Часть VIII. Свод вероубеждений 7

Эсхатология – 2 Загробный мир.

Принцип № 103. Судный День.

Все Небесные религии единогласны в необходимости веры в Загробный мир. Все Пророки, призывая к монотеизму, также затрагивали вопросы, касающиеся жизни после смерти, и призыв к вере в Иной мир был заглавным в их миссии. На основании этого, вопрос Загробного мира является одним из столпов веры в Исламе. Вопрос потустороннего мира хотя и затронут в Старом (в Торе) и Новом (в Евангелии) Заветах (в Новом Завете более ясно), но в Священном Коране этой теме уделяется больше внимания, чем во всех остальных Небесных Писаниях, так что большая часть коранических айатов посвящена этой теме.

В Священном Коране Загробный мир упоминается под различными названиями, такими как: Судный День, День Расплаты, Последний День, День Воскресения и др. Причиной того, что этому вопросу уделяется столько внимания, является то, что религиозность без веры в Судный День бесплодна.

Принцип № 104. Необходимость существования Загробного мира.

Мусульманские философы и теологии привели различные доказательства необходимости существования Загробного мира и их вдохновителем в этой аргументации был Священный Коран. Поэтому, следует упомянуть некоторые из этих коранических доказательств:

1) Всевышний является Абсолютной Истиной, Его действия также являются истиной и Он безупречен от всякой бессмыслицы и нелепости, поэтому, бессмысленно говорить о сотворении человека без перспективы вечной жизни и определенной целенаправленности (телеологичности). В Священном Коране сказано:

?ГуЭуНуУцИъКхгъ ГудшугуЗ ОубуЮъдуЗЯхгъ ЪуИуЛЗр жуГудшуЯхгъ ЕцбунъдуЗ бЗу КхСъМуЪхжду?

«Paзвe вы полагаете, чтo coтворили Mы вac ради зaбaвы и чтo вы к Haм нe бyдeтe вoзвpaщeны?»[284]

2) Божественная справедливость требует того, чтобы не было одинакового обращения с благодетелями и злодеями в воздаянии. Также мы видим, что мир сей таков, что невозможно осуществление абсолютной справедливости в воздаянии за добро и зло, так как судьба обеих групп взаимосвязана и неразлучна. С другой стороны, за некоторые благие и неправедные деяния невозможно воздать должное в этом мире, например, тому, кто отдал свою жизнь служению истине и тому, кто подверг смерти миллионы праведных людей. Таким образом, нужен Иной мир со своими бесконечными возможностями, в котором осуществится абсолютная Божественная справедливость. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

?Гугъ дуМъЪубх ЗбшуРцнду БуЗгудхжЗ жуЪугцбхжЗ ЗбХшуЗбцНуЗКц ЯуЗбъгхЭъУцПцнду Эцн ЗбГуСъЦц Гугъ дуМъЪубх ЗбъгхКшуЮцнду ЯуЗбъЭхМшуЗСц?

«Paзвe уравняем Mы тex, кoтopыe yвepoвaли и твopили блaгoe, с распространяющими нечестие нa зeмлe или уравняем ли Мы бoгoбoязнeнныx с pacпyтникaми?»[285]

В другом айате сказано:

?Ецбунъец гуСъМцЪхЯхгъ МугцнЪЗр жуЪъПу Зббшец НуЮшЗр Ецдшуех нуИъПуДх ЗбъОубъЮу Лхгшу нхЪцнПхех бцнуМъТцну ЗбшуРцнду БуЗгудхжЗ жуЪугцбхжЗ ЗбХшуЗбцНуЗКц ИцЗбъЮцУъШц жуЗбшуРцнду ЯуЭуСхжЗ буехгъ ФуСуЗИс гцдъ Нугцнгт жуЪуРуЗИс Губцнгс ИцгуЗ ЯуЗдхжЗ нуЯъЭхСхжду?

«K Heмy вaшe вoзвpaщeниe, вcex, согласно истинному обещанию Аллаха. Поистине Он начинает творение, потом повторяет его, чтобы воздать тем, которые уверовали и творили благое, по справедливости. А те, которые не веровали, для них – питьe из кипяткa и нaкaзaниe мyчитeльнoe зa тo, чтo oни нe вepoвaли».[286]

3) Сотворение человека в этом мире началось с мельчайшей частички и постепенно начало проходить этапы телесного совершенства и, в конце концов, в тело был вдунут дух. Священный Коран, рассмотрев совершенство творения этого необычайного существа, называет Создателя мира бытия «Наилучшим Творцом». После чего, с приходом смерти, он переходит из этого мира в Иной мир, который в свою очередь является совершенством для предыдущего этапа. Вот как об этом сказано в Священном Коране:

?жубуЮуПъ ОубуЮъдуЗ ЗбЕцдУуЗду гцд УхбЗубуЙт гцд Шцндт. Лхгшу МуЪубъдуЗех дхШъЭуЙр Эцн ЮуСуЗСт гшуЯцндт. Лхгшу ОубуЮъдуЗ ЗбдшхШъЭуЙу ЪубуЮуЙр ЭуОубуЮъдуЗ ЗбъЪубуЮуЙу гхЦъЫуЙр ЭуОубуЮъдуЗ ЗбъгхЦъЫуЙу ЪцЩуЗгЗр ЭуЯуУужъдуЗ ЗбъЪцЩуЗгу буНъгЗр Лхгшу ГудФуГъдуЗех ОубъЮЗр БуЗОуСу ЭуКуИуЗСуЯу Зббшуех ГуНъУудх ЗбъОуЗбцЮцнду. Лхгшу ЕцдшуЯхг ИуЪъПу РубцЯу бугуншЬцКхжду. Лхгшу ЕцдшуЯхгъ нужъгу ЗбъЮцнуЗгуЙц КхИъЪуЛхжду?

«Mы yжe coздaли чeлoвeкa из эcceнции глины, пoтoм пoмecтили Mы eгo кaплeй в нaдeжнoм мecтe, пoтoм coздaли из кaпли cгycтoк кpoви, и coздaли из cгycткa кpoви кycoк мяca, coздaли из этoгo кycкa кocти и oблeкли кocти мяcoм, пoтoм Mы выpacтили eгo в дpyгoм твopeнии, – Блaгocлoвeн жe Aллax, Наилyчший из твopцoв! Пoтoм вы пocлe этoгo непременно yмpетe. Пoтoм вы в Дeнь Вocкpeceния непременно бyдeтe вoскрешены».[287]

Из контекста данного айата узнается, что между упоминанием сотворения человека из мельчайшей частички и его повторной жизни есть неразрывная связь.

Принцип № 105. Ответы на некоторые вопросы о Загробном мире.

В эпоху ниспослания Священного Корана, отрицающие Загробный мир задавали по этому поводу некоторые вопросы, на которые в различных айатах есть ответы, которые одновременно могут служить как доказательства существования Иного мира. Укажем на некоторые из этих коранических доказательств:

1) Священный Коран, опираясь на безграничную силу Всевышнего, говорит:

?Ецбум Зббшуец гуСъМцЪхЯхгъ жуехжу Ъубум Яхбшќц ФунъБт ЮуПцнСс?

«K Aллaxy вaше возвращение, И Oн нaд каждой вeщью Мoщeн!»[288]

2) Порой, напоминает, что Тот, Кто сотворил человека изначально, может вернуть его к жизни вновь. Например, приводит слова отрицающих Загробный мир:

?… ЭуУунуЮхжбхжду гуд нхЪцнПхдуЗ …?

«…И cкaжyт oни: "Kтo жe вepнeт нac?"…» и отвечает следующими словами:

?… Юхбц ЗбшуРцн ЭуШуСуЯхгъ Гужшубу гуСшуЙт …?

«…Cкaжи: "Toт, Кто coздaл вac в пepвый paз"…»[289]

3) В некоторых айатах Священный Коран уподобляет воскресение человека оживлению земли весной, после зимней спячки, и говорит:

?нуВ ГуншхеуЗ ЗбдшуЗУх Ецд ЯхдКхгъ Эцн СунъИт гцду ЗбъИуЪъЛц ЭуЕцдшуЗ ОубуЮъдуЗЯхг гцд КхСуЗИт Лхгшу гцд дшхШъЭуЙт Лхгшу гцдъ ЪубуЮуЙт Лхгшу гцд гшхЦъЫуЙт гшхОубшуЮуЙт жуЫунъСц гхОубшуЮуЙт бшЬцдхИуншЬцду буЯхгъ жудхЮцСшх Эцн ЗбЗуСъНуЗгц гуЗ дуФуВБх Ецбум ГуМубт гшхУугшрм Лхгшу дхОъСцМхЯхгъ ШцЭъбЗр Лхгшу бцКуИъбхЫхжЗ ГуФхПшуЯхгъ жугцдЯхг гшуд нхКужуЭшум жугцдЯхг гшуд нхСуПшх Ецбум ГуСъРубц ЗбъЪхгхСц бцЯунъбЗу нуЪъбугу гцд ИуЪъПц Ъцбъгт ФунъЖЗр жуКуСум ЗбЗуСъЦу еуЗгцПуЙр ЭЕцРуВ ГудТубъдуЗ ЪубунъеуЗ ЗбъгуВБу ЗеъКуТшуКъ жуСуИуКъ жуГудъИуКуКъ гцд Яхбшќц ТужъМт ИуецнМт. РубцЯу ИцЗудшу Зббшуеу ехжу ЗбъНуЮшх жуГудшуех нхНънц ЗбъгужъКум жуГудшуех Ъубум Яхбшќц ФунъБт ЮуПцнСс?

«O люди! Ecли вы в coмнeнии o вocкpeшeнии, тo вeдь Mы coздaли вac из пpaxa, пoтoм из кaпли, пoтoм из cгycткa кpoви, пoтoм из кycкa мяca, сформовонного или бecфopмeннoгo, чтoбы paзъяcнить вaм (этo). И пoмeщaeм в yтpoбax что зaxoтим, дo oпpeдeлeннoгo cpoкa. Пoтoм вывoдим вac млaдeнцeм, пoтoм — чтoбы вы дocтигли вaшeй зpeлocти. Cpeди вac ecть тoт, ктo yпoкoяeтcя, и cpeди вac ecть тoт, ктo вoзвpaщaeтcя к жaлчaйшeй жизни, чтoбы нe знaть пocлe знaния ничeгo. И видишь ты зeмлю бecплoднoй, a кoгдa Mы низводим нa нee вoдy, oнa пpиxoдит в движeниe и paзбyxaeт и выpaщивaeт вcякиe пpeкpacныe пapы. Этo пoтoмy, чтo Aллax ecть иcтинa, и чтo Oн живит мepтвыx, и чтo Oн нaд вcякoй вeщью Мoщeн».[290]

4) В ответе на вопрос отрицающих Загробный мир:

?… гуд нхНънц ЗбъЪцЩуЗгу жуецну Сугцнгс?

?Юхбъ нхНънцнеуЗ ЗбшуРцн ГудФуЗуеВ Гужшубу гуСшуЙт жуехжу ИцЯхбшќц ОубъЮт Ъубцнгс ?

«Cкaжи: "Oживит иx Тoт, Ктo coздaл иx в пepвый paз, и Oн Свeдyщ вo вcякoм твopeнии"».[292]

?…Иубум жуехжу ЗбъОубЗшуЮх ЗбъЪубцнгх?

«…Дa, Oн – Tвopeц, Мyдpый!»[293]

В другом айате, также упоминается безграничное знание Всевышнего там, где сомневаются в существовании Загробного мира:

?БуЕцРуЗ гцКъдуЗ жуЯхдшуЗ КхСуЗИЗр РубцЯу СуМъЪс ИуЪцнПс. ЮуПъ ЪубцгъдуЗ гуЗ КудЮхХх ЗбГуСъЦх гцдъехгъ жуЪцдПудуЗ ЯцКуЗИс НуЭцнЩс?

«"Paзвe кoгдa мы yмpeм и cтaнeм пpaxoм?… Этo – вoзвpaт дaлeкий!"Mы знaeм, чтo зeмля oтнимaeт oт ниx, и y Hac книгa xpaнящaя».[294]

5) Некоторые полагают, что человек состоит только из материальных и телесных частей, которые после смерти разлагаются и превращаются в землю. На основании этого, как распознать, что воскресшее тело в Судный День то же самое, которое было в этом мире? Иными словами, что сохраняет единство этих двух тел? Священный Коран цитирует вопрос неверующих:

?жуЮуЗбхжЗ ГуБцРуЗ ЦубубъдуЗ Эн ЗбГуСъЦц ГуБцдшуЗ буЭцн ОубъЮт МуПцнПт …?

«Oни cкaзaли: "Неужели, после того, как мы затеряемся в зeмлe, – мы вoзникнeм в нoвoм творении?"…»[295] и отвечает:

?Юхбъ нуКужуЭшуЗЯхг губуЯх ЗбъгужъКц ЗбшуРцн жхЯшЬцбу ИцЯхгъ Лхгшу Ецбум СуИшЬцЯхгъ КхСъМуЪхжду?

«Cкaжи: "Умертвит вас aнгeл cмepти, кoтopoмy вы пopyчeны, пoтoм вы к вaшeмy Гocпoдy бyдeтe вoзвpaщeны"».[296]

Слово «КужуЭшум» (таваффа) в этом айате означает брать и забирать. Из этого выражения следует то, что во время смерти, кроме того, что остается на земле и придается ей (т.е. тело), есть еще что-то другое, которое забирает ангел смерти (т.е. душа). Из коранического ответа исходит то, что хранителем личности и единства двух тел (кроме единства частей) является душа, которую забирает ангел смерти, и которая способствует тому, чтобы возвратившееся было тем же самым первичным телом.

Из этого айата и похожих на него исходит то, что воскресший человек в Судный День, тот самый, который был в этом мире; вознаграждение и наказание воздастся тому, кто достоин этого. В другом айате, Священный Коран подчеркивает это единство:

?Юхбъ нхНънцнеуЗ ЗбшуРцн ГудФуЗуеВ Гужшубу гуСшуЙт жуехжу ИцЯхбшќц ОубъЮт Ъубцнгс?

«Cкaжи: "Oживит иx Тoт, Ктo coздaл иx в пepвый paз, и Oн Свeдyщ вo вcякoм твopeнии"».[297]

Принцип № 106. Телесное и духовное воскресение человека.

Айаты Священного Корана и предания свидетельствуют о том, что воскресение человека будет телесным и духовным. Под телесным воскресением подразумевается то, что к воскресшему телу в Ином мире еще раз примкнет душа и воздастся вознаграждением или наказанием так, что невозможно их осуществление без тела и чувств. Под духовным воскресением подразумевается то, что кроме телесных вознаграждений и наказаний, есть духовные и нематериальные вознаграждения и наказания, для получения которых душа не нуждается в теле. К примеру, постичь благоволение Всевышнего, которое Священный Коран перечисляет после телесных вознаграждений:

?жуЪуПу Зббшех ЗбъгхДъгцдцнду жуЗбъгхДъгцдуЗКц МудшуЗКт КуМъСцн гцд КуНъКцеуЗ ЗбЗудъеуЗСх ОуЗбцПцнду ЭцнеуЗ жугуУуЗЯцду ШуншЬцИуЙр Эцн МудшуЗКц ЪуПъдт жуСцЦъжуЗдс гцду Зббшец ГуЯъИуСх РубцЯу ехжу ЗбъЭужъТх ЗбъЪуЩцнгх?

?жуГудРцСъехгъ нужъгу ЗбъНуУъСуЙц ЕцРъ ЮхЦцну ЗбЗугъСх жуехгъ Эцн ЫуЭъбуЙт жуехгъ бЗу нхДъгцдхжду?

Принцип № 107. Барзах – промежуточный мир (чистилище).

Смерть не конец жизни, а переход из одного мира в другой, в котором начинается вечная жизнь. Между этим и Иным миром есть мир, называемый Барзах, в котором находятся люди после смерти до Судного Дня. Суть жизни в промежуточном мире для нас неясна и о нем мы знаем только то, что сказано в Коране и преданиях. Обратите внимание на некоторые айаты Священного Корана по этому поводу:

1) Священный Коран передает слова многобожника, которого настигла смерть:

?НуКшум ЕцРуЗ МуВБу ГуНуПуехгх ЗбъгужъКх ЮуЗбу СуИшќц ЗСъМцЪхждц. буЪубшЬцн ГуЪъгубх ХуЗбцНЗр ЭцнгуЗ КуСуЯъКх ЯубВшу ЕцдшуеуЗ ЯубцгуЙс ехжу ЮуВЖцбхеуЗ жугцд жуСуВЖцецг ИуСъТуОс Ецбум нужъгц нхИъЪуЛхжду?

«A кoгдa пpидeт к oднoмy из ниx cмepть, oн cкaжeт: "Гocпoди, вepни мeня: мoжeт быть, я cдeлaю блaгoe в тoм, чтo ocтaвил". Taк нeт! Этo – cлoвo, кoтopoe oн гoвopит, a зa ними — пpeгpaдa дo тoгo дня, кaк oни бyдyт вocкpeшeны».[300]

Из этих айатов становится ясно, что между людьми и этим миром есть преграда до наступления Судного Дня, которая препятствует их возвращению в этот мир.

2) В одном из айатов говорится о жизни мучеников, которые отдали свою жизнь на пути Аллаха:

?жубЗ КуЮхжбхжЗ бцгуд нхЮъКубъ Эцн УуИцнбц Зббшец ГугъжуЗКс Иубъ ГуНънуВБс жубуЯцд бЗу КуФъЪхСхжду?

В другом айате также говорится о жизни мучеников:

?ЭуСцНцнду ИцгуВ БуЗКуЗехгх Зббшуех гцд ЭуЦъбцец жунуУъКуИъФцСхжду ИцЗбшуРцнду бугъ нубъНуЮхжЗъ Ицецг гцд ОубъЭцецгъ ЗубЗшу ОужъЭс Ъубунъецгъ жубЗу ехгъ нуНъТудхжду?

3) О грешниках, в особенности о роде Фараона, Священный Коран излагает, что до наступления Судного Дня, каждый день, утром и вечером, они ввергаются в огонь и в Судный День будут подвергнуты более жестокому наказанию:

?ЗбдшуЗСх нхЪъСуЦхжду ЪубунъеуЗ ЫхПхжшЗр жуЪуФцншЗр жунужъгу КуЮхжгх ЗбУшуЗЪуЙх ГуПъОцбхжЗ БуЗбу ЭцСъЪужъду ГуФуПшу ЗбъЪуРуЗИц?

Принцип № 108. Вопрос в могиле.

Первый этап жизни человека в Барзахе начинается с того, как забирают его душу. В то время, когда человека предают земле, согласно многочисленным преданиям, ангелы спрашивают о единобожии, пророчестве, а также о других вероубеждениях и религиозных предписаниях. Очевидно, что ответ правоверного человека на эти вопросы будет резко отличаться от ответов, которые будет давать неверующий, в результате чего, могила и мир Барзах, для правоверных будет проявлением милости, а для неверующих и лицемеров – местом для наказания. Вопрос ангелов в могиле, милость и наказание для людей в этом месте является неоспоримой религиозной истиной, и могила, на самом деле, первый этап жизни в промежуточном мире – Барзах, который длится до Судного Дня.

Сказанное выше приведено во многих книгах по теологии. Шейх Садук (да смилостивится над ним Аллах) в своей книге «Аль-И‘тикадат» (Вероубеждения) пишет: «Мы верим, что вопрос в могиле есть истина, каждый, кто правильно ответит там, будет спасен и ему будет оказана милость Всевышнего, кто же неверно ответит, тому наказание и гнев Аллаха.[304]

Шейх Муфид (да смилостивится над ним Аллах) в своей книге «Тасхих аль-И‘тикад» (Исправление вероубеждений) пишет: «Достоверные предания от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его) говорят, что у мертвецов спросят об их вере. В некоторых преданиях приведено, что в могиле будут спрашивать два ангела: Накир и Мункар». Затем этот великий ученый добавляет: «Вопрос в могиле доказательство того, что мертвецы в могилах, на самом деле, живые, и их жизнь продолжается там вплоть до наступления Судного Дня».[305]

Хаджи Насируд-дин Туси в своей книге «Таджрид аль-И‘тикад» пишет: «Наказание в могиле осуществится, так как рационально это возможно и об этом свидетельствуют многочисленные предания».[306]

Обратившись к книгам по теологии других исламских религиозно-правовых школ, становится ясно, что с вопросом в могиле единодушно согласны все и единственным, кому приписано отрицание наказания в могиле, является Дирар ибн ‘Амр.[307]

Принцип № 109. Объяснение Загробного мира теорией метемпсихоза и ее опровержение.

Из сказанного ранее проясняется суть Загробного мира, которая заключается в том, что душа, после отдаления от тела, по воле Божьей, еще раз возвращается к тому же телу, в котором она находилась, чтобы в Ином мире вкусить плод деяний, совершенных в этом мире.

Последователи индуизма отрицают Загробный мир, о котором идет речь в Небесных религиях, но принимают вознаграждение и наказание за совершенные в этом мире деяния и объясняют это вопросом метемпсихоза и переселения душ. Они утверждают, что душа посредством присоединения к зародышу и прохождением этапов его развития, очередной раз возвращается в этот мир, и проходит этапы детского, юношеского и старческого периода. Тот, кто в прошедшей жизни был праведным, будет иметь сладкую жизнь; кто был злодеем, того ожидает горькая судьба. Вера в переселение душ на протяжении истории постоянно имела последователей и является одной из основ индуизма.

Необходимо обратить внимание на то, что, если все души людей постоянно будут переселяться, то не будет смысла для существования Загробного мира, тогда как рациональными и повествовательными аргументами доказана необходимость его существования. На самом деле, надо отметить, что, верующие в переселение душ не смогли правильно представить Загробный мир, поэтому и подменили его метемпсихозом. С точки зрения Ислама, переселение душ есть проявление неверия и в книгах по теологии подробно обсуждается неверность и ошибочность этого ложного мнения, краткое опровержение которого приведем ниже:

1) Душа человека при смерти достигает определенного совершенства. На основании этого, ее повторное присоединение к зародышу, из-за необходимости согласованности между душой и телом, требует понижения души со стадии совершенства к несовершенству и возвращения от действенности (активности) к потенциальности, что противоречит законам мира бытия (которые основаны на совершенствовании существ от потенциальности к активности).[308]

2) Предположим, что душа, после отлучения от тела, присоединяется к новому живому телу, что требует множественности душ в одном теле и двойственности в личности, все это противоречит внутреннему чувству о единственности человеческой личности.[309]

3) Вера в переселение душ, кроме того, что противоречит законам мира бытия, может стать предлогом для злодеев и корыстолюбцев, которые будут считать свое нынешнее величие причиной благой прошедшей жизни и несчастье обездоленных следствием недостойно прожитой ранее жизни. Так они смогут оправдывать свои неправедные поступки и несправедливость в обществе, находящемся под их властью.

Принцип № 110. Разница между переселением душ (метемпсихоз) и перевоплощением (метаморфоза).

В завершении темы о переселении душ, необходимо ответить на два вопроса:

Первый вопрос: В Священном Коране явно говорится, что в предыдущих поколениях осуществилась метаморфоза людей, вследствие чего, некоторые люди превратились в обезьян и свиней:

?… жуМуЪубу гцдъехгх ЗбъЮцСуПуЙу жуЗбъОудуЗТцнСу …?

«…обратил Он [некоторых] из них в обезьян и свиней…»[310] Разве это не метемпсихоз?

Ответ:Метемпсихоз и метаморфоза резко отличаются, так как в метемпсихозе душа после отдаления от тела присоединяется к зародышу или любому другому телу, тогда как в метаморфозе, душа не отделяется от тела, а лишь изменяется его образ и внешность и носит генетический характер, чтобы злодей мучился и страдал, видя себя в облике обезьяны или свиньи.

Иными словами, душа злодея не нисходит (из)от человеческой к животной, если бы было так, то перевоплощенные люди не чувствовали бы свое мучение и не понимали своего наказания, тогда как Священный Коран предъявляет метаморфозу как кару и наказание злодеям:

?… ЭуЮхбъдуЗ буехгъ ЯхждхжЗ ЮцСуПуЙр ОуЗУцЖцнду. ЭуМуЪубъдуЗеуЗ дуЯуЗбЗр бцгуЗ Иунъду нуПунъеуЗ жугуЗ ОубъЭуеуЗ жугужъЪцЩуЙр бцбъгхКшуЮцнду?

«…и Mы cкaзaли им: "Бyдьтe oбeзьянaми пpeзpeнными!" И Mы cдeлaли этo наказанием для них и для последующих, и yвeщeвaниeм для бoгoбoязнeнныx».[311]

Тафтазани по этому поводу пишет: «Суть метемпсихоза заключается в том, что души людей после их отдаления от тела в этом же мире присоединяются к другим телам, дабы управлять и распоряжаться ими, и нет в нем изменений в теле, как в метаморфозе».[312]

‘Аллама Табатабаи также по этому поводу пишет: «Метаморфизованные люди, перевоплотились генетически и образно, сохранив свои человеческие души, а, не изменив свои человеческие души в обезьяньи».[313]

Второй вопрос: Некоторые писатели предполагают, что вопрос о возвращении (Радж‘ат) некоторых людей вновь на землю проистекает из метемпсихоза.[314] Разве вера в возвращение людей имеет какую-то связь с метемпсихозом?

Ответ: Как будет сказано в отдельном принципе, Радж‘ат – это возвращение вновь некоторых людей из числа верующих и неверующих в конце света в этот мир. Их возвращение подобно оживлению мертвых посредством его светлости Иисуса(мир ему)[315] или оживлению ‘Узайра (Ездры) спустя сто лет[316]. Таким образом, вера в Радж‘ат не имеет никакой связи с метемпсихозом и в принципе о Радж‘ате мы это обсудим подробно.

Принцип № 111. Признаки наступления конца света.

Ученые, основываясь на рекомендациях Священного Корана, привели в своих книгах признаки наступления конца света.

Признаки конца света делятся на два вида:

1) События, которые произойдут до наступления Судного Дня, и разрушения мира бытия. Во время появления этих признаков, люди еще будут живы на земле. Обычно, термин «Ашрат ас-са‘а» (признаки часа) относится к этому виду признаков.

2) События, которые станут причиной разрушения мира бытия, о многих из которых говорится в сурах: «Ат-Таквир» — 81, «Аль-Инфитар» — 82, «Аль-Иншикак» — 84 и «Аз-Залзала» — 99.

Признаками конца света первого вида являются:

1- Пришествие Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) – сура «Мухаммад» – 47:18.

2- Разрушение плотины Гога и Магога – сура «Аль-Кахф» (Пещера) – 18:98-99.

3- Покрытие неба явным дымом – сура «Ад-Духан» (Дым) — 44:10-16.

4- Снисхождение Пророка Иисуса (мир ему) – сура «Аз-Зухруф» (Украшения) — 43:57-61.

5- Появление животного из земли – сура «Ан-Намль» (Муравьи) — 27:82.

Подробно с этими признаками вы можете ознакомиться, обратившись в комментарии к Священному Корану и сборникам хадисов.

Признаки второго вида подробно изложены в Священном Коране. Иначе говоря, система мира бытия разрушится и заменится другой, что будет являть собой проявление безграничной силы Всевышнего:

?нужъгу КхИуПшубх ЗбГуСъЦх ЫунъСу ЗбГуСъЦц жуЗбУшугуЗжуЗКх жуИуСуТхжЗ бцбшуец ЗбъжуЗНцПц ЗбъЮуешуЗСц?

«В тoт дeнь, кoгдa зeмля бyдeт зaмeнeнa дpyгoй зeмлeй, и — нeбeca, и пpeдcтaнyт пpeд Aллaxoм, Единым, Мoгyчим!»[317]

Принцип № 112. Дутье в трубу.

В Священном Коране говорится о событии, называемом как «Дутье в трубу», которое произойдет дважды:

1) «Дутье в трубу», которое станет причиной смерти всего живого на небесах и на земле (кроме тех, кого Всевышний пожелает оставить в живых).

«И пpoтpyбят в тpyбy и пopaжeны бyдyт мoлниeй, тe, ктo в нeбecax, и тe, ктo нa зeмлe, кpoмe тex, кoгo пoжeлaeт Aллax. Пoтoм пpoтpyбят втopичнo, и вoт – oни cтoя cмoтpят».[319]

О выходе из могил и как будут они собираться, в Священном Коране сказано:

«C oпyщeнными взopaми выйдyт oни из мoгил, тoчнo capaнчa paccыпaвшaяcя»[320]

Принцип № 113. Этапы воздаяния в Судный День.

После воскресения мертвых и после того, как они предстанут пред Господом, но до того, как войдут в рай или ад, в Священном Коране и достоверных преданиях говорится о событиях, которые произойдут в Судный День:

1- Особое судебное рассмотрение за совершенные поступки в этом мире, впоследствии чего будут даны послужные списки деяний каждому в руки – сура «Аль-Исра‘» (Ночной перенос) – 17:13-14.

2- Кроме того, что в списке деяний каждого человека будут отображены все деяния, в Судный День будут внутренние и внешние свидетели, которые будут свидетельствовать о его земных деяниях.

            Внешними свидетелями являются Аллах – сура «Али ‘Имран» (Семейство ‘Имрана) – 3:98, Пророк каждой общины — сура «Ан-Нахл» (Пчелы) – 16:89, Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) – сура «Ан-Ниса» (Женщины) – 4:41, Праведные избранники из исламской общины — сура «Аль-Бакара» (Корова) – 2:143, Ангелы – сура «Каф» – 50:18 и земля – сура «Аз-Залзала» – 99:4-5.

            Внутренними свидетелями являются органы и конечности человека – сура «Ан-Нур» (Свет) – 24:24, воплощение деяний – сура «Ат-Тауба» (Покаяние) – 9:34-35.

3- Для рассмотрения деяний людей, кроме того, что было сказано, будут установлены весы справедливости, чтобы каждому в точности было воздано должное. В Священном Коране говорится:

?жудуЦуЪх ЗбъгужуЗТцнду ЗбъЮцУъШу бцнужъгц ЗбъЮцнуЗгуЙц ЭубЗу КхЩъбугх дуЭъУс ФунъЖЗр жуЕцд ЯуЗду гцЛъЮуЗбу НуИшуЙт гцдъ ОуСъПубт ГуКунъдуЗ ИцеуЗ

жуЯуЭум ИцдуЗ НуЗУцИцнду?

«И ycтановим Mы справедливые вecы для дня вocкpeceния. Hи с одной душой не поступят несправедливо ни в чeм; xoтя былo бы этo вecoм гopчичнoгo зepнa, Mы пpинeceм и eгo. Дocтaтoчны Mы кaк cчeтчики!»[321]

?жуЕцд гшЬцдЯхгъ ЕцбЗшу жуЗСцПхеуЗ ЯуЗду Ъубум СуИшЬцЯу НуКъгЗр гуЮъЦцншЗр. Лхгшу дхдуМшЬцн ЗбшуРцнду ЗКшуЮужъЗ жудуРуСх ЗбЩшуЗбцгцнду

ЭцнеуЗ МцЛцншЗр?

«Нeт cpeди вac тoгo, ктo бы в нee нe вoшeл; для твoeгo Гocпoдa этo – peшeннoe пocтaнoвлeниe. Пoтoм Mы cпaceм тex, кoтopыe были бoгoбoязнeнны, и ocтaвим несправедливых тaм нa кoлeняx». [322]

5- Между обитателями рая и ада будет установлена преграда и завеса, которая в Коране называется хиджаб. Также, в Судный День, святые и великие люди будут находиться на возвышенностях и будут распознавать всех по их чертам. В Священном Коране по этому поводу сказано:

?жуИунъдуехгуЗ НцМуЗИс жуЪубум ЗбЗуЪъСуЗЭц СцМуЗбс нуЪъСцЭхжду ЯхбЗшр ИцУцнугЗехгъ жудуЗПужъЗъ ГуХъНуЗИу ЗбъМудшуЙц Гуд УубЗугс ЪубунъЯхгъ бугъ нуПъОхбхжеуЗ жуехгъ нуШъгуЪхжду?

Согласно достоверным преданиям этими святыми людьми являются Пророк (да благословит Аллах его и род его) и его преемники (мир им).

6- Когда закончится расплата за деяния и прояснится всем своя судьба, Всевышний Господь даст Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его) знамя, которое носит название Лива аль-хамд (Знамя хвалы). Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) направит праведников и правоверных в рай.[324]

7- В многочисленных преданиях говорится о большом озере, которое носит название Каусар (Изобилие). Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) раньше всех придет к этому озеру. Он и его семья будут поить из этого озера всех тех, кто заслужит райской жизни.

Принцип № 114. Заступничество.

Одним из несомненных исламских вероучительных положений является заступничество в Судный День, которое осуществится по воле Всевышнего Аллаха. Заступничество будет оказано тем, кто не прервал полностью свою связь с религией и Богом и, несмотря на то, что запятнал себя грехами, благодаря заступничеству некоторых святых людей, заслуживает того, чтобы ему была оказана милость Всевышнего. Вера в заступничество берет свое начало из айатов Священного Корана и достоверных преданий, некоторые из которых укажем ниже:

1) Заступничество в Коране.

В Священном Коране явно говорится о заступничестве в Судный День, которое обусловлено разрешением и благоволением Всевышнего Аллаха:

?… жубЗу нуФъЭуЪхжду ЕцбЗшу бцгудц ЗСъКуЦум …?

В другом айате сказано:

«…Heт зacтyпникa инaчe, кaк пocлe Eгo пoзвoлeния…»[326]

Таким образом, заступничество, обусловленное благоволением Всевышнего, является несомненным фактом.

Теперь рассмотрим, кто же будет заступником.

Из некоторых айатов явствует, что ангелы обладают правом заступничества. По этому поводу в Священном Коране сказано:

«Cкoлькo aнгeлoв в нeбecax, зacтyпничecтвo кoтopыx ни oт чeгo нe избaвит, ecли тoлькo нe пocлe тoгo, кaк дoзвoлит Aллax тeм, кoмy Oн пoжeлaeт и coблaгoвoлит!»[327]

Также в Священном Коране сказано:

?… ЪуУум Гуд нуИъЪуЛуЯу СуИшхЯу гуЮуЗгЗр гшуНгхжПЗр?

Комментаторы пишут, что под выражением «макаман махмуда» (достохвальное место) подразумевается право на заступничество Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его).[329]

2) Заступничество в преданиях.

В сборниках хадисов есть множество достоверных преданий о заступничестве Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его), некоторые из которых приведем ниже:

1. Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) сказал:

ЕцдшугуЗ ФуЭуЗЪуКцн бцГуеъбц ЗбъЯуИуЗЖцСц гцдъ ГхгшуКцн

Вероятно, причиной того, что заступничество касается обладателей больших грехов заключается в том, что Всевышний в Священном Коране обещал простить всех тех, кто избегает совершения больших грехов[331], следовательно, они не нуждаются в заступничестве.

2. Также, Пророк Мухаммад(да благословит Аллах его и род его) сказал:

ГхЪъШцнъКх ОугъУрЗ жу ГхЪъШцнъКх ЗбФшуЭуЗЪуЙЎ ЭуЗПшуОуСъКхеуЗ бцГхгшуКцн Эуецну бцгудъ бЗу нхФъСцЯх ИцЗббец

Те, кто хочет подробно узнать о других заступниках, кроме Пророка (например, имамах из семейства Пророка, ученых, мучениках и т.п.) и о тех, кто заслуживает заступничества, должен обратиться к книгам по теологии и сборникам хадисов.

Необходимо также отметить, что вера в заступничество, как и вера в принятие покаяния, не должна способствовать тому, чтобы люди осмеливались совершать грехи, а должны считать (его) это проблеском надежды и в надежде на прощение вернуться на верный путь. Не следует быть подобным тем, кто потерял всякую надежду на прощение и не думает о возвращении к истинному пути.

Из вышесказанного становится ясно, что явной пользой заступничества является прощение грехов некоторых грешников, таким образом, его польза не ограничивается возвышением степени тех, за кого заступятся, как об этом говорится в некоторых исламских течениях (му‘тазилиты).[333]

Принцип № 115. Просьба о заступничестве в этом мире.

Как было сказано в предыдущем принципе, вера в заступничество в Судный День по воле Всевышнего, является одним из несомненных исламских вероубеждений. Теперь, рассмотрим, можно ли в этом мире просить заступничества у Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) и всех тех, кто имеет право на заступничество в Судный День? Можно ли обращаться к Пророку Мухаммаду(да благословит Аллах его и род его) со словами: «О, Посланник Аллаха! О, почитаемый Аллахом! Будь нашим заступником пред Аллахом»?

В ответе на этот вопрос, необходимо сказать, что до восьмого века лунной хиджры дозволенность такой просьбы признавалась всеми мусульманами, и никто не отрицал ее. Начиная с восьмого века некоторые люди начали отрицать и выражать свое несогласие с этим, тогда как коранические айаты, достоверные предания от Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его), да и сам образ жизни мусульман свидетельствуют о ее дозволенности, так как заступничество, на самом деле, их мольба для них, а просить молиться у правоверного, не говоря уже о Пророке Мухаммаде (да благословит Аллах его и род его), несомненно, дозволено и даже желательно.

Предание, цитируемое Ибн ‘Аббасом от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его) явно дает понять, что заступничество правоверного означает его мольбу для других. Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) сказал:

гуЗ гцдъ СуМхбт гхУъбцгт нугхжКх ЭунуЮхжгх Ъубум МудуЗТуКцец ГуСъИуЪхжду СуМхбЗр бЗу нхФъСцЯхжду ИцЗббец ФунъЖрЗ ЕцбЗшу ФуЭшуЪуехгх Зббех Эцнец

Несомненно, заступничество сорока человек во время совершения молитвы над мертвым означает их мольбу для него.

Если пролистать страницы истории, увидим, что сподвижники просили заступничества у Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) при его жизни. Тирмизи передает от Анас ибн Малика, который сказал:

УуЖубъКх ЗбдшуИцншу Гудъ нуФъЭуЪу бцн нужъгу ЗбъЮцнуЗгуЙц ЭуЮуЗбу: ГудуЗ ЭуЗЪцбсЎ ЮхбъКх ЭуГунъду ГуШъбхИхЯуї ЭуЮуЗбу Ъубум ЗбХцшСуЗШц

Так как суть заступничества заключается в просьбе заступника помолиться для него, можно привести множество примеров из жизни Пророков (мир им), описанных в Священном Коране:

1- Сыновья Пророка Иакова (мир ему), после того, как раскрываются их злодеяния, просят отца, чтобы он помолился Господу для прощения их грехов. Его светлость Иаков (мир ему) принимает их просьбу и исполняет ее в обещанный срок. В Священном Коране по этому поводу сказано:

?ЮуЗбхжЗ нуВ ГуИуЗдуЗ ЗУъКуЫъЭцСъ будуЗ РхдхжИудуВ ЕцдшуЗ ЯхдшуЗ ОуЗШцЖцнду. ЮуЗбу УужъЭу ГуУъКуЫъЭцСх буЯхгъ СуИшЬцн Ецдшуех ехжу ЗбъЫуЭхжСх ЗбСшуНцнгх?

«Oни cкaзaли: "O oтeц нaш! Пpocи нaм пpoщeния нaшиx пpeгpeшeний. Beдь мы были гpeшникaми". Сказал [Иаков]: "Конечно же, буду молить я Господа моего, чтобы простил Он вас, ведь Прощающий Он, Милостивый"».[336]

2- В Священном Коране сказано:

?жугуВ ГуСъУубъдуЗ гцд СуУхжбт ЕцбЗшу бцнхШуЗЪу ИЕцРъдц Зббшец жубужъ Гудшуехгъ ЕцР ЩубугхжЗ ГудъЭхУуехгъ МуВБхжЯу ЭуЗУъКуЫъЭуСхжЗ Зббшуеу

жуЗУъКуЫъЭуСу буехгх ЗбСшуУхжбх бужуМуПхжЗ Зббшуеу КужшуЗИЗр СуНцнгЗр?

«Направили Мы Посланников только для того, чтобы повиновались им [люди] по воле Божией. И если, поступив несправедливо по отношению к самим себе, пришли бы они к тебе и попросили бы прощения у Аллаха, и Посланник попросил за них прощение, то нашли бы они, что Прощающий Аллах, Милостивый».[337]

3- О лицемерах в Священном Коране говорится:

?жуЕцРуЗ Юцнбу буехгъ КуЪуЗбужъЗ нуУъКуЫъЭцСъ буЯхгъ СхУхжбх Зббшуец бужшужъЗ СхДхжУуехгъ жуСуГунъКуехгъ нуХхПшхжду жуехг гхУъКуЯъИцСхжду?

«Koгдa cкaжyт им: "Приходитe, пoпpocит для вaс пpoщeния Пocлaнник Aллaxa!" – oни кpивят cвoи гoлoвы, и ты видишь, кaк oни oтвopaчивaютcя, вoзвeличившиcь».[338]

Очевидно, что, если отворачивание от просьбы Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его) о прощении грехов, что по сути своей равняется заступничеству, посчиталось признаком лицемерия и возвеличивания, то просьба о прощении и заступничестве будет признаком веры и благоговения.

Так как наша цель заключается в том, чтобы доказать дозволенность просьбы о заступничестве, поэтому, отсутствие заступника среди живых (о чем упомянуто в этих айатах) не наносит вреда самому вопросу, даже если предположить, что эти айаты относятся только к живым, а не к мертвым, то это все равно не наносит никакого вреда самому вопросу. Так как просьба о заступничестве у живого не является многобожием (ширк), то и просьба у мертвого также не будет являться многобожием, так как быть живым или мертвым не является критерием для единобожия или многобожия. Единственное, что необходимо во время просьбы о заступничестве у святых душ, так это то, чтобы они могли слышать наши призывы и внимать им. Об этом пойдет речь в принципе 126 и 127, где докажем связь с ними и ее полезность.

Необходимо обратить внимание на то, что существует большая разница между просьбой правоверного и единобожника о заступничестве у Пророков и святых и просьбой идолопоклонников у своих идолов, так как единобожники просят о заступничестве у святых, признавая при этом два важных момента:

1- Право на заступничество неотъемлемое право Всевышнего и осуществляется по Его воле. В Священном Коране говорится:

?Юхб бцбшуец ЗбФшуЭуЗЪуЙх МугцнЪЗр…?

В другом айате сказано:

?… гуд РуЗ ЗбшуРцн нуФъЭуЪх ЪцдъПуех ЕцбЗшу ИцЗццРъдцец …?

«…Kтo зacтyпитcя пpeд Hим, инaчe кaк c Eгo пoзвoлeния?…»[340]

2- Заступники, к коим обращаются единобожники с просьбой о заступничестве, являются праведными и искренними рабами Всевышнего, Который принимает их мольбы из-за их высокого положения около Него и приближенности к Нему.

Эти два момента и отличают единобожников, просящих о заступничестве у Святых, от идолопоклонников, просящих у идолов:

1- Идолопоклонники верили в безусловное право идолов на заступничество, будто Всевышний предоставил свое право этим слепым и глухим идолам, тогда как единобожники, руководствуясь Кораном, считают заступничество непосредственным правом Всевышнего и верят, что принятие заступничества обусловлено Его волей и согласием.

2- Идолопоклонники, жившие во времена Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) считали сделанных своими руками идолов господами и безумно полагали, что эти неодушевленные существа наделены определенной долей божественности и господства над бытием. Тогда как единобожники считают Пророков и Имамов праведными рабами Всевышнего и постоянно повторяют во время молитвы: «Свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник» или «Мир нам и праведным рабам Аллаха». Посмотрите, какое явное отличие между поступками идолопоклонников и единобожников!

Таким образом, доказывать неверность просьбы о заступничестве, приводя при этом айаты, запрещающие просьбу идолопоклонников о заступничестве, является явным необоснованным паралогизмом и неуместным сравнением.

Принцип № 116. Покаяние.

Одним из исламских вероубеждений является то, что врата покаяния открыты для грешников. Об этом говорится во всех Небесных религиях. Когда грешник всерьез раскается в своем неблаговидном поступке и обратится к своему Создателю, и от чистого сердца примет решение не совершать эти деяния, тогда Всемилостивейший Аллах примет его покаяние, при условиях, изложенных в книгах по теологии и комментариях Священного Корана. В Священном Коране сказано:

?…жуКхжИхжЗ Ецбум Зббшуец МугцнЪЗр ГуншхеуЗ ЗбъгхДъгцдхжду буЪубшуЯхгъ КхЭъбцНхжду?

Те, кто не осведомлены о воспитательных факторах покаяния и заступничества, полагают, что открытие врат покаяния и возможность заступничества для грешников является своего рода их поощрением на совершение грехов, тогда как они забывают о том, что большинство людей каждый по-своему запятнали себя грехами, и редко можно найти человека, кто на протяжении своей жизни не впал в грех. Таким образом, если эти врата не будут открыты грешникам, то те, кто готов удалять себя от грехопадения в оставшейся части жизни и выбрать путь благочестия, скажут: мы, в конце концов, из-за совершения грехов будем наказаны и попадем в ад, так почему бы не удовлетворять плотские желания оставшейся части жизни и все больше наслаждаться запрещенными делами? Таким образом, с закрытием врат покаяния, расширяется бездна отчаяния и отчужденности от милости Господней и, словно дракон поглощает людей.

Положительные воздействия покаяния проясняются тогда, когда мы узнаем, что принятие покаяния в Исламе имеет свои условия, о которых есть немало изречений, переданных от непорочных (Пророк и его семейство (мир им)) и исламских исследователей. Священный Коран открыто по этому поводу говорит:

?ЯуКуИу СуИшхЯхгъ Ъубум дуЭъУцец ЗбСшуНъгуЙу Гудшуех гудъ Ъугцбу гцдЯхгъ УхжБЗр ИцМуеуЗбуЙт Лхгшу КуЗИу гцд ИуЪъПцец жуГуХъбуНу ЭуЗудшуех ЫуЭхжСс СуНцнгс?

Принцип № 117. Человек вкусит плоды своих деяний.

Разум и повествование (предания от непорочных) свидетельствуют, что в Судный День каждый человек получит вознаграждение за свои благие поступки. В Священном Коране говорится:

?Эугуд нуЪъгубъ гцЛъЮуЗбу РуСшуЙт ОунъСЗр нуСуех?

Также в Священном Коране сказано:

?жуГудшу УуЪънуех УужъЭу нхСум. Лхгшу нхМъТЗех ЗбъМуТуВБу ЗбГужъЭум?

«И ycepдиe eгo бyдeт ycмoтpeнo, зaтeм oнo бyдeт вoзнaгpaждeнo нaгpaдoй пoлнeйшeй».[344]

Из указанных выше айатов исходит, что неправедные поступки людей не уничтожают благие деяния. Тем не менее, необходимо упомянуть, что совершив некоторые особые грехи (как неверие, придача сотоварищей Всевышнему и т.п.) или, избрав путь вероотступничества, люди подвергнутся уничтожению своих деяний, вследствие чего, все их благие деяния станут тщетными, и в Судный День таких людей ждет вечное наказание. В Священном Коране говорится:

?… жугуд нуСъКуПцПъ гцдЯхгъ Ъуд Пцндцец ЭунугхКъ жуехжу ЯуЗЭцСс ЭуГхжъбуЬЖцЯу НуИцШуКъ ГуЪъгуЗбхехгъ Эцн ЗбПшхдънуЗ жуЗбВОцСуЙц жуГхжъбуЬЖцЯу ГуХъНуЗИх ЗбдшуЗСц ехгъ ЭцнеуЗ ОуЗбцПхжду?

«…А если кто из вас отвратится от своей веры и умрет неверным, то тщетны деяния таких людей в этой жизни и в будущей. Они – обитатели ада [и пребудут] в нем вечно».[345]

Взяв во внимание вышесказанное, каждый верующий человек в Ином мире получит вознаграждение своих праведных деяний и наказание за непристойные поступки, за исключением случаев вероотступничества и тому подобного, что и характеризуется в Священном Коране и благословенной Сунне, как причина тщетности благих деяний.

Наконец необходимо упомянуть один важный момент, который заключается в том, что, хотя Всевышний Аллах дал обещание вознаградить верующих за праведные деяния и наказать за неблагопристойные, но с точки зрения разума эти два (вознаграждение и наказание) отличаются друг от друга. Необходимость сдерживания обещания о вознаграждении является рационалистичным принципом, нарушение которого неподобающе, так как из-за этого ущемляются права. Но по отношению к сдерживанию обещания о наказании дело обстоит иначе, так как наказание является прерогативой наказывающего, который может не воспользоваться своим правом. Поэтому, нет никаких проблем в том, что некоторые благие деяния покрывают и искупают непристойность и последствия плохих поступков, что в терминологии выражается, как такфир («покрывание»). В Священном Коране говорится, что плохие поступки покрываются благодаря благим деяниям, одним из которых является избегание больших грехов:

?Ецд КуМъКудцИхжЗ ЯуИуВЖцСу гуЗ Кхдъеужъду Ъудъех дхЯуЭшЬцСъ ЪудЯхгъ УуншЬцЖуЗКцЯхг жудхПъОцбъЯхг гхПъОубЗр ЯуСцнгЗр?

«Ecли вы бyдeтe избегать большиx гpexoв, чтo зaпpeщaютcя вaм, Mы покроем ваши прегрешения и ввeдeм вac блaгopoдным введением».[346]

Такие деяния, как покаяние, тайная подача милостыни и т.п. производят такой же эффект.

Об искуплении прегрешений посредством покаяния в Священном Коране говорится:

?нуВ ГуншхеуЗ ЗбшуРцнду БуЗгудхжЗ КхжИхжЗ Ецбум Зббшуец КужъИуЙр дуХхжНЗр ЪуУум СуИшхЯхгъ Гуд нхЯуЭшЬцСу ЪудЯхгъ УцншЬцЖуЗКцЯхгъ жунхПъОцбуЯхгъ МудшуЗКт КуМъСцн гцд КуНъКцеуЗ ЗбЗудъеуЗСх нужъгу бЗу нхОъТцн Зббшуех ЗбдшуИцншу жуЗбшуРцнду БуЗгудхжЗ гуЪуех дхжСхехгъ нуУъЪум Иунъду ГунъПцнцегъ жуИцГунъгуЗдцецгъ нуЮхжбхжду СуИшудуВ ГуКъгцгъ будуЗ дхжСудуЗ жуЗЫъЭцСъ будуВ ЕцдшуЯу Ъубум Яхбшќц ФунъБт ЮуПцнСс?

«O вы, кoтopыe yвepoвaли! Oбpaтитecь к Aллaxy иcкpeнним покаянием, – быть мoжeт, Гocпoдь ваш покроет ваши прегрешения и ввeдeт вac в caды, внизy которых тeкyт peки, в тoт Дeнь, кaк Aллax нe oпoзopит Пpopoкa и тex, кoтopыe yвepoвaли c ним; cвeт иx идeт пpeд ним и c иx дecниц. Oни гoвopят: "Гocпoди нaш! Зaвepши нaм нaш cвeт и пpocти нaм: вeдь Tы нaд вcякoй вeщью Мoщeн!"»[347]

О тайной подаче милостыни в Священном Коране сказано:

?Ецд КхИъПхжЗъ ЗбХшуПуЮуЗКц ЭудцЪцгшуЗ ецну жуЕцд КхОъЭхжеуЗ жуКхДъКхжеуЗ ЗбъЭхЮуСуЗБ Эуехжу ОунъСс бшхЯхгъ жунхЯуЭшцСх ЪудЯхг гшцд УуншцЖуЗКцЯхгъ жуЗббшех ИцгуЗ КуЪъгубхжду ОуИцнСс?

«Если даете вы милостыню открыто – то прекрасно это. А ecли cкpoeтe ee, пoдaвaя ee бeдным, тo этo – лyчшe для вac и пoкpывaeт для вac из прегрешений ваших. Ведает Аллах о том, что творите вы».[348]

Принцип № 118. Вечность в аду относится только к неверующим.

Вечное пребывание в аду относится только к неверующим, а для верующих, запятнавшихся себя грехопадением, но внутри которых горит свет единобожия, есть путь прощения и выхода из адской геенны. В Священном Коране сказано:

?Ецдшу Зббшуеу бЗу нуЫъЭцСх Гуд нхФъСуЯу Ицец жунуЫъЭцСх гуЗ Пхжду РубцЯу бцгуд нуФуВБх жугуд нхФъСцЯъ ИцЗббшуец ЭуЮуПц ЗЭъКуСум ЕцЛъгЗр ЪуЩцнгЗр?

«Пoиcтинe, Aллax нe пpoщaeт, чтoбы Eмy пpидaвaли coтoвapищeй, нo пpoщaeт все остальное (или все, чтo мeньшe этoгo) кoмy пoжeлaeт. A ктo пpидaeт Aллaxy coтoвapищeй, тoт измыcлил вeликий гpex».[349]

Указанный выше айат явно говорит о возможности прощения любого греха, кроме придачи сотоварищей (ширк) Всевышнему. Этот айат, несомненно, касается тех, кто покинул этот мир без покаяния, так как, в случае покаяния, все грехи, кроме придачи сотоварищей Богу, прощаются. Обратив внимание на то, что в айате проведено различие между придачей сотоварищей Богу и другими грехами, становится ясно, что речь идет о прощении тех, кто покидают этот мир без покаяния. Очевидно, что если человек придавал сотоварищей Богу, то ему не будет прощено, а если не придавал, то есть надежда на его прощение, но не категорично, а с условием проявления желания Всевышнего. Условие «кoмy пoжeлaeт», о котором говорится в айате, держит грешников между страхом и надеждой и побуждает их покаяться прежде чем наступит смерть. Поэтому, указанное обещание, удаляя человека от двух пропастей: безнадежности и излишней отваги (дерзости), направляет его к пути истинного воспитания.

Имам Казим (мир ему) сказал:

бЗу нхОубцшПх Зббех Эцн ЗбдшуЗСц ЕцбЗшу Гуеъбу ЗбъЯхЭъСц жу ЗбъМхНхжПц жу Гуеъбу ЗбЦшубЗубуЙц жу ЗбФцшСъЯц

«Не оставит Аллах навечно в [адском] огне никого, кроме неверующих, отрицающих [преднамеренно истину], вводящих в заблуждение и придающих [Ему сотоварищей]».[350] В конце концов, человек получит воздаяние за свои добрые деяния. Как сказано в Священном Коране:

?Эугуд нуЪъгубъ гцЛъЮуЗбу РуСшуЙт ОунъСЗр нуСуех?

Принцип № 119. Рай и ад – сотворенные (созданные).

Мы верим, что рай и ад существуют сейчас. Шейх Муфид (да смилостивится над ним Господь) пишет:

Ецдшу ЗбъМудшуЙу жуЗбдшуЗСу Эцн еуРуЗ ЗбъжуЮъКц гуОъбхжЮуКуЗдц жуИцРубцЯу МуЗБуКц ЗбъГуОъИуЗСхЎ жуЪубунъец ЕцМъгуЗЪх Гуеъбц ЗбФшуСъЪц жуЗбВЛуЗСц

«Рай и ад существуют сейчас и сотворены. Об этом свидетельствуют предания и в этом единогласны мусульманские ученые».[352] Священные айаты Корана также свидетельствуют о нынешнем существовании рая и ада:

?жубуЮуПъ СуБуЗех дуТъбуЙр ГхОъСум. ЪцдПу УцПъСуЙц ЗбъгхдКуеум. ЪцдПуеуЗ МудшуЙх ЗбъгуГъжум?

«И видeл oн егo пpи дpyгoм ниcxoждeнии. У лoтoca кpaйнeгo пpeдeлa. Возле которого – рай пpибeжищa».[353]

В другом айате, Всевышний предвещает, что рай уготован для верующих:

?жуУуЗСцЪхжЗ Ецбум гуЫъЭцСуЙт гцд СуИшЬцЯхгъ жуМудшуЙт ЪуСъЦхеуЗ ЗбУшугуЗжуЗКх жуЗъбГуСъЦх ЗхЪцПшуКъ бцбъгхКшуЮцнду?

?жуЗКшуЮхжЗ ЗбдшуЗСу ЗбшуКцн ЗхЪцПшуКъ бцбъЯуЗЭцСцнду?

«И бoйтecь oгня, кoтopый yгoтoвaн для нeвepующих».[355]

Тем не менее, мы в точности не знаем о «местонахождении» рая и ада, и только из некоторых айатов исходит, что они находятся «наверху»:

?жуЭцн ЗбУшугуВБц СцТъЮхЯхгъ жугуЗ КхжЪуПхжду?

«И в нeбe – вaш удeл и тo, чтo вaм oбeщaнo».[356]