3.Вероубеждения

На протяжении истории Ислама мусульмане имели разногласия не только в вопросах, касающихся убеждений, но и во многих второстепенных практических вопросах. Коран и великая личность пророка (да благословит Аллах его и род его!) с одной стороны, любовь и привязанность мусульман к ним с другой стороны, стали причиной единства мусульман и создания единой нации со своей индивидуальностью, ценностями, общими целями и судьбой. При этом всегда были враги Ислама, которые стремились уничтожить его корни. А также эти стычки оказывали влияние на укрепление единства и братства между мусульманами. Призыв Корана и пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!) к единству и братству всегда подтверждались и подчеркивались выдающимися личностями различных исламских течений.

В области убеждений, все мусульмане верят в Единого Бога, признают пророков (мир им!) в целом, и миссию его светлости Мухаммада (да благословит его Аллах и род его!), как последнего посланника для извещения указов Всевышнего для человечества, в частности, а также в загробный мир и справедливый для всех приговор, в Судный день. Эти коренные вопросы, в которые верят мусульмане, составляют основу Ислама. Мнение одного из посторонних наблюдателей об уровне взаимного согласия между шиитами и суннитами можно проследить в следующем отрывке:

«С момента совершения революции в Иране все знают, что шииты являются мусульманами, и подобно суннитам, верят в единобожие, Священный Коран, пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), загробный мир и в наказания или награждения, предусмотренные в Судный день. Они следуют выполнению ритуальной молитвы, поста, хаджа, закята, джихада (священной войны). Эти общие черты важнее разногласий. Теоретически не существует разногласий и в совершении общественной молитвы шиитом за суннитским имамом, и наоборот, хотя имеется множество проблем в практическом плане[25]».

Далее рассмотрим вопросы, касающиеся основ религии, и остановимся на некоторых особенностях, имеющихся в шиитских убеждениях.

Основы религии

1- Единобожие (монотеизм)

Вера в Исламе начинается с признания двух истин: «Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад — посланник Его». (ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯЛЛАХ ВА МУХАММАД РАСУЛУЛЛАХ). Каждый, кто признает эти две вещи, считается мусульманином. Все мусульмане убеждены, что Бог Един, Он не имеет ни сотоварища, ни супруги, ни детей. Бог — начало и завершение всего. Бог Сведущ обо всем, Силен над всем и присутствует везде и всюду. Согласно Корану, Бог находится к человеку ближе, чем его сонная артерия, но Он не видим, и разум человека не в силах постичь Его. Имам Али (мир ему!) в одном из своих молитв обращается к Всевышнему: «О, Боже! Я прошу Тебя Твоим же Именем, о, Милостивый и Милосердный Аллах. О, Обладатель величия и могущества! О, полагающийся только на себя! О, Извечный! Нет божества, кроме Тебя Самого».

Божья справедливость

После монотеизма, шииты уделяют большое внимание одному из эпитетов Бога, такому, как справедливость. Однако, все мусульмане убеждены, что Бог – Справедлив, то есть никому из Своих рабов не приносит зла и насилия. Эта истина ясно определена в Коране:

«Аллах не обидчик для рабов» (сура 3, аят 182; сура 8, аят 51; сура 22, аят 10).

«Твой Господь не обидчик для рабов» (сура 41, аят 46).

«Поистине, Аллах не обидит и на вес пылинки» (сура 4, аят 40).

«Поистине, Аллах ни в чем не несправедлив к людям, но люди несправедливы сами к себе!» (сура 10, аят 44).

Кроме естественной значимости справедливости, шииты приводят и другое доказательство. Группа суннитских теологов верит в то, что независимых объективных критериев для распознания добра и зла не существует. С их точки зрения «хорошее» — это то, что делает или на что дает разрешение Бог. Следовательно, Бог и есть определение хорошего и справедливого. Если предположим, что Бог хочет, чтобы мы говорили ложь, то значило бы, что ложь – это хорошо. Если бы Бог людей богобоязненных отправлял в ад, то и это считалось бы справедливостью. Однако, они убеждены, что Бог поощряет тех, кто говорит истину и не отправляет в ад хороших людей. Это служит доказательством того, что Бог Сам принял такое решение. И, если бы Он предпочел другое, так бы и стало. Необходимо уделить внимание группе суннитов, которые убеждены, что человек не обладает свободой действий, а Бог руководит всеми его действиями и желание человека не играет никакой роли.

Шииты и некоторые суннитские теологи, а также му‘тазилиты убеждены, что плохое и хорошее, или правильное и неправильное – это объективные критерии. Существуют и внутренние критерии для оценки нравственности. Другими словами, они убеждены в добро и зло, заложенные в сущность. Они верят в то, что справедливость и насилие действительно противоположны друг другу. И неверно, что Всевышний даст нам указание, что никому, даже врагу, не оказывать сопротивления. Они также убеждены, что люди свободны и ответственны за свои действия. Му‘тазилиты признают, что Бог все Свое имущество и силу предоставил полностью самим людям. И люди имеют свободу действий, которая ограничена, не может выйти за рамки божественной власти и мощи. Эту действительность имам Садык (мир ему!) объясняет следующим образом: «Нет принуждения и нет [абсолютной] свободы, а есть промежуточная позиция между ними».

В виду важности данного вопроса для любой системы, шииты всегда уделяют внимание справедливости Всевышнего и представляют ее, как основу религии, ставя ее наряду с монотеизмом, пророчеством и загробной жизнью, которые признаются всеми мусульманами и, даже, представителями других небесных религий. Шииты, вопрос о справедливости относят к основам Ислама и убеждены, что в обществе эта основа должна воплощаться в виде социальной справедливости. Именно поэтому, на протяжении истории Ислама многочисленные движения, ищущие справедливость, имели место со стороны шиитов.

2.- Пророчество

Согласно хадисам, мусульмане убеждены, что Всевышним было направленно 124 тысячи пророков (мир им!). Среди имен, упомянутых в Коране, можно привести имена таких пророков, как: Адам, Нух, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йа‘куб, Юсуф, Айуб, Муса, Харун, Хизр, Давид, Сулейман, Закарийа, Йахьйа, ‘Иса (мир им!) и пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!). Пятеро из них: Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад (мир им!) обладали пророческой миссией и своим законом. Их называют обладателями воли и решительности.

В Коране, приведены названия других четырех небесных Книг: «Сахифа» (Книга) Ибрахима (сура 87, аят 19), «Псалмы» Давида (сура 4, аят 63; сура 17, аят 55), «Тора» Мусы (сура 2, аят 87; сура 3, аяты 3,4 и 91 – 154), «Евангелие» Исы (сура 5, аят 46). Все мусульмане должны верить небесным Книгам (сура 2, аяты 4 и 285) и всем пророкам (сура 4, аят 152). Шииты убеждены, что все пророки (мир им!) не совершали ошибок и грехов до и после вступления в свою миссию.

Шииты, подобно другим мусульманам, верят вечной миссии пророка Ислама, его светлости Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) и испытывают привязанность к нему. С их точки зрения, его светлость Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) — совершенный пример упования Богу, глубокого познания Его, преданности Ему, чистого повиновения Божьим решениям, естественного достоинства, милосердия и милости. Избрание Всевышним его светлости, как последнего и совершеннейшего пророка для человечества не случайно. Нравственная чистота постижения Божественного откровения требует особых способностей и дарований. Совершеннейшее постижение этого откровения нуждается в больших способностях и дарованиях.

Личные дела и характер пророка (да благословит Аллах его и род его!) сыграли большую роль в развитии Ислама. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) с самого детства был известен, как честный, порядочный, дружелюбный и богобоязненный человек. Весь период пророчества он прожил согласно основам и ценностям Ислама. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) всегда, будь это в трудные или спокойные моменты, будь в мирное время или на войне, в моменты победы или поражений, обладал скромностью, справедливостью и спокойствием. Он был так скромен, что никогда не проявлял эгоизма, самолюбия или самовосхищения. Никогда не считал себя лучше других, никогда не позволял себе роскошной и пышной жизни. Мусульмане от чистого сердца следовали ему и тогда, когда он был один и внешне слабым, и тогда, когда он имел мощь на арабском полуострове. Даже, капли воды, которой он делал омовение, брали, как благословение. Жизнь его была простой и в основном протекала возле бедных людей. Он никогда не имел резиденции или роскошного двора, охраны. Среди своих друзей и сподвижников никогда не выделялся одеждой или манерой восседания. Только его речи, моральный дух выделяли его от других.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) до такой степени был справедлив, что не допускал насилия, даже, своему врагу. В своей жизни он следовал Корану: «О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом, исповедниками по справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы нарушите справедливость. Будьте справедливы, это ближе к богобоязненности, и бойтесь Аллаха, поистине, Аллах Сведущ в том, что вы делаете!» (сура 5, аят 8).

Перед битвами, пророк (да благословит Аллах его и род его!) всегда давал наставления воинам, чтобы они не посягали на жизнь женщин, детей и тех, кто добровольно сдается в плен, не наносили урон полям, садам, не преследовали бегущих с поля битвы и были милосердными к пленным. За некоторое время перед смертью, пророк (да благословит Аллах его и род его!) собрал людей в мечети и объявил, что каждый, кто видел с его стороны насилие или притеснения, или каждый, кому он должен, выйдет вперед и потребует свой долг и возмездие. У мусульман, на которых такая речь оказала сильное влияние, выступили слезы на глазах. Они вспомнили о трудностях, которые испытал пророк (да благословит Аллах его и род его!) для наставления их на правильный путь. Они знали, что пророк (да благословит Аллах его и род его!) никогда не считал свою нужду первостепенной и никогда не отдавал предпочтение своему спокойствию. Поэтому все присутствующие приступили к выражению благодарности. В этот момент один мужчина выступил вперед и сказал, что пророк (да благословит Аллах его и род его!) должен ему. Сказал, что во время одной из битв, когда пророк выравнивал ряды воинов, палка в его руках задела его живота. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) быстро обратился к одному из своих близких, чтобы тот сходил домой и принес палку. Затем он дал ее в руки тому мужчине, чтобы тот совершил возмездие. Мужчина сказал, что палкой была задета кожа живота, поэтому он должен задеть кожу пророка (да благословит Аллах его и род его!). Пророк (да благословит Аллах его и род его!) поднял одежду, мусульмане были ошеломлены и с тревогой наблюдали за этой сценой. Неожиданно мужчина склонился и поцеловал живот пророка (да благословит Аллах его и род его!). Вероятнее всего, это было придумано мужчиной, чтобы он смог поцеловать тело пророка (да благословит Аллах его и род его!).

Имамат

Как было сказано ранее, шииты верят в имамат.

В арабском языке слово «имам» означает «руководитель». Согласно своему лексическому значению, слово «имам» может быть использовано в отношении и хорошего и плохого руководителя, но для шиитов понятие «имам» имеет особенный смысл, согласно которому, «имам»-ом называется тот, кто наделен Всевышним обязанностью политического и религиозного управления исламским обществом. Иными словами, имам – это личность, избранная Всевышним для руководства исламским обществом, для толкования и защиты религии и шариатских законов. Управление различными сторонами жизни людей совершается пророками или имамами. Имамы являются халифами, избранными Богом и преемниками пророка (да благословит Аллах его и род его!). Имам защищен от грехов и обладает полным внешним и духовным совершенством.

Взгляды суннитов

Сунниты понятие «имам» связывают с халифами. В арабском языке «халиф» имеет смысл «преемник, заместитель». Оно применялось ко всем, кто занимал высокое положение и правил исламским обществом после кончины пророка (да благословит Аллах его и род его!). Согласно этому значению, важным критерием является управление исламским обществом. Халиф может быть избран народом, или утвержден предшественником, или избран группой людей, или, даже, может достигнуть власти, применяя военную силу. Необязательно, чтобы он был защищен от совершения грехов, и чтобы в нем преобладали такие качества, как богобоязненность и совершенство.

Шииты, признающие двенадцать имамов, составляют большинство шиитского мира и убеждены, что после пророка (да благословит Аллах его и род его!) существуют двенадцать имамов:

имам Али ибн Аби Талиб аль-Муртада (год мученической смерти: 40 лунной хиджры)[26];

имам Хасан ибн Али аль-Муджтаба (год мученической смерти: 50 л. х.);

имам Хусейн ибн али Сейид аш-Шухада (год мученической смерти: 61 л.х.);

имам Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидин (год мученической смерти: 95 л.х.);

имам Мухаммад ибн Али аль-Бакир (год мученической смерти: 114 л.х.);

имам Джа‘фар ибн Мухаммад ас-Садык (год мученической смерти: 148 л.х.);

имам Муса ибн Джа‘фар аль-Казим (год мученической смерти: 183 л.х.);

имам Али ибн Муса ар-Рида (год мученической смерти:203 л.х.);

имам Мухаммад ибн Али аль-Джавад (год мученической смерти 220 л.х.);

имам Али ибн Мухаммад аль-Хади (год мученической смерти 254 л.х.);

имам Хасан ибн Али аль-‘Аскари (год мученической смерти 260 л.х.);

имам Мухаммад ибн аль-Хасан Аль-Махди (в данный момент находится в сокрытии)[27].

Последователи многих (если не сказать всех) религий имеют убеждение в приходе спасителя. В Исламе «спаситель» применяется к имаму Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), который с позволения Всевышнего, совершит восстание на Земле, переполненной гнетом и насилием, и установит на ней справедливость. Об идее о спасителе или установлении добра и справедливости в этом мире говорится во многих аятах Корана и исламских преданиях.

«И написали Мы уже в Псалтыри после напоминания, что землю наследуют рабы Мои праведные» (сура 21, аят 105). «Мы желаем оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделаем их имамами и сделаем наследниками» (сура 28 аят 5).

Приведем некоторые предания, связанные с идеей спасителя, из важных суннитских источников:

1. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) говорил: «Если останется всего лишь один день для существования Земли, Всевышний сделает его таким длинным, что придет править человек из моего семейства, одного со мной имени»[28].

2. Пророк (да благословит Аллах его и род его!): «Махди — из моего семейства. Всевышний за один вечер приведет его правление»[29].

3. Пророк (да благословит Аллах его и род его!): «Махди из семейства моего и потомства Фатимы»[30].

4. Джабир ибн Абдулла Ансари передает от пророка (да благословит Аллах его и род его!): «Группа людей из моей уммы перед наступлением судного дня вступит в битву за истину. В то время ‘Иса, сын Марии (мир с ним!), спустится с небес на землю. И предводитель их обратится к нему с предложением, чтобы он, ‘Иса, сын Марии (мир с ним!), взял на себя обязанность имама общественной молитвы. Но ‘Иса (мир ему!) откажется и скажет: «Всевышний избрал предводителей из вас, чтобы оказать почет этой умме»[31].

В целом, Махди (мир ему!) будет выполнять миссию во всем мире, начало которой начнется на арабских землях. Имя его, подобно имени пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), род его от ее светлости Фатимы (мир ей!). Согласно пророческим хадисам и речам его семейства (мир ему!), Махди является сыном одиннадцатого имама Хасан аль-Аскари (мир ему!). Его светлость Махди (мир ему!) родился в 255 г. лунной хиджры, 868 г. христианского летоисчисления, и в 260 г. (л.х.), в год мученической смерти имама аль-‘Аскари (мир ему!), начался период его сокрытия. Сейчас он жив, и как только будут созданы условия для его миссии, он появится. Многие суннитские ученые также написали об этом в своих книгах. Но другие из них убеждены в том, что Махди (мир ему!) еще не появился на свет. Уважаемый шиитский исследователь Сейид Мухсин Амини в книге «А‘йан аш-ши‘а» приводит имена тринадцати суннитских ученых, которые убеждены, что Махди (мир ему!) является сыном имама аль-‘Аскари (мир ему!) и уже появился на свет. К ним относятся: Мухаммад ибн Йусуф Ганджи Шафи‘и «Аль Баян фи Ахбар Сахиб аз-Заман» и «Кифаят ат-Талиб фи Манакиб Али Аби Талиб», Нур ад-Дин Али ибн Мухаммад Малики «Аль-Фусуль аль-Мухиммах фи Ма‘рифат аль-Аимма», Ибн Джузи «Тазкират аль-Хавас».

3.- «Ма‘ад» (загробный мир)

Этот мир в конечном результате придет к своему концу и наступит Судный день. Все люди вновь воскреснут и предстанут перед Всевышним, Который рассмотрит намерения и деяния всех людей. Праведных и благодетельных людей вознаградит, а враждебных и злых – накажет соответствующим образом. (сура 22, аят 6-9; сура 3, аят 185; сура 6, аят 62)

Всевышний поступит справедливо со всеми. В связи с этим, глобальным фактором в исполнении этой справедливости будет Божественная милость. (Сура 6, аят 12)

Примечание. Несмотря на то, что все мусульмане в основных вопросах религии придерживаются единых взглядов, т.е. признают единобожие, пророчество, загробный мир, имеют различия в своих деяниях, в классификации взглядов. Шииты эти три основы называют «Усул ад-дин» (основой религии), а богослужения и обязательные деяния относят к «Фуру‘ ад-дин» (второстепенные вопросы религии).

Причиной такой классификации служит то, что эти вопросы являются важнейшими и фундаментальными разделами религии, подобно корням, а деяния и богослужения необходимыми для полной веры и убеждений, и оцениваются, как ответвления от основ. Мусульмане – сунниты обычно признают свидетельство, что Бог Един и пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) Его посланник и четыре вида богослужений считают основами религии, обязательными т.е. молитва, пост, хадж и закят. Другие богослужения, например, поощрение к добру и отстранения от зла, считают обязательными, но не ставят в ряд с намазом, постом, хаджом или закятом.