Особенности пророчества Пророка Ислама

Призыв милостивого Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его) имеет некоторые особенности, важнейшими из которых являются четыре характерных свойства, и эти особенности будут разъяснены в трех последующих принципах.

Принцип № 77. Мировой призыв Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его).

Пророческая миссия и религия Пророка Ислама(да благословит Аллах его и род его) является всемирной и не предназначается для особой нации или местности. Священный Коран по этому поводу говорит:

?жугуВ ГуСъУубъдуЗЯу ЗцбЗшу ЯуВЭшуЙр бшЬцбдшуЗУц ИуФцнСЗр жудуРцнСЗр жубуЯцдшу ГуЯъЛуСу ЗбдшуЗУц бЗу нуЪъбугхжду?

«Мы направили тебя [Мухаммад] ко всем людям без исключения благовестителем и увещевателем, но большая часть людей не может постичь [этого]».[213]

?жугуВ ГуСъУубъдуЗЯу ЕцбЗшу СуНъгуЙр бцбъЪуЗбугцнду?

«Мы направили тебя [Мухаммад, Посланником] только как милость к обитателям миров».[214]

Именно поэтому, он, обращаясь с призывом к народу, использует слово «Ан-Нас», что означает все люди:

?нуВ ГуншхеуЗ ЗбдшуЗУх ЮуПъ МуВБуЯхгх ЗбСшуУхжбх ИцЗбНуЮшќц гцд СуИшЬцЯхгъ ЭуЗугцдхжЗ ОунъСЗр буЯхгъ …?

«О люди! К вам явился Посланник с истиной от вашего Господа. Уверуйте же во благо для вас..»[215]

Конечно, его светлость Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его), когда приступил к своей пророческой миссии, как и полагается, начал со своего народа, к которому до него не приходил увещеватель. Священный Коран по этому поводу говорит:

?Гугъ нуЮхжбхжду ЗЭъКуСуЗех Иубъ ехжу ЗбъНуЮшх гцд СшуИшЬцЯу бцКхдРцСу ЮужъгЗр гшуВ ГуКуЗехг гцд дшуРцнСт гцд ЮуИъбцЯу буЪубшуехгъ нуеъКуПхжду?

«Неужели о нем не скажут: "Он измыслил его?" Да нет, это истина от Господа твоего, чтобы ты увещевал людей, к которым до тебя не приходил увещеватель, – быть может, они станут на прямой путь».[216]

Этот айат не означает, что его послание предназначено лишь для особой группы людей. Таким образом, мы иногда видим, что Коран, одновременно призывая определенную группу людей, сразу же считает то же самое доказательством и для всех тех, до кого может дойти его призыв. Священный Коран по этому поводу говорит:

?Юхбъ Гуншх ФунъБт ГуЯъИуСх ФуеуЗПуЙр Юхбц Зббшех ФуецнПс Иунъдцн жуИунъдуЯхгъ жуЗхжНцну Ецбуншу еРуЗ ЗбъЮхСъБуЗдх бГцхдРцСуЯхг Ицец жугуд ИубуЫу …?

«Спроси: "Какое свидетельство самое достойное?"[И сам] отвечай: "Аллах – Свидетель между мной и вами. И дан в Откровении мне этот Коран, чтобы я увещевал им вас и всех тех, кому он будет возвещен"…»[217]

Очевидно, что Пророк первым долгом должен призвать свой народ к религии, независимо от того, будет ли его миссия всемирной или региональной. Священный Коран по этому поводу говорит:

?жугуВ ГуСъУубъдуЗ гцд СшуУхжбт ЕцбЗшу ИцбцУуЗдц Юужъгцец бцнхИуншЬцду буехгъ …?

«Мы отправляли Посланниками только тех, кто говорил на языке своего народа, чтобы они [могли] разъяснять людям [смысл Писания]…»[218]

Послание Пророка, который говорит на языке своего народа, отнюдь не означает то, что его миссия предназначается лишь тому народу.

Принцип № 78. Пророк Ислама – печать Пророков.

Пророчество Пророка Ислама является последним, и его законы также являются последними. Писание его также является последним Небесным Писанием, т.е. после него не будет больше Пророков и его законы, установленные Аллахом, будут вечными до Судного Дня. Из пророчества Пророка Ислама можно понять две вещи:

1- Ислам является религией, отменяющей другие религии, и, с его приходом, предыдущие религии уже не будут обладать такими духовными полномочиями, которыми они обладали ранее.

2- В будущем не будет другой Небесной религии.

Вопрос последнего пророчества ясно затронут в Священном Коране и в исламских преданиях так, что никто не может в этом усомниться. По этому поводу здесь мы укажем на некоторые айаты и предания:

?гуЗ ЯуЗду гхНугшуПс ГуИуВ ГуНуПт гцд СшќцМуЗбцЯхгъ жубуЯцд СшуУхжбу Зббшуец жуОуЗКугу ЗбдшуИцншЬцнду жуЯуЗду Зббшуех ИцЯхбшќц ФунъБт ЪубцнгЗр?

«Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а только Посланник Аллаха и печать Пророков. Аллах ведает о всем сущем».[219]

Слово «хатам» означает перстень. В эпоху ниспослания Корана печатью людей был камень, вправленный в перстень, которым они ставили печать в письмах в знак того, что весть завершилась. Обратив внимание на это, значением вышеупомянутого айата является то, что с приходом Пророка Ислама пророчество завершается.

Посланничество означает донесение Божественной вести, которая получена посредством Откровения, поэтому Божественному посланию неразрывно сопутствует пророчество и, как следствие, завершение пророчества будет означать завершение посланничества.[220]

В этой области, из многочисленных преданий достаточно указать на хадис «Манзилат». Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) во время сражения «Табук» оставил Али (да будет мир с ним) своим преемником в Медине и сказал ему:

нуЗ Ъубцнш ГугуЗ КуСъЦум Гудъ КуЯхжду гцдцшн ИцгудъТцбуЙц еуЗСхжду гцдъ гхжУум ЕцбЗшу Гудшуех бЗу дуИцншу ИуЪъПцн

Принцип № 79. Совершенство исламской религии.

Секрет вечности Ислама заключается в двух факторах:

1- Ислам для обеспечения жизненных нужд человечества в Божественных руководствах предъявил совершеннейшие жизненные ориентиры так, что невозможно представить что-либо лучшее.

2- В области практических предписаний Ислам также изложил универсальные принципы и основы, которые могут ответить новейшим и разнообразным нуждам человечества. Подтверждением этому служит то, что в течение 14-ти веков исламские законоведы (в особенности, шиитские) смогли ответить на все нужды исламского общества в области практических предписаний. До сих пор не случалось, чтобы исламское законоведение было бессильным ответить на эти вопросы. Нижеупомянутые факторы были эффективны и полезны в осуществлении этой цели.

1) Доказательность разума. Надежность и доказательность разума в случаях, когда он пригоден судить и решать жизненно важные проблемы, является одним из путей понимания обязанностей человечества на протяжении всей жизни.

2) Предпочтение более важного действия в случае несогласованности с менее важным. Мы знаем, что предписания Ислама берут свое начало из цепи истинных критериев и неотъемлемых свойств вещей (как полезных, так и вредных), некоторые из которых постигает разум, а некоторые другие устанавливает шариат. Познав эти критерии, законовед может, в случае их несогласованности между собой, отдать предпочтение более важному из них.

3) Иджтихад[222]. Врата иджтихада открыты для всех, и это является одним из преимуществ и достоинств религиозно-правовой школы шиизма и гарантом сохранности последней религии, так как посредством «живого иджтихада» можно извлечь постановление положений и новых вопросов, относящихся к практическим обрядам Ислама.

4) Второстепенные вопросы. В Исламе, кроме первостепенных решений, существуют также и второстепенные, посредством которых можно прояснить многие вопросы. Например, в случаях, когда согласование какого-либо решения с каким-нибудь обстоятельством приводит к затруднениям и нанесению вреда людям, (приняв во внимание условия, которые приведены в исламском законоведении) принципы и основы, как закон «нафйаль-харадж» (отсутствие затруднения) или «нафй ад-дарар» (отсутствие вреда) могут с помощью шариата устранить тупики и затруднительные положения. Священный Коран говорит:

?… жугуЗ МуЪубу ЪубунъЯхгъ Эцн ЗбПшќцндц гцдъ НуСуМт …?

«… И не наложил [Он] на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения…»[223] Милостивый Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его) изволил сказать:

бЗу ЦуСуСу жубЗу ЦцСуЗСу

«Нет [в исполнении обрядов] вреда и (нельзя наносить) вред*».[224] Необходимо сказать, что последователи школы, имеющей такие и подобные им законы, никогда в жизни не окажутся в тупике.

Более подробное разъяснение о пророчестве возлагается на подробные теологические книги.

Принцип № 80. Простота и умеренность – особенность исламского шариата.

Одной из особенностей Ислама является то, что его понятия и предписания легкодоступны пониманию и умеренны. Этот фактор является одной из важных причин распространения Ислама среди различных народов мира. Ислам в вопросе поклонения Богу затрагивает настоящий монотеизм, который далек от всяческих сложностей и неясностей. Для этого достаточно упомянуть 112-ую суру Священного Корана. Это Священное Писание также в вопросе о месте и положении человека подчеркивает богобоязненность, которая включает в себя все высшие нравственные качества. В области практических предписаний мы также видим, что Ислам отрицает всякие затруднения и сам Пророк считает шариат простым и удобным:

МцЖъКх ИцЗбФшуСцнЪуЙц ЗбУшугъНуЙц ЗбУшуеъбуЙц

Беспристрастные исламские, и не только исламские, исследователи признали, что самой важной причиной быстрого распространения Ислама является легкость, всесторонность, и общедоступность в понимании учений и предписаний этой религии. К примеру, известный французский ученый доктор Густав Ле Бон пишет:

«Секрет прогресса Ислама заключается в его простоте. Ислам не имеет вопросов, которых бы не принимал здравый смысл, тогда как такие вопросы можно встретить во всех других религиях. Сколько бы ни искали, проще вы ничего не найдете, чем принципы Ислама, которые говорят: «Бог Единый, все люди равны перед Богом, человек, исполнив религиозную обязанность, попадет в рай, а отказавшись от исполнения, попадет в ад. Именно эта ясность и простота Ислама и его предписаний во многом помогла прогрессу этой религии в мире. Важнее этого является вера, которой Ислам заполнил сердца, вера, которую не сможет удалить ни одно сомнение.

Ислам, подобно тому, как является самой подходящей религией в научных открытиях, в призыве людей к снисходительности, является лучшей религией, которая может взять на себя моральное воспитание людей».[225]

Принцип № 81. Сохранность Корана от искажения.

Небесные Писания предшествующих Пророков, к сожалению, постепенно, по причине корыстолюбия некоторых эгоистов, подверглись искажениям. Священный Коран, а также исторические факты подтверждают эту действительность. Также это можно понять, если мы внимательно изучим эти книги, так как в них есть такое, что не соответствует Божественному откровению, не говоря уже о нынешней Библии, в которой в основном записана жизнь его светлости Иисуса (да будет мир с ними) и даже его распятие. Но, несмотря на явные искажения, которым подверглись предшествующие Небесные Книги, Священный Коран сохранен от всяких добавлений и убавлений. Милостивый Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его) оставил на память и предоставил миру 114 коранических сур. Писцы Откровения в точности записывали то, что ниспосылалось в течение 23 лет, в особенности, его светлость Имам Али (да будет мир с ним) проявил в этом большое усердие. К счастью, уже проходит более 15-ти веков с первых дней ниспослания Божественного Откровения, к айатам и сурам Корана ничего не добавлено и ничего из него не убавлено. Теперь приступим к рассмотрению причин и доказательствам отсутствия искаженности Священного Корана:

1) «Как возможно искажение Корана, тогда как Всевышний Сам гарантировал его сохранность и сказал:

?ЕцдшуЗ дуНъдх дуТшубъдуЗ ЗбРшќцЯъСу жуЕцдшуЗ буех буНуЗЭцЩхжду?

«Воистину, Мы ниспослали Коран, и, воистину, Мы оберегаем его».[226]

2) Всевышний отрицает всякое проникновение лжи в Священный Коран и говорит:

?бЗу нуГъКцнец ЗбъИуЗШцбх гцд Иунъдц нуПунъец жубЗу гцдъ ОубъЭцец КудТцнбс гцдъ НуЯцнгт НугцнПт?

«Не коснется его (т.е. Корана) ложь ни спереди, ни сзади, он ниспослан Мудрым Хвалимым».[227]

Ложь, проникновение которой в Коран предотвращает сам Всевышний, может быть любой ложью, способствующей сомнительности Священного Корана. Так как добавление или убавление слов или айатов способствует сомнительности в Коране, поэтому, несомненно, никакое добавление или убавление не может проникнуть в Священный Коран.

3) История свидетельствует, что мусульмане проявляли особую благосклонность к обучению и выучиванию наизусть Священного Корана и среди арабов эпохи Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его) были люди с сильной памятью, которые запоминали длинную проповедь, услышав ее всего лишь один раз. Таким образом, невозможно представить, что Писание, которое имело столько чтецов, выучивающих его наизусть и столько сердечно привязанных к нему людей, было бы искажено.

4) Нет сомнения в том, что повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) в некоторых вопросах имел разногласия с первыми тремя халифами и в различных обстоятельствах он логично проявил свое несогласие, свидетельством чему является проповедь, получившая название «Шикшикийа», а также его известные возражения халифам. Но, тем не менее, мы видим, что его светлость Имам Али (да будет мир с ним) в течение всей своей жизни не сказал ни одного слова об искажении Корана. Если (упаси Господь!) такое бы случилось, несомненно, он никоим образом не промолчал бы, а наоборот, так как его светлость постоянно призывал к размышлению над Кораном, и говорил:

бунъУу бцГуНуПт ИуЪъПу ЗбъЮхСъВдц гцдъ ЭуЗЮуЙт жубЗу ИуЪъПу ЗбъЮхСъВдц гцдъ Ыцдмр ЭуЯхждхжЗ гцдъ НуСуЛуКцец жуГуКъИуЗЪцец

Приняв во внимание указанные выше и подобные им доказательства, великие шиитские ученые, последовав семейству дома пророческого – Ахл аль-Бейт (да будет мир с ними!), с ранних времен и до сегодняшних дней подчеркивали сохранность Корана от искажений. Из этих ученых можно назвать следующих:

1- Фадл ибн Шазан (скончался в 260 году л/х), который жил во времена Имамов (мир им) в книге «Аль-Идах», стр. 217;

2- Шейх Садук (скончался в 381 году л/х) в книге «Аль-И’тикадат» (Вероубеждения), стр. 93;

3- Шейх Муфид (скончался в 413 году л/х) в книге «Аджвибат аль-масаил ас-сарвийа», напечатанная в сборнике его трактатов, стр. 266;

4- Сейид Муртада (скончался в 436 году л/х) в книге «Джаваб аль-масаил ат-тарабилисийат», слова которого приведены в предисловии толкования Корана «Маджма‘ аль-байан»;

5- Шейх Туси, известный, как Шейх ат-Таифа (скончался в 460 году л/х) в книге «Ат-Тибйан», том 1, стр. 3;

6- Шейх Табарси (скончался в 548 году л/х) в предисловии к своей книге «Маджма‘ аль-байан» подчеркивает отсутствие всякого искажения в Священном Коране;

7- Сейид ибн Тавус (скончался в 664 году л/х) в книге «Са’д ас-су’уд» (стр. 144) говорит, что отсутствие искажений в Коране является взглядом шиитов-имамитов;

8- ‘Алламе Хилли (скончался в 726 году л/х) в книге «Аджвибат аль-масаил аль-михнавийа (стр. 121) говорит: «Истиной является то, что в Священном Коране нет никаких добавлений и убавлений. Боже сохрани меня от того, чтобы я считал, что Коран исказился, так как это способствует тому, чтобы я усомнился относительно чуда Пророка Ислама».

Здесь мы заканчиваем упоминание имен великих шиитских ученых и подчеркиваем, что это убеждение было их воззрением во все времена и по сей день они, без исключения, имеют такое убеждение.

Принцип № 82. Значение преданий, указывающих на искажение Корана и их объяснение.

В некоторых книгах по хадисам и толкованию Священного Корана говорится об искажении Корана, но здесь необходимо обратить внимание на следующие факты:

Во-первых, большинство этих преданий процитированы в книгах лицами, не обладающими необходимым доверием и надежностью. Например, ученые по науке Риджал предания, переданные Ахмад ибн Мухаммадом Сайари (скончался в 286 году л/х) считают слабыми.[229] Об Ахмаде Куфи (умер в 352 году л/х) говорят, что в конце своей жизни он все преувеличивал.[230]

Во-вторых, некоторые из этих преданий имеют объяснительный характер. Иными словами, общее содержание айата согласовано в предании со смыслом айата и некоторые подумали, что отмеченное толкование и согласование является частью Корана, но оно было изъято из Корана. Например, выражение «Прямой путь» в суре «Аль-Фатиха» растолковано в преданиях, как путь Пророка Ислама и его семейства (мир им) и очевидно, что такое толкование является согласованием общего содержания с его высшим смыслом.[231]

Имам Хомейни разделил предания, которые можно понять как искажение Корана, на три группы:

1) слабые и недостоверные предания, которыми нельзя доказывать что-либо;

3) достоверные предания, если внимательно подумать над смыслом которых, станет ясно, что под искажением айатов Корана подразумевается искажение их значений, а не слов.[232]

В-третьих,те, которые хотят постичь настоящие убеждения последователей какой-либо религиозно-правовой школы, должны обратиться к их идеологическим и научным источникам, а не к сборникам хадисов, где цель автора заключается в составлении, а их исследование и изучение предоставляется другим. Также, обращение к редким мнениям последователей какой-нибудь религиозно-правовой школы не является достаточным для познания сущности этого учения и, вообще, опираться на слова одного или двух лиц, оставляя в стороне большинство ученых той школы, не является верным критерием для суждения.

* * *

Завершая вопрос об искажении Корана, необходимо отметить следующее:

1) Взаимное обвинение религиозно-правовых школ, в особенности, в наше время, будет в пользу лишь врагам Ислама.

2) Если некоторые шиитские ученые написали книгу об искажении Корана, то это их личное мнение, а не воззрение всех ученых. Поэтому, мы видим, что после издания такой книги, были написаны многочисленные возражения этому мнению. Подобно тому, как это произошло в 1345 году л/х. в Египте, где ученый, основываясь на некоторых преданиях, пишет книгу «Аль-Фуркан», как доказательство искажения Корана (он был отвергнут учеными университета «Аль-Азхар», а сама книга конфискована).

3) Небесным Писанием всех мусульман мира является Священный Коран, в котором 114 сур. Первой сурой Корана является сура «Аль-Фатиха» и последней «Ан-Нас». В Священном Коране Божье Слово имеет и другие названия, такие как: Маджид, Карим, Хаким и т.д. Мусульмане иногда Коран называют Мусхаф, который на арабском языке означает сборник написанных листов, собранных в одном месте. После кончины Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его), когда все суры Корана были собраны в одном месте со стороны сподвижников Пророка Ислама, было предложено называть все это собранное Мусхаф.[233]

Таким образом, Мусхаф – это сборник написанных и собранных в одном месте листов в виде книги, будь то Коран или другая книга. Священный Коран называет свитки людских деяний Сухуф и говорит:

«Когда развернут свитки»[234], а также другие Небесные Писания называет Сухуф:

«В свитках Ибрахима и Мусы».[235]

Эти айаты указывают на то, что слова «Сахифа» или «Мусхаф» имели обширные значения, несмотря на то, что после кончины Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) стало одним из наименований Священного Корана.

Именно поэтому мы не должны удивляться тому, что записи дочери милостивого Пророка ее светлости Фатимы, оставшиеся нам на память, называются Мусхаф. Сутью этого Мусхафа является то, что объяснил в предании Имам Садик (да будет мир с ним):

«Фатима (да будет мир с ней), после кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его) прожила 75 дней и ее охватили горе и тоска, тогда был ниспослан ангел Джибриил (по воле Аллаха), который говорил с ней о высоком положении Посланника Аллаха, утешая ее этим и извещая ее о событиях, которые произойдут в будущем. Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) под диктовку ее светлости Фатимы (да будет мир с ней) записывал сообщения Джибриила и это является тем самым Мусхафом Святой Фатимы (да будет мир с ней).[236]

Абу Джа’фар цитирует слова Имама Садыка (мир ему), который изволил сказать:

«В Мусхафе Фатимы (да будет мир с ней) нет ничего из Книги Аллаха,(т.е. не думайте, что это Коран), а там содержание того, что произошло после Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его)».[237] В главе «Фикх» и «Хадис» мы скажем, что в исламском обществе были великие личности, которые не являлись ни Пророками, ни Посланниками, но тем не менее говорили с ангелами. Таких личностей называют «Мухаддас» – одной из таких и являлась дочь Пророка Ислама ее светлость Фатима аз-Захра (да будет мир с ней).