Непорочность Пророков.

Принцип № 62. Степени непорочности Пророков.

Арабское слово «аль-‘исмат» (непорочность) означает неприкосновенность и сохранение, и в вопросе о пророчестве имеет следующие степени:

1) Непорочность в получении, сохранении и донесении Откровения.

2) Непорочность от совершения грехов.

3) Непорочность от допущения ошибок в индивидуальных и общественных делах.

Все единогласны в непорочности Пророков в его первой степени, так как возможность любой ошибки и заблуждения в этой степени нарушает доверие людей, и тогда вести Пророка не будет доверия и, как следствие, цель пророчества не будет осуществлена.

Кроме того, Священный Коран говорит, что Всевышний полностью наблюдает за Пророком, чтобы Божественное Откровение в целости и сохранности было донесено до человечества:

?ЪуЗбцгх ЗбъЫунъИц ЭубЗу нхЩъецСх Ъубум ЫунъИцец ГуНуПЗр . ЕцбЗшу гудц ЗСъКуЦум гцд СшуУхжбт ЭуЕцдшуех нуУъбхЯх гцд Иунъдц нуПунъец жугцдъ ОубъЭцец СуХуПЗр . бцнуЪъбугу Гуд ЮуПъ ГуИъбуЫхжЗ СцУуЗбЗуКц СуИшЬцецгъ жуГуНуЗШу ИцгуЗ буПунъецгъ жуГуНъХум Яхбшу ФунъБт ЪуПуПЗр?

«Он – Ведающий о сокровенном. И Он никому не откроет Своего сокровенного [решения], за исключением тех Посланников, которыми Он доволен, к которым Он приставляет спереди и сзади стражей (т.е. ангелов), чтобы узнать, сообщили ли они (т.е. Посланники) наставления Господа своего. Он объемлет знанием все, что с ними, и Он исчислил все сущее»[178]

В упомянутом выше айате, сказано о двух стражниках для сохранения Откровения:

а) Ангелы, окружившие Пророка со всех сторон.

б) Всевышний Аллах, Который охватывает ангелов и Пророков.

Причиной этого полного наблюдения является осуществление цели пророчества, то есть достижение Откровением (до) человечества.

Принцип № 63. Непорочность Пророков, которая проявляется в чистоте от всякого рода прегрешений.

Божьи Пророки, в исполнении Божественных предписаний, непорочны от всяких прегрешений и заблуждений, и вообще, цель послания Пророков осуществляется тогда, когда они обладают такой непорочностью. Если они в точности не будут привержены Божественным предписаниям, о которых они уведомляют, то тогда пропадет доверие к верности их слов, и вследствие, не будет осуществлена цель пророчества.

Исследователь Туси в своей краткой речи указывает на этот довод следующим образом,:

«И необходима в Пророке непорочность, чтобы получить уверенность в его словах и чтобы осуществилась цель пророчества».[179]

Непорочность Пророков от совершения греха подтверждается различными айатами Священного Корана, некоторые из которых мы отметим ниже:

а) Священный Коран считает Пророков наставленными и избранными со стороны Всевышнего Аллаха:

?… жуЗМъКуИунъдуЗехгъ жуеуПунъдуЗехгъ Ецбум ХцСуЗШт гхУъКуЮцнгт?

«…И избрали мы их и наставили на прямой путь»[180].

б) Священный Коран упоминает, что того, кого Аллах направляет на путь прямой, никто не в силах сбить с пути:

«Тот, кого направил Аллах на прямой путь, не собьется [с дороги]. Ведь Аллаху принадлежит величие, отмщение».[181]

в) Священный Коран считает прегрешение заблуждением:

?жубуЮуПъ ГуЦубшу гцдЯхгъ МцИцбЗшр ЯуЛцнСЗр ГуЭубугъ КуЯхждхжЗ КуЪъЮцбхжду?

«И ведь он (т.е. шайтан) совратил с пути многих из вас. Неужели вы не призадумаетесь?»[182]

Из всех этих айатов можно сделать вывод, что Пророки безупречны от всяких заблуждений и прегрешений.

Кроме этого, то доказательство, которое мы привели в качестве необходимости непорочности Пророков, также является доказательством их непорочности до пророчества, так как если кто-нибудь часть своей жизни проведет в заблуждении, а затем начнет наставлять других на истинный путь, он не будет располагать полным доверием людей. Но тот, кто с самого начала жизни будет безупречен от всяких безнравственных качеств и заблуждений, лучше сможет войти в доверие людей. Кроме этого, корыстолюбивые и не признающие пророчество люди могут спокойно возразить, ссылаясь на его темное прошлое, и тем самым опорочить его весть. В такой среде, только человек, который провел правильную и честную жизнь и получивший прозвище «Верный Мухаммад», может предотвратить пропаганду врагов и со своей удивительной стойкостью, постепенно осветить наполненную мраком среду Божественным Светом.

Кроме этого, очевидно, что человек, который с самого начала своей жизни был непорочным, чище, чем человек, который только после пророчества стал таковым, и поэтому его роль в наставлении людей на истинный путь будет более значительной. Божественная мудрость требует того, чтобы было выбрано лучшее и совершеннейшее действие.

Принцип № 64. Непорочность Пророков, проявляющаяся в свободе от совершения даже незначительных ошибок.

Пророки, кроме того, что являлись очищенными от прегрешений, в упомянутых ниже обстоятельствах также являются свободными от совершения даже незначительных ошибок:

1) В решение споров: Божьи Пророки были уполномочены судить в соответствии с судейскими нормами, то есть от истца потребовать свидетеля и если истец не будет иметь свидетеля, должен потребовать от обвиняемого клятвы, и Пророки никогда не противоречили этому Божественному предписанию. Но вполне возможно, что свидетель умышленно или по ошибке засвидетельствует вопреки действительности, или же обвиняемый ложно или ошибочно может поклясться, и в результате, решение Пророка не будет соответствовать действительности. Такое несоответствие действительности не принесет вреда непорочности Пророков, так как они уполномочены судить согласно Божественным мерилам и там, где их суд будет вопреки действительности, они осведомлены об ошибочности своего решения, хотя из-за общественных интересов, они не обязаны поступать согласно им.

2) В вопросах применения религиозных предписаний, например, является ли какая-то жидкость опьяняющей или нет.

3) В социальных вопросах и распознании целесообразности и нецелесообразности тех или иных действий.

4) В обычных жизненных вопросах.

Доказательством непорочности Пророков в трех последних обстоятельствах является то, что, по мнению многих людей, ошибки в подобных вопросах имеют непосредственное отношение к ошибкам в религиозных предписаниях. В следствии этого, совершение ошибок в таких вопросах наносит вред доверию людей по отношению к личности Пророка и в результате способствует ослаблению уверенности людей в целях пророчества. Очевидно, что в первых двух случаях необходимость непорочности Пророков является более ясной, чем в последнем.

Принцип № 65. Пророки очищены от всяческих отвратительных заболеваний.

Одной из степеней непорочности Пророков является то, что в них не должно быть ничего такого, что могло бы стать причиной избегания их. Все мы знаем, что некоторые телесные болезни или некоторые душевные качества, которые говорят о низости человека, являются причиной отвращения и избегания со стороны здоровых людей. Естественно, Пророки должны быть очищены от таких телесных и душевных пороков, ведь если люди избегали бы Пророка, то это противоречило бы цели пророчества, которая заключается в донесении Божьего послания посредством самого Пророка.

Также, необходимо упомянуть, что здесь решение разума означает раскрытие действительности и то, что Мудрость Бога делает необходимым избрание в пророчество тех, кто свободен от таких пороков и недостатков.[183]

Принцип № 66. Правильное понимание некоторых айатов, якобы указывающих на прегрешения Пророков.

Мы узнали об отчетливом решении разума и ясном суждении Священного Корана о необходимости непорочности Пророков, но в этой области существуют некоторые айаты, которые на первый взгляд указывают на прегрешения Пророков (например, айаты о его светлости Пророке Адаме). Что же делать в таких случаях?

В ответе необходимо упомянуть о том, что так как в Священном Коране нет никаких парадоксов и противоречий, поэтому, необходимо обратить внимание на существующие индукции и аналогии самих же айатов и понять их настоящее значение. В таких случаях, нельзя судить по тому, что кажется нам на первый взгляд. К счастью, великие ученые и толкователи Священного Корана объяснили нам эти айаты, и даже о некоторых из этих вопросов написали отдельные книги. Так как обсуждение каждого из этих айатов займет очень много места и не поместится в одной только этой книге, поэтому желающие могут обратиться к книгам, отмеченным в сноске.[184]

Принцип № 67. Источник непорочности и ее причины.

Источник непорочности и ее причины можно обобщить в двух факторах:

1- Пророки (и близкие к Аллаху люди) по причине высокого познания Всевышнего никогда и ни за что не поменяют на что-либо согласие и довольство Всевышнего. Иными словами, их понимание Божественного величия и удивительной красоты Всевышнего препятствует обращению внимания на что-либо, кроме Всевышнего Аллаха и развитию мысли, не касающейся согласия Аллаха. Эта та самая степень познания, о которой Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) сказал следующее:

гуЗ СуГунъКх ФунъЖрЗ ЕцбЗшу жуСуГунъКх Зббеу ЮуИъбуехЎ жуИуЪъПуех жугуЪуех

буЯцдшцн ГуЪъИхПхех НхИшЗр буех ЭуКцбъЯу ЪцИуЗПуЙх ЗбъЯцСуЗгц

2- Полная и совершенная осведомленность Пророков о благодатных последствиях покорности и о пагубных последствиях прегрешения является причиной их непорочности. Конечно, всецелая непорочность свойственна особой группе приближенных к Аллаху людей, но в то же время существуют некоторые правоверные и богобоязненные люди, большинство деяний которых также безупречны. Например, богобоязненный и благочестивый человек ни за что не совершит самоубийство и не убьет невинных людей.[187] Кроме этого, даже обычные люди по отношению к некоторым деяниям обладают какой-то степенью непорочности. Например, никто не станет трогать голые провода, в которых есть электрический ток. Очевидно, что это исходит из уверенности в плохих последствиях своего действия, и если такое знание будет о многих опасных последствиях прегрешений, то, несомненно, это станет причиной непорочности человека.

Принцип № 68. Отсутствие противоречий между непорочностью и свободой воли.

Обратив внимание на источник непорочности, мы напоминаем, что непорочность не имеет никаких противоречий со свободой воли непорочного лица и то лицо, имея полное познание о Всевышнем, о последствиях покорности и прегрешения, может совершать грехи, хотя никогда не использует эту возможность. Это подобно тому, как ласковый и нежный отец может убить свое дитя, но никогда не совершит этого. Другим явным примером для этого является то, что от Всевышнего не исходит что-либо дурное. Всевышний Аллах, обладающий абсолютным могуществом, может бросить в ад покорных людей, а также наоборот, отправить грешников в рай, но Его справедливость и Мудрость препятствует тому, чтобы Он совершил подобное. Из всего этого становится ясно, что отречение от грехов и совершение поклонения для непорочных лиц является большим достоинством, так как они, имея возможность совершать грех, никогда не используют ее.

Принцип № 69. Непорочность не всегда сопровождается пророчеством.

Мы, одновременно веруя в непорочность всех Пророков, не считаем ее непосредственным качеством только лишь Пророков и возможно, что некто, являясь непорочным, не будет Пророком. Священный Коран о Пресвятой Марии (да будет мир с ней) говорит:

?жуЕцРъ ЮуЗбуКц ЗбъгубВЖцЯуЙх нуЗ гуСънугх Ецдшу Зббшеу ЗХъШуЭуЗЯц жуШуешуСуЯц жуЗХъШуЭуЗЯц Ъубум дцУуВБц ЗбъЪуЗбугцнду?

«И вoт, cкaзaли aнгeлы: "О Марйам! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил[в вере] и возвысил над женщинами миров"».[188] Из того, что Коран, говоря о Святой Марии (да будет мир с ней), использовал выражение «истафа» (избрал и возвысил), становится ясным, что она является непорочной, так как Коран о Пророках также использовал это выражение:

?Ецдшу Зббшеу ЗХъШуЭум БуЗПугу жудхжНЗр жБуЗбу ЕцИъСуЗецнгу жБуЗбу ЪцгъСуЗду Ъубум ЗбъЪуЗбугцнду?

«Воистину, Аллах возвысил над [всеми] обитателями миров Адама, Нуха, род Ибрахима и род ‘Имрана».[189]

Кроме этого, в указанном айате говорится об очищении Святой Марии (да будет мир с ней) и здесь подразумевается очищение от всякой скверны и прегрешения, а не оправдание от обвинения в прегрешении, в котором обвиняли ее, так как ее оправдание от этого прегрешения было доказано разговором Пророка Иисуса[190](да будет мир с ним) в первые же дни его рождения и больше не было никакой необходимости в повторении этого.

Кроме того, айат об очищении Святой Марии по аналогии с другими айатами, касается времени, когда она находилась в нише храма и когда еще не была беременной. Таким образом, тогда еще не было никакого обвинения, дабы это очищение было оправданием от прегрешения.