Смыслы Корана

Чудо Корана с точки зрения его смыслов нуждается в более подробной беседе, как минимум, в целой книге. Но можно все-таки хотя бы в краткой форме изложить основные положения этого вопроса. Прежде всего, мы должны понять, каким типом книги является Коран? Философская ли это книга? Научная или литературная? Может быть, историческая? Либо это просто произведение искусства?

В ответ на эти вопросы следует сказать, что ни одно из указанных предположений не является истинным. Ведь и Пророк ислама, и все пророки, представляют собой особый тип людей: они не относятся к философам, ученым, литераторам, историкам, деятелям искусства и ремесленникам, но обладают всеми преимуществами этих групп людей плюс чем-то еще. Так и Коран, будучи небесной книгой, не являет в чистом виде философию, науку, историю, литературу и произведение искусства. В то же время в нем найдутся преимущества всех этих наук плюс другие замечательные особенности.

Коран – это книга, направляющая человечество. Это книга для человека, но такого человека, которого создал его Бог и для объяснения которого самому человеку приходили пророки, указывая ему путь к счастью. Так как это книга человека, то это и книга Бога, ибо человек – это то самое существо, сотворение которого качалось до возникновения этого мира и продолжится и после конца света. С точки зрения Корана, человек – это дуновение Божественного духа. Человек неизбежно вернется к Богу. Поэтому познание Бога и человека неотделимы друг от друга. С другой стороны, человек познает свою истинную реальность только в связи с познанием Бога.

В учении пророков, которое в наиболее полной форме выражено Кораном, человек в значительной мере отличается от человека, который познается нами посредством науки, причем отличается он тем, что трактуется значительно более широко. Человек, познаваемый с помощью науки, располагается между двумя конечными точками одного отрезка, то есть между рождением и смертью. Все что находится до этого отрезка или после него окутано тьмой и неясно с точки зрения человеческой науки. Но у человека Корана таких ограничений нет. Он пришел из другого мира, должен совершенствовать себя в школе этого мира, а будущее его в том мире зависит от того, как он вел себя в этом мире, насколько был старателен или ленив в школе земного бытия. Человек, расположенный между рождением и смертью и известный нам, представляется значительно более поверхностным, чем человек, которого представляют нам пророки.

Человек Корана должен знать ответы на следующие вопросы:

Откуда он пришел?

Куда он идет?

Где он находится?

Каким он должен быть?

Что он должен сделать?

Когда человек Корана на практике правильно ответит на эти пять вопросов, ему будет обеспечено настоящее счастье в этом мире, где он находится, и в том мире, в который он отправится потом.

Для того чтобы этот человек понял, откуда он пришел и из какого источника произошел, он должен познать своего Бога, для чего, в свою очередь, ему необходимо изучать мир и человека в качестве пространственных и одушевленных знамений (айатов), углубившись в рассмотрение Бытия и мироздания.

Чтобы понять, куда он идет, человек должен размышлять о том, что Коран называет «возвращением к Богу», то есть о загробном мире и Страшном суде, об ужасе этого дня и о вечных благах, о тяжких и подчас вечных мучениях и о тех этапах и ступенях, которые ему предстоит преодолеть. Он должен узнать это и поверить в это. Он должен рассматривать Бога не только как начало бытия, но и как конец, и то, к чему возвращаются все сотворенные Богом существа.

Чтобы понять, где он находится, человек должен понять систему и традиции мира, должен осознать место и положение человека среди других существ и найти среди них себе место.

Чтобы узнать, каким он должен быть, человек должен узнать человеческие характеры и сформировать свой характер на основе этого знания.

Чтобы узнать, что он должен сделать, человек обязан подчиниться целому ряду правил и установлений индивидуального и общественного характера.

Кроме всего перечисленного выше, человек Корана должен поверить в целый ряд неощутимых и невидимых существ (которые в Коране обозначаются словом «гайб») в качестве символов и каналов Божественной воли в мироздании. Он также должен знать, что Всевышний никогда не оставлял в неведении человечество, нуждающееся в небесном наставлении, а потому целый ряд избранных личностей, то есть пророков, получили эту миссию от Бога и доносили до людей Божественное послание.

Человек Корана смотрит на природу в качестве «знамения», а на историю в качестве настоящей лаборатории, в которой доказывается истинность учения пророков.

Да, таков человек Корана. Именно эти, а также ряд других проблем, поднимаются для человека в Коране.