3. Последний из Непорочных (мир им)

Нет никаких сомнений в том, что Священный Коран является Откровением Аллаха, Велик Он и Славен, и что все мусульмане мира должны следовать его учению и наставлениям. Если кто-либо откроет Коран и пусть даже всего лишь пробежит глазами по его айатам, он обнаружит, что Книга Аллаха открывает ему взгляд на нечто неординарное, поразительное, устремленное в будущее, к концу этого мира. Священный Коран указывает на то, что миссия Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его род) заключалась в том, чтобы Религия Аллаха восторжествовала над иными вероучениями мира, и в определенный день эта священная цель будет полностью достигнута. Аллах говорит в Коране: «Он – тот, Который направил Своего Посланника с указанием Прямого Пути и религией Истины, дабы возвысить ее над всеми религиями вопреки желаниям многобожников» (9:33).

Мольба за скорейшее возвращении Имама Махди (мир ему)

Всевышний также сказал: «И записали мы в Псалмах (Забур) после того, как пришло Напоминание, что землю наследуют рабы Мои праведные» (21:105).

Земля, которая, подобно безжизненному телу, была исполнена разложения, энтропии и невежества, будет оживлена пылающим светом справедливости, как об этом сказано в Писании: «Знайте, что Аллах оживляет землю после ее смерти» (57:17).

В Священном Коране также есть такие айаты: «Обещал Аллах тем из вас, кто уверовал и совершал добрые деяния, что Он даст им в наследство Землю, как Он дал ее тем, кто был до вас, и усилит вашу религию, которую Он избрал для вас, и заменит ваш страх спокойствием. Они будут поклоняться Мне, не придавая Мне сотоварищей» (24:55).

Аллах также постановил: «Они хотят погасить Свет Аллаха своими устами, но Аллах завершит Свой свет, хотя бы и ненавистно это было многобожникам» (61:8).

Всевышний также сказал: «Мы желаем оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделаем их Имамами, и сделаем их наследниками» (28:5).

Это только немногие из тех ясных Божественных Знамений, которые приводятся в Коране. Исследовав эти айаты и десятки подобных им указаний, мы можем сделать вывод, что послание Ислама завершит свою миссию, когда реализуются все эти божественные предзнаменования. Все ложные учения и суеверия канут в небытие, и только Ислам, единственная истинная вера, станет религией жителей Востока и Запада. Несправедливость, угнетение, неравенство исчезнут с лица земли, а вместо этого повсеместно восторжествуют справедливость и равенство, которые являются основой мироздания. Царство назначенного Богом халифа[11] будет учреждено во всех уголках мира. Тогда воссияет Свет Руководства Аллаха, и власть на земле будет принадлежать только праведникам. Да, Коран сообщает нам Благую Весть о том дне, наступление которого с воодушевлением ожидают все мусульмане мира.

Помимо Корана, важнейшим и необычайно ценным источником Исламского знания являются высказывания Пророка (да благословит Аллах его и его род). В необъятном океане таких драгоценностей, которыми являются достоверные хадисы, есть упоминания о грядущем торжестве Царства Справедливости, которое будет учреждено посредством Божественной революции под руководством назначенного Аллахом Имама (мир ему), который выполнит эту священную миссию.

В предании, относительно достоверности которого соглашаются все мусульмане, приводятся слова Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род): «Даже если этому миру будет отведен всего один день до Дня Воскресения, Аллах продлит этот день, чтобы на Земле было учреждено правление человека из моего рода (Ахл аль-Бейт), который будет носить мое имя. Он наполнит землю миром и справедливостью после того, как она была исполнена несправедливости и тирании».

Этот бесценный хадис свидетельствует о том, что рано или поздно, одним способом или другим, но величественные Божественные обещания будут исполнены. На это есть указания в большинстве шиитских и суннитских источников.

И феномен Пророчества, и феномен имамата (руководства) являются результатом Божественного руководства, которое охватывает все сотворенное. Человечество постоянно нуждается в этом руководстве, которое приходит к нам путем ниспослания норм пророкам (мир им), которые направляют людей в сторону усовершенствования законов и улучшения человеческих нравственных качеств. Очевидно, что это совершенство и счастье было бы недостижимо для людей, если бы они не были одарены ими, и человечество погрузилось бы в пучину бессмыслицы и чувства тщетности всего существующего. Однако Аллах ничего не создал понапрасну.

Иными словами, несмотря на то, что люди обжили Землю и адаптировались к ее условиям, они бы хотели, чтобы их социальная жизнь была наполнена счастьем в подлинном смысле этого слова, доведенном до своего логического конца. Если у человечества объективно не существовало такой потребности, подобное стремление не было бы зафиксировано на уровне внутренней природы человека (т.е. его фитры[12]), точно так же, как если бы на земле не было пищи, то не было бы никакого смысла в голоде (поскольку человек понимает, что такое голод, когда он сравнивает состояние сытого и лишенного еды), а если бы не было воды, то не существовало бы и жажды, а если бы не было потребности в воспроизведении новых поколений, то и не возникло бы сексуального влечения между мужчиной и женщиной.

Поэтому, раз у человека есть внутренняя потребность в справедливости, непременно наступит тот день, когда в мире восторжествует мир и спокойствие, когда люди будут исполнены добродетели и совершенства. Такое положение дел будет достигнуто человеческими усилиями, но с Божьей Помощью. И руководитель такого справедливого общества в исламских преданиях носит имя Махди (то есть Ведомый).

В разных религиях мира (как в Небесных, так и в других – таких, как индуизм, буддизм, зороастризм, иудаизм, христианство и Ислам) – есть учение о грядущем пришествии Спасителя всего человечества. Эти религии ясно описывают признаки его прихода, хотя в некоторых аспектах между указанными традициями действительно существуют весомые разногласия в данном вопросе, которые могут быть выявлены путем вдумчивого сравнения упомянутых конфессий.

Тем не менее, в понимании роли Махди (мир ему) у всех этих религий есть некая общая установка: «Человек, который придет для того, чтобы избавить Землю от зла». Каждая традиция, впрочем, предлагает свой собственный путь к достижению этой цели. Наименьшее, что должен сделать человек (вне зависимости от собственной конфессиональной принадлежности) – принять то, на чем сходятся ВСЕ религии мира. Даже это является достаточным основанием для того, чтобы уверовать в приход Махди (мир ему). Так, во всех рассматриваемых нами традициях спаситель, который придет в конце истории – это один-единственный человек. Данная идея присуща всем конфессиям. Однако все религии прошлого подверглись длительному процессу их искажения, и лишь Ислам стал гарантией сохранения Религии Аллаха в ее первозданном виде. Так, путь к этому описан в хадисах Пророка (да благословит Аллах его и его род), посвященных приходу Имама Махди, да будет мир с ним (и, разумеется, в пророческих преданиях также указано, что Иисус (мир ему) вернется в качестве сторонника Махди (мир ему)).

В суннитских и шиитских источниках приводится множество хадисов Святого Пророка (да благословит Аллах его и его род), касающихся появления Имама Махди (мир ему). В частности, в этих преданиях указывается, что он (мир ему) будет из рода Пророка (да благословит Аллах его и его род), и что с его появлением человеческое общество достигнет совершенства и всей полноты духовности. Кроме того, существует много других хадисов, согласно которым Махди (мир ему) является сыном одиннадцатого Имама аль-Хасана аль-‘Аскари (мир ему), и что после того, как он (мир ему) родится, он уйдет в долгосрочное сокрытие (то есть исчезновение, незаметную для окружающих жизнь среди людей, которые его (мир ему), тем не менее, не видят), а затем выйдет из него с тем, чтобы наполнить мир справедливостью после того, как он был исполнен несправедливости и тирании.

В хадисе Святого Пророка (да благословит Аллах его и его род), переданном Повелителем правоверных Имамом Али (мир ему), сказано: «После меня у вас будет двенадцать Предводителей, первый из которых ты, о Али, а последний будет Восстающий (аль-Ка’им), который, с милостью Аллаха, одержит победу над всем миром, над востоком и западом».

Имаму Али ар-Риде (мир ему) – Восьмому Имаму – принадлежат следующие слова: «Имамом после меня станет мой сын Мухаммад, затем – его сын Али, а потом – его сын аль-Хасан, а после аль-Хасана – его сын Худджат аль-Ка’им (несущий в себе доказательство Аллаха и восстающий), которого будут ожидать во время его сокрытия и подчиняться ему, когда он появится. Даже если миру останется существовать всего один день, Аллах продлит этот день настолько, чтобы он пришел и наполнил мир справедливостью, точно так же, как до этого она была исполнена несправедливости. Но когда же [это произойдет]? Что касается признаков Часа (его появления), то мой отец часто повторял хадис, восходящий через всех нас [то есть Непорочных Имамов (мир им)] к Али (мир ему), который спросил у Святого Пророка: «О, Посланник Аллаха, когда в мир придет Восстающий (Аль-Ка’им) из твоего Рода?» Он ответил, что с его приходом дело обстоит так же, как и с Часом (Днем Воскресения). «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание о нем принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно» (7:187).

Муса аль-Багдади передал от одиннадцатого Имама Хасана аль-‘Аскари (мир ему) следующее: «Я знаю, что после моей смерти между вами появятся разногласия относительно того, кто станет Имамом после меня. Тот, кто принимает всех Имамов после Посланника Аллаха, однако отвергнет моего сына, подобен человеку, который признает всех пророков, но отрицает Божьего Пророка Мухаммада, да будет с ним мир и благословение. А если кто-либо отвергает Посланника Аллаха (Мухаммада), тот словно отрицает всех пророков, ибо подчинение последним из нас подобно повиновению первым из нас, и отрицание последних из нас аналогично отрицанию первых из нас. Но будьте осторожны! Истинно, когда мой сын уйдет в сокрытие, все люди впадут в сомнение относительно него, за исключением тех, кого Аллах защитит от этого».

Существуют сотни хадисов Пророка (да благословит Аллах его и его род) об Имаме Махди (мир ему), которые зафиксированы как в шиитских, так и в суннитских сборниках. Огромное количество религиозных ученых, представители всех исламских богословско-правовых школ, независимо друг от друга написали книги о Махди (мир ему), Имаме Времени, руководствуясь этими хадисами. Количество работ на эту тему исчисляется десятками томов. Таким образом, вера в Имама Махди (мир ему) не является эксклюзивно шиитской доктриной, ее признают и суннитские ученые.