VI. Различные вопросы

В первых главах этой книги мы осветили вопросы, касающиеся основ нашего вероубеждения. Однако кроме них имеются и другие особенности, также имеющие отношения к вероубеждению, которые мы поясним для Вас в этой главе.

Добро и зло разума.

Мы убеждены в том, что человеческий разум осознаёт большинство деяний, имеющих отношение к добру или злу, хорошему или плохому, и это происходит из-за помощи силы познания плохого и хорошего, которой Всевышний Аллах наградил человека. Именно поэтому, ещё до ниспослания Небесного закона, некоторые из вопросов при помощи разума были понятны человеку. Добро и зло, справедливость праведников и несправедливость злодеев. Хорошее очень многих атрибутов нравственности, таких как правдивость, честность, доблесть, терпение, выносливость и многие другие подобные им качества. Так же человеку были понятны и плохие качества характера, такие как ложь, обман, предательство, скупость и другое. Все эти вопросы наш разум прекрасно осознаёт. И всё же, из-за его ограниченности мы не в состоянии полностью охватить и осмыслить добро и зло каждого деяния, и поэтому Аллахом были ниспосланы Небесные книги и Божественные Пророки, дабы усовершенствовать наш разум, осветив те тёмные уголки, в которых разум был слаб. Если мы будем полностью отрицать его способность в независимости различия истины, то тогда исчезнут вопросы единобожия и познания Бога, пророческая миссия Пророков Аллаха (Мир им!) и Небесные религии, потому что существование Всевышнего и истинность призыва Пророков Бога невозможно постичь другим путём, кроме разума. Становится ясно, что пояснение мусульманского права, только лишь тогда можно принять и одобрить, когда эти две основы (то есть единобожие и пророчество), мы подтвердим доводами нашего разума. Утверждение этих двух тем, только лишь при опоре на доказательства мусульманского права — невозможно.