Почему Всевышний Аллах пожелал продлить жизнь Махди (мир ему)?

Теперь мы постараемся ответить на второй вопрос – почему Аллах Всевышний хочет продлить жизнь именно данного конкретного человека? Почему именно он был защищен от воздействия естественных законов? Почему Вождем обездоленных в назначенный день не может стать человек, которому только предстоит родиться и принять на себя эту миссию? Иными словами, какой смысл в столь долгом сокрытии и для чего оно необходимо?

На самом деле многие люди задают эти вопросы, в то время как ни у кого из них нет теологически обоснованных ответов на них. Однако мы верим, что двенадцать Имамов (мир им) являют собой уникальную группу личностей, и ни один из них (мир им) не может быть заменен никем иным. Но скептикам ведь нужна социальная, эмпирически доступная интерпретация того, каким образом в обозначенный день реальность будет трансформирована и какие доступные их пониманию необходимые условия должны наличествовать в этот момент. В связи с этим мы пока вынесем за скобки все, что связано с нашей верой в руководство Непорочных Имамов (мир им), и ответим на следующие вопросы: признавая, что наступит долгожданный день грандиозных перемен, и учитывая наш жизненный практический опыт, можем ли мы считать, что преклонный возраст огражденного от смерти Сокрытого Имама (мир ему) является одним из факторов грядущего успеха?

И влияет ли он на то, чтобы он (мир ему) выполнил эту задачу наилучшим образом? Мы можем дать утвердительный ответ на данный вопрос, поскольку для этого есть множество оснований, на которых мы и остановимся.

Во-первых, осуществление ожидаемой трансформации общества требует от Имама особого внутреннего участия, исполненного предвосхищения грядущей победы и ощущением эфемерности всего того мира, в котором он готовился к своей борьбе против него и к построению нового мира. Более того, сердце Имама (мир ему) должно быть наполнено чувством презрения ко всей той цивилизации, с которой ему надлежит сражаться, осознанием того, что вся история человечества подобна лишь пыли на ветру. И чем больше он (мир ему) будет убеждаться в этом, тем легче ему будет противостоять этому миру, сопротивляться ему и хранить свои силы для того, чтобы в итоге одержать победу. Поэтому понятно, что кругозор Вождя, на которого возложена столь важная историческая миссия, должен соответствовать уровню ее грандиозности, ведь речь идет об уничтожении нынешней цивилизации и всего этого мира. И чем могущественнее этот мир и чем глубже цивилизация высокомерия укоренена в истории человечества, тем больший психологический напор требуется для того, чтобы подорвать ее основы. Поскольку задача, предназначенная для выполнения в намеченный день, заключается во всестороннем изменении этого мира, наполненного несправедливостью и тиранией, вполне естественно, что человек, бросающий ему вызов, должен быть сильнее духом, чем весь этот мир. Его (мир ему) возраст должен превышать возраст тех, кто был рожден уже в нынешнем мире и вырос под сенью его цивилизации, которую он (мир ему) должен разрушить и заменить цивилизацией справедливости и истины. Для любого, кто был воспитан в лоне этой основательно укрепившейся цивилизации, ценности и стереотипы мышления которой доминируют в мире, будет сломлен ею же, поскольку он родился, когда она уже существовала, и смог подвергнуть критике лишь ее различные аспекты, при этом оставаясь под ее влиянием и в ее власти.

Совершенно другое дело, когда речь идет о человеке (мир ему), воочию наблюдающем ход истории и постигшем ее суть. Он (мир ему) родился задолго до того, как возникла та самая цивилизация, которая завершает собой цикл человеческой истории, уступая место тому дню, когда мир узрит Свет в назначенный день. Ему видны все те маленькие, едва ли заметные глазу семена, которые постепенно пускают свои ростки в человеческие сообщества, и он (мир ему) ожидает, когда зацветут их цветы – и тогда настанет подходящий момент для того, чтобы он (мир ему) вышел из сокрытия. Он (мир ему) является свидетелем, как разные тенденции возникают, набирают силу, иногда терпят фиаско, а порой развиваются настолько успешно, что достигают процветания и приобретают гигантское значение, начинают определять судьбы мира. Такой человек (мир ему), который с проницательностью и осторожностью созерцал все эти ступени развития истории в течение своей жизни, наблюдая за этим великаном, с которым ему предстоит сразиться, обозревая всю историческую перспективу его становления. Махди (мир ему) является живым свидетелем данных процессов и событий, а не только читал о них в книгах. Поэтому у него (мир ему) формируются адекватные представления об этом мире – а не как у, скажем, Жана Жака Руссо, который жил в эпоху монархии, и едва ли мог себе представить Францию без королевской власти даже в самых страшных своих снах. А ведь он был одним из вестников (и в идеологическом, и в философском смысле слова) перемен в политической ситуации той эпохи. Такая позиция Руссо связана с тем, что он жил под сенью и влиянием монархии.

С другой стороны, человек, который тщательнейшим образом осмыслил историю, познает ее значение и силу, и обретет глубокое понимание того, что окружающая его цивилизация и современный мир зародились на конкретном историческом этапе, когда возникли предпосылки для того, чтобы мир принял сегодняшние очертания. И он (мир ему) прекрасно знает, что этот мир исчезнет без следа – точно так же, как нынешней цивилизации не существовало в совсем недалеком прошлом, до ее появления. Таковы исторические закономерности развития любой цивилизации, вне зависимости от того, просуществует она считанные дни или же ознаменует собой долгую эру в истории.

Разве вы не читали кораническую историю о пещере (сура «Аль-Кахф»)? Неужели вы не помните историю тех юношей, которые уверовали в своего Господа, и Аллах даровал им Свое руководство? Эти молодые люди противостояли окружающей их языческой действительности и не колебались в том, чтобы защищать каждый мельчайший аспект Таухида (Божественного Единства) – однако мрак идолопоклонства был слишком непрогляден для того, чтобы ростки Единобожия пробились сквозь него. Поэтому юноши впали в отчаяние, и однажды окна надежды запахнулись прямо перед их глазами – и они нашли пристанище в пещере, где они молили Аллаха о разрешении их проблем после того, как они исчерпали все возможные пути их устранения. Они не могли смириться с господством лжи, порока, сокрытия истины и преследований в отношении любого, чье сердце тянулось к ней. Знаете ли вы о том, что Аллах сделал с ними? Он усыпил их на триста девять лет в пещере, а затем сделал так, чтобы они пробудились от своего долгого сна и вышли наружу, в тот самый внешний мир, который некогда смутил их собственной мощью и тем, насколько порок заполонил все вокруг – так, что такое положение стало целой страницей истории. Юноши вышли из пещеры для того, чтобы увидеть все собственными глазами и понять, что могущество лжи – эфемерно.

Действительно, если юноши из пещеры обрели правильное мировоззрение, избавившись от психологического давления со стороны высокомерных мира сего через такой уникальный жизненный опыт, когда их жизнь была продлена на целых триста лет – то же самое могло произойти и с Махди (мир ему). Уникальное долголетие Ожидаемого Имама (мир ему) позволит ему увидеть великана подобным гному, высокое дерево – похожим на семечко, а ураган ощутить как легкий бриз. Кроме того, необходимо учесть тот жизненный опыт, который он (мир ему) приобрел, будучи живым свидетелем взлетов и падений цивилизаций, зарождающихся в их лоне движений и их борьбы. Безусловно, все это способно оказать огромное влияние на интеллектуальную подготовку и углубление понимания этого мира со стороны Ожидаемого Имама (мир ему), поскольку он собственными глазами созерцает практические аспекты деятельности тех или иных сил, видит их преимущества и недостатки, их ошибки и успехи. Это позволяет ему (да будет мир с ним) анализировать различные аспекты жизни общества в комплексе, принимая во внимание их внутреннюю логику и исторический генезис.

Более того, запланированная операция по трансформации общества, которая является миссией Ожидаемого Имама (мир ему), базируется на конкретной теологической платформе, имя которой – Ислам. Поэтому вполне естественно, что в своих действиях Вождь должен основываться на аутентичных исламских принципах, и именно в таком случае он сможет быть полностью свободной и независимой личностью, не подвластной влиянию со стороны той цивилизации, с которой ему предстоит сразиться в назначенный день. Таким образом, Ожидаемый Имам (мир ему) не похож на всех тех исторических деятелей, которые были рождены в лоне этой цивилизации и воспитаны в духе ее ценностей, и умы и чувства которых неизбежно носят на себе ее отпечаток. Очень часто такие люди не могут освободиться от культурных рудиментов данного общества в собственном сознании – даже в том случае, если они пожелают возглавить движение, ставящее своей целью подрыв ее основ.

Таким образом, для того, чтобы Ожидаемый Имам (мир ему) не подпал бы под влияние того общества, которое он должен трансформировать, необходимо, чтобы его личность была полностью сформирована на базе предшествующей ему цивилизации. Помимо этого, в основе его мировоззрения должны лежать именно те принципы, которые он будет утверждать в назначенный день, когда он возглавит своих сторонников.