Ветви монотеизма.

Мы убеждены в том, что Единобожие имеет множество различных ветвей. Наиболее важные из всех них — четыре ветви монотеизма.

А) Единобожие Божественной сущности, то есть Чистейшая Сущность Аллаха – единственна, и не имеет никого и ничего подобного себе.

Б) Единобожие атрибутов Бога, то есть атрибуты знания, силы, могущества, вечности, и т. д. Все они собраны в Сущности Создателя и являются частью этой сути. То есть, всё это не подобно другим созданиям, где все их качества разделены друг от друга, а также отделены от сущности этих сотворённых созданий. Конечно же тождественность Сущности Аллаха с Его атрибутами, нуждается во внимании, в смышлености и догадливости ума.

В) Единобожие деяний – то есть любое действие, движение, каждое воздействие, которое имеется в этом мире – всё это проистекает по Божьей воле и Его желанию: «Аллах – Творец всего сущего, Он – Покровитель всему».[18] В другой суре Преславного Корана говорится: «Ему принадлежат ключи небес и земли. Он увеличивает или уменьшает удел, кому пожелает. Воистину, Он ведает обо всём сущем».[19]

Да, никто в этом мире не оказывает воздействия, кроме Пречистой Сущности Аллаха. Однако это не означает, что мы принуждены совершать свои деяния. Нет, мы свободны в принятии решений и выборе действий: «Воистину, Мы наставили его на путь [истины], будь он благодарным или неблагодарным».[20] Или ещё говорит нам так: «Человеку уготовано только лишь то, что он [заслужил своим] усердием».[21] Эти аяты Преславного Корана чётко объясняют нам, что человек обладает свободой воли и правом выбора, но так, как эту свободу и право, а также силу для выполнения дел, нам дал Всевышний Аллах, то наши деяния имеют отношение к Нему, и поэтому мы несём ответственность за все свои действия. Да, Бог пожелал, чтобы мы выполняли свободно все свои деяния, дабы таким путём испытать нас и повести по дороге усовершенствования. Ведь только обладая свободой воли можно идти по пути поклонения Всевышнему, и только тогда, совершенствование человека приобретает своё подлинное лицо. Так как совершение дел по принуждению, помимо собственной воли и желанию, не может быть доказательством собственной воли и желания, не может быть доказательством хорошего или же плохого в человеке. Не обладай мы свободой воли и правом выбора, то тогда была бы бессмысленна пророческая деятельность и ниспослание Священных Небесных Писаний, религиозные обязанности, обучение и воспитание, а так же Небесное вознаграждение или кара. Это как раз и есть то, чему мы научились у непорочных имамов дома пророческого (Мир им!). Наши имамы говорили нам, что не существует ни полного принуждения, ни полного предоставления (свободы). Эта свобода занимает промежуточную позицию между этими двумя положениями.[22]

Г) Единобожие поклонения, то есть наше поклонение предназначено только лишь Всемогущему Аллаху. Никто другой, кроме Пречистой Сущности Бога, не может быть объектом нашего поклонения. Это считается наиболее важной и главной ветвью единобожия, среди других его ветвей. Все Божественные пророки в своей деятельности более всего делали упор именно на Единобожие поклонения. Священный Коран говорит нам следующее: «Им было вверено лишь одно – поклоняться Аллаху, в искренней вере и будучи ханифами, совершать обязательную молитву, раздавать закат. Это и есть истинная вера».[23] Для того, чтобы следовать по ступеням усовершенствования нравственности, познания Аллаха, необходимо углублять своё единобожие и наконец оно достигнет такого положения, когда сердце человека будет привязано только лишь к Создателю миров. Человек будет просить лишь у Аллаха, думать только лишь о Нём. Ничто не сможет отвлечь человека от Бога. Как сказано «Каждая вещь, которая привлечёт тебя так, что этим отдалит от Всевышнего — идол». Мы так же убеждены в том, что Единобожие не ограничивается только лишь этими четырьмя выше перечисленными положениями. Существует также единобожие владения, обладания, то есть каждая вещь принадлежит Богу: «Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле».[24] Помимо этого имеется единобожие власти и господства, то есть законодателем является только лишь Единый Аллах, Милостивый и Милосердный: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллаха – они и есть неверные».[25]