Лексика Корана

Стиль Корана – это не проза, но и не поэзия. Он не является поэзией, ибо не имеет размера и рифмы. Кроме того, в поэзии обычно присутствует некий вымысел, именуемый поэтической фантазией. Сила стиха в гиперболе, которая сама по себе представляет некоторую ложь. Но в Коране отсутствуют поэтические фантазии и поэтические тропы. В то же время нельзя сказать, что Коран создан обычной прозой, ибо в нем прослеживается определенная гармония строя и ритмичность, которая никогда не присутствовала в прозе. Мусульмане всегда декламируют айаты Корана в особом ритме, присущем только Корану.

В религиозных установлениях нам предписывается читать Коран с красивой мелодией. Пречистые имамы иногда читали Коран у себя дома настолько мелодично, что люди останавливались, чтобы послушать их. Никакая проза не ложится на музыкальный ритм так, как Коран. Причем речь идет об особой музыке духовных миров, а не развратных увеселений. После изобретения радио ничто из духовной речи не смогло сравниться с Кораном по красоте и возможности быть положенным на духовную музыку. Кроме исламских стран, неисламские страны также передают в своих радиопрограммах чтение Корана из-за его красоты и благозвучности. Интересно и то, что эстетическая ценность Корана признавалась во все эпохи и везде. Ведь многие образцы красивой речи относятся к одной эпохе, но не совпадают со вкусами другого времени. Либо приходятся по вкусу одному народу с его особой культурой. Но признание красоты Корана доступно во все времена, всем народам и культурам.

Все, кто познакомился с языком Корана, признают, что он соответствует их эстетическому вкусу. Проходит время и различные народы знакомятся с Кораном, все более очаровываясь его красотой. Иудеи, ревностные христиане и последователи ряда других религий на протяжении четырнадцати веков существования ислама неоднократно предпринимали попытки ослабить позиции Корана. Они заявляли о его искаженности, пытались посеять сомнения в некоторых коранических повествованиях, а иногда прибегали к другим нападкам на Коран. Но они никогда не могли даже с помощью своих талантливых поэтов ответить на вызов Корана и создать хотя бы одну маленькую суру, подобную суре Корана, и показать ее миру.

Кроме того, в истории ислама были люди, которых обозначали терминами «безбожники» и «еретики», причем некоторые из них обладали выдающимися способностями. Эти люди самыми разными способами выступали против религии в целом и против Корана, в частности. Некоторые из них почитаются в арабской филологии как «короли слова». Они иногда пытались вступить в схватку с Кораном, но результатом этих попыток стало только то, что они доказали свою ничтожность перед величием Корана. Из истории мы знаем о таких арабских поэтах, как Ибн Раванди, Абу-ль-А‘ля Ма‘арри и Абу-т-тайиб Мутанабби. Эти люди пытались представить Коран в качестве творения рук человеческих.

Многие пытались представить себя пророками, произнося речи, которые, по их мнению, были похожи на Коран. Эти люди утверждали, что эти речи, как и Коран, передаются от Бога. Среди таких лжепророков стоит отметить Талха, Муссайлама и Саджжах. Но и они добились только того, что продемонстрировали всем свою ничтожность и величие Корана.

Интересно и то, что язык самого Пророка, через которого передавался Коран, отличался от коранического языка. До нас дошло много изречений Пророка в виде проповеди, молитвы, афоризмов и хадисов, которые отмечены печатью замечательного красноречия, но несравнимы с Кораном. Уже это говорит о том, что Коран и интеллектуальные изречения Пророка имели различные источники.

Али (мир с ним!) был знаком с Кораном приблизительно с десятилетнего возраста. То есть, Али было именно столько лет, когда на Пророка ислама снизошли первые айаты Корана. Али подобно жаждущему, дошедшему до источника чистой холодной воды, припал к Корану, изучил его и до последних дней жизни пророка возглавлял группу писцов Откровения. Али знал Коран наизусть, то есть был Хафизом. Он постоянно декламировал его. Когда он ночью молился, его сердце согревали айаты из Корана. Если бы стилю Корана можно было подражать, Али со своими выдающимися способностями в красноречии и ораторском искусстве, которое стоит на втором месте только после Корана, должен был под воздействие стиля Корана создать ему подражание. Его проповеди должны были невольно принять форму коранических айатов. Но стиль Корана совершенно отличается от стиля Али.

Когда Али в своих красноречивых проповедях приводил айаты из Корана, было хорошо заметно их отличие от стиля проповеди Али. Айаты были похожи на звезды, которые светились намного ярче других звезд на небосклоне.

В Коране мы не найдем тех тем и приемов, которые обычно используются в литературно-поэтическом творчестве людей (как то оды, восхваления, сатирические инвективы, элегии, газели и описания красот природы). В Коране ничего об этом не говорится. Все темы, поднимаемые в Коране, носят духовный характер: единобожие, загробный мир, миссия пророков, этика, установления, проповеди и повествования. В то же время все это исполнено большого изящества и красоты.

Геометрия слов в Коране не имеет себе равных. Никто не сумел, не только переставить слова в Коране, не нарушив их красоты, но и создать подобные им. В этом плане Коран напоминает великолепное здание, которое никто не может, ни передвинуть, изменить и улучшить, ни построить здание, подобное ему или лучше его. Стиль Корана не имеет предшественников и последователей: ни до, ни после никому не удалось использовать такой стиль речи. Хотя Коран и бросал вызов неверующим, никто не сумел вступить в соревнование с Кораном и подражать ему.

Исключительность Корана и брошенный им вызов так и остались навсегда без ответа. И теперь все набожные мусульмане предлагают жителям планеты участвовать в этом соревновании. Если кто-то сумеет создать нечто подобное Корану, тогда мусульмане отрекутся от своей веры. Но мусульмане твердо уверены, что совершить такое невозможно.