Религия или религии

Религиоведы и историки религии обычно употребляют слово «религия» во множественном числе. Они говорят: религия Авраама (Ибрахима), иудейская религия, религия Христа и исламская религия. Они рассматривают каждого пророка, принесшего свои религиозные законы – шариат – в качестве основателя особой религии. То же наблюдается и в повседневном словоупотреблении.

Но в Коране используется другое выражение и говорится об этом по-другому, что вытекает из особого коранического мировоззрения. Согласно Корану, Божественная религия от Адама до Хатама – одна. Все пророки – как имевшие свой шариат, так и не имевшие его – призывают к одной религии. Едины были и принципы веры пророков, именуемые религией. Разница небесных законов (шариатов) сводится к второстепенным вопросам, которые возникали в связи с потребностями эпохи и особенностями среды обитания и бытия народов, к которым был обращен призыв пророков. Это были различные формы одной истины с одной целью. Разница могла быть и в уровне учения, ибо пророки более поздних этапов развития человечества внушали пастве положения более высокого уровня. Так, существует колоссальная разница в уровне трактовки вопросов о начале мира, загробном мире и т.д. в исламе и у предшествовавших пророков. Человечество выступало в роли ученика у пророков, переходя из класса в класс. Но это только эволюционное развитие религии, а не разница между религиями.

Нигде в Коране не используется слово «религия» во множественном числе. С точки зрения Корана, существовала и существует только одна религия. Одно из отличий пророков от гениев и великих философов как раз и заключается в том, что у каждого философа была своя школа и в мире существовали философские школы, а не одна философия. С другой стороны, Божественные пророки всегда подтверждали слова друг друга, а не отрицали их. Если бы любой из пророков очутился в среде и во времени другого пророка, он дал бы народу тот же закон и те же наставления, что и тот пророк.

Коран разъясняет, что пророки составляют единую последовательность, где предыдущие пророки предвещали приход будущих пророков, а последователи подтверждали сказанное предшественниками. Коран также говорит, что со всеми пророками был заключен строгий договор о том, что они будут предвестниками последователей и будут одобрять предшественников: «Помните, как Аллах взял с пророков завет (и сказал): «Вот то, что Я дарую вам из Писания и мудрости. Потом к вам явится посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы непременно должны уверовать в него и помогать ему». Сказал Аллах: «Согласны ли вы и принимаете ли вы при этом условии то, что я на вас налагаю?» Они ответили: «Согласны». Сказал Он: «Засвидетельствуйте, и Я буду свидетелем вместе с вами»» (сура «Али ‘Имран» (Семейство Имрана) — 3:81).

Священный Коран, представляя божественную религию в качестве единого движения от Адама до последнего пророка, дает ей одно имя – ислам. Конечно, речь не о том, что во все эпохи эта религия именно так и именовалась и была известна среди людей, а о том, что религиозная истина имеет сущность, лучше всего передающуюся словом «ислам».

«Воистину, вера Аллаха – ислам» (сура «Али ‘Имран» (Семейство Имрана) — 3:19).

В другом айате говорится:

«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом, предавшимся Аллаху, и не был многобожником» (сура «Али ‘Имран» (Семейство Имрана) — 3:67).

Окончание череды пророческих миссий

Мы уже говорили, что пророки, несмотря на второстепенные различия между собой, несли одно послание и относились к одной религиозной школе. Это учение преподносилось людям постепенно по мере развития способности общества принять его. В конце концов, оно было передано полностью, на чем и закончилась череда пророчеств. В самом полном виде это учение было передано Мухаммадом (да приветствует Аллах его и его род!), а последней книгой Священного писания стал Коран. В самом Коране говорится:

«Исполнилось слово Господа твоего истинное и справедливое! Никто не отменит слов Его» (сура Скот, 115).

А теперь посмотрим, почему в прошлом пророчества повторялись, и пророки приходили друг за другом, хотя и не у всех у них был свой закон и шариат, и приходили они в основном для исполнения шариата других пророков. Почему после Последнего из пророков этот процесс прекратился? Почему больше не пришел не только пророк со своим шариатом, но и просто пророк-глашатай истины? Почему? Здесь нам нужно кратко рассмотреть причины повторения пророческих миссий.