Часть I. Свод мировоззрений Ислама.

Методы познания в Исламе.

Ислам для познания мира бытия и религиозных истин использует три метода, и каждый из этих методов в особых сферах считает достоверным. Эти три метода заключаются в следующем:

1. Чувства, важнейшими из которых являются зрение и слух (эмпирическое познание).

2. Разум, который на основе особых доктрин и принципов, категорически и безошибочно познает истину в своей ограниченной сфере (рациональное познание).

3. Откровение, которое является средством связи избранных и великих людей с потусторонним миром.

Чувство и разум характерны для всех, и все люди могут использовать их в познании мира, а также они помогают и в понимании шариата. Но третий метод характерен для тех, кто располагает особым вниманием Всевышнего, явными примерами которых являются Божьи Пророки.

Эмпирическое познание можно использовать непосредственно в чувственных восприятиях. Разум можно использовать при ограниченных обстоятельствах, тогда как сфера Откровения более обширна и проявляется в разных областях независимо от убеждений и обязанностей.

Про эти три метода сказано в многочисленныхайатах Священного Корана, и здесь мы приведем лишь два примера:

Про чувство и разум в Священном Коране сказано:

?жуЗббшуех ГуОъСуМуЯхг гшЬцд ИхШхждц ЗхгшуеуЗКцЯхгъ бЗу КуЪъбугхжду ФунъЖЗр жуМуЪубу буЯхгх ЗбУшугъЪу жуЗбЗуИъХуЗСу жуЗбЗуЭъЖцПуЙу буЪубшуЯхгъ КуФъЯхСхжду?

«И вывел Аллах вас из чрева ваших матерей [в тот миг, когда] вы ни о чем не ведали. Затем Он наделил вас слухом, глазами, сердцами – быть может, вы будете благодарны».[4]

Слово «аф’идатун» (сердца) в арабском языке имеет форму множественного числа слова «фуад», и значением этого слова по аналогии со словами «сам’ун» (слух) и «абсар» (глаза) является человеческий разум и интеллект. В конце айата указывается на то, чтобы люди были благодарны и объясняется, что человек должен полноценно использовать эти три способности (слух, зрение, разум), так как сущностью благодарности является применение всякого блага по назначению.

Про Откровение в Священном Коране говорится:

?жугуВ ГуСъУубъдуЗ гцд ЮуИъбцЯу ЕцбЗшу СцМуЗбЗр дхжНцн Ецбунъецгъ ЭуУъГубхжЗ Гуеъбу ЗбРшќцЯъСц Ецд ЯхдКхг бЗу КуЪъбугхжду?

«До тебя [о Мухаммад,] Мы посылали мужей, [которым] внушали Откровение. Так спросите людей поминания, если вы не знаете [этого]».[5]

Верующий для познания мира и религиозных доктрин использует чувство, но в большинстве случаев чувственное восприятие является основанием для решений разума. Он также использует свой разум для познания Всевышнего, Его атрибутов и действий. Эти три метода почитаемы и подлежат использованию в раскрытии истин.[6]

Принцип № 2. Призыв Посланников и Пророков.

Суть Призыва Божьих Пророков заключается в следующем:

1. Вера.

Сферой убеждений является вера во Всевышнего Бога, вера в Его атрибуты Красоты и Величия, а также в Его действия[7].

В убеждениях требуется знание и уверенность (и, несомненно, все то, что будет иметь доступ к этому требуемому, может служить доказательством), и поэтому каждому мусульманину необходимо достичь уверенности в своих убеждениях, и он не может здесь подражать другим и основываться на чужих выводах.

2. Практические заповеди.

Практические заповеди – это предписания и заповеди, на основании которых человек по указу Всевышнего должен строить свою личную и общественную жизнь.

В обязанностях, религиозных предписаниях и заповедях требуется, чтобы люди строили свою жизнь, основываясь на них – и здесь, кроме уверенности, можно ссылаться на методы, дозволенные и подтверждаемыешариатом. Обращение к муджтахиду[8], отвечающему всем условиям, является одним из методов, дозволенных и подтверждаемых исламским законом, что будет раскрыто в принципах, посвященных этой теме.

Принцип № 3. Разум и Откровение.

Для доказательства религиозных убеждений и заповедей необходимо использовать все достоверные методы, среди которых разум и Откровение являются двумя основными.

Под Откровением подразумевается Небесное Писание – Священный Коран и предания, цепь передатчиков которых исходит к благородному Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его). Предания от благородного семейства Дома пророческого – Ахл-аль-Бейт – также являются божественными доказательствами, пояснения о которых будут изложены в дальнейшем.[9]

Разум и Откровение подтверждают доказательность друг друга. Если категорическое суждение разума подтверждает доказательность Откровения, то Откровение точно также подтверждает доказательность разума, конечно, в его особой сфере.

Священный Коран в многочисленныхайатах призывает людей руководствоваться решением разума и призывает их к размышлению об удивительной природе, окружающей нас. Ни одна Небесная Книга не ценит аргументированное познание, как ценит его Священный Коран. О рациональных доказательствах в сферах познаний и убеждений в Коране сказано довольно много.

Ахл аль-Бейт подтверждали доказательность разума. Так, Имам Казим (да будет мир с ним) считал Откровение внешним доказательством, а разум – внутренним.[10]

Принцип № 4. Отсутствие противоречий между разумом и Откровением.

Так как Откровение является категорическим доказательством, а разум является светочем, которым Аллах озарил каждого человека, никогда среди этих двух божественных доказательств не может возникнуть взаимных противоречий. Если вдруг нам покажется, что между ними возникло какое-то противоречие, то тогда мы должны знать, что или наше восприятие религии не верно, или же в предпосылках рационального доказательства произошла ошибка, так как Премудрый Аллах никогда не призывает людей к двум методам, противоречащим друг другу.

Подобно тому как нельзя представить противоречие между Откровением и разумом, точно также это невозможно между познанием и Откровением, и если вдруг нам покажется, что между ними возникло противоречие, то опять-таки или наше восприятие не верно, или же наше познание не достигло категоричности. В большинстве случаев источником противоречий является наше познание, которое не достигает категоричности, и научные гипотезы поспешно воспринимаются в виде категорического познания, где и представляются противоречия.

Принцип № 5. Объективность действительности вселенной.

Принципы, организующие порядок бытия, реальные, независимо от наших мыслей и представлений, они являются вечными и надвременными истинами, т.е. если человек посредством одного из методов познаний раскроет какую-нибудь действительность в виде «истины», то необходимо сказать, что она «истинна» и устойчива постоянно. Если в раскрытии действительности часть познания будет соответствовать истине, а другая будет ошибочна, то та часть, которая соответствует истине, вечно будет являться истиной, и не изменится с изменением условий среды. Иными словами, относительность в истине, в значении познания в одно время, заканчивающегося истиной, а в другое, ошибкой, в бытийном познании, не представляется. Невозможно, чтобы познание в одном месте было абсолютной истиной, а в другом, ошибкой.

Относительность в познании представляется в субъективной действительности, связанной с мышлением человека. Например, общества, которые не вдохновляются божественным Откровением, в управлении государства свободны в выборе способа управления. Если в определенном способе между ними будет единогласие, то среди них, до тех пор, пока по этому вопросу не будет разногласий, тот способ будет для них являться истиной, и если когда-нибудь придут к обратному мнению, то тогда истиной будет второй способ. В таком случае, каждое из познаний для себя является истиной. То, что является объективной действительностью, которая существует независимо от нашего мышления и обладает определенным измерением, если правильно расположится на горизонте понимания, то оно будет вечно истинным и устойчивым, и в обратном случае, будет постоянно неверным и неустойчивым.