3. Каковы инструиенты познания?

Инструменты познания состоят из чувств, силы мышления и аргументации, очищения духа и изучения научных произведений других. В суре «Ан-Нахл» (Пчелы) в айате 78 читаем:

«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей в тот миг, когда вы ни о чем не ведали. Затем Он наделил вас слухом, зрением, сердцами – быть может, вы будете благодарны».

В этом благословенном айате подчеркивается, что человек (в противоположность теории Платона)[16] при рождении не обладает никаким пониманием. Господь даровал ему органы чувств, дабы он с их помощью исследовал мир. Господь дал человеку рассудок и способностьанализировать, чтобы он мог подумать о том, что узнал с помощью чувств, то есть от внешней стороны вещей двигался к их внутренней стороне, познавая властвующие над ними законы.

В этом айате чувства (слух и зрение, важнейшие виды чувств, упомянуты, конечно, в качестве примера) представлены в качестве инструментов познания (поверхностного, элементарного познания), а рассудок упомянут в качестве средства познания и получения знаний (этап более глубокого логического познания).

Кроме того, в этом айате содержится указание и на еще один аспект проблемы познания, а именно, на этапы познания.

Наряду с чувствами и силой рассудка, Коран считает средствами познания и такие качества, как очищение духа, набожность и чистоту (помыслов). Во многих айатах говорится об этом, например:

«Если вы богобоязненны, Аллах даст вам способность различать (истину и ложь)» (сура «Аль-Анфал» (Добыча) – 8: 29).

«Клянусь душой (человеческой) и Тем, кто ее сотворил и придал ей соразмерность, кто внушил ей и ее грехи, и ее благочестие. Преуспел тот, кто очистился душой. Понес урон тот, кто сокрыл злое в душе», (сура «Аш-Шамс» (Солнце) – 91:7-10).

Обучение и чтение книг – это еще один способ познания, который упоминается и признается в исламском учении. Достаточно сказать, что ниспосылаемое Пророку ислама откровение начинается словом «Читай!». Имеется в виду чтение текста (книги).

«Читай (откровение) во имя Господа твоего, который сотворил (все создания), сотворил человека из сгустка (крови). Читай, ведь твой Господь – самый великодушный, который научил (человека письму) посредством калама, научил человека тому, чего он (ранее) не ведал» (сура «Аль-‛Алак» (Сгусток крови) -96:1-5).