Руководство, управление и совет

Хотя его повеления выполнялись его соратниками незамедлительно и они неоднократно говорили: «Так как мы абсолютно верим тебе, если ты прикажешь, чтобы мы бросились в море или в огонь, мы это сделаем», он никогда не вел себя как деспот. Относительно дел, по которым от Господа не получал четких повелений, он советовался со своими соратниками, проявлял уважение к их мнению и таким образом воспитывал их личность. В Бадре он советовался с ними о начале военных действий, о месте для лагеря и о том, как поступать с военнопленными. В Ухуде он держал совет о том, сделать ли свой лагерь в Медине, либо вынести его за пределы города. В Ахзабе и Табуке он также держал совет со своими сподвижниками.

Мягкость и доброта Пророка, его снисхождение и прощение, его мольба об отпущении грехов его соратникам и всей умме, а также то, что он считался со своими соратниками, советовался с ними, уважал их личность – все это были основные причины его большого, беспримерного влияния на своих соратников. Священный Коран указывает на это в одном из своих айатов:

«По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения у Аллаха и советуйся с ними о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха» (сура «Али ‘Имран» (Семейство Имрана) — 3:159).

Последнее слово.

Последнее слово.