2.Источники шиизма

Прежде, чем начнем изучать убеждения и деяния шиитов, необходимо ознакомиться с известными шиитскими источниками. В данной главе расскажем об источниках шиизма или иными словами, рассмотрим литературу, на которую с точки зрения шиитов, должен основываться каждый, кто хочет изучить Ислам. Для того, чтобы понять любые темы, касающиеся вопросов убеждений, нравственности, фикха, необходимо обратиться к одному или более из следующих источников: Корану, Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!), разуму или единому мнению.

Священный Коран

Безусловно, что Коран является важнейшим источником в познании Ислама для всех мусульман, в том числе и шиитов. Коран также служит единству мусульман. Мусульмане, несмотря на имеющие различия в деталях, в комментарии и в культуре, всегда убеждены в том, что это Писание – Божественный руководитель жизни. Ислам везде и всегда, будь это в прошлом, будь в настоящем, без каких-либо изменений обладает только одним Кораном. В качестве примера шиитских убеждений, можно привести следующее: «Мы убеждены, что Коран ниспослан Всевышним и передан Его пророком (да благословит Аллах его и род его!). Коран толкователь всего и вечное чудо. Человек не может написать что-либо подобное Корану, или внести изменения в Него. Доказательством этому является красноречие, ясность, мудрость и совершенство, присущие Корану. Коран, который мы имеем сегодня, и есть тот, который был ниспослан пророку (да благословит Аллах его и род его!). Каждый, кто сомневается в этом, является или грешником, или скептиком, или заблуждающимся. В любом из приведенных случаев считается сбившимся с истинного пути, так как Коран – слово Всевышнего и «Не приходит к ней ложь ни спереди, ни сзади…» (сура 41, аят 42)».

Мы убеждены, что должны проявлять уважение к Корану в своих речах и делах. Значит, не должны допускать пренебрежения к нему или разрешать притрагиваться оскверненному человеку. Коран говорит: «Прикасаются к нему только очищенные» (сура 56, аят 79)[18].

Шииты отвергают любое искажение Корана. И убеждены, что Коран, которым мы располагаем сегодня, есть тот самый Коран, который был ниспослан пророку (да благословит Аллах его и род его!). Коран — это совершенная Книга. Ранние экземпляры письма, относящиеся к временам имамов, которые мы имеем в своем распоряжении, схожи с новыми изданиями Корана.

Коран ясно говорит, что Всевышний оберегает его от всевозможных изменений: «Поистине, Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем!» (Сура 15, аят 9)[19].

Выдающийся ученый сейид Мухаммад Хусейн Табатабаи в своем комментарии к Корану «Аль-Мизан» про этот аят говорит: «Коран – вечно живое напоминание. Он никогда не угаснет и не будет забыт. Коран защищен от всех недостатков и изъянов. Он защищен от всякого рода изменений, которые бы повлияли на его роль и особенность, как «напоминания со стороны Всевышнего и вестника Его мудрости и истинности». По этой причине, предыдущий аят является доказательством, что Писание Всевышнего, всегда была и будет защищена от всякого рода изменений.

Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!)

После Священного Корана, вторым важным источником в познании Ислама и шиитских убеждений, является Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!), которая включает в себя речи, деяния и подтверждения пророка (да благословит Аллах его и род его!). В действительности она была предусмотрена для пророка (да благословит Аллах его и род его!) в самом Коране, согласно аятам, разъясняющим его обязанности, (сура 16, аят 44) и учении и мудрости Корана (сура 62, аят 2).

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) является примером совершенства для мусульман (сура 33, аят 21). «И говорит он не по пристрастию» (сура 53, аят 3). Мусульмане обязаны «брать то, что даровал посланник, а что он запретил, от того удерживаться» (сура 59, аят 7).

Шииты, подобно другим мусульманам, осведомленные вышеуказанными и другими аятами, показывающими положение пророка (да благословит Аллах его и род его!) и, понимая его миссию, как личности, избранной самим Всевышним для доведения Его указов, проявляют большую преданность и привязанность его светлости пророку (да благословит Аллах его и род его!), повинуясь и подчиняясь ему.