Общее наставление

Вера в Божественное откровение и миссию пророков вытекает из особого типа видения мира и человека в нем, которое можно назвать «принципом общего наставления», присутствующего во всем Бытии. Принцип общего наставления является неотъемлемой частью и непременным условием исламского монотеистического мировоззрения. Именно поэтому необходимым условием этого мировоззрения является и принцип пророческой миссии. Будучи сущностно необходимым, необходимым со всех сторон, щедрейшим, проявляющим милость к каждому виду существ в той степени, в какой это возможно и достойно каждого вида существ, направляет свои создания на пути достижения их ими совершенства. Этот принцип направления относится ко всем существам: от мельчайших частиц до самых крупных звезд, от самых ничтожных неодушевленных вещей до самого высшего и возвышенногоиз одушевленных существ, известных нам, то есть человека. Именно поэтому Коран использует слово «Откровение» не только в значении направления человека, но и в смысле направления и наставления неживых существ, растений и животных.

В этом мире нет ни одного неизменного или одинакового существа. Каждое из них постоянно перемещается с места на место, со ступени на ступень, направляясь к своей цели.

С другой стороны, все свидетельствует о том, что в каждом существе имеется определенная тяга к той цели, к которой оно движется. Иными словами, существа увлекаются к их цели посредством загадочной внутренней силы. Это та же сила, которая и называется «Божественным направлением». Священный Коран приводит такие слова Моисея, сказанные в свое время фараону:

«Наш Господь тот, кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь» (сура «Та-Ха» — 20:50)[1]

Наш мир целенаправлен, то есть в земных существах имеется тяга к достижению совершенства. Эта ее направленность и составляет Божественное направление.

В Священном Коране неоднократно используется понятие «Откровение». То, как и где используется это слово, показывает, что Коран не применяет его только к человеку, а напротив, полагает его применимым ко всем вещам и живым существам. Именно в этом плане следует рассматривать использование этого понятия в отношении пчел. Однако степень Откровения и наставления различается в зависимости от развития конкретных существ.

Самая высокая степень Откровения относится к ряду пророков. Его появление исходит из потребности человечества в Божественном наставлении, которое, с одной стороны, направляет человека к цели, лежащей вне пределов чувственно-материального мира и волей-неволей играет роль перехода человечества, а с другой – отвечает потребности человека в Божественной основе закона, который является непременным атрибутом общественной жизни. Ранее мы, говоря о религии и идеологии, раскрыли вопрос о потребности человека в этой идеологии, ведущей к совершенству, и о его неспособности самостоятельно выработать ее.

Пророки напоминают радиоприемник, который вмонтирован в организм человечества. Пророки – это избранные лица, которые компетентны получать такое знание из сокрытого мира. Только Господь может определить чью-либо компетентность в этом вопросе. Как говорит Священный Коран:

«Аллах лучше знает, кому вверить призвание посланника» (сура «Аль-Ан‘ам» (Скот) — 6:124).

Хотя явление Откровения не лежит непосредственно в области чувств и опыта людей, эту силу, как и многие другие действующие в мире силы можно осознать по ее следствиям. Божественное Откровение оказывает удивительное, огромное воздействие на носителя Откровения, то есть Пророка. Оно воистину делает его Ниспосланным (на великую миссию). Иными словами, оно пробуждает его внутренние силы и как бы осуществляет глубокую и великую революцию в его естестве, которая направлена на благо, духовный рост и благополучие человечества, причем действует она на основе реальностей. Кроме того, она придает Пророку особую категоричность и бескомпромиссность. В истории невозможно найти примеры такой же решительности, которую демонстрируют пророки и люди, пробужденные ими.