Человек и свобода воли.

Принцип № 51. Свобода воли – несомненная действительность.

Свобода воли человека является несомненной и ясной действительностью и человек может понять это при помощи многочисленных методов, некоторые из которых мы отметим ниже:

1) Совесть каждого человека свидетельствует о том, что он в своих решениях может выбрать одно из двух: совершение или отречение. Если кто-либо усомнится в этом, то не должен принять ни одну явную действительность.

2) Хвала и упреки в человеческих обществах (независимо, религиозные эти общества или нет) по отношению к другому лицу, являются признаками того, что лицо, которое хвалит или упрекает, считает другого свободным в своих действиях.

3) Если не принимать во внимание свободу воли человека, то тогда система шариата также будет тщетной и бессмысленной. Так как, если каждый человек вынужден пройти путь, который уже заранее был для него установлен и не может ни на миллиметр отступить от него, то в таком случае указы и запреты, обещания и угрозы, вознаграждения и наказания не будут иметь никакого значения.

4) На протяжении всей истории мы постоянно видим людей, которые старались совершенствовать и преобразовывать индивидуумы и человеческие общества, и на этом пути они добивались определенных результатов. Очевидно, что это не совершалось под знаком фатализма, иначе бы все старания оказались бы тщетными и бесплодными.

Эти четыре доказательства укрепляют концепцию свободы воли и делают ее несомненной.

Конечно, концепция свободы воли отнюдь не означает то, что человек обладает абсолютной волей и Бог никак не воздействует на его действия, так как такое убеждение, т.е. вера в абсолютную волю, противоречит концепции постоянной нужды человека в Боге, а также ограничивает сферу могущества Всевышнего. На самом деле, все обстоит иначе, и мы об этом поговорим в следующем принципе.

Принцип № 52. Промежуточная позиция между фатализмом и абсолютной свободой воли.

После кончины милостивого Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) одним из вопросов, который обсуждался среди мусульман, был вопрос об обстоятельствах и особенностях исхода действий от человека. Одна группа выбрала веру в фатализм и в то, что человек является полностью вынужденным в совершении своих действий, а другая – выбрала противоположное этому воззрению мнение и вообразила, что человек является существом абсолютно свободным, а его действия не имеют никакого отношения к Богу. Обе группы, на самом деле, вообразили, что действие должно относиться или к человеку или к Богу, и здесь должна воздействовать либо человеческая сила, либо Божественная.

Тогда как существовал третий путь, к которому наставили нас непорочные Имамы (мир им всем). Имам Садык (да будет мир с ним) сказал:

бЗу МуИъСу жубЗу КуЭъжцнЦу Иубъ ГугъСс Иунъду ГугъСундц

«Нет ни принуждения, ни абсолютной свободы воли: а [правомерна] позиция между двумя позициями».[152]

То есть, действие, одновременно относясь к человеку, также относится к Богу, так как действие исходит от субъекта действий и так как сам субъект действия и его сила является творением Бога, как же можно отделить это действие от Бога?

Метод Ахл-аль-Бейт (да будет мир с ними) в разъяснении действий человека являлся таким же методом, который применил Священный Коран. Эта Небесная Книга, одновременно приписывая какое-либо действие субъекту действия, также приписывает его Богу. Священный Коран принимает оба отношения и говорит:

?… жугуЗ СугунъКу ЕцРъ СугунъКу жубуЯцдшу Зббшеу Сугум …?

«… Не ты [, о Мухаммад] бросил [горсть песку], когда бросил, а это Аллах бросил…».[153]

В этом айате подразумевается то, что когда милостивый Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) сделал что-то, он не сделал это своей независимой силой, а сделал это с помощью Божественной силы. Таким образом, оба отношения считаются правильными.

Иными словами, Божья сила существует в каждом феномене, например, электричество в проводе берет свое начало из электростанции, но мы включаем и зажигаем свет. И теперь будет правильным, если скажем, что мы зажгли свет, а также будет правильным, если скажем, что свет лампочки идет из электричества.

Принцип № 53. Отсутствие противоречий между извечным знанием Всевышнего и свободой воли человека.

Мы, одновременно веруя в свободу воли человека, верим в то, что Всевышний с самого начала знал о наших действиях и между этими убеждениями нет никакого противоречия. Те, кто полагают, что между ними есть противоречие, должны обратить внимание на то, что извечное знание Всевышнего касается исхода действия от человека «свободным образом», естественно, такое извечное знание не будет иметь противоречий со свободой воли человека.

Иными словами, Божье знание, подобно тому, как касается самого исхода действия от человека, точно также касается и качества исхода действий от него (т.е. свободы воли и выбора человека). Такое извечное знание не только не имеет никаких противоречий со свободой воли человека, а даже укрепляет и упрочивает его, так как, если действие не будет исходить от человека по его воле, то в таком случае знание Всевышнего не будет реальным. Реальность знаний значит то, что действие осуществляется так, как это знание касается данного действия. Естественно, если Божье знание касается действия человека, которое исходит от него по его воле, т.е. человек свободно совершает это действие, в таком случае необходимо, чтобы действие осуществлялось с такими же особенностями, а не принудительно.