Вопрос о прибегании к помощи кого-то (тавассуль).

Мы убеждены в том, что вопрос о прибегании к помощи кого-то (тавассуль), похож на вопрос о заступничестве (шафаат). Это положение даёт разрешение людям, испытывающим какие-то материальные или моральные трудности, обратиться к святым друзьям Аллаха, дабы они по Его воле и распоряжению, попросили у Бога разрешения всех этих проблем. То есть, с одной стороны сами люди должны обратиться за помощью к Всевышнему Аллаху, а с другой стороны – это будут делать святые друзья Создателя. Священный Коран говорит о прибегании к помощи кого-то следующее: «И если они, поступив несправедливо по отношению к самим себе, пришли бы к тебе и попросили бы прощения у Аллаха, если бы и Посланник тоже попросил за них, то они убедились бы, что Аллах – Прощающий, Милосердный».[57]

В истории о братьях Пророка Йусуфа (Мир ему!), говорится следующее: «[Сыновья] ответили: “Отец наш! Обратись к [Аллаху], чтобы Он простил нам грехи. Воистину, мы заблуждались”. [Йакуб] сказал: “Я буду молить Господа моего, чтобы Он простил вас, ведь Он – Прощающий, Милосердный”».[58] Все эти аяты Преславного Корана свидетельствуют о том, что прибегание к помощи кого-то (тавассуль) имело место среди прежних поколений. Однако мы не должны переходить эту границу логического и дозволенного, и считать, что святые друзья Бога в состоянии совершать всё это самостоятельно и независимо от Аллаха, не нуждаясь в Его желании и воле, ибо всё это считается неверием и многобожием. Ни в коем случае нельзя, чтобы прибегание к помощи кого-то принимало вид поклонения этим святым друзьям Аллаха, потому что это тоже неверие и безбожие. Ведь те, к помощи кого мы прибегаем не в состоянии принести даже самим себе вред или же пользу если на это не будет воли и желания Всемогущего Аллаха. Священный Коран тоже говорит об этом так: «Скажи [Мухаммад]: “Не в моей власти принести себе пользу или вред, если только того не захочет Аллах. Если бы я ведал о сокровенном, то приумножил бы для себя [долю] в добре, а зло вовсе не коснулось бы меня. Ведь я – лишь увещеватель и вестник для тех, кто верует ”».[59] Обычно среди всех религиозных групп и течений Ислама всегда можно увидеть крайности в вопросе о прибегании к помощи кого-то, то есть, или существует чрезмерность и крайность в этом вопросе, или же наоборот — недооценка и недостаточно серьёзное отношение к нему. Необходимо направлять и наставлять людей на верный путь в этом вопросе.