Как мы можем поверить в существование Махди (мир ему)?

Теперь мы подошли к четвертому вопросу. Допустим, жизнь Ожидаемого Имама (мир ему) действительно была продлена, вполне возможно, что на него, пребывающего в Сокрытии, были возложены функции руководства в раннем возрасте, но почему мы все-таки верим, что такой человек вообще существует? Достаточно ли нескольких преданий, восходящих к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род) для того, чтобы с абсолютной достоверностью убедиться в существовании двенадцатого Имама (мир ему), несмотря на то, что такое предположение сопряжено с допущением ряда странностей и отклонений от естественного хода жизни? Как мы можем подтвердить, что Махди – это действительно существующая историческая личность, а не плод чьей-то выдумки, в которую поверили множество людей в силу ряда причин психологического свойства?

Ответ на этот вопрос таков. Упоминания о Махди (мир ему), Ожидаемом Имаме (мир ему), который изменит этот мир к лучшему, присутствуют в хабарах[9] (хадисах) Святого Пророка (да благословит Аллах его и его род) и имамов из числа Ахл аль-Бейт (мир им). Более того, подтверждения в пользу исламского происхождения доктрины махдавийата, вне всякого сомнения, имеются во многих религиозных текстах. Я насчитал более четырехсот преданий Пророка (да благословит Аллах его и его род), которые содержатся в суннитских источниках (они, в частности, приводятся в книге «Аль-Махди», принадлежащей перу моего дяди Сайида Садруддина ас-Садра, да помилует Аллах его праведную душу). Точно так же, существует большое количество хадисов об Имаме Махди (мир ему) и в шиитских, и в суннитских сборниках – всего более 6000 преданий (в данном контексте можно упомянуть труд шейха Лютфуллаха ас-Сафи под названием «Мунтахаб аль-асар фи-ль-Имам ассани ‘ашар» [Собрание хадисов о двенадцатом Имаме]). Иными словами, речь идет об очень большом объеме преданий – многим очевидным с точки зрения Ислама темам в хадисах, тем не менее, уделено куда меньше внимания.

Что касается конкретного воплощения идеи двенадцатого Имама (мир ему), то в нашем распоряжении имеется достаточно доводов, которые в целом могут быть разделены на две группы доказательств: исламские и научные. С точки зрения Ислама существование Сокрытого Имама очевидно. Исходя из научных позиций, мы можем подтвердить, что бытие Имама Махди (мир ему) – это не миф и не предположение, а реальность, подтвержденная исторической практикой. Если говорить об исламском обосновании махдавийата, то существуют сотни хадисов Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) и Имамов Ахл аль-Бейт (мир им), которые подтверждают, что Махди будет назначен Имамом, что он ведет свое происхождение от Пророка и его дочери Фатимы (мир ей), а также от девяти потомков аль-Хусейна (мир ему), и что у мусульман будет двенадцать легитимных халифов из рода Пророка.

Во всех упомянутых преданиях проводится основная мысль, что конкретно двенадцатый Имам из числа Ахл аль-Бейт (мир им) является Махди. Более того, сообщения об этом достигли огромного количества, несмотря на то, что имамы (мир им) принимали меры предосторожности, чтобы не произошло утечки информации о личности Махди (мир ему), ибо они хотели защитить своих непорочных преемников от возможных покушений на его жизнь и внезапных нападений. Однако широкое распространение данных хадисов не является единственным подтверждением в пользу их достоверности, более того, существуют конкретные достоинства и взаимосвязанность этих преданий, которые мы должны принять во внимание, утверждая об их достоверности. Есть хадисы Пророка (да благословит Аллах его и его род), согласно которым число имамов, халифов, амиров мусульман (в разных преданиях используются разные термины) – двенадцать. Некоторые авторы подсчитали, что существует более 270 хадисов, приведенных в известных суннитских и шиитских сборниках – таких, как «Сахих аль-Бухари», «Сахих Муслим», «Ат-Тирмизи», «Сунан Абу Дауд», свод Ахмада ибн Ханбала, и в дополнении к двум «сахихам» (Аль-Хаким, «Мустадрак ‘ала-с-сахихайн»).

Мы должны помнить и о том, что аль-Бухари, который собрал все эти хадисы, был современником Имама Хади и Имама ‘Аскари (мир им), что имеет очень большое значение, поскольку является подтверждением того, что предания от Пророка (да благословит Аллах его и его род), касающиеся личности Махди (мир ему), появились еще до рождения двенадцатого Имама (мир ему). Это не оставляет места для сомнений, поскольку ясно, что факт существования двенадцатого Имама никак не мог повлиять на появление этих записей в сборниках хадисов, поскольку вымышленные предания, приписанные Пророку (да благословит Аллах его и его род), являются или продуктом веяний конкретного времени, или подделкой, призванной оправдать возникшее положение вещей с точки зрения Ислама. Но хадисы о личности Махди (мир ему) были записаны и вошли в обиход до того, как на авансцену истории вышел двенадцатый халиф (мир ему), чему есть конкретные документальные подтверждения в виде книг, датированных временем до его рождения. Поэтому мы убеждены в том, что эти хадисы не обусловлены конъюнктурой, а являются Истиной от Аллаха, переданной тем, кто никогда не выдумывал ничего от себя (Святым Пророком). Именно ему принадлежит высказывание: «Истинно, халифов после меня – двенадцать».

Итак, единственной рациональной интерпретацией данного хадиса является точка зрения, согласно которой речь идет о цикле имамата, начавшемся с Имама Али (мир ему) и закончившемся на Имаме Махди (мир ему). С точки зрения научного подхода, который основывается на опыте исторического наблюдения, имамат Махди (мир ему) продолжался около семидесяти лет – и этот период получил название Малого Сокрытия (гайба ас-сугра). Чтобы это стало понятным для читателя, нам следует прибегнуть к небольшому описанию. Малое Сокрытие – это первая фаза имамата Ожидаемого Имама (мир ему). Начиная с того момента, когда его появление было предсказано, и заканчивая тем историческим этапом, когда он принял на себя данную миссию, он оставался сокрытым от окружающего мира, дистанцировался от актуальных событий – несмотря на то, что они волновали его ум и душу. Немаловажно, что это сокрытие началось внезапно и повергло широкие массы шиитов в некоторый шок, поскольку они привыкли к общению с Имамом (мир ему) своего времени, консультируясь с ним, спрашивая совета и решения по поводу насущных проблем. И когда двенадцатый Имам (мир ему) внезапно исчез, его сторонники почувствовали себя лишенными духовного и интеллектуального руководства. Данное событие могло бы стать причиной возникновения гигантского исторического обрыва преемственности, который бы привел к разрушению и дезинтеграции всей структуры шиитского движения. Поэтому был необходим период Малого Сокрытия, чтобы люди, составлявшие социальную базу шиизма, постепенно привыкли к такому положению дел и адаптировались к новой ситуации.

Поэтому во время Малого Сокрытия, когда Имам Махди (мир ему) уже ушел с политической арены, он, тем не менее, поддерживал связь со своими последователями через собственных делегированных представителей из числа тех своих сторонников, которые были наиболее благонадежны и которые выполняли посреднические функции между Имамом (мир ему) и адептами его линии.

В те времена представителями Имама Махди (мир ему) были четыре человека, заслужившие авторитет у широких масс за счет своей богобоязненности, набожности и честности:

1) ‘Усман ибн Са‘ид аль-Амри;

2) Мухаммад ибн ‘Усман ибн Са‘ид аль-Амри;

3) Абул-Касим аль-Хусейн ибн Рух;

4) Абул-Хасан Али ибн Мухаммад ас-Самури;

Эти четыре человека выполняли функции представителей Имама Махди (мир ему). Как только один из них умирал, другой занимал его пост сразу после того, как его кандидатура была утверждена Имамом (мир ему). Представитель Имама общался с шиитами, получал от них вопросы, адресованные Имаму (мир ему), и возвращался к ним с ответами – зачастую в письменной форме. Таким образом, массы, не входя с Имамом (мир ему) в визуальный контакт, испытывали успокоение и облегчение от того, что имели с ним опосредованный контакт.

Более того, они могли заметить, что на всех письмах – за время представительства всех четырех наместников в течение семидесяти лет – стояла одинаковая подпись. Последний представитель, ас-Самури, объявил о завершении периода Малого Сокрытия, в течение которого связь с Имамом Махди (мир ему) поддерживалась через его назначенных делегатов, и что отныне начался период Большого Сокрытия, в котором уже нет посредников между Имамом (мир ему) и шиитами. Эта перемена свидетельствовала о том, что все цели, поставленные в период Малого Сокрытия, были достигнуты, поскольку у шиитов выработался иммунитет против первоначального шока и ощущения потери в результате исчезновения Имама (мир ему). Наличие периода Малого Сокрытия способствовало тому, чтобы они привыкли к этой ситуации и постепенно приготовили себя к идее общего управления, осуществляемого от имени Сокрытого Имама. Назначенного представителя сменили справедливые муджтахиды[10] (законоведы, компетентные для вынесения самостоятельного суждения по вопросам исламского права), которые обладают глубоким пониманием религиозных и политических вопросов, касающихся жизни мусульманской общины с учетом перехода от Малого к Большому Сокрытию.