Временный брак.

Мы убеждены в том, что временный брак — дело разрешённое шариатом, и известное в мусульманском праве под названием мута’е.

Брак бывает двух видов. Постоянный брак, время которого неограниченно, и временный брак, время которого определяется с обоюдного согласия сторон, заключающих брачное соглашение. Такой брак в очень многих вопросах схож с постоянным. Например, в таких вопросах как мехрийе, (то есть сумма денег, назначаемая женихом невесте при бракосочетании), никто не должен препятствовать женщине при заключении брака; в предписании связанном с рождением ребёнка, который может появиться на свет в результате этого брака. Ребёнок, появившийся на свет, в результате такого брака, не имеет никакой разницы с ребёнком, родившимся в результате постоянного брака. Выжидание определённого срока, в течение которого, разведённой женщине воспрещается вступать в брак. Все эти положения для нас бесспорны и несомненны. Другими словами можно сказать, что временный брак – это ещё один вид брака, со всеми его особенностями. Конечно же, такой брак имеет свои определённые различия с постоянным браком. Например, при нём супруг не несёт расходов на содержание супруги. Кроме этого, при таком браке, супруги не наследуют друг другу, (но дети, появившиеся на свет в результате временного брака, считаются наследниками, как отца, так и матери). Предписания о временном браке взято нами из Священного Корана, который говорит нам следующее: «А за брак на установленный срок, вознаграждайте их [в случае развода] согласно установленному махру». [169]

Многие из великих учёных-толкователей Священного Корана и хадисов именно так и прокомментировали этот аят. В тафсире Табари приведено немало хадисов, посвящённых этому аяту и свидетельствующих о том, что вышеназванный аят имеет отношение к временному браку. Очень большая группа сподвижников Пророка Ислама (ДБАР), так же свидетельствовала об этом.[170]

В тафсире «Ад-дар-аль-Мансур» и «Сунан» Бейхаки, так же имеется немало хадисов на эту тему.[171] В «Сахих-е» Бухари, «Муснад-е» Ахмада, в «Сахих-е» Муслима также можно встретить немало хадисов о существовании временного брака при жизни Посланника Аллах (ДБАР), хотя конечно имеются хадисы и противоречащие этому.[172]

Некоторые из суннитских факихов (мусульманских правоведов) убеждены в том, что такой вид брака был при Посланнике Божьем (ДБАР), а затем был отменён. Другие же из этих учёных утверждают, что временный брак имел место до кончины Пророка Ислама (ДБАР) и был отменён Умаром ибн Хаттабом. Существует хадис от Умара ибн Хаттаба, гласящий следующее: «Два вида брака мута’е были при Пророке, и я запрещаю их. Это временный брак и брак во время хаджа».[173] Нет никакого сомнения в том, что среди передатчиков хадисов среди суннитских учёных, на счёт повелений Ислама, имеющих отношения к временному браку, имеются противоположные точки зрения. Впрочем, точно также противоречия среди них присутствуют и по многим другим предписаниям Ислама. Некоторые из этих учёных убеждены в том, что этот вид брака, был отменён при жизни Пророка Ислама (ДБАР), следующие уверены, что это произошло во время правления Умара ибн Хаттаба, и лишь небольшая группа учёных вообще отрицает это. Такие же разногласия среди них существуют и в других вопросах мусульманского права. Однако учёные-факихи шиитов, имеют единое мнение о дозволенности, с точки зрения шариата, разрешения на временный брак. Эти учёные, последователи Пророка Ислама (ДБАР) и непорочным имамов рода пророческого (ДБМ) говорят, что этот вид брака не был отменён при жизни дорогого Посланника Аллаха (ДБАР), и поэтому отмена его после кончины его светлости неверна и недействительна. В любом случае мы убеждены в том, что если временный брак будет умело использоваться, или если им не будут злоупотреблять, то он в состоянии соответствовать некоторым потребностям нашего общества. Например, в отношении молодёжи, которая не в состоянии заключить постоянный брак, или же тех людей, которые по причине работы, торговли, обучения, или по какой-то иной причине длительное время находятся вдали от дома.

Борьба с видом временного брака – это путь для широкого распространения среди этих групп людей распутства и разврата. Особенно это присуще нашему времени, когда с одной стороны, по некоторым различным причинам увеличился возраст людей, вступающих в постоянный брак, а с другой стороны возникло очень много причин, способствующих возбуждению низменных чувств и страстей. Если будет закрыта дорога для совершения временного брака, то с уверенностью можно сказать, что откроется путь для разврата и распутства. Ещё один раз хотим сделать акцент на то, что мы категорически и решительно выступаем против того, чтобы этим повелениям Ислама злоупотребляли сладострастные люди, или же женщины лёгкого поведения. Однако неверное использование этого закона Ислама некоторыми недобросовестными людьми не должно быть причиной для препятствия самому закону. Именно здесь мы должны воспрепятствовать злоупотреблениям и неверным использованием данного предписания Ислама.