4. Мимолетные явления Имама Махди (мир ему) своим последователям

О тот, кому воздают почесть уверовавшие!

О тот, кто унизит врагов Аллаха и Пророка (ДБАР)!

О, Доказательство Аллаха на Земле!

О, Абу Салих аль-Махди, да приблизит Аллах твое пришестие!

Это всего лишь очередное скромное обращение к тебе, хотя ты и находишься в Сокрытии. Мы не находим себе места из-за твоего обособления от нас, и многое еще остается невысказанным. Бесчисленное количество слов, обращенных к тебе, не дошло до тебя, множество куплетов о тебе не спето, не поддающееся подсчету число военных песен – не прозвучало. Наши слова находят свое воплощение в наших слезах. Наши глаза стали языком нашей мольбы о твоем пришествии. Панорама человеческой истории открывается нашему взору, и те, которые ожидают твоего возвращения, все еще охвачены беспокойством. Станем ли мы свидетелями твоего успешного возвращения после того, как вознесем к Всевышнему нашу просьбу о нем?

Взволнованным взором мы пристально смотрим на дверь завтрашнего утра, чтобы увидеть в нем отблески твоего светлого лица. О, Аллах, не продлевай и без того столь длинного сокрытия – ради тех, которые ждут тебя, с твердой уверенностью и непоколебимыми намерениями, чистые и телом, и душой.

С именем Аллаха на наших устах и с памятью о последнем преемнике (мир ему), они облачены в ихрам[13], с нетерпением обращая свои взоры к обещанному месту сбора твоего войска…Все они готовы внимать призыву своего Имама (мир ему)…

Начало духовного странствия

Предполагаемый день празднования рождения нашего Имама Времени (мир ему) обновил в нас стремление узнать о нем больше. Принимая его любовь, мы начинаем пересекать долину его величия. Мы приносим в своем сердце поминание его имени в этот мир знания и света, и готовим самих себя к нашему странствию.

Ты – странник в этом духовном путешествии. Провизия для твоего пути – это искренность, помощником тебе является Аллах, а руководителем – приближенный раб Его.

Этот путь пролегает внутри самого тебя. Каков же результат этого странствия и переселения?

Это – спрос, который мы предъявляем самим себе. Учитывая те обязанности, которые на нас возложил Имам Времени (да сделает нас Аллах мучениками из числа его воинов!), и мы взяли на себя обещание выполнять их.

Это – такие обязанности, к которым мы совершенно невнимательны, и полнейшее пренебрежение ими гневит Аллаха и расстраивает нашего Имама (мир ему). Ведь он (мир ему) выражает свое огорчение в своих мольбах, обращенных к Аллаху.

Пришло время, чтобы возвестить всему миру об Имаме Махди (мир ему), чтобы призвать людей встать под знамена его духовной революции, чтобы создать подходящие условия для его возвращения, в результате которого он (мир ему) наполнит землю благоуханием своего прихода и принесет в этот мир надежду на то, чтобы в саду его Всемирного Царства расцвела истинная вера. Справедливость и знание приобретут всеобщее распространение. Это – всего лишь некоторые следствия его (мир ему) прихода, которые становятся все более зримыми для нас в благословенный день рождения Имама Махди (пусть сделает нас Всевышний мучениками из числа его воинов!), иншаАллах.

Мы открываем нашу дискуссию словами Имама (мир ему), и те слова, которые исходят из его души, навсегда останутся в наших сердцах. Таким образом, мы можем обрести уверенность, что Святой Имам (мир ему) – с нами. Именно он (мир ему) помогает нам в эту эпоху трудностей и хаоса, он (мир ему) руководит нами и заботится о нас.

«Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного.

Пусть Аллах защитит нас от зла этого мира. И пусть Аллах облагодетельствует нас, даровав нам непоколебимость духа, и убережет нас от ужасного конца.

У некоторых из вас возникли сомнения относительно религии. Мы получили известия об этих сомнениях, которые они затаили в своей душе по поводу Распорядителя их дел.

Это подействовало на меня удручающе, и я забочусь не о себе, а о вас. Потому что Аллах с нами, и мы не нуждаемся ни в ком, кроме Него. И Истина с нами. Следовательно, мне нисколько не навредит то, что кто-либо из вас выйдет из подчинения нам и начнет отрицать наше руководство…

О люди! Почему вы пребываете в сомнении и неуверенности? И почему же, будучи охваченными замешательством и изумлением, вы сочли это поводом для колебаний? Разве вы не знаете, что Аллах Всемогущий сказал: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти из вашего числа»?

Разве вам не известно, что, согласно хадисам и высказываниям ваших предыдущих Имамов (мир им) и вашего настоящего Имама мы все столкнемся с разнообразными бедствиями?

Неужели вы не видите, что со времен Адама (мир ему) до той эпохи, в которую жил Имам Хасан аль-‘Аскари (мир ему) Аллах всегда указывал вам путь в ковчег спасения? Аллах также дал вам ясные знаки, чьего руководства искать, чтобы ступить на его палубу посредством их руководства…И как только одна звезда гаснет, на небе восходит другая звезда.

Неужто вы полагаете, что после смерти Имама Хасана аль-‘Аскари (мир ему) Аллах не позаботился о вашей религии и оставил вас без связующей нити, которая соединяет Его с его созданиями?

Нет! Это не так. Эта нить не оборвется до дня Восстания и возвращения Довода Аллаха, хотя бы это и вызывало отвращение у неверных.

Имам Хасан аль-‘Аскари (мир ему) покинул этот мир, оставшись верным Прямому Пути. Однако, подобно его предшественникам (мир им), он оставил после себя известное указание на своего наследника из нашего числа. И никто, за исключением очевидно неверующих и тиранов не спорит с нами относительно возвышенного положения имамата. И ни один человек, за исключением отвергнувших Истину безбожников, не претендует на этот высокий пост.

Если бы в этом не было опасности выхода из повиновения Аллаху и раскрытия Его тайн, мы бы заявили о своем праве на руководство вами так громко, что вы поразились бы этому, и от всех ваших сомнений не осталось бы следа. Но то, что пожелал Аллах Всемогущий и что начертано Им на Лаух-аль-Махфуз (Хранимой Скрижали), должно быть исполнено.

Поэтому вы должны бояться Аллаха и довериться нам. Поручите решение всех своих дел нам, потому что любое благо достигает человека через следование нам. Не стремитесь узнать обо всем, что сокрыто от вас, и не сворачивайте с Прямого Пути. Продолжайте равняться на общину, придерживающуюся середины.

Пусть вашей целью станет приверженность нам, а вашим путем – тот, который ведет к нам. Я дал вам советы относительно того, что необходимо для вас. И Всевышний Аллах является Свидетелем для меня и для вас.

Если бы мы не любили вас и не заботились о вашем успехе и вашем спасении, мы бы прервали общение с вами.

Да благословит Аллах Святого Пророка Мухаммада!»[14]

Давайте поразмыслим над этими бесценными словами Имама Замана (да сделает нас Аллах мучениками из числа воинов его армии!) и зададим себе вопрос: кому Имам (мир ему) адресовал эти строки? Касаются ли они исключительно группы жителей Кума, которые написали письмо с вопросом Имаму (мир ему) в период Малого Сокрытия? Или же его (мир ему) письмо предназначено всем людям, живущим во время Гайбата (Сокрытия)?

Разве споры и отклонения возникали только в ту эпоху, или же они свойственны всем временам? Не поражают ли и нас порой эти недуги? В таком случае, данное послание Святого Имама (мир ему) адресовано всем тем людям, которые несут на своих плечах многочисленные трудности периода Сокрытия. Почему же нам не объединиться под руководством его Светлости и не начать исповедовать нашу религию в обществе в динамичном и эффективном ключе?

Вдумайтесь в то, насколько глубокими по своему смыслу являются следующие строки письма Имама (мир ему):

«Мы осведомлены обо всех ваших делах, и ничего не остается скрытым от нас. Мы также знаем о тех ошибках, которые вы со временем стали совершать, когда большинство из вас потянулось к неблаговидным делам, которых избегали ваши праведные предшественники.

И с течением времени вы уклонились от вашего договора, как будто бы никогда не заключали его. Мы не перестаем заботиться о вашем благополучии, и память о вас никогда не покидает наше сердце. Если бы это было так, бедствия бы обрушились на вашу голову, и ваши враги сокрушили бы вас.

Страшитесь Аллаха, помогайте нам, ищите нашего руководства и помогите себе в том, чтобы освободиться от оков того зла, в которое вы погрузились»[15].

Закономерно ли, что в чистом сердце любящего нас Имама (мир ему) появилась печаль, потому что он (мир ему) ни на минуту не забывает о своих последователях и расстраивается по причине наших дурных нравов и скверных поступков, потому, что мы нарушили наш договор с ним (мир ему)? Ведь на тех, кто желает заслужить внимания и симпатии со стороны Имама Махди (мир ему), лежит обязанность укреплять в себе стойкую решительную приверженность договору с Имамом (мир ему). Им следует оберегать свою духовную связь с Имамом (мир ему) от осквернения собственными недостойными делами и своей распущенностью. Они должны также прислушаться к полным горечи словам Имама (мир ему): «Если наш шиит (пусть Аллах дарует ему успех (тауфик) в подчинении Своему Господу) был стойким в приверженности этому договору, наша встреча с ним не заставит себя долго ждать. Причиной того, что мы держим дистанцию с ними, заключается в том, что есть среди них группа людей, чьи нравы отвратительны для нас».

Мы сами заинтересованы в том, чтобы осознать одну простую вещь: барьер между Имамом (мир ему) и нами существует из-за нас самих. Он (мир ему) до сих пор находится в сокрытии из-за наших неприемлемых для него нравов. Путь к цели нам ясен. Нам предельно четко разъяснены наши обязанности. Указания Имама Времени (мир ему) доведены до нас, и мы должны ими руководствоваться.

Нам необходимо очистить наши души и примером своей праведной жизни воззвать к Имаму (мир ему), чтобы он вернулся к нам. Днями и ночами мы должны ожидать его, стоя на Прямом Пути, для того, чтобы революция, которую он (мир ему) возглавит, увенчалась успехом. Это – приказ от самого Имама (мир ему).

«И ожидайте возвращения (фарадж) утром и вечером» (Имам Джа‘фар ас-Са́дик (мир ему), «Гайбат-е-Нумани», стр. 158)

«День и ночь надейтесь на то, что придет час правления вашего руководителя, ибо каждый день ему бросают новый вызов, и одни лишь мольбы о его приходе не освобождают вас от исполнения ваших обязанностей» (Имам Джа‘фар ас-Са́дик (мир ему), «Микйал аль-Макарим», том 2, стр. 157)

Будьте готовы к тому, что он (мир ему) будет направлять вас в вашей борьбе. Если у вас не хватит Имана[16] помнить об этом каждую минуту, то, по крайней мере, молитесь Всемогущему Аллаху за его (мир ему) приход каждую пятницу. Следующие слова всегда должны быть на ваших устах:

«О, наш Вождь, о, Имам Времени. Да благословит Аллах тебя и Людей твоего Дома (Ахл аль-Бейт, мир им). Сегодня пятница – твой день. Это день твоего возвращения. Верующий достигнет блаженства и счастья, когда ты своей рукой поразишь неверных»[17].

«Нам было обещано, что именно в пятницу ты вернешься и осуществишь успешную революцию. Все, что нам передано о тебе, не является невозможным. «Махди – один из нас. Скоро Аллах растянет время [до Судного Дня], чтобы он выполнил возложенное на него дело»[18]»

Несомненно, море чудес Аллаха не имеет берегов, у неба Его милости нет горизонта, и невозможно вообразить себе где, заканчивается океан Его Покровительства.

Приближенные (авлийа) к Нему Имамы обладают возвышенными качествами. Они (мир им) являются живыми образчиками величия и чудес, возвышенности чувств и милосердия, и им присуща отвага, величия, их существование экзистенциально подлинно.

Имам Заман (мир ему) является членом этой благородной и достойной всевозможной похвалы семьи. В силу определенных причин он (мир его) находится в Сокрытии. И хотя мы не можем видеть его (мир ему), он присутствует среди нас, помогая верующим и направляя их на истинный путь. В этом смысле он (мир ему) не является отсутствующим. Его имамат не прекращается: он (мир ему) постоянно выполняет свои функции руководителя и остается вождем сыновей шариата – верующих. Его сострадание и забота всегда с общиной Святого Пророка (да благословит Аллах его и его род).

Вне всякого сомнения, Имам Махди (мир ему) является Верховным Имамом уммы, живым образцом Руководителя, воплощающим истинный шариат. Его существование – основа для подлинного руководства. Продление его (мир ему) жизни является залогом существования пространственно-временного мира.

Тем не менее, в условиях Сокрытия Имама (мир ему) у него возникла необходимость в том, чтобы доверить толкование законов шариата исламским законоведам (факихам). Такими правоведами могут стать только обладатели определенных качеств (таких, как набожность и справедливость), и в случае возникновения новых проблем и вопросов эти законоведы устранят колебания людей и вынесут конкретное правовое решение на основании достоверных источников. Таким образом, обычные люди могут найти для себя выход в следовании этим законоведам в вопросах исламского права.

Итак, видимое руководство было доверено законоведам, которые соответствуют критериям, которые выдвинул в отношении них Имам Джа‘фар ас-Са́дик (мир ему):

«Если кто-либо из факихов подчинил себе свои страсти и желания (то есть он в состоянии преодолеть их и избавиться от них путем постоянного самоконтроля) и является защитником своей религии и преданным приверженцем заповедей Имамов (мир ему), в таком случае люди обязаны следовать его вердиктам. И этим требованиям будут соответствовать некоторые шиитские улемы, однако, не все»[19].

Имам Махди (мир ему) сказал о них:

«Новые проблемы должны решать те, кто доносит до людей наши наставления. Воистину, они являются моим Доводом для вас, а я являюсь Доводом Аллаха для них. Тот, кто отвергает этих ученых, отвергает и нас, а отрицание нас равносильно отрицанию Аллаха» [20].

Очевидно, что в период Сокрытия возникло множество новых проблем. История Сокрытия насыщена случаями возникновения прецедентов и явлений, не имевших места ранее. Наука исламского права включает в себя весь процесс и методы выведения исламских законов. Она не сводится только к разъяснению смысла айатов Священного Корана и преданий Святого Пророка (да благословит Аллах его и его род) и имамов (мир им). Словарное значение слова «факих» – это «человек, обладающий глубоким и исчерпывающим пониманием конкретной проблемы». Кроме того, он должен быть способен к изучению исламских наук и обладать честностью.

Согласно исламской терминологии, «фукаха» (множественное число от «факих») – это люди, которые являются специалистами в области выведения исламских законов из их источников, обладающие способностями к постижению наук и высокой нравственностью. Обычные люди должны обращаться к ним со своими вопросами и следовать им (таклид) в решении своих правовых проблем.

Исходя из теологической подоплеки таклида, становится ясно, что в нашей практической жизни мы должны подчиняться вердиктам законоведа, который отвечает предъявляемым к нему требованиям. Непорочные Имамы (мир им) приказали нам делать это. Мы следуем этому указанию, признавая авторитет факихов.

Здесь необходимо подчеркнуть, что, несмотря на все свои полномочия, факихи не предоставлены самим себе. Авторитет Имама (мир ему) является для них маяком, который указывает им правильный путь, потому что Имам Заман (мир ему) сказал: «Потому что они (факихи) являются моим доводом для вас, а я служу доводом Аллаха для них».

Ничто не мешает Имаму (мир ему) помогать факихам и направлять их, равно как и обыкновенных людей, когда у них есть нужда в этом. Время от времени Имам Махди (мир ему) в той или иной форме являлся к некоторым особо праведным муджтахидам, у которых возникали затруднения и которые звали его (мир ему) на помощь.

Здесь мы опишем несколько случаев, когда Имам (мир ему) открыто помогал факихам и некоторым обычным людям. Читая об этих эпизодах, мы сможем зажечь в своем сердце свет участившегося поминания о приходе Его Светлости Махди (мир ему). Таким образом мы приблизимся к его благородной личности. С другой стороны, эти случаи свидетельствуют о том, что Его Светлость (мир ему) осведомлен о состоянии нынешнего общества и положении людей в нем, и, как только у них возникнет конкретная проблема, Имам (мир ему) может помочь конкретному человеку, если на то будет воля Всевышнего Аллаха.

Мы живем с надеждой, что мы войдем в число приближенных к пророческому роду Ахл аль-Бейт (мир им) соразмерно нашей любви к ним, мы молимся о том, чтобы мы были причислены к той отмеченной особой милостью аудитории, которая получила благословение от Имама (мир ему).

Прежде, чем начать наше повествование об упомянутых случаях, мы обратим внимание на их некоторые общие аспекты.

Во-первых, эти случаи служат безусловным доказательством того, что даже во время Сокрытия Имам (мир ему) присутствует среди нас, вдохновляя ученых-муджтахидов и простых людей на поиск правильных решений. Речь идет о таких эпизодах, когда Имам (мир ему) помогал всем им, не контактируя с ними непосредственно. Тем не менее, эти случаи опосредованного явления Имама (мир ему) отдельным людям является великим Знамением Аллаха.

Мы можем лишь читать об этих случаях до тех пор, пока Всемогущий Аллах не прикажет ему выйти из Сокрытия и избавить людей от печали и бедствий, и освободит их от затруднений. Все это зависит от великодушия Имама (мир ему) и воли Всевышнего Аллаха, когда Он разрешит Махди (мир ему) выйти из Сокрытия.

Во-вторых, не следует думать, что созерцание Имама (мир ему) помогло и вдохновило только тех людей, о которых мы расскажем в нашей книге. С другой стороны, не все ученые удостаивались такой чести, чтобы видеть Имама (мир ему) в собственных озарениях. Огромное количество людей имели опыт контакта с Имамом (мир ему), однако они не поняли этого, и эти случаи не зафиксированы в истории.

В рамках небольшой статьи возможно упомянуть только о части таких случаев. Тот, кто объят стремлением увидеть Имама (мир ему) и искренне любит его, могут обратиться к специальным исследованиям на данную тему.

Важно отметить, что все эти случаи не противоречат указаниям самого Имама (мир ему), который исключил возможность встречи с ним во время Большого Сокрытия. «Встреча» в контексте данных преданий означает контакт с Имамом (мир ему) по собственной воле человека. В предании имеются в виду те люди, которые утверждают, будто бы встречаются с Имамом Махди (мир ему) тогда, когда они пожелают. Эти люди лгут, пытаясь выдать себя за мнимых представителей Имама Махди (мир ему). Однако в категорию таких лжецов не входят люди, к которым Имам (мир ему) явился по собственной воле и по своему желанию. Они не приписывают себе функций наместников Имама (мир ему). Эти люди считали внимание, уделенное им со стороны Имама (мир им), проявлением его особой благосклонности к ним. И это является одним из ключевых пунктов шиитского вероубеждения.

Мы хотим обратиться и к тем, кто охвачен особым скепсисом по поводу возможности таких контактов и считает, что они крайне маловероятны. Надо сказать, что их мышление настолько же косно, как и мировоззрение материалистов. Такие люди погружены в невежество и отказываются поверить в то, каким могуществом Всевышний Аллах наделил Своего представителя.

Нет ничего невозможного для Всемогущего Аллаха, Который защитил Ибрахима (мир ему) от огня Нимрода и заставил море разойтись перед Мусой (мир ему), а также наделил ‘Ису (мир ему) способностью оживлять мертвых. Всевышний сделал так, чтобы Нух (мир ему) прожил 950 лет прежде, чем наступил потоп. Он ниспослал Коран Святому Пророку (да благословит Аллах его и его род). Он способен сделать так, чтобы Имам (мир ему) имел силу и способность совершать удивительные вещи.

Это указание, обращенное к нам – осознать щедрые дары Аллаха Имаму Заману (мир ему) и его величие. Мы не должны колебаться, напротив, нам следует посеять семена надежды в самых глубочайших закромах наших сердец. Мы должны горячо желать прихода благородного Имама (мир ему), потому что он один из тех, к кому Аллах Всевышний проявляет безграничную милость.

«О сыны мои! Ступайте и разузнайте о Йусуфе и его брате и не отчаивайтесь в утешении Божьем. Поистине, отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие!» (12:87)

В Священном Коране также говорится:

«А те, кто отчаивается в милости Господа своего, те – из заблудших» (15:56)

Пусть наши сердца овеет бриз бесконечной Милости Аллаха, и пусть не проникнет в них яд безнадежности и отчаяния, которым их отравляет шайтан.

Давайте посмотрим, что же это за знамения.