Характерные особенности ислама

Ислам – это название божественной религии, которая единственна, и все пророки были ниспосылаемы во имя этой религии и призывали именно к ней. Полная и законченная версия Божественной религии была дана людям посредством последнего из пророков Мухаммадом (да приветствует Аллах его и его род!). На нем закончилась череда пророчеств. В наше время эта религия и известна под названием «ислам».

Исламское учение, переданное через последнего из пророков, будучи самой полной и всеобъемлющей версией Божественной религии, предназначенной быть путеводной звездой для людей на вечные времена, обладает рядом отличий и особенностей, которые соответствуют именно этому завершающему этапу. Все эти особенности в совокупности не могли иметь места в предыдущие эпохи, когда человечество еще не успело выйти из своего детства. Каждая из этих, особенностей представляет собой критерий для познания ислама. С помощью этих критериев, каждый из которых представляет собой один из принципов исламского учения, можно создать хотя и не самый отчетливый, но все-таки образ ислама, а кроме того, можно определить, относится некое конкретное учение именно к исламу или нет.

Мы не утверждаем, что сможем здесь собрать все критерии. Тем не менее, попытаемся по мере возможностей создать их общую картину.

Как мы знаем, любая религиозная, идеологическая и философская школа, которая предлагает некий план спасения, человечества и обеспечения его совершенства и счастья, предлагает также и ряд ценностей, а также утверждает, что должно, а что не должно; что желательно, а что не желательно. Она говорит, каким человеку следует быть, каким стать, что следует сделать и как, какое направление следует избрать, в какую сторону следует идти и какую цель преследовать. Например, следует жить свободно и достойно, нужно быть смелым и бесстрашным, нужно идти по своему пути постоянно и последовательно, нужно достигнуть совершенства, нужно создать свое общество на основе справедливости, следует стремиться к приближению к Истине. Но критерии должного и недолжного основаны на особой философии, которая и оправдывает эти установления. Иными словами, когда некоторая религия предлагает свои установления и заповеди, она волей-неволей опирается на определенный вид философии и мировоззрения относительно бытия, мира, общества и человека: если таково бытие и таков человек, то и поступать следует так-то и так-то.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, подходов и объяснений мира, общества и человека. В нем отражаются такие вопросы: каков мир, какие в нем законы, как он развивается, какие цели преследует или не преследует, есть ли у него начало и источник, есть ли у него конечная точка; а также: какова сущность и природа человека, то есть создан ли он с особой изначальной сущностью или нет, свободен ли он или скован в своих действиях, является ли он избранной в природе реальностью (как говорит Коран) или является случайным явлением; подчиняется ли общество каким-либо законам, кроме тех, которым подчиняются отдельные люди, какие законы управляют обществом и историей и т.д.

Идеология основана на мировоззрении. Иными словами, когда говорят, что следует быть таким, жить так, идти по такому пути и что-то определенное делать, это проистекает из того, что таковы мир, общество и человек. Ответ на вопрос «почему» в каждой идеологии следует искать в мировоззрении, на котором основана данная идеология.

Можно сказать, что идеология – это практическая мудрость, а мировоззрение – теоретическая. Каждый особый вид практической мудрости основан на особом виде теоретической мудрости. Так, практическая мудрость Сократа была создана на фундаменте особого взгляда на мир (теоретической мудрости) этого философа. Такова же связь между практической и теоретической мудростью Эпикура. То же мы наблюдаем и у других философов.

Так почему же различаются идеологии? Потому что различаются мировоззрения. Идеология – это функция от мировоззрения.

С другой стороны, почему существуют различия в мировоззрении, которое можно назвать также «мироведением»? Почему одна мыслительная школа видит мир так, а другая иначе? Почему они по-разному его знают?

Ответить на этот вопрос не так легко. Некоторые, столкнувшись с этой проблемой, тут же начинают говорить о социальной основе и классовом положении. Они утверждают, что классовое положение определяет особые взгляды каждого, то есть как бы надевает ему на глаза особые очки, через которые человек смотрит на мир. Связь человека с обществом и с тем, что производится и распределяется в этом обществе, устанавливаемая в результате его собственного богатства или обездоленности, создает в его душе и в нервной системе особую реакцию и особым образом формирует его внутреннее состояние, которое в свою очередь влияет на его сознание, мысли и суждения относительно различных вещей. Как сказал Мовлави:

Если ты повернешься и повернешь голову,

То твой взгляд повернувшимся увидит дом.

А если поплывешь на корабле вдоль берега,

То тебе покажется, что бежит не корабль, а берег….

Согласно этому взгляду, никто не может считать свои взгляды истинными, а взгляды другого – ложными. Ведь в рамках этой теории мировоззрение представляется относительным, продуктом особой связи каждого человека с природной и социальной средой. Для каждого верно то, что он сам видит.

Но все не так просто. Нет сомнения в том, что человеческая мысль в значительной степени находится под воздействием среды, но нельзя отрицать и того, что у человека есть отдельный свободный фундамент мысли, который может сохранить свою независимость от любого воздействия (на языке ислама он называется «сущность», или «фитра»).

Мы рассмотрим этот вопрос отдельно.

Предположим, человек лишится своей изначальной сущности и независимости в суждениях, то есть своего реализма. Но не спешите на этом этапе (этапе мировоззрения и мироведения) осуждать человека.

Современным философам и ученым, которые специально изучают эти вопросы, однозначно ясно, что истоки различий в мировоззрении следует искать в процессе познания, в теории познания – гносеологии. Философы стали уделять самое пристальное внимание теории познания. Некоторые из них даже заявили, что философия – это не наука о мире, а наука о познании. Мировоззрения бывают разными потому, что имеются разные теории о самом познании. Кто-то говорит, что мир следует познавать с помощью ума, кто-то утверждает, что с помощью чувств, а кто-то настаивает на очищении духа, вдохновении и озарении. Так же по-разному представляются и этапы познания. Некоторые считают, что применение ума ограничено, другие полагают, что таких ограничений нет. Каковы источники познания? Каковы его критерии? Все эти вопросы встают перед философами.

Итак, идеология каждой мыслительной школы основана на ее мировоззрении, которое в свою очередь базируется на ее теории знания и познания. Прогрессивность каждой идеологии зависит от прогрессивности ее мировоззрения, а прогрессивность мировоззрения зависит от прогрессивности его гносеологии. По сути дела, практическая мудрость каждого учения зависит от ее теоретической мудрости, которая в свою очередь определяется логикой учения. Таким образом, каждое учение должно в первую очередь определить свою логику.

Хотя ислам и не является философской школой и не говорит с человеком на языке философии и философов, у него есть особый язык, которым пользуются все слои общества в меру своего понимания и способностей. Тем не менее, ислам поднял все эти проблемы в рамках рассматриваемых им тем, что, конечно, повергает человека в изумление, причем сделал он это так, что можно представить его идеологию в форме системы научной мысли, его мировоззрение в качестве теоретической мудрости, его взгляды на познание и гносеологию в качестве принципов особой логики.

Очевидно, что здесь мы должны ограничиться только указанием на проблему. Ведь необходимо несколько толстых томов для описания исламской идеологии, мировоззрения и гносеологии с рассмотрением ценных взглядов исламских теологов, факихов, арифов и других улемов. Сейчас же мы можем дать только неполный список этих проблем, который можно будет затем дополнить.

Чтобы показать основные направления исламских взглядов в качестве отличительных особенностей ислама, мы разделим их на три части: особенности гносеологии, особенности мировоззрения и особенности идеологии.

С точки зрения гносеологии