Направление, указываемое Пророком

Так как последнее Божественное чудо является книгой, то есть носит характер речи, знания и культуры, это чудо вечно. С течением времени его чудесные стороны становятся все более явными. Сегодня людям нашего времени стали известны такие замечательные стороны Корана, которые вчера еще были неизвестны и даже не могли быть известны. Мыслители лучше понимают чудо Писания, чем простой народ. Собственно, последнее чудо потому и было дано в виде книги, чтобы иметь эти преимущества, отвечающие самой последней эпохе жизни человечества. Однако…

Не потому ли чудо было дано в виде книги, чтобы направить внимание людей от сокровенного (гайб) к зримому (шахадат), от иррационального к рациональному и логичному, от сверхъестественного к естественному? Не старается ли Мухаммад (да приветствует Аллах его и его род!) отвлечь любопытство людей от необычных и сверхъестественных событий и деяний, чтобы обратить их взоры к науке, знанию, логике, природе, обществу и этике, то есть от чудесного и необычного к реальному и истинному?

Не думаю, что эта гипотеза верна. Ведь если согласиться с этим утверждением, нам придется признать, что все пророки призывали к сокровенному, тогда как Мухаммад (да приветствует Аллах его и его род!) призывает к зримому. Но тогда почему сотни айатов Корана посвящены именно чудесному и необычному?

Несомненно, одним из основных преимуществ Корана является то, что он призывает изучать мир природы в качестве свидетельствования Божественного знамения. Но призыв к изучению природы не означает отвлечения разума от всего неестественного. Наоборот, призыв к изучению природы в качестве знамений и свидетельств позволяет перейти от естественного к сверхъестественному. С точки зрения Корана, путь к сокровенному лежит через засвидетельствованное, к сверхъестественному – через естественное, а к рациональному – через почувствованное.

Значение дела Пророка ислама состоит в том, что он не только призывает к изучению природы, истории и общества и заставляет принять силу разума и логики тех, кто был готов подчиниться только сверхъестественному, но и мысль тех, кто говорит только о разуме и логике и согласен подчиниться только естественному и ощутимому, он знакомит с более высокой логикой.

Основное преимущество мира, который показывают религии в целом и ислам в частности, перед миром, представленным человеческими науками и философскими школами, состоит в том, что, как говорил Уильям Джеймс, в строении религиозного мира имеются не только материальные элементы и в нем правят законы, многие из которых неведомы человеку.

Коран не пытается сделать так, чтобы внимание к природе и данному в ощущениях миру полностью поглотило собой мысль о сверхъестественном и о том, что не поддается ощущению. Значение Корана состоит в том, что он не только обращает внимание человека на природу (в Коране это передается словом «шахадат»), но в то же время ставит сокровенное во главу своего призыва: «Это Писание, в (Божественном ниспослании) которого нет сомнения, — руководство для богобоязненных, тех, которые веруют в сокровенное…» (сура «Аль-Бакара» (Корова) — 2:1-3).

Как может Коран пытаться отвлечь внимание людей от того, к чему относится сам, то есть от Божественных чудес, приводя на эту тему более 100 айатов?

Я не понимаю значения этой фразы: «Книга – это единственное чудо, вера в которое не ограничивается исключительно людьми, верящими в сокровенное».

Но что за вера имеется в виду? Вера в то, что есть книга, имеющая замечательное содержание, или вера в то, что это чудо? Вера в чудесную сущность чего-либо в качестве Божественного знамения – это вера в сокровенное. Возможно ли, чтобы человек в одно и то же время верил и не верил в сокровенное?

Другое высказывание: «Чудо, сотворенное Мухаммадом, не относится к сверхчеловеческим делам, хотя и является делом нечеловеческим».

Значение этой фразы также мне непонятно. Можно истолковать ее двояко.

Во-первых, можно понять из нее то, что чудо Мухаммада (Коран), будучи Откровением, а не речью самого Пророка, является сверхчеловеческим явлением. Однако хотя это речь Бога, а не человека, она может считаться делом, свойственным человеку, и стоит с другими человеческими делами в одном ряду.

Сомнительно, чтобы имелось в виду именно это, ибо в таком случае у Корана не будет никаких преимуществ перед другими Божественными книгами. Все те книги, возникнув в результате Откровения, являются нечеловеческим делом, но, не неся в себе чуда, они не относятся к сверхчеловеческому. Ведь есть так называемые «святые хадисы», которые представляют собой непосредственное слово Бога, переданное в откровении, но не являются чудом и чем-то сверхчеловеческим.

Преимущество Корана перед другими небесными книгами и «святыми хадисами» заключается в том, что он представляет собой нечеловеческое дело (то есть Откровение) и воплощает в себе чудо и сверхчеловеческую силу. Поэтому сам Коран говорит:

«Скажи: «Если бы объединили усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это им бы не удалось, если бы даже они и помогали друг другу» (сура «Аль-Исра’» (Ночной перенос) – 17:88).

Второе толкование этого высказывание состоит в том, что чудо, совершенное Мухаммадом, в отличие от чудес других пророков (превращение трости в змею и оживление из мертвых), сам тип деяний которых не носил человеческого характера, носит именно человеческий характер. Ведь оно относится к сфере речи, знания и культуры. Но при этом представляет собой нечеловеческое дело, так как совершение его требует сверхчеловеческих возможностей. Оно берет свое начало в сокровенном, сверхъестественном. Если значение приведенной фразы именно в этом (что и должно быть), то это и есть признание сокровенного и чудесного. Тогда почему же с самого начала следует относиться к чудесам как к иррациональным суевериям? Разве не лучше сначала отделить чудеса от суеверий, чтобы несведущие люди не истолковали эти вопросы так, как нам бы не хотелось? И вообще, почему нам следует менять известное высказывание о том, что книга Пророка ислама – это чудо, и говорить: «Чудо Пророка – книга»? Ведь последнее изречение может быть неверно истолковано.

Тот же уважаемый автор в издании студентов филологического факультета Тегеранского университета «Фалак» опубликовал статью под заглавием «Коран и компьютер». В этой статье его взгляды на чудо претерпевают необходимые изменения и появляются свидетельства постепенной эволюции его мысли.

В статье предлагается перевести Коран в компьютерную форму и использовать этот величайший символ человеческой цивилизации для раскрытия содержащихся в нем тайн. Это интересное и своевременное предложение. В статье говорится о работе, проделанной рядом египетских ученых, о разработках иранских инженеров в этой области. Затем в главе под названием «Как доказать чудо Корана?» автор приводит интересные рассуждения и ссылается на недавно вышедшую в свет книгу «Путь развития Корана». Он положительно отзывается об открытии составителя этой книги, который доказал, что длина айатов и увеличение слов, переданных в Откровении Пророку ислама в течение 23 лет, выражается очень точным и удивительно упорядоченным графиком. Автор статьи от себя добавляет:

«Есть ли в мире такой писатель, по длине фраз которого можно было бы определить год произнесения каждой фразы? Особенно, если речь идет не о письменном научном или художественном тексте, который автор пишет в течение определенного времени, не отрываясь от письменного стола, а об устной речи, которая произносится в течение 23 лет насыщенной жизни одним человеком. Это не книга, которую автор создает на одну определенную тему, а речь о различных вопросах, которые раскрываются постепенно по мере необходимости их сообщения обществу и в ответ на вопросы, события или проблемы, возникающие в течение длительной борьбы; речь, произнесенная вождем, а затем собранная и упорядоченная».[14]