Человек с точки зрения Ислама (антропология).

Принцип № 13.Человек.

Человек составное существо из тела и души, после смерти его тело разлагается, а душа продолжает свое существование. Смерть человека не означает его полное уничтожение, и поэтому он будет продолжать свою жизнь вплоть до наступления Судного Дня в мире Барзах.[24] Священный Коран, говоря о степенях создания человека, среди которых последним является вдохновление души в его тело, упоминает это таким образом:

?… Лхгшу ГудФуГъдуЗех ОубъЮЗр БуЗОуСу …?

«… Потом Мы воплотили его в новое создание …».[25]

В Священном Коране довольно много айатов о промежуточном мире между смертью и воскресением. Здесь мы приводим лишь одну из них:

?… жугцд жуСуВЖцецг ИуСъТуОс Ецбум нужъгц нхИъЪуЛхжду?

«… Позади них – Барзах до того дня, кaк oни бyдyт вocкpeшeны».[26]

Принцип № 14. Сотворение человека с благородным инстинктом.

Каждый человек рождается с чистым и благородным инстинктом единобожия. Если человек в своем развитии останется при своем инстинкте, и никакие внешние факторы не собьют его с пути, то он будет следовать только истине. Никто не рождается грешником и злодеем. Злость и мерзость имеют акцидентный характер, и они являются следствием внешних и факультативных причин. Неприличные душевные качества, унаследованные человеком, не таковы, чтобы не менялись при его желании. Таким образом, представление того, что люди имеют первородный грех, который обсуждается в нынешнем христианстве, не имеет никаких оснований.

Священный Коран по этому поводу говорит:

?ЭуГуЮцгъ жуМъеуЯу бцбПшќцндц НудцнЭЗр ЭцШъСуКу Зббшуец ЗбшуКцн ЭуШуСу ЗбдшуЗУу ЪубунъеуЗ …?

«Обрати же свой лик к религии с верностью по установлению Аллаха, которое Он предписал людям…».[27]

Милостивый Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) изволил сказать:

«Нет ребенка, который бы не рождался с инстинктом (единобожия)».[28]

Принцип № 15. Человек – свободное существо.

Человек – существо, свободное в своем выборе, т.е. благодаря способности своего разума, рассмотрев какое-либо действие со всех сторон, выбирает его совершение или отречение от него. Священный Коран по этому поводу говорит:

?ЕцдшуЗ еуПунъдуЗех ЗбУшуИцнбу ЕцгшуЗ ФуЗЯцСЗр жуЕцгшуЗ ЯуЭхжСЗр?

«Воистину, Мы наставили его на путь [истины], будь он благодарным или неверным»[29], а также говорит:

?жуЮхбц ЗбъНуЮшх гцд СуИшЬцЯхгъ Эугуд ФуВБу ЭубънхДъгцд жугуд ФуВБу ЭубънуЯъЭхСъ …?

«Скажи [, Мухаммад]: "Истина [, с которой я пришел к вам], – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто [не] хочет, пусть не верует"…».[30]

Принцип № 16.Человек – существо, поддающееся воспитанию.

Так как человек наделен благородным инстинктом и разумом, и может отличить хорошее от плохого, а также обладает свободой воли, поэтому, он является существом, поддающимся воспитанию. Путь развития и возвращения к Всевышнему всегда открыт ему, разве только в момент созерцания смерти, когда его покаяние не принимается. Именно поэтому призыв Пророков включал все человечество, даже таких грешников, как Фараон. Священный Коран по этому поводу говорит:

?ЭуЮхбъ еуб бшуЯу Ецбум Гуд КуТуЯшум. жуГуеъПцнуЯу Ецбум СуИшЬцЯу ЭуКуОъФум?

«Скажи ему: "Не следует ли тебе [Фараону] очиститься от скверны [неверия]. Я наставляю тебя на путь к Господу твоему, и ты станешь бояться Его"».[31]

Таким образом, человек никогда не должен отчаиваться, полагаяя, что он лишен Божьей милости, ведь как говорит Священный Коран:

?… бЗу КуЮъдуШхжЗ гцд СуНъгуЙц Зббшуец Ецдшу Зббшуеу нуЫъЭцСх ЗбРшхдхжИу МугцнЪЗр…?

Принцип № 17. Человек – существо, несущее ответственность.

Так как человек наделен разумом и свободой воли, он является ответственным существом: ответственным перед Аллахом, Пророками (мир им), Имамами (мир им), самим собой, перед другими людьми и всем миром. Священный Коран в многочисленных айатах говорит о человеческой ответственности:

?… жуГужъЭхжЗ ИцЗбъЪуеъПц Ецдшу ЗбъЪуеъПу ЯуЗду гуУъДжбЗр?

«Будьте верны обещанию, ибо за обещание требуют ответа».[33]

?… Ецдшу ЗбъУшугъЪу жуЗбъИуХуСу Яхбшх ГхжъбуЖцЯу ЯуЗду Ъудъех гуУъДхжбЗр?

«Воистину, слух и зрение, все это будет призвано к ответу».[34]

«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе [безо всяких обязанностей]?».[35]

Милостивый Пророк (да благословит Аллах его и род его) сказал:

ЯхбшхЯхгъ СуЗЪт жуЯхбшхЯхгъ гуУъЖхжбс Ъудъ СуЪцншуКцец

Принцип № 18.Критерий преимущества среди людей.

Никакой человек не имеет ни над кем другим никаких преимуществ, кроме духовных достоинств, которыми он может обладать. Самым явным критерием преимущества является благочестие и богобоязненность. Священный Коран по этому поводу говорит:

?нуВ ГуншхеуЗ ЗбдшуЗУх ЕцдшуЗ ОубуЮъдуЗЯхг гцд РуЯуСт жуЗхдЛум жуМуЪубъдуЗЯхгъ ФхЪхжИЗр жуЮуИуВЖцбу бцКуЪуЗСуЭхжЗ Ецдшу ГуЯъСугуЯхгъ ЪцдПу Зббшуец ГуКъЮуЗЯхгъ Ецдшу Зббшуеу Ъубцнгс ОуИцнСс?

«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый среди вас пред Аллахом – наиболее богобоязненный. Пoиcтинe, Aллax – Знaющий, Свeдyщий!».[37]

Таким образом, расовые и подобные ей особенности, с точки зрения Ислама, не являются причиной преимущества и честолюбия.

Принцип № 19.Вечность нравственных ценностей.

Нравственные ценности, заложенные в основу человека и имеющие корень в его инстинкте, являются устойчивыми и вечными. Течение времени и социальные преобразования не приводят к их вырождению. Например, красота преданности или воздаяния за добро точно также, как мерзость предательства и нарушения обещания, являются вечными истинами, и, пока существует человечество, нравственные законы никогда не подвергнутся изменениям. Таким образом, с точки зрения разума, человек в общественной жизни имеет естественные нравственные основы, которые вечны и никогда не изменяются.

Да, возле этих нравственных основ есть обычаи и традиции, которые, находясь под влиянием хронологических и местных условий, могут искажаться, но они не имеют никакого отношения к нравственным основам.

Священный Коран указывает на некоторые рациональные и вечные нравственные основы, где говорит:

?еубъ МуТуВБх ЗбЕцНъУуЗдц ЕцбЗшу ЗбЕцНъУуЗдх?

«Воздают ли за добро иначе, чем добром?».[38]

?… гуЗ Ъубум ЗубъгхЬНъУцдцнду гцд УуИцнбт …?

«… Нет оснований [упрекать в чем-либо] тех, кто творит добро …».[39]

?… ЭуЕцдшу Зббшуеу бЗу нхЦцнЪх ГуМъСу ЗбъгхЬНъУцдцнду?

«… Поистине, Аллах не губит награды добродеющих».[40]

«Воистину, Аллах велит [вершить] справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззаконие. Oн yвeщaeт вac: мoжeт быть, вы oпoмнитecь!»[41]

Принцип № 20.Связь между деянием человека и явлениями.

Деяния человека, кроме того, что за них человек в Ином мире будет вознагражден или наказан, в этом мире также имеют хорошие или плохие последствия. Некоторые из явлений и происшествий в этом мире, в самом деле, являются отражением и откликом наших деяний и это действительность, которую раскрыло Откровение, и человеческий разум также в какой-то степени постиг это. В Священном Коране есть множество айатов на эту тему, и мы здесь приводим лишь два примера:

?жубужъ Гудшу Гуеъбу ЗбъЮхСум БуЗгудхжЗ жуЗКшуЮужъЗ буЭуКуНъдуЗ Ъубунъецгъ ИуСуЯуЗКт гцду ЗбУшугуВБц жуЗбЗуСъЦц жубуЯцд ЯуРшуИхжЗ ЭуЗуОуРъдуЗехгъ ИцгуЗ ЯуЗдхжЗ нуЯъУцИхжду?

«Если бы жители этих поселений уверовали и были богобоязненными, Мы открыли бы перед ними [врата] благ с неба и земли. Но они coчли лoжью [знамения Наши], и Мы наказали их за то, что они совершали».[42]

Его светлость Нух (Ной) – да будет мир с ним – напоминает своему народу о том, что между отречением от грехов и открытием врат милости Божьей установлена неразрывная связь. Священный Коран об этом говорит:

?ЭуЮхбъКх ЗУъКуЫъЭцСхжЗ СуИшуЯхгъ Ецдшуех ЯуЗду ЫуЭшуЗСЗр. нхСъУцбц ЗбУшугуВБу ЪубунъЯхг гцПъСуЗСЗр. жунхгъПцПъЯхг ИцЗугъжуЗбт жуИудцнду жунуМъЪуб буЯхгъ МудшуЗКт жунуМъЪуб буЯхгъ ГудъеуЗСЗр?

«И сказал я: "Молите у вашего Господа прощения, ибо Он – Прощающий. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь, поддержит вас имуществом и детьми и предоставит вам сады иреки"».[43]

Принцип № 21. Связь между прогрессом и регрессом народов и между их идеологией и нравственностью.

Прогресс или регресс народов, не взирая на некоторые внешние факторы, проистекает от причин, которые, в основном, имеют корни в их убеждениях, нравственных нормах и поступках. Этот принцип не имеет никаких противоречий с предустановлением и предопределением Всевышнего, так как этот закон сам является проявлением предопределения Аллаха, т.е. Божья воля имеет отношение к тому, чтобы народы, посредством своих убеждений и поступков, определяли свою судьбу. Например, общество, укрепившее свои социальные связи на основе справедливости, будет иметь хорошую и спокойную жизнь, а общество, укрепившее свои общественные связи противоположно этому, будет иметь горькую жизнь. Это тот самый принцип, который назван в терминологии Священного Корана «Божественной Сунной (традиция)». Священный Коран по этому поводу говорит:

?… ЭубугшуЗ МуВБуехгъ дуРцнСс гшуЗ ТуЗПуехгъ ЕцбЗшу дхЭхжСЗр. ЗУъКцЯъИуЗСЗр Эцн ЗбГуСъЦц жугуЯъСу ЗбУшЬцнЖц жубЗу нуНцнЮх ЗбъгуЯъСх ЗбУшуншЬцЖх ЗцбЗшу ИцЗуеъбцец Эуеубъ нудЩхСхжду ЕцбЗшу УхдшуКу ЗбГужшубцнду Эубуд КуМцП убцУхдшуКц Зббшуец КуИъПцнбЗр жубуд КуМцПу бцУхдшуКц Зббшуец КуНъжцнбЗр?

«… Когда же к ним явился увещеватель, то это только приумножило их отвращение [к истине] по причине их надменности на земле и злонамеренного ухищрения. Но злое ухищрение поражает лишь того, кто творит его. Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что постигло древние поколения? Ты никак не найдешь замены для сунны Аллаха, никак не уклонишься от Его сунны».[44] В другом айате говорится:

?жубЗу КуецдхжЗ жубЗу КуНъТудхжЗ жуГудъКхгх ЗъбГуЪъбужъду Ецд ЯхдъКхг гхДъгцдцнду. Ецд нугъУуУъЯхгъ ЮуСъНс ЭуЮуПъ гуУшу ЗбъЮужъгу ЮуСъНс гцЛъбхех жуКцбъЯу ЗъбГуншуЗгх дхПуЗжцбхеуЗ Иунъду ЗбдшуЗУц жубцнуЪъбугу Зббшех ЗбшуРцнду БуЗгудхжЗ жунуКшуОцРу гцдъЯхгъ ФхеуПуВБу жуЗббшуех бЗу нхНцИшх ЗбЩшуЗбцгцнду?

«He cлaбeйтe и нe пeчaльтecь в тo вpeмя кaк вы cтoитe вышe, ecли вы вepyющие! Ecли вac кocнyлacь paнa, тo тaкaя жe paнa кocнyлacь и тoгo нapoдa. Эти дни мы cмeняeм чepeдoй cpeди людeй, и чтoбы знaл Aллax тex, кoтopыe yвepoвaли и взяли из вac свидетелей, – пoиcтинe, Aллax нe любит нecпpaвeдливыx!»[45]

Принцип № 22. Светлая перспектива человечества.

История человечества имеет светлое будущее. Правда, что жизнь человека обычно сопровождают неравенства и расстройства, но этому придет конец. История человечества движется к светлому исходу, когда будет господствовать всеобщая справедливость. По интерпретации Священного Корана землей будут править праведные люди. В Коране по этому поводу сказано:

?жубуЮуПъ ЯуКуИъдуЗ Эцн ЗбТшуИхжСц гцд ИуЪъПц ЗбРшќцЯъСц Гудшу ЗбЗуСъЦу нуСцЛхеуЗ ЪцИуЗПцну ЗбХшуЗбцНхжду?

«Мы уже предначертали в Псалтыри, после того как изрекли [людям] напоминание, что земля достанется в наследство Моим праведным рабам».[46]В другом айате говорится:

?жуЪуПу Зббшуех ЗбшуРцнду БуЗгудхжЗ гцдЯхгъ жуЪугцбхжЗ ЗбХшуЗбцНуЗКц бунуУъКуОъбцЭудшуехгъ Эцн ЗбЗуСъЦц ЯугуЗ ЗУъКуОъбуЭу ЗбшуРцнду гцд ЮуИъбцецгъ жубунхЬгуЯшЬцдудшу буехгъ Пцндуехгх ЗбшуРцн ЗСъКуЦум буехгъ жубунхИуПшќцбудшуехг гшЬцд ИуЪъПц ОужъЭцецгъ ГугъдЗр нуЪъИхПхждудцн бЗу нхФъСцЯхжду Ицн ФунъЖЗр жугуд ЯуЭуСу ИуЪъПу РубцЯу ЭуЗхжъбуЖцЯу ехгх ЗбъЭуЗУцЮхжду?

«Тем из вас, кто уверовал и вершил добрые дела, Аллах обещал, что непременно сделает их преемниками на земле, подобно тому, как Он сделал преемниками тех, кто был до них и yтвepдит им иx peлигию, кoтopyю Он одобрил для ниx, и дacт им взaмeн пocлe иx cтpaxa бeзoпacнocть. Oни бyдyт пoклoнятьcя Mнe, нe пpиcoeдиняя кo Mнe ничeгo в coтoвapищи. A ктo пocлe этoгo oкaжeтcя нeвepным, они то и есть нечестивцы!»[47]

Таким образом, в продолжительной борьбе между истиной и ложью, окончательная победа будет за истиной, сколько бы эта борьба ни продолжалась. Как говорится в Священном Коране:

?Иубъ дуЮъРцЭх ИцЗбъНуЮшќц Ъубум ЗбъИуЗШцбц ЭунуПъгуЫхех ЭЕцРуЗ ехжу ТуЗецЮс жубуЯхгх Збъжунъбх гцгшуЗ КуХцЭхжду?

«Напротив, Мы сокрушаем истиной ложь, и она разбивается вдребезги, словно ее и не было вовсе, и вaм – гope oт тoгo, чтo вы пpипиcывaeтe».[48]

Принцип № 23. Честь и свобода человека.

Человек, с точки зрения Священного Корана, наделен особым достоинством до такой степени, что пред ним преклонились ангелы. Коран по этому поводу говорит:

?жубуЮуПъ ЯуСшугъдуЗ Иудцн БуЗПугу жуНугубъдуЗехгъ Эцн ЗбъИуСшќц жуЗбъИуНъСц жуСуТуЮъдуЗехг гцду ЗбШшуншЬцИуЗКц жуЭуЦшубъдуЗехгъ Ъубум ЯуЛцнСт гцгшудъ ОубуЮъдуЗ КуЭъЦцнбЗр?

«Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама, и по Нашей воле они передвигались по земле и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими».[49]

Так как основу жизни человека составляет сохранение чести и чувства собственного достоинства, то и совершение любого деяния, которое нанесет вред этому божественному дару, с точки зрения Ислама, запрещается. Иными словами, запрещается любое непозволительное господство, и соглашение с ним. Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) сказал:

жубЗу КуЯхдъ ЪуИъПу ЫунъСцЯу жуЮуПъ МуЪубуЯу Зббшуех НхСшЗр

«Не будь рабом другого, поистине, Аллах создал тебя свободным».[50]

В другом месте Имам Али (да будет мир с ним) изволил сказать:

Ецдшу Зббшуеу КуИуЗСуЯу жу КуЪуЗбум ЭужшуЦу Ецбум ЗбъгхДъгцдц Яхбшу ФунъюБт ЕцбшуЗ ЕцРъбуЗбу дуЭъУцец

Ясно, что дозволенные Аллахом государства, основанные на шариате не имеют противоречий с этим законом, о чем пойдет речь далее.

Принцип № 24. Взгляд Ислама на человеческий разум.

Рациональная жизнь человека, с точки зрения Ислама, имеет особое место, так как критерием преимущества человека над другими животными является разум и его способность мыслить. Священный Коран в многочисленных айатах призывает человека к размышлению настолько, что развитие мысли о проявлениях мира бытия считает специфической особенностью разумных людей. По этому поводу Коран говорит:

?ЗбшуРцнду нуРъЯхСхжду Зббшуеу ЮцнуЗгЗр жуЮхЪхжПЗр жуЪубум МхдхжИцецгъ жунуКуЭуЯшуСхжду Эцн ОубъЮц ЗбУшугЗжуЗКц жуЗбГуСъЦц СуИшудуЗ гуЗ ОубуЮъКу еРуЗ ИуЗШцбЗр УхИъНуЗдуЯу ЭуЮцдуЗ ЪуРуЗИу ЗбдшуЗСц?

«Те, которые поминают Аллаха стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Пречист Ты! Зaщити жe нac oт нaкaзaния oгня!"»[52]

Именно на основании такой точки зрения, Священный Коран запрещает слепо и необдуманно следовать своим предкам.

Принцип № 25. Соответствие между индивидуальной свободой и духовным развитием.

Индивидуальные свободы в экономической, политической и других областях в Исламе устроены так, что они не препятствуют духовному развитию человека и не наносят вред общим интересам. Философией предписаний и указаний в Исламе является именно то, что Ислам, обязав человека, хочет сохранить его врожденное достоинство и обеспечить его общие интересы. Препятствование Ислама идолопоклонничеству, многобожию, пьянству и т.п. способствует сохранению достоинства человека, и здесь проясняются философские причины правовых норм Ислама.

Священный Коран считает соблюдение закона возмездия основой жизни человека, и говорит:

?жубуЯхгъ Эцн ЗбъЮцХуЗХц НунуЗЙс нуВ Зхжъбцн ЗбГубъИуЗИц буЪубшуЯхгъ КуКшуЮхжду?

«Для вас в возмездии – [основы] жизни, о обладатели разума!»[53]

Благородный Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) сказал:

Ецдшу ЗбъгуЪъХцнуЙу ЕцРуЗ Ъугцбу ИцеуЗ ЗбъЪуИъПх УцСшЗр бугъ КуЦхСшу ЕцбшуЗ ЪуЗгцбуеуЗ ЭуЕцРуЗ Ъугцбу ИцеуЗ ЪубуЗдцнуЙр жубугъ нхЫуншуСъ Ъубунъец ГуЦуСшуКъ ИцЗбъЪуЗгшуЙц

«Поистине, когда человек совершает грех тайком, не вредит (никому), кроме себя, а когда совершает его открыто, и никто ему не возражает из-за его [поступка], то вредит всем»

Имам Садык (да будет мир с ним), после цитирования этого хадиса, изволил сказать:

РубцЯу Гудшуех нхРцбшх ИцЪугубцец Пцнду Зббшуец жу нуЮъКуПцн Ицец Гуеъбх ЪуПуЗжуЙц Зббшуец

Принцип № 26. Нет принуждения в вере.

Одним из проявлений индивидуальной свободы в Исламе является то, что в принятии веры нет принуждения. По этому поводу в Священном Коране говорится:

?бВ ЕцЯъСуЗеу Эцн ЗбПшќцндц ЮуП КуИуншуду ЗбСшхФъПх гцду ЗбъЫуншќц …?

В Исламе требуется, чтобы вера человека была искренней, ведь силой и принуждением невозможно добиться того, чтобы он уверовал искренне и от чистой души, а для этого необходимо осуществление некоторых предпосылок, наиболее существенной из которых является прояснение истинного пути. Только после осуществления таких предпосылок, в нормальных условиях, человек выбирает истину.

Верно, что джихад[56] является одной из важных обязанностей, но не означает принуждение других принять Ислам, а целью джихада является устранение препятствий на пути проповеди всему человечеству Божьей вести, дабы осуществилось «отличение истинного пути от ложного». Естественно, что некоторые коварные люди, преследующие материальные и сатанинские цели, препятствуют донесению освободительной вести религии до людей, поэтому философия пророчества (которая заключается в наставлении и руководстве всего человечества) обязывает воинов на пути Аллаха устранять с пути всякие препятствия, чтобы создались условия для донесения вести истины до человечества.

Из предыдущих тем стал ясен взгляд Ислама на человека и мир. Существуют и другие принципы, касающиеся этих тем, которые будут приведены далее в соответствующих разделах. Теперь приступим к разъяснению взглядов Ислама, касающихся вероубеждений и предписаний.