С точки зрения идеологии

Очень трудно говорить об идеологических особенностях ислама, ибо исламская идеология необычайно широка и развита, как в целом, так и на уровне каждой ее отдельной ветви. На основе принципа «не понимая целого, не оставлять его» мы в виде списка отметим те моменты, которые здесь представляется возможным отметить.

1. Всеохватность и всесторонность является одним из преимуществ ислама перед другими религиями. Точнее, это одна из особенностей полной и общей Божественной религии по сравнению с ее более элементарными и неразвитыми формами. Четырех источников ислама достаточно для того, чтобы улемы могли определить мнение ислама по любому вопросу. Исламские улемы не рассматривают ни один вопрос как не имеющий определенного решения.

2. Способность к иджтихаду. Весь ислам организован так, что в нем возможен иджтихад, то есть уяснение и применение общих и неизменных принципов к конкретным и изменчивым ситуациям. Помимо того, как составлены все положения ислама, что дает им возможность приниматьиджтихад, тот факт, что разум рассматривается в качестве одного из исламских источников, облегчает возможность проведения истинного иджтихада.

3. Великодушие и легкость. По словам Пророка ислама, шариатвеликодушен и легок. Легкость шариата заключается в том, что он не устанавливает излишние, затрудняющие действие, усложняющие жизнь законы и правила:

«Не наложил на вас в религии никакого затруднения» (сура «Аль-Хадж» — 22:78).

Снисходительность ислама заключается в том, что где бы выполнение некоторого дела ни было связано с тем, что выполняющий окажется в затруднении и неудобстве, это дело считается отмененным.

4. Ориентация на жизнь. Ислам стремится к жизни, а не бежит от нее. Поэтому ислам резко выступает против монашества: «Нет монашества в исламе».[18]

В древних обществах всегда имелось одно из двух: или полная нацеленность на загробную жизнь и уход от мирской жизни (монашество), или стремление только к мирской жизни и забвение загробной жизни (цивилизация, развитие). Ислам же поставил стремление к загробной жизни в контекст мирской жизни. Согласно исламу, путь к загробной жизни проходит через мирскую жизнь и выполнение в ней своих обязанностей.

5. Социальный характер. Исламские установления имеют социальную сущность. Даже в самых личностно ориентированных установлениях, таких как намаз и пост, имеется некоторая примесь социальности. Из этого характера ислама проистекают многочисленные исламские социальные, политические, экономические, юридические и уголовные законы. Так же такие установления, как джихад, призыв к дозволенному и отказ от запретного, вытекают из исламских общественных обязанностей.

6. Права и свободы индивида. Хотя ислам является общественной религией, думает об обществе и человека считает ответственным перед обществом, он не игнорирует права и свободы личности и не считает, что она вторична. С точки зрения ислама, человек имеет политические, экономические, судебные и социальные права. В области политики – право на совет и выбор; в области экономики – право собственности на плоды своего труда, право на компенсацию, обмен, милостыню, вакф, аренду музари‘а, мудариба и иные права на свою законную собственность; в судебной области – право на возбуждение иска, восстановление прав, право на свидетельствование; в социальной сфере – право на выбор работы, жилища, учебной специальности и т. д.; в семейной области – право на выбор супруга.

7. Преимущество прав общества перед правами личности. Когда возникает противоречие между правами общества и правами индивида, преимущество получают права общества. Решение здесь принимает шариатский правитель.

8. Принцип совета. В общественных вопросах ислам признает принцип совета. Если не существует конкретного исламского текста по определенной проблеме, мусульмане должны на основе коллективного совета установить, как им следует поступить.

9. Отрицание ущерба. Исламские указания, которые носят абсолютный и всеобщий характер, должны быть обязательны к исполнению настолько, насколько не приводят к ущербу. Это общее правило в исламе аналогично праву вето на каждый закон, который ведет к возникновению ущерба.

10. Первичность пользы. С точки зрения ислама, в любом деле – как личном, так и общественном – следует прежде всего принимать во внимание полезность этого дела и его результата. Любое дело, не несущее пользы, с точки зрения ислама отрицается и запрещается (сура «Аль-Му‘минун» (Верующие) — 23:3).

11. Первичность добродетельности в сделках. Обращение имущества и капитала и его перемещения должны быть свободны от всякой суетной бесполезности. В результате каждого перемещения капитала должно возникать некоторое материальное или духовное благо, а в противном случае это безосновательно и запрещено («Не присваивайте незаконно имущества друг друга» –сура «Аль-Бакара» (Корова) — 2:188). Перемещение капитала посредством азартных игр означает незаконное присвоение и объявляется недозволенным (харам).

12. Как только капитал вышел за пределы практического движения, деятельности и возможности уменьшения и уничтожения и перешел в состояние долгового обязательства, он становится непродуктивным, а потому на него не идет прибыль. Все что достается таким способом, называется «риба» (лихва) и считается абсолютно запретным.

13. Любая сделка и оборот капитала должны происходить при полном понимании этого процесса сторонами, когда предварительно дается вся необходимая информация. В противном случае рискованные, совершаемые по неведению сделки признаются недействительными.

14. Борьба с непризнанием ума. Ислам уважаем разум и считает его внутренним пророком Аллаха. Принципы веры могут приниматься только на основе рационального исследования. Во второстепенных принципах веры ум объявляется одним из источников иджтихада. Ислам считает разум одним из способов очищения, а упадок ума объявляет видом осквернения. Поэтому сумасшествие или опьянение, так же, как мочеиспускание или сон, нарушает очищение (вуду). Борьба ислама с любым видом опьянения и полное запрещение употреблять любые опьяняющие (психотропные) вещества происходит именно вследствие борьбы ислама с нарушением работы рассудка. Этот принцип заложен в саму основу ислама.

15. Борьба с безволием. Так же, как в исламе уважается разум и ряд исламских установлений призывает к сохранению рассудка, в этой религии уважается и воля, которая является «исполнительной властью» ума. Поэтому то, что мешает осуществлять волю называется в исламе «распущенностью», недозволенно и запрещено.

16. Труд. Ислам – враг безделья. Так как человек многое берет от общества, а труд наилучшим образом воспитывает человека и общество, тогда как безделье развращает, человек должен выполнять полезную работу. Ислам осуждает паразитирование на теле общества в любом виде и в любой форме.

17. Святость работы и профессии. Работа и профессия являются не только обязанностью, но и священным, богоугодным делом, подобным джихаду:

«Господь любит правоверного, имеющего профессию» (из книги: «Васа’ил»).

«Тот, кто трудится во имя своей семьи, подобен тому, кто идет на джихад во имя Бога» (там же).

18. Запрет на эксплуатацию. Ислам отрицает и отвергает эксплуатацию (безвозмездное использование труда других в любой форме и под любым прикрытием). Для того чтобы любая работа была признана незаконной, достаточно доказать, что она носит характер эксплуатации.

19. Расточительность и мотовство. Люди владеют своим имуществом, но их право на имущество и распоряжение им не должно выходить за те рамки, которые установил ислам. Запрещается уничтожать собственность в любой форме (выбрасывать, использовать больше, чем положено; растрачивание его на развращающую роскошь, что в исламе называется «расточительностью» и «мотовством»).

20. Развитие в жизни. Не только разрешается, но и всемерно поощряется такое развитие жизни, которое направлено на обеспечение благосостояние семьи (жены и детей), но при этом не ведет к нарушению прав, расточительности и невыполнению своих обязательств.

21. Взятка. В исламе всемерно осуждаются взяткодатель и взяткополучатель. Считается, что они достойны сожжения, а деньги, полученные таким путем, запретны и незаконны.

22. Спекуляция. Запрещается накопление повседневных продуктов питания с целью последующей продажи их, когда цены поднимутся и будет возможность совершить эту сделку подороже. Шариатский правитель против воли владельца этих запасов выставляет их на продажу и реализует на рынке по приемлемой цене.

23. Доход на основе целесообразности, а не на основе спроса. Обычно источник ценности (стоимости) товара ищут в спросе на него, то есть в желании людей приобрести этой товар. Для законности некоторого дела считается достаточным, чтобы это дело удовлетворяло общий спрос. Однако ислам считает фактор спроса недостаточным, а настаивает на том, чтобы учитывался и фактор целесообразности.

Иными словами, ислам не рассматривает спрос на товар или услугу в качестве единственного критерия законности дохода, подчеркивая необходимость соответствия их принципу целесообразности. Иными словами, ислам не считает наличие спроса достаточным для законности сделки. Поэтому в исламе ряд профессий и занятий считаются запретными. Они подразделяются на несколько подгрупп:

а) сделки с вещами, которые подстрекают к незнанию и укреплению невежества. Запрещаются вещи, которые побуждают людей к невежеству и отклонениям от истины в мыслях и убеждениях, хотя, возможно, на эти вещи будет достаточный спрос. Здесь можно упомянуть продажу идолов, продажу крестов, украшение женщин для привлечения женихов, восхваление недостойных хвалы, гадание и ворожба и получение дохода от всех этих занятий;

б) сделки с вещами, сбивающими с истинного пути. Запрещено и незаконно торговать книгами, фильмами, которые сбивают общество с истинного пути, а также заниматься любыми другими делами, которые имеют такие же последствия;

в) дело, которое способствует усилению врага. Запрещено получение дохода от деятельности, которая позволяет укрепить потенциал врага с военной, экономической, культурной и информационной точки зрения и ослабить исламский фронт (продажа оружия или других товаров, что приведет к указанным последствиям). Сюда же относится и приобретение редких экземпляров рукописных книг;

г) получение дохода от занятий, которые наносят ущерб человеку и обществу, а именно: торговля спиртными напитками, средствами для азартных игр, нечистым и фальсифицированным товаром. Сюда же относятся азартные игры, сводничество, осмеяние правоверного, пожертвование на неблагое дело, принятие должности от угнетателя и т.д.

Есть и другой запрещенный вид получения дохода, запретность которого исходит не из того, что это занятие нецелесообразно, а из того, что оно стоит выше самой возможности совершения с ним сделки. Некоторые занятия носят священный характер, а потому их коммерческое использование противоречит их достоинству и ценности. Например, получение дохода от вынесения судебного приговора по шариату и в целом судебной деятельности, обучения принципам веры, проповеди, а также иногда и медицины. Обладая особым достоинством и святостью, эти дела стоят выше возможности совершения сделки. Они стоят выше того, чтобы стать средствами получения дохода и накопления богатства. Эти виды деятельности представляют собой необходимые дела, которые должны совершаться безвозмездно, а обеспечение лиц, занимающихся этими священными делами, должно осуществляться из мусульманской казны.

24. Святость защиты прав. Защита прав – как личности, так и общества – и борьба с теми, кто на них посягает, предписана и священна.

«Аллах не любит, когда бранятся во всеуслышание, если только (этого не делает) тот, кто был несправедливо обижен» (сура «Ан-Ниса» (Женщины) — 4:148).

Пророк ислама (да приветствует Аллах его и его род!) сказал:

«Самый высший джихад – это справедливая речь перед лицом правителя-угнетателя».

Али (мир с ним!) передает такие многократно услышанные им от Пророка ислама слова:

«Ни один народ не достигнет святости (то есть, не станет достойным восхваления), если только не достигнет такого уровня, когда слабый без страха и без заикания сможет потребовать то, на что имеет право, у сильного» (Нахдж аль Балага).

25. Поиск способов улучшения и постоянная борьба с развратом. Исламский принцип призыва к дозволенному и заповедь от недозволенного, по мнению имама Бакира (мир с ним!), составляет основу и краеугольный камень всех остальных исламских предписаний. Он побуждает мусульманина к постоянной духовной революции, постоянному улучшению и самосовершенствованию, к последовательной активной борьбе с развратом:

«Вы – лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое, запрещаете творить неодобряемое» (сура «Али ‘Имран» (Семейство Имрана) — 3:110).

Пророк ислама говорил:

«Вы должны побуждать к одобряемому и запрещать творить неодобряемое, а иначе Аллах нашлет это на вас. Тогда достойные мужи из вас возденут руки к небу в молитве, но молитва их не будет услышана».

26. Монотеизм. Ислам – это прежде всего религия монотеистическая, которая не принимает ни малейшего отклонения от единобожия – как в теории, так и на практике. Исламские мысли, поступки и деяния исходят от Бога и заканчиваются в Нем. Поэтому каждое удвоение (теологический дуализм), утроение или представление большего количества богов, которое наносит ущерб принципу единобожия, резко и категорично отвергается (имеется в виду дуализм Бога и Сатаны, Бога и человека или Бога и творения. Любое дело должно начинаться и совершаться только во имя Бога, с мыслью о Боге, в направлении Бога и для приближения к Богу. Все иное – не относится к исламу. В исламе все пути ведут к единобожию. Исламская мораль берет свое начало в единобожии и завершается в нем. Это же относится к исламскому воспитанию, исламской политике, исламской экономике и обществу.

В исламе любое дело начинается во имя Бога и с просьбой к Нему о помощи (словами «Бисми-ллахи-р-рахмани-р-рахим») и завершается с именем Бога и с благодарностью, обращенной к Нему («Аль-хамду ли-л-лахи рабби-ль-‘алямин»). И совершается дело с именем Божьим и с надеждой и опорой на Него («Таваккалту ‘ала-л-лахи»; «ва ‘ала-л-лахи фал-йатаваккали-ль-му’минун»).

Монотеизм настоящего мусульманина – это не просто сухая теория. Так же как божественная субстанция неотделима от своих созданий, находится везде и окружает все, все начинается в ней и заканчивается в ней, так и идея единобожия охватывает собой все существо истинного монотеиста, подчиняя себе все его мысли, владения и все его поведение, придавая всему этому особое направление. Поэтому в начале, в середине и в конце любого дела истинного мусульманина присутствует Господь. Настоящий мусульманин никого не считает сподвижником Бога.

27. Отрицание посредников в вере. Хотя ислам признает наличие посредников в ниспослании благодати и считает истинным строй причинно-следственных связей в материальной и духовной областях, в деле поклонения Богу все посредники отвергаются. Как известно, в искаженных религиях человек считается недостойным устанавливать непосредственную связь с Богом; предполагается, что человек отделен от Бога и что только жрец или священник имеет право молиться непосредственно Богу, передавая послания других. В исламе это считается видом ереси и многобожия. Священный Коран однозначно говорит: «Если рабы Мои спросят тебя обо Мне, ответь, что Я близко, Я отвечаю на зов зовущего…»

28. Возможность сосуществования с последователями монотеизма. С точки зрения ислама, мусульмане могут в своей стране в определенных условиях сосуществовать с последователями других религий, которые имеют монотеистические корни, хотя и на практике несколько отошли от монотеизма (иудеями, христианами и зороастрийцами). Однако сосуществование с многобожниками в исламской стране невозможно. Мусульмане могут на основе высших исламских интересов подписать со странами многобожников договор о мире и ненападении, либо договориться по каким-либо специфическим вопросам.

29. Равенство. Одним из принципов и столпов исламской идеологии является принцип равенства и отрицания дискриминации. С точки зрения ислама, люди равны по своей сущности и природе. С этой точки зрения люди не созданы двух или трех видов. Цвет кожи, кровь, раса и этническая принадлежность не могут служить критериями преимуществ одних перед другими. Черный африканец и арабский сейид равны между собой. Свобода, демократия и справедливость в исламе берет свое начало в равенстве людей.

С точки зрения ислама, только в определенных и ограниченных условиях можно на время лишить людей некоторых прав для соблюдения ряда интересов самих этих людей и всего исламского общества. Но это не имеет никакого отношения к их человеческой сущности, крови и расе. Временный период рабства невольников, что по мнению ислама относится к вопросам культуры, образования и воспитания, а не экономики и эксплуатации, это только переходный период в исламском воспитании.

30. Права, обязанности и наказания в исламе имеют между собой половые различия. Ведь мужчина и женщина едины в своей человеческой сущности и обладают общими изначальными чертами, но между ними имеются и второстепенные половые различия, которые и определяют их принадлежность к двум полам. Права, обязанности и наказания в той степени, в какой относятся к общим чертам двух полов, общи, равны и не носят половых различий (как то право на получение знаний, право поклонения Всевышнему, право выбора супруга или супруги, право на собственность, право распоряжения собственностью и т.д. Но когда речь идет об их второстепенных отличиях, то здесь наряду с равенством проявляются и некоторые отличия, свойственные двум полам.[19]