ЧастьIII. Свод вероубеждений 2

Атрибуты Всевышнего.

Принцип № 34. Атрибуты «Красоты» и «Величия».

Сущность Всевышнего безгранична и не имеет Себе подобных, поэтому человек никогда не сможет познать всю глубину Его сущности, но все-таки, в определенной мере, посредством познания атрибутов «Джамал» (Красоты) и «Джалал» (Величия), человек в какой-то степени может познать Его. (Эти два вида атрибутов называют также подтверждающими и отрицающими).

Под атрибутами «Джамал» подразумеваются атрибуты, указывающие на совершенство Всевышнего, такие как знание, жизнь, свобода и т.п.

Под атрибутами «Джалал» подразумеваются качества, которые нельзя приписывать Всевышнему, так как Всевышний Безупречен и Безукоризнен, дабы Ему приписывали такое. Это качества, указывающие на недостатки и слабость субъекта, что никоим образом неприменимо к пресвятой сущности Всевышнего. Телесность, местоположение, нахождение во времени, конструкция и т.п. – все это некоторые из таких качеств.

Принцип № 35. Методы познания атрибутов Аллаха.

В первом принципе мы упомянули методы познания, среди которых основными методами познания истин, являлись чувство, разум и Откровение. Для познания атрибутов «Красоты» и «Величия» можно воспользоваться двумя следующими методами:

1 – Метод разума.Изучение мира бытия, тайн, скрытых в нем, которые непосредственно являются творением Всевышнего, наставляют нас на познание совершенств, которыми обладает Всевышний. Разве можно представить то, что основа великого дворца творения была возведена без разума, силы и воли. Священный Коран, для подтверждения решения разума по этому поводу, призывает людей к изучению внутренних и внешних бытийных знамений, и говорит:

?Юхбц ЗдъЩхСхжЗ гуЗРуЗ Эцн ЗбУшугуЗжуЗКц жуЗбГуСъЦц …?

«Скажи [Мухаммад]: "Задумайтесь о том, что на небесах и на земле"».[94]

Конечно, при изучении мира бытия, разум берет помощь от чувств, таким образом, что сначала чувство воспринимает какую-нибудь удивительную тему, а затем разум понимает великолепие творения, как признак красоты и величия Творца.

2 – Метод Откровения.

После того, как веские и непоколебимые доказательства подтвердили пророчество и Откровение, и стало ясно, что Писание и слова Пророка исходят от Всевышнего, естественно, что все то, что сказано в Книге и Сунне может помочь познать атрибуты Всевышнего. В этих двух источниках (Коран и Сунна) Всевышний был описан наилучшим образом. Только в Коране приведено 135 имен и атрибутов Всевышнего. По этому поводу мы приведем лишь один важный пример:

?ехжу Зббшуех ЗбшуРцн бВ Ецбуеу ЕцбЗшу ехжу ЪуЗбцгх ЗбъЫунъИц жуЗбФшуеуЗПуЙц ехжу ЗбСшуНъгудх ЗбСшуНцнгх . ехжу Зббшуех ЗбшуРцн бВ Ецбуеу ЕцбЗшу ехжу ЗбъгубцЯх ЗбъЮхПшхжУх ЗбУшубЗугх ЗбъгхДъгцдх Збъгхеунъгцдх ЗбъЪуТцнТх ЗбъМуИшуЗСх ЗбъгхКуЯуИшЬцСх УхИъНуЗду Зббшуец ЪугшуЗ нхФъСцЯхжду . ехжу Зббшуех ЗбъОуЗбцЮх ЗбъИуЗСцЖх ЗбъгхХужшЬцСх буех ЗбЗуУъгуВБх ЗбъНхУъдум нхУуИшЬцНх буех гуЗ Эцн ЗбУшугуЗжуЗКц жуЗбГуСъЦц жуехжу ЗбъЪуТцнТх ЗбъНуЯцнгх?

«Oн – Aллax, нeт бoжecтвa, кpoмe Heгo, Знaющий cокровеннoe и coзepцaeмoe. Oн – Всемилocтивейший, Милocepдный! Он – Аллах, нет божества, кроме Него. Он – Властелин, Пресвятой, Дарующий безопасность, Надежный, Хранитель, Великий, Могущественный, Возвеличенный. Пречист Он от того, чему поклоняются наряду с Ним. Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. Ему принадлежат самые прекрасные имена. Славят Его те, что на небесах и на земле, и Он Великий, Мудрый».[95]

Необходимо отметить, что те, которые уклоняются от обсуждения познания атрибутов Всевышнего, на самом деле, являются группой му’аттилитов (упраздняющих), так как лишают человека всяких великих познаний, к которым его направляют разум и Откровение. Если обсуждение этих познаний было бы запретным, то не было бы и необходимости в приведении такого количества атрибутов в Священном Коране, а также в указании размышления над ними.