спрашивал о сущности предустановления и предопределения, упомянув этот этап предустановления и предопределения, сказал:

ЗбГугъСх ИцЗбШшуЗЪуЙцЎ жуЗбдшуеънх Ъудц ЗбъгуЪъХцнуЙцЎ жуЗбКшугъЯцндх гцдъ ЭцЪъбц ЗбъНуУудуЙцЎ жуКуСъЯх ЗбъгуЪъХцнуЙЎ жуЗбъгуЪхждуЙх Ъубум ЗбъЮхСъИуЙц ЕцбунъецЎ жуЗбъОцРъбЗудх бцгудъ ЪуХуЗехЎ жуЗбъжуЪъПхЎ жуЗбъжуЪцнПхЎ жуЗбКшуСъЫцнИх жуЗбКшуСъецнИх Яхбшх РубцЯу ЮуЦуЗБх Зббец Эцн ГуЭъЪуЗбцдуЗ жуЮуПуСхех бцГуЪъгуЗбцдуЗ

«Указание на покорность и запрещение прегрешения, дарование возможности человеку для совершения хороших деяний и отречения от совершения греха, помощь в приближении к Нему (т.е. Всевышнему), оставление без помощи грешника, обещание и угроза, ободрение и устрашение – все это предустановление Аллаха в наших действиях и Его предопределение в наших делах».[149]

Если мы видим, что здесь повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) в ответе ограничился только объяснением шариатского предустановления и предопределения, то возможно, что это было из-за принятия во внимание положения спрашивающего или присутствующих. Так как в те дни под бытийным предустановлением и предопределением и, в результате, под расположением действий человека в области предустановления и предопределения понимали принуждение и лишение свободы воли. Подтверждением этому служит продолжение предания, в котором Имам Али (да будет мир с ним) говорит:

ЭуГугшуЗ ЫунъС РубцЯу ЭубЗу КуЩхдшуех ЭуЕцдшу ЗбЩшудшу гхНъИцШс бцбъГуЪъгуЗбц

«И не думай, что это нечто иное, так как дума о нем является причиной тщетности деяний». Здесь подразумевается то, что ценность деяний человека лежит в основе его свободы и воли, и если предположить принудительность в деяниях, то тогда они потеряют свою ценность.

В результате, предустановление и предопределение иногда бывают в бытии, а иногда в установлении законов (шариат), и каждое из них имеет два этапа:

1 – неотъемлемый (предзнаемый (трансцендентальный));

2 – активный (действенный).

Принцип № 50. Отсутствие противоречий между предустановлением, предопределением и свободой воли человека.

Предустановление и предопределение в деяниях человека не имеют никакого противоречия со свободой воли человека, так как Божественное предопределение относительно человека является его (человека) особой деятельностью, которая заключается в том, что человек – существо свободное и совершение действия либо отречение от действия находятся в его воле. Божественное предустановление в деяниях человека является неизбежностью и непременностью его совершения после его выбора и проявления воли.

Иными словами, создание человека связано и предопределено волей и свободой человека и Божье предустановление означает то, что когда человек по своей воле подготовит активные причины какого-либо деяния, Божье исполнение осуществится этим путем.

Некоторые лица считают свои прегрешения порождением Божьего предопределения и думают, что кроме пути, по которому они пошли, другого выбора у них не было, однако как разум, так и Откровение осуждают такой тип мышления, ведь, с точки зрения разума, человек по своей воле выбирает и решает свою судьбу, а также, с точки зрения шариата, человек может быть существом благодарным или неверным. Священный Коран по этому поводу говорит:

?ЕцдшуЗ еуПунъдуЗех ЗбУшуИцнбу ЕцгшуЗ ФуЗЯцСЗр жуЕцгшуЗ ЯуЭхжСЗр?

«Воистину, Мы наставили его на путь [истины], будь он благодарным или неверным».[150]

Во времена Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) группа идолопоклонников считала свое заблуждение следствием Божьей воли и говорила, что если бы не было на то воли Аллаха, мы не стали бы идолопоклонниками! Священный Коран это передает следующим образом:

?УунуЮхжбх ЗбшуРцнду ГуФъСуЯхжЗ бужъ ФуВБу Зббшех гуВ ГуФъСуЯъдуЗ жубВ БуЗИуВДхдуЗ жубЗНуСшугъдуЗ гцд ФунъБт …?

«Те, которые придают [Богу сотоварищей], скажут: "Если бы Аллах захотел, то ни мы, ни наши отцы не придавали [Богу сотоварищей] и мы не запрещали бы ничего [из того, что Он разрешил нам]"…».[151] Затем, в ответ им Священный Коран говорит:

?… ЯуРубцЯу ЯуРшуИу ЗбшуРцнду гцд ЮуИъбцецгъ НуКшум РуЗЮхжЗ ИуГъУудуЗ …?

«…Таким же образом лживо рассуждали те, которые были до них, пока не вкусили Нашего наказания…»

В конце необходимо упомянуть то, что общие правила и предписания Всевышнего в мире бытия, некоторые из которых идут на пользу, а некоторые – во вред человеку, являются проявлениями Божьего предустановления и предопределения, и это именно человек по своей воле выбирает одно из них. Об этом также было сказано в принципе, касающемся человека и исламского мировоззрения.