Часть II. Свод вероубеждений 1.

Монотеизм и его степени.

Принцип № 27. Существование Всевышнего Аллаха.

Вера в существование Бога является общим принципом всех Небесных религий и, вообще, отличительным признаком верующего человека (какой бы религии он ни следовал) от материалиста и атеиста.

Священный Коран считает существование Бога ясным и не нуждающимся в доказательстве, и любое сомнение по этому поводу считает неуместным. По этому поводу в Коране сказано:

?… ГуЭцн Зббшуец ФуЯшс ЭуЗШцСц ЗбУшугуЗжуЗКц жуЗбГуСъЦц …?

«… Неужели вы сомневаетесь в Аллахе – Творце небес и земли?… »[57]

Хотя существование Бога является ясным, Коран, для тех, кто хочет путем размышлений и доказательств познать Его и развеять всяческие предполагаемые сомнения, открыл для них пути, главными среди которых являются следующие:

1 – Чувство зависимости и нужды человека в более высшем существе, которое проявляет себя в особых условиях, и это тот самый зов человеческого инстинкта, который взывает его к Источнику бытия. По этому поводу Священный Коран говорит:

?ЭуГуЮцгъ жуМъеуЯу бцбПшќцндц НудцнЭЗр ЭцШъСуКу Зббшуец ЗбшуКцн ЭуШуСу ЗбдшуЗУу ЪубунъеуЗ…?

«Обрати же свой лик к религии с верностью по установлению Аллаха, которое предписал людям …»[58], также в Коране говорится:

?ЭуЕцРуЗ СуЯцИхжЗ Эцн ЗбъЭхбъЯц ПуЪужхЗ Зббшуеу гхОъбцХцнду буех ЗбПшќцнду ЭубугшуЗ дуМшуЗехгъ Ецбум ЗбъИуСшќц ЕцРуЗ ехгъ нхФъСцЯхжду?

«Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, искренне веруя в Него. Когда же они по Его воле благополучно пристают к суше, то начинают придавать сотоварищей [Ему]».[59]

2 – Призыв к изучению природы и размышление над ее красотами, являющимися явными признаками существования Бога, признаками, которые говорят о вмешательстве знаний, силы и мудрого правления в мире бытия. Священный Коран по этому поводу говорит:

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи – [истинные] знамения для обладающих разумом».[60]

Об этом в Священном Коране приведено множество айатов, и здесь мы довольствуемся лишь этим.

Ясно, что то, что было сказано, не означает, что путь к богопознанию ограничивается двумя вышеуказанными методами, а для свидетельствования существования Бога существует очень много доказательств, которые привели теологи в своих книгах по исламскому вероучению.

Монотеизм – общий принцип всех религий.

Степени монотеизма.

Все Небесные религии укрепляются на основе единобожия и монотеизма. Самым явным и общим принципом среди них является вера в Единого Бога, хотя среди последователей некоторых религий возникли отклонения в этой общей для всех Небесных религий вере. Ниже, вдохновившись Священным Кораном и исламскими преданиями и используя рациональные доказательства, приступим к разъяснению степеней монотеизма.

Принцип № 28. Неотъемлемый (сущностный)монотеизм и его значения.

Первой степенью монотеизма является неотъемлемый монотеизм. Неотъемлемый монотеизм имеет две интерпретации:

1 – Сущность Бога Едина, нет равного Ему и невозможно представить Ему подобного.

2 – Сущность Бога не является составной, и нет в ней никаких структур.

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним), разъясняя значение вышесказанного, сказал следующее:

ехжу жуЗНцПс бунъУу буех Эцн ЗбъГуФънуЗБц ФуИуес

жуЕцдшуех ЪуТшу жуМубшу ГуНуПцншх ЗбъгуЪъдум бЗу нудъЮуУцгх Эцн жхМхжПт жубЗу ЪуЮъбт жубЗу жуеъгт

б – «И поистине, Досточтимый и Достославный [Аллах] Однозначный (т.е. в Его сущности не представляется множественность), нельзя разделить [Его] ни в сущности, ни в разуме, ни в воображении»[61].

Сура «Аль-Ихляс» (Искренность) разъясняет именно это убеждение мусульман о монотеизме и указывает на обе степени (искренности). Первая – с айатом:

?жубугъ нуЯхд буех ЯхЭхжрЗ ГуНуПс?

«И нет никого равного Ему»[62].

?Юхбъ ехжу Зббшуех ГуНуПс?

«Скажи: "Он – Аллах, Единый"»[63].

Таким образом, «Троица» (Бог-Отец, Бог-сын и Бог-святой дух) в христианстве, с точки зрения исламской логики, считается абсурдом. И неправильность этого разъясняется в коранических айатах, точно также и в книгах по исламской схоластике обширно разъясняется тема «Троицы». Мы довольствуемся одним разъяснением, которое заключается в следующем.

«Троица», в значении троебожия, может означать две вещи: или все эти три бога имеют отдельную сущность и личность, т.е. каждый из них имеет всеобщую божественность, в таком случае, это противоречит неотъемлемому монотеизму в его первой интерпретации (нет для Него подобия); или же все эти три бога имеют одну личность, так, что каждый из них занимает какую-нибудь часть, в таком случае он должен быть составным, а это противоречит второму значению неотъемлемого монотеизма.

Принцип № 29. Монотеизм в атрибутах.

Второй степенью монотеизма является монотеизм в неотъемлемых атрибутах Всевышнего. Мы знаем, что Всевышний обладает всеми совершенными атрибутами, и Откровение и разум служат доказательством существования этих совершенных атрибутов в сущности Всевышнего. Таким образом, Всевышний – это Всеведущий, Всемогущий, Живой, Всевидящий, Всеслышащий и т.п. Эти атрибуты имеют разные значения и то, что мы понимаем под словом «Всеведущий», означает совсем другое, что мы понимаем под словом «Всемогущий». Хотя все эти атрибуты имеют разные значения, отличаются ли они между собой точно также в подлинной и объективной реальности, т.е. в сущности Всевышнего, или они едины?

В ответе на этот вопрос необходимо сказать следующее: так как различие их в сущности Всевышнего сопровождается структурой в Божественной сущности, необходимо сказать, что вышеуказанные атрибуты, хотя и имеют разницу в значении, но в объективной реальности едины. Иными словами, сущность Всевышнего, в то самое время как Она Едина, обладает всеми этими совершенными атрибутами, но не так, чтобы часть сущности Всевышнего занимало знание, другую – сила, а третью – жизнь. По словам исследователей:

«Он весь – знание, весь – сила и весь – жизнь».[64]

Таким образом, неотъемлемые атрибуты Всевышнего, в то самое время как являются извечными, являются самой Его сущностью и взгляд тех, кто считает Его атрибуты извечными, но в дополнении Его сущности, считается неправильным. Этот взгляд, на самом деле, возник у тех, кто сравнил атрибуты Всевышнего с человеческими качествами, и так как качества и свойства человека являются дополнительными к нему, предположили, что Всевышний является таким же.

Имам Са?дик (да будет мир с ним) изволил сказать:

бугъ нуТубц Зббех-Мубшу жуЪуТшу-СуИшхдуЗ жуЗбъЪцбъгх РуЗКхех жубЗу гуЪъбхжгуЎ жу ЗбУшугъЪх РуЗКхех жубЗу гуУъгхжЪуЎ жуЗбъИуХуСх РуЗКхех жубЗу гхИъХуСуЎ жуЗбъЮхПъСуЙх РуЗКхех жубЗу гуЮъПхжСу

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним), говоря о единстве и неотъемлемости атрибутов Всевышнего с Его сущностью, изволил сказать следующее:

жуЯугуЗбх ЗбъЕцОъбЗуХц буех дуЭънх ЗбХцшЭуЗКц ЪудъехЎ бцФуеуЗПуЙц Яхбцш ХцЭуЙт ГудшуеуЗ ЫунъСх ЗбъгужъХхжЭцЎ жуФуеуЗПуЙц Яхбцш гужъХхжЭт Гудшуех ЫунъСх ЗбХцшЭуЙц

Принцип № 30. Монотеизм в сотворении.

Третьей степенью монотеизма является монотеизм в сотворении, т.е. нет творца, кроме Всевышнего, и все бытие является Его творением. Священный Коран по этому поводу говорит:

?… Юхбц Зббшуех ОуЗбцЮх Яхбшќц ФунъБт жуехжу ЗбъжуЗНцПх ЗбъЮуешуЗСх?

«… Скажи: "Аллах – Творец всего сущего, Он – Единый, Всевластный"».[68]

«Таков Аллах – ваш Господь, Творец всего сущего. Нет бога, кроме Него …».[69]

Кроме Откровения, разум также свидетельствует о монотеизме в сотворении, так как все, кроме Всевышнего, являются нуждающимся и естественно, что устранение нужды и осуществление желаний будет исходить от Всевышнего.

Монотеизм в сотворении, конечно, не означает отрицание принципа причинности и детерминизма в мире бытия, так как взаимоздействие феноменов обусловлено Божьей волей и существование причины и причинности вещей является проявлением Божьй воли. Он Тот, Кто даровал солнцу и луне теплоту и сверкание, и если захочет, то может убрать это воздействие, поэтому Он является Единым и Бесподобным Создателем.

Как было сказано в восьмом принципе, Священный Коран также подтверждает порядок причинности, где говорит:

?Зббшуех ЗбшуРцн нхСъУцбх ЗбСшќцнуЗНу ЭуКхЛцнСх УуНуЗИЗр ЭунуИъУхШхех Эцн ЗбУшугуВБц ЯунъЭу нуФуВБх …?

«Это Аллах нагоняет ветры, а они гонят тучи. Он простирает их по небу, как Ему заблагорассудится…».[70]

Этот айат ясно говорит о том, что ветер участвует в перемещении и движении туч.

Отношение сферы сотворения Всевышнего ко всем феноменам не означает того, что все отвратительные и дурные поступки людей приписываются Ему. Каждый феномен, являясь существом возможным, не может осуществляться, не опираясь на силу и волю Всевышнего. Но касательно человека нужно добавить что, так как человек является свободным и самостоятельным в своих действиях существом, поэтому, по Божественному предопределению, он играет роль принимающего решение. И формирование своего действия, с точки зрения покорности и прегрешения, связано с его решением и желанием.

Иными словами, Всевышний является Создателем и Абсолютным Источником всего бытия. Как говорит по этому поводу Священный Коран:

?ЗбшуРцн ГуНъУуду Яхбшу ФунъБт ОубуЮуех …?

«[Тот], Кто пpeкpacнo cдeлaл вcякyю вeщь, кoтopyю coтвopил …»[71].

Но этот образ принятия решений человеком становится причиной соответствия или несоответствия его с критериями разума и шариата. Для пояснения этого вопроса представьте два действия человека, такие как «есть» и «пить». Так как эти два действия имеют какую-то долю от бытия, поэтому относятся к Всевышнему, но так как существование бытия приняло в них форму «еды» или «питья» и человек с помощью своих свободных действий формировал их, поэтому должны относиться и к совершающему их, так как никак нельзя приписывать эти два действия с такой же формой Всевышнему. Таким образом, Всевышний дает само бытие действия, а человек, который ест или пьет, является совершающим действие.

Принцип № 31. Монотеизм в господстве.

Четвертой степенью монотеизма является монотеизм в господстве над вселенной и управлении людьми. Монотеизм в господстве имеет две сферы:

1 – Бытийное управление;

2 – Юридическое управление.

Юридического управления мы коснемся в отдельном принципе, и сейчас рассмотрим сферу бытийного управления.

Под бытийным управлением подразумевается управление делами вселенной в том значении, что управление миром бытия является действием Единого Бога. Правильно, что в человеческих действиях возможно отделение управления от сотворения. Например, кто-либо создает предприятие, а другой управляет им, но в мире бытия дело обстоит совсем иначе, где Создатель и Управляющий (Господь) Едины, но в этом выражении есть одна тонкость и она заключается в следующем: управление вселенной неотъемлемо от сотворения.

История Пророков показывает, что в вопросе монотеизма в сотворении между народами не было разногласий и даже если возникало сомнение, то оно было по поводу управления вселенной. Многобожники времен Пророка Авраама (да будет мир с ним) верили в существование Единого Творца, но ошибочно полагали, что звезды, луна и солнце являются управляющими вселенной, и спор Пророка Авраама (мир ему) касался именно этой темы.

При Пророке Йусуфе (да будет мир с ним), жившем после Пророка Авраама (мир ему), точно также многобожие было связано с вопросом управления. По этому поводу Священный Коран говорит:

?… БуГуСъИуЗИс гшхКуЭуСшќцЮхжду ОунъСс Гугц Зббшуех ЗбъжуЗНцПх ЗбъЮуешуЗСх?

«… Кто лучше: множество господ или Единый, Всевластный Аллах?!»[72]

Также из коранических айатов исходит то, что многобожники во времена милостивого Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) считали свою судьбу в руках своих идолов. По этому поводу Священный Коран говорит:

?жуЗКшуОуРхжЗ гцд Пхждц Зббшуец БуЗбцеуЙр бшЬцнуЯхждхжЗ буехгъ ЪцТшЗр?

«[Многобожники] поклонялись помимо Аллаха другим богам, чтобы обрести благодаря им величие».[73]

«Они поклонялись помимо Аллаха другим богам, надеясь на помощь от них. Они не могут им помочь, но они [т.е. многобожники] для богов – готовая рать».[74]

Священный Коран в многочисленных айатах упрекает многобожников, что они поклоняются идолам, которые не способны помочь или навредить ни себе, ни поклоняющимся. Эта группа айатов говорит о том, что многобожники во времена милостивого Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) верили в причинение вреда и принесение пользы своими идолами[75], что и побуждало их к поклонению. Эти и многие другие айаты, свидетельствующие об убеждениях многобожников, говорят о том, что они, в то время как помнили о Едином Творце (но не зная Его и не поклоняясь Ему), в некоторых своих делах, связанных с управлением Всевышнего, были язычниками и считали идолов влиятельными в своих делах. Священный Коран с целью удержания их от поклонения идолам, делает тщетным их стимулы и говорит, что ваши идолы меньше того, чтобы иметь такую роль и значение.

В некоторых айатах многобожники упрекаются за то, что они приравнивали к Всевышнему идолов, которых любили так же, как любят Всевышнего. Священный Коран по этому поводу говорит:

?жугцду ЗбдшуЗУц гуд нуКшуОцРх гцдъ Пхждц Зббшец ГудъПуЗПЗр нхНцИшхждуехгъ ЯуНхИшќц Зббше …?

«Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха …».[76]

Упрек за уподобление Всевышнего идолам есть и в других айатах[77], из которых следует то, что многобожники считали, что эти идолы обладают привилегиями Всевышнего, из-за которых они их любили и поклонялись им. Иными словами, так как многобожники считали, что Аллах имеет Себе подобных, поэтому они и поклонялись им.

Священный Коран цитирует слова многобожников, которые в Судный День, упрекая своих идолов, скажут:

?КуЗббшуец Ецд ЯхдшуЗ буЭцн ЦубЗубт гшхИцндт . ЕцРъ дхУужшЬцнЯхг ИцСуИшќц ЗбъЪуЗбугцнду?

«Клянемся Аллахом, мы ведь явно заблуждались, когда равняли вас с Господом [обитателей] миров».[78]

Сфера господства Всевышнего необъятна, поэтому современники милостивого Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) в важных делах, таких как пропитание, воскрешение, умерщвление и вообще в господстве над вселенной, были монотеистами. По этому поводу Священный Коран говорит:

?Юхбъ гуд нуСъТхЮхЯхг гцду ЗбУшугуВБц жуЗбГуСъЦц Гугшуд нугъбцЯх ЗбУшугъЪу жуЗбЗуИъХуЗСу жугуд нхОъСцМх ЗбъНуншу гцду ЗбъгуншЬцКц жунхОъСцМх ЗбъгуншЬцКу гцду ЗбъНуншќц жугуд нхПуИшЬцСх ЗбЗугъСу ЭуУунуЮхжбхжду Зббшуех ЭуЮхбъ ГуЭубЗ КуКшуЮхжду?

«Спроси [, Мухаммад]: "Кто дает вам удел с неба и земли?" Или [спроси]: "Кто властен над слухом и зрением? Кто превращает мертвого в живого и живого превращает в мертвого? Кто управляет [всеми] делами?" И они ответят: "Аллах"». Тогда спроси: "Неужели вы не страшитесь [Его]?"»[79]

В другом айате говорится:

?Юхб бцгудц ЗбЗуСъЦх жугд ЭцнеуВ Ецд ЯхдКхгъ КуЪъбугхжду . УунуЮхжбхжду бцбшуец Юхбъ ГуЭубЗу КуРуЯшуСхжду . Юхбъ гуд СуИшх ЗбУшугуЗжуЗКц ЗбУшуИъЪц жуСуИшх ЗбъЪуСъФц ЗбъЪуЩцнгц . УунуЮхжбхжду бцбшуец Юхбъ ГуЭубЗу КуКшуЮхжду?

«Скажи [, Мухаммад]: "Кому принадлежат земля и те, кто на ней, если только вы знаете?" Они ответят: "Аллаху". Скажи: "Неужели же вы не опомнитесь? " Скажи: "Кто Господь семи небес и Господь великого трона?" Они ответят: "Они принадлежат Аллаху". Скажи: "Неужели же вы не устрашитесь [Аллаха]?"»[80]

Но те же самые люди, согласно вышеуказанным айатам суры «Йасин» и «Марйам» (Мария), в обстоятельствах, как победа на войне, защита от опасностей и угроз в поездке и т.п., считали своих идолов влиятельными в судьбе мира и своими заступниками. Они также верили в то, что эти идолы могут заступиться без позволения на то Аллаха.

Таким образом, нет противоречия в том, чтобы некоторые люди, в кое-каких делах, считали Всевышнего своим Господом и в некоторых других, таких как право на заступничество, принесение пользы и нанесение вреда, одарение величием и право на прощение, управление некоторыми делами, считали своих идолов влиятельными.

Иногда многобожники для оправдания своего язычества и идолопоклонничества говорили:

«Мы поклоняемся им только ради того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно больше», но в конце айата упоминается, что это утверждение является ложью:

?… Ецдшу Зббшуеу бЗу нуеъПцн гудъ ехжу ЯуЗРцИс ЯуЭшуЗСс?

«… Воистину, Аллах не наставит на прямой путь лжецов и неверных».[81]

Но монотеизм в господстве, в значении неправильности любого размышления управления, независимого от Божьей воли, не относится к Всевышнему, а касается человека и вселенной. Монотеистическая логика Священного Корана, аннулируя размышление о любом независимом управлении, считает неверным поклонение чему-нибудь, помимо Аллаха.

Доказательства монотеизма в господстве очевидны, так как относительно вселенной и человека, «управление системой творения» неотделимо от его «сотворения», и если Творец вселенной и человека Единый, то их Господь также должен быть Единым. Именно по причине этой явной связи между сотворением и управлением вселенной, Всевышний Аллах в Священном Коране, там, где идет речь о сотворении небес, представляет Себя как Управляющего вселенной:

?Зббшуех ЗбшуРцн СуЭуЪу ЗбУшугуЗжуЗКц ИцЫунъСц ЪугуПт КуСужъдуеуЗ Лхгшу ЗУъКужум Ъубум ЗбъЪуСъФц жуУуОшуСу ЗбФшугъУу жуЗбъЮугуСу Яхбшс нуМъСцн бГуМубт гхУугшмр нхПуИшЬцСх ЗбГугъСу нхЭуХшЬцбх ЗбЗунуЗКц буЪубшуЯхг ИцбцЮуВБц СуИшЬцЯхгъ КхжЮцдхжду?

«Аллах вознес небеса на невидимых вами опорах, потом вознесся на трон [вседержавия] и подчинил власти Своей солнце и луну, и они находятся в движении до положенного срока. Oн yпpaвляeт (всемCвoим) дeлoм, раъясняет знaмeния, – мoжeт быть, вы будете убеждены вo вcтpeчe c вaшим Гocпoдoм!»[82]

В других айатах Священный Коран считает согласованность порядка над всей вселенной одним из доказательств единства Правителя:

?бужъ ЯуЗду ЭцнецгуВ БуЗбцеуЙс ЕцбЗшу Зббшуех буЭуУуПуКуЗ ЭуУхИъНуЗду Зббшуец СуИшќц ЗбъЪуСъФц ЪугшуЗ нуХцЭхжду?

«Ecли бы были тaм бoги, кpoмe Aллaxa, тo пoгибли бы oни. Xвaлa Aллaxy, Господу тpoнa, пpeвышe Oн тoгo, чтo oни Eмy пpипиcывaют!»[83]

Монотеизм в господстве не имеет противоречий с тем, что другие могут управлять «по воле Божьей», которые, на самом деле, исполняют веление Аллаха, что является проявлением господства Всевышнего. Поэтому Священный Коран, подтвердив монотеизм в господстве, указывает на других управляющих, где говорит:

?ЭуЗбъгхПуИшЬцСуЗКц ГугъСЗр?

«Клянусь ангелами, управляющими делами [по воле Аллаха]».[84]

Принцип № 32. Монотеизм в правлении и установлении законов.

Под управлением Всевышнего подразумевается Его управление всей вселенной и человечеством, во всех сферах и направлениях, как в этом, так и в Загробном мире, с бытийной точки зрения, а также с правовой. Таким образом, управление делами людей во всех сферах является лишь правом Единого Аллаха.

Теперь приступим ко второй степени монотеизма в господстве, которая является управлением в религиозно-юридических законах.

Управление в религиозно-юридических законах.

Подобно тому, как Всевышний является Единым правителем в мире бытия и управление вселенной и жизнью человечества находится в Его руках (управление в сотворении), точно также в делах, связанных с законодательством, таких как правление (государством), установление законов, подчинение, заступничество, прощение грехов – все это находится во власти Всевышнего, и никто без Его разрешения не имеет права распоряжаться ими. Поэтому, монотеизм в управлении, в установлении законов, в подчинении и т.д. является ответвлением монотеизма в управлении.

Таким образом, если Пророк избирается правителем над мусульманами, то это избрание осуществляется по воле Господа, и именно по этой причине, покорность Пророку является обязательной как покорность Всевышнему и считается непосредственно самой покорностью Всевышнему. Священный Коран по этому поводу говорит:

?гуд нхШцЪц ЗбСшуУхжбу ЭуЮуПъ ГуШуЗЪу Зббшуеу …?

?жугуВ ГуСъУубъдуЗ гцд СуУхжбт ЕцбЗшу бцнхШуЗЪу ИЕцРъдц Зббшец …?

«Мы ниспосылали Посланников только для того, чтобы им повиновались по воле Аллаха…»[86], так как, если не было бы указа и воли Аллаха, Пророк не стал бы ни правителем, ни тем, кому должны были покоряться. На самом деле, правление Пророка и покорность ему – это проявление правления Всевышнего и покорности ему.

Также как и определение обязанностей и предписаний является одной из задач господства, то никто не в праве судить согласно законам, которых не утвердил Всевышний Аллах. По этому поводу в Священном Коране сказано:

?… жугуд бугъ нуНъЯхг ИцгуВ ГудъТубу Зббшех ЭуЗхжбЖцЯу ехгх ЗбъЯуЗЭцСхжду?

«…А те, которые не судят согласно тому, что ниспосылал Аллах, – они и есть неверные».[87]

Также и заступничество, и прощение грехов являются исключительным правом Всевышнего и никто без Его воли и согласия не может заступиться за кого-либо. По этому поводу Священный Коран говорит:

?… гуд РуЗ ЗбшуРцн нуФъЭуЪх ЪцдъПуех ЕцбЗшу ИцЗццРъдцец …?

«…Кто же станет заступаться перед Ним без Его соизволения? …»[88].

В другом айате говорится:

«…Они могут заступиться только за тех, кем доволен Аллах …»[89].

Таким образом, с точки зрения Ислама, купля-продажа индульгенций, предполагая, что кто-либо может продать рай, устранить кого-нибудь от адской геенны, как это было распространено среди некоторых христианских течений (католиков), является необоснованным делом. По этому поводу Священный Коран говорит:

?… жугуд нуЫъЭцСх ЗбРшхдхжИу ЕцбЗшу Зббшуех …?

«…А кто может простить грехи, кроме Аллаха?»[90]

Согласно тому, что было сказано, монотеист, в делах, связанных с законодательством и шариатом, должен считать Аллаха Единственным Правителем, если только Всевышний не выберет кого-либо для правления и разъяснения божественных заповедей и предписаний.

Принцип № 33. Монотеизм в поклонении.

Монотеизм в поклонении является общим принципом между Небесными религиями и вообще, философия пророчества заключалась именно в напоминании этого принципа. Священный Коран по этому поводу говорит:

?жубуЮуПъ ИуЪуЛъдуЗ Эцн Яхбшќц ЗхгшуЙт СуУхжбЗр Гудц ЗЪъИхПхжЗ Зббшуеу жуЗМъКудцИхжЗ ЗбШшуЗЫхжКу …?

«Мы отправили к каждой общине Посланника [, чтобы он сказал]: "Поклоняйтесь Аллаху и избегайте идола…"»[91]

Все мусульмане, говоря:

?ЕцншуЗЯу дуЪъИхПх …?

«Лишь Тебе мы поклоняемся …»[92], свидетельствуют о монотеизме в поклонении.

Таким образом, нет сомнений в том, что необходимо поклоняться Всевышнему, и никто не противоречит этому общему закону. Вопрос лишь в том, является ли совершение некоторых действий поклонением не Всевышнему или в них нет ничего предосудительного? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо дать логическое определение поклонения и отделить действия, которые являются поклонением, от действий, которые служат проявлением уважения и возвеличивания.

Нет сомнений в том, что поклонение отцу, матери, Пророкам и святым запрещается и считается язычеством, но в то же время, их уважение необходимо и принимается внутренней логикой монотеизма. Священный Коран по этому поводу говорит:

?жуЮуЦум СуИшхЯу ЗубЗшу КуЪъИхПхжЗ ЕцбВшу ЕцншуЗех жуИцЗбъжуЗбцПунъдц ЕцНъУуЗдЗр …?

Теперь, нам нужно рассмотреть, что разделяет «поклонение» и «уважение», и каким образом одно действие в некоторых обстоятельствах (как преклонение ангелов перед Адамом и сынов Иакова перед Иосифом) считается монотеизмом, но то же действие в некоторых других случаях (как поклонение идолам) считается язычеством и идолопоклонничеством? Ответ на этот вопрос становится ясным из предыдущей темы – монотеизма в управлении.

Поклонение (которое запрещено кому-нибудь, кроме Аллаха) – это проявление смирения и покорности человека перед каким-либо объектом, веря в то, что вся судьба вселенной и человечества независимо находится в руках этого объекта, иными словами, веря в то, что он «Господь» и «Властелин вселенной и людей».

Но если смирение и покорность будет перед праведным рабом Аллаха, который является набожным, богобоязненным и обладателем достоинств и добродетели, то в таком случае, это будет считаться уважением, а не поклонением. Если поклоны ангелов или сынов Иакова не приняли форму язычества, то это было по причине того, что эта покорность сопровождалась признанием своего рабства перед Богом, исходящая из признания высокого положения Адама и Иосифа (и в то же время из почести к ним и величия их пред Всевышним), а не из-за веры в то, что они являются их господами.

Согласно этому правилу можно понять уважение мусульман к святым людям в местах их погребения. Очевидно, что целование гробницы святых и радость в день рождения милостивого Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) исходит из уважения, почитания и любви к ним и ни в коем случае не исходит из признания их господства. Также, чтение стихов, восхваляющих святых, или панегириков, в которых оплакиваются их мученическая смерть, сохранение памятников исламского творчества и возведение храмов над гробницами великих людей (мир им), не является ни язычеством, ни нововведением. Это не является язычеством, так как источником всех этих действий является любовь и привязанность к Святым (мир им), а не признание их господства. Также, все это не является нововведением, так как все эти действия имеют кораническую основу и приводятся во многих достоверных хадисах, что необходимо любить и уважать Пророка и его благородное семейство (мир им всем). Действия, совершаемые нами в дни их рождений и в день выступления Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) со своей пророческой миссией, являются именно проявлением этой любви (разъяснение этой темы будет изложено в главе «Нововведения»).

Поклонение язычников идолам порицаемо и подвергается критике, так как исходит из признания их господства и из-за веры в то, что в их руках находится определенная часть судьбы людей, и язычники, по крайней мере, верили в их величие, право на прощение и заступничество.