Бытие с точки зрения Ислама (онтология).

Принцип № 6. Вселенная – творение Всевышнего.

Мир и вся вселенная являются творением Всевышнего и все существа постоянно нуждаются в Нем и ни на миг не могут существовать независимо от Него. Когда мы говорим, что вселенная является творением Всевышнего, под этим подразумевается, что вся эта вселенная создана по Его воле и отношение вселенной с Всевышним не является такой, как отношение отца и сына. Как сказано в Священном Коране:

?бугъ нубцПъ жубугъ нхжбуПъ?

«Не родил Он и не был рожден».[11]

Принцип № 7.Мироздание не является вечным.

Нынешний порядок и строение вселенной не являются вечным и после определенного времени, о котором ведает только Всевышний, существующий порядок мироздания уничтожится и возникнет другой, который является тем самым Загробным миром. В Священном Коране сказано:

?нужъгу КхИуПшубх ЗбГуСъЦх ЫунъСу ЗбГуСъЦц жуЗбУшугуЗжуЗКх жуИуСуТхжЗ бцбшуец ЗбъжуЗНцПц ЗбъЮуешуЗСц?

«В тот день, когда земля будет заменена другой, когда небеса также [будут заменены] и [все] предстанут пред Единым, Всевластным Аллахом»[12], а также в другом айате говорится:

?… ЕцдшуЗ бцбшец жЕцдшВ Ецбунъец СуЗМцЪхжду?

«… Воистину, мы принадлежим лишь Аллаху, и, поистине, к Нему мы и вернемся»[13], где указывается на ту самую скрытую истину.

Принцип № 8. Причинно-следственная обусловленность (детерминизм).

Порядок вселенной держится на причинно-следственном законе и между явлениями существует каузальность. Воздействие любого феномена на другой обусловлено Божьей волей. Мудрая воля Всевышнего основалась на том, чтобы посылать Свою благодать, обычно, путем причинно-следственного порядка.

В Священном Коране говорится об обеих вышеупомянутых темах: то, что между естественными феноменами господствует каузальность и то, что воздействие и влияние каждой причины во вселенной обусловлено Божьей волей. О первом достаточно будет указать следующий коранический айат:

?… жуГудъТубу гцду ЗбъУшугуВБц гуЗБр ЭуЗуОъСуМу Ицец гцду ЗбЛшуЬгуСуЗКц СцТъЮЗр буЯхгъ …?

«…и низвeл c нeбa вoдy, и вывeл eю плoды [из земли] пpoпитaниeм для вac…»[14].

О втором также будет достаточно упомянуть следующий коранический айат:

?жуЗбъИубуПх ЗбШшуншЬцИх нуОъСхМх дуИуЗКхех ИЕцРъдц СуИшЬцец жуЗбшуРцн ОуИхЛу бЗунуОъСхМх ЕцбЗшу дуЯцПЗр ЯуРубцЯу дхХуСшќцЭх ЗбЗунуЗКц бцЮужъгт нуФъЯхСхжду?

«На хорошей земле растения по дозволению ее Господа восходят [обильно], на плохой же [земле] они восходят лишь скудно. Так Мы разъясняем знамения для благодарных людей»[15] и в этом же значении являются айаты 102, 249, 251 суры «Аль-Бакара» (Корова) и айаты 49 и 166 суры «Али ‘Имран» (Семейство ‘Имрана).[16]

Принцип № 9. Нетождественность бытия с материальной природой.

Бытие нетождественно материальной природе, и есть сверхматериальное и метафизическое измерение вселенной, которое в Священном Коране названо как «сокровенный мир». Подобно тому, как материальные феномены по Божьей воле воздействуют друг на друга, точно также потусторонние существа по Божьей воле воздействуют на этот физический мир. Священный Коран упомянул воздействие ангелов на явления природы, где сказал:

?ЭуЗбъгхПуИшЬцСуЗКц ГугъСЗр?

«Клянусь ангелами, исполняющими веление [Аллаха]».[17]

?жуехжу ЗбъЮуЗецСх ЭужъЮу ЪцИуЗПцец жунхСъУцбх ЪубунъЯхгъ НуЭуЩуЙр НуКшум ЕцРуЗ МуВБу ГуНуПуЯхгх ЗбъгужъКх КужуЭшуКъех СхУхбхдуЗ жуехгъ бЗунхЭуСшќцШхжду?

«Он – Владыка над Своими рабами и посылает [ангелов], чтобы они сберегали вас, пока к кому-нибудь из вас не придет смерть. [И тогда] упокоят его наши посланцы, – а они ничего не упускают».[18]

Из указанных выше айатов приходим к выводу, что вселенная, независимо от физической и метафизической природы, с господствующей над ней каузальностью, зависит от Божьей воли.

Принцип № 10. Наличие особого направления у бытия.

Вселенная является целенаправленной действительностью и все частицы вселенной, в каком бы положении ни находились, в соответствии со своим положением, наделены светом руководства. Степени этого всеобщего руководства образовывают природное, инстинктивное и бытийное руководство.

Священный Коран в многочисленных айатах упомянул об этом бытийном и всеобщем руководстве, и здесь мы приводим лишь один из них:

?ЮуЗбу СуИшхдуЗ ЗбшуРцн ГуЪъШум Яхбшу ФунъБт ОубъЮуех Лхгшу еуПум?

«Сказал: "Наш Господь – Тот, Кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь"».[19]

Принцип № 11. Совершенство мироздания.

Порядок вселенной самый совершенный и наилучший. Система бытия была спроектирована наилучшим образом, и нельзя представить порядок лучше и совершенней, чем этот. Священный Коран по этому поводу говорит:

?ЗбшуРцн ГуНъУуду Яхбшу ФунъБт ОубуЮуех жуИуПуГу ОубъЮу ЗбЕцдУуЗдц гцд Шцндт?

«[Он Тот],который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и нaчaл твopeниe чeлoвeкa из глины»[20], также в другом айате говорится:

?… ЭуКуИуЗСуЯу Зббшуех ГуНъУудх ЗбъОуЗбцЮцнду?

«…Благословен Аллах, Наилучший из создателей».[21]

Очевидно, что, если Творец – Наилучший из создателей, то творение также должно быть наилучшим.

Рациональным доводом этому принципу служит то, что действие каждого действующего, с точки зрения совершенства и несовершенства, соответствует его качествам и свойствам. Если действующий, с точки зрения существующих свойств, не будет иметь никаких недостатков, то его действие также будет безупречным от всяких недостатков. Так как Всевышний обладает всеми существующими совершенными свойствами, естественно, и Его действия будут совершенными и наилучшими.

Кроме этого, сама мудрость Всевышнего требует того, чтобы при возможности сотворения вселенной наилучшим образом, не создавать что-либо другое.

Необходимо отметить, что то, что упоминается в природе, как зло, не имеет никаких противоречий с совершенным порядком мира бытия, о чем пойдет речь в принципах, посвященных монотеизму в творении.

Принцип № 12. Мудрость в создании бытия.

Так как вселенная является творением и действием Всевышнего, Который является Абсолютной Истиной, то и Его творение истинное, целенаправленное и обладает мудростью, и нет в нем никаких изъянов. По этому поводу в Священном Коране существует множество айатов, и мы здесь приводим лишь один из них:

?гуЗ ОубуЮъдуЗ ЗбУшугуЗжуЗКц жуЗбГуСъЦу жугуЗ ИунъдуехгуВ ЕбЗшу ИцЗбъНуЮшќц жуГуМубт гхУугшрм …?

«Мы создали небеса и землю, и то, что между ними, в истине и на определенный срок…»[22]

Предел человека и вселенной наступит тогда, когда начнется Судный День. Как сказал повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним):

ЭуЕцдшу ЗбъЫуЗнуЙу ЗбъЮцнуЗгуЙх