Атрибуты сущности Всевышнего.

После деления атрибутов Всевышнего на атрибуты «Красоты» и «Величия», а также, на атрибуты сущности и действий, необходимо затронуть важные вопросы, связанные с ними.

Принцип № 37. Атрибуты сущности.

1 – Извечное и безграничное знание.

Так как знания Всевышнего являются Его сущностью – они извечны и безграничны. Кроме того, что Всевышний Аллах имеет знание о Своей сущности, Он сведущ о всем том, что не является Его сущностью, а также знает все что произошло и что сбудется. Священный Коран об этом говорит:

?… Ецдшу Зббшуеу ИцЯхбшќц ФунъБт Ъубцнгс?

В другом айате сказано:

?ГубЗу нуЪъбугх гудъ ОубуЮу жуехжу ЗббшуШцнЭх ЗбъОуИцнСх?

«Неужели не ведает [обо всем] Творец, ведь Он – Проницательный, Сведущий?»[97]

Также в преданиях от Имамов семейства дома пророческого(да будет мир с ними!) неоднократно подтверждается безграничное знание Всевышнего. Об этом Имам Са?дик (да будет мир с ним) сказал:

бугъ нуТубъ ЪуЗбцгрЗ ИцЗбъгуЯуЗдц ЮуИъбу КуЯъжцндцец ЯуЪубъгцец Ицец ИуЪъПу гуЗ Яужшудуех жуЯуРубцЯу Ъцбъгхех ИцМугцнЪц ЗбъГуФънуЗБц

«Его знание об одном месте до сотворения, подобно знанию после Его сотворения и таково Его знание о всех вещах»[98].

2 – Безграничная власть (сила).

Власть Всевышнего, как и Его знание, извечна и безгранична, так как тождественна Его сущности. Священный Коран, подтвердив безграничность власти Всевышнего, говорит:

?… жуЯуЗду Зббшуех Ъубум Яхбшќц ФунъБт ЮуПцнСЗр?

«… И Аллах над всем сущим Властен».[99]

?… жуЯуЗду Зббшуех Ъубум Яхбшќц ФунъБт гхЮъКуПцСЗр?

«… И Властен Аллах над всем сущим».[100]

Имам Са?дик (да будет мир с ним) изволил сказать:

ЗбГуФънуЗБх буех УужуЗБс ЪцбъгрЗ жуЮхПъСуЙр жуУхбъШуЗдрЗЎ жугхбъЯрЗ жуЕцНуЗШуЙр

Создание же невозможных и неосуществимых по сущности вещей находится вне сферы власти и могущества Всевышнего и это не по причине нехватки Его власти и силы, а по причине недостаточности невозможного, которое не может осуществиться (как говорится: недостаток в способности невозможного). У Повелителя правоверных Имама Али (да будет мир с ним) спросили о создании невозможного, он ответил следующее:

Ецдшу Зббеу КуИуЗСуЯу жуКуЪуЗбум бЗу нхдъУуИх Ецбум ЗбъЪуМъТц жуЗбшуРцн УуГубъКудцн бЗу нуЯхждх

3 – Жизнь.

Всезнающий и Всемогущий Аллах, несомненно, является также Живым, так как два вышеуказанных атрибута являются свойствами и особенностями живого существа и таким образом, доказательства Божественной жизни становятся ясными. Конечно, атрибут жизни во Всевышнем, как и другие Его атрибуты, безукоризненны и безупречны от свойств этого качества (жизни) в человеке и подобном ему существе (например, Всевышний безупречен от свойства явления смерти).

Всевышний является Живым в Своей сущности, поэтому, смерть не может «проникнуть» к Нему. Иными словами, так как Всевышний является Абсолютным Совершенством, непременно, смерть, которая является одним видом недостатка, не может проникнуть в Его сущность. По этому поводу Священный Коран говорит:

?жуКужуЯшубъ Ъубум ЗбъНуншќц ЗбшуРцн бЗу нугхжКх …?

«Уповай же на Живого, который не умирает…»[103]

4 – Воля и свобода.

Любое действующее существо, осведомленное о своем действии, совершенней, чем то, которое не осведомлено о своем действии. Точно также как и действующий по своей воле (который, если пожелает, то совершает что-либо, а если не пожелает, то не совершает) совершенней, чем принужденный, который вынужден совершить только одно из двух: совершение какого-нибудь действия или отречение от него. Обратив внимание на тонкость вышесказанной мысли и, приняв во внимание то, что Всевышний является Абсолютным во всем бытии, естественно, необходимо сказать, что совершенная сущность действующего должна быть свободной и не должна быть принужденной ни «со стороны», ни самой сущностью. Если мы говорим, что Всевышний что-то хочет, то под этим подразумевается то, что Он обладает свободой воли.

Человеческая воля, в ее известном значении, по той причине, что она является постепенной и возникшей, не имеет доступа к Божественной сущности. Поэтому, в преданиях от семейства дома пророческого(мир им) для предотвращения ошибок и отклонений некоторых индивидуумов, воля Всевышнего была растолкована как совершение и осуществление действия, как изволил сказать по этому поводу седьмой Имам Казим (да будет мир с ним):

ЗбЕСуЗПуЙх гцду ЗбъОубъЮц: ЗбЦшугцнСх жугуЗ нуИъПхж буехгъ ИуЪъПу РубцЯу гцду ЗбъЭцЪъбц жуГугшуЗ гцду Зббец КуЪуЗбум ЭуЕцСуЗПуКхех: ЕцНъПуЗЛхех бЗуЫунъСЎ РубцЯу бцГудшуех бЗунхСужцшн жубЗу нуецгшх жубЗу нуКуЭуЯшуСхЎ жуеуРцец ЗбХцшЭуЗКх гудъЭцншуЙс Ъудъех жуецну ХцЭуЗКх ЗбъОубъЮц ЭуЕцСуЗПуЙх ЗббецЎ ЗбъЭцЪъб бЗу ЫунъС РубцЯу нуЮхжбх буех Яхдъ ЭунуЯхждх ИцбЗу буЭъЩт жубЗу дхШъЮт ИцбцУуЗдт жубЗу егЙт жубЗу КуЭуЯшхСт жубЗу ЯунъЭу бцРубцЯуЎ ЯугуЗ Гудшуех бЗуЯунъЭу буех

Здесь становится ясно, что воля – в значении свободы – является атрибутом сущности, а в значении творения и создания, атрибутом действия.