Единое мнение

Традиционно, одним из источников изучения исламских предписаний считают единое мнение. Согласно шиитской методологии, единое мнение или совпадение его среди всех или группы людей, а также ученых, само по себе не считается доказательством чего-либо. Так же, как может ошибиться один человек, могут допустить ошибку несколько человек, тысячи людей или даже все. Но, если мусульмане или группа исламских ученых придут к единому мнению, при условии, что оно соответствует Сунне, то оно считается доказательством. Из него можно понять повеление Всевышнего. Например, если после изучений и исследований, мы поймем, что все мусульмане во времена пророка (да благословит Аллах его и род его!) совершали молитву особенным образом, то можем сказать, что он верен, и, безусловно, что люди научились ему у пророка (да благословит Аллах его и род его!). В противном случае, не было бы доказательства того, что все они совершали одинаковые действия. Не можем допустить, что они выполняли свои действия случайным образом или в противоречии с действительным исламским решением, и пророк (да благословит Аллах его и род его!) их не удержал.

Таким образом, по мнению шиитов, личное мнение не является доказательством. Достоверным считается только тот случай, когда это мнение соответствует Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!). Значит, если единое мнение приобрело законную силу, но из него нельзя понять Сунну, например, предположим, что мусульмане в наше время пришли к единому мнению по поводу какого-либо положения, но не располагают доказательством из Корана или Сунны, то исламский законовед не может сказать, что он решил так, потому что так сказали другие. Неоднократно случалось, что люди в религиозных и других вопросах допускали ошибки. Только Коран и Сунна верны и защищены от ошибок. Потому что каждое поколение шиитских ученых и, даже, каждый из шиитских ученых, лично могут и на самом деле обязаны обращаться непосредственно к основным источникам, то есть Корану и Сунне. И, используя разум, приводя доказательства, делая выводы, выполнять иджтихад или самостоятельное научное изучение. В шиитском мире иджтихад никогда не был запрещен. Шииты убеждены, что фетва одного фикха, несмотря на то, что он обладает высоким уровнем знаний, не должен выходить за рамки научных дискуссий. Безусловно, что в фикхе, подобно другим научным течениям, каждому изучающему необходимо до выбора позиций, кроме обращения к основным источникам, обратить внимание на точку зрения сторонников данного направления в прошлом и настоящем времени.