Фетва[35], запрещающая ввоз табака

Великий аятолла Мирза Мухаммад Хасан Ширази (1230-1312) был выдающимся ученым, обладающим статусом марджа’ ат-таклид[36]. Он стал широко известен благодаря своей фетве, запрещающий ввоз табака. Этот вердикт угрожал интересам могущественных западных стран. Аятолла Ширази был преданным приверженцем шиизма и успешно противостоял всесторонней экспансии со стороны Запада.

Аятолла Ширази жил во времена правления династии Каджаров, когда правящая верхушка была ни чем иным, как марионеткой в руках Британии. В этот период иностранцы обладали монополией на банковские операции, строительство железных дорог, трамвайных линий, конструирование паровозов, добычу полезных ископаемых и леса.

В то время Ост-Индская Компания поставила Иран в полную зависимость от себя. Она беззастенчиво подкупала всевозможные иностранные компании и позволила им высасывать кровь простых людей. Именно тогда процветал достигший одиозных размеров импорт табака в Иран по выгодной для англичан цене. Таким образом, коренное население Ирана было вытеснено из этой экономической сферы, и наступил период депрессии.

Началась война. Улемы восстали, в большинстве городов наступил экономический кризис. Люди полностью разорились, и это создало благоприятную почву для агитации со стороны религиозных деятелей. Набожные и сведущие ученые взяли на себя ответственность за руководство народом и, считая себя истинными последователями Имама Махди (мир ему), издали вошедшее в историю постановление:

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! С сегодняшнего дня использование табака в каких бы то ни было целях равносильно объявлению войны Имаму Заману (мир ему)»[37].

Этот лаконичный приказ был подобен острому ножу, вонзившемуся в тело врага, и целебной мази для раненого населения. Тогдашние враги Ирана – будь то Британия или Россия – которые подкупили правительство, получили такой горький урок, что даже если бы люди снова погрузились в благодушно-умиротворенное состояние, они бы не осмелились вновь проводить столь же активную экспансию[38].

Давайте узнаем – какую же роль сыграл в издании этой фетвы Имам Времени (мир ему), который проявил свое особое расположение к аятолле Ширази?

Сейид[39] Хусейн Хаири-младший, племянник Сейида Мухаммада Фишарики (да будет Аллах доволен им), упоминает о том, что после издания антитабачной фетвы к Мирзе начали приходить тысячи писем и телеграмм изо всех концов страны. Во всех них люди высказывали разные точки зрения. Некоторые последователи аятоллы Ширази предостерегали его, что власти Британии попытаются отомстить ему, что может закончиться мученичеством Мирзы. Некоторые поддержали фетву и требовали ее максимально форсированного исполнения. Около дома Мирзы проходили публичные митинги. Различные ученые и интеллектуалы обсуждали все доводы «за» и «против», а также излагали свой взгляд на проблему в письменном виде. Мирза обычно принимал меморандумы этих митингов, а затем удалялся в свой личный каибнет, чтобы изучить их.

Шли дни, но Мирза не предпринимал никаких действий. Однажды ученик Мирзы по имени Сейид из числа сторонников его фетвы начал испрашивать его разрешение на проведение специального митинга, приуроченного к изданию этой фетвы. В первую очередь он призывал Мирзу пренебречь разницей между правом учителя и правом ученика. Когда он получил это разрешение, он опечалился и серьезно промолвил: «Чего вы ждете? Вы боитесь, что Вас убьют? Это будет большой честью для всех нас, если наш учитель примет мученическую смерть, защищая религию».

Когда Сейид закончил говорить, Мирза пояснил: «Я еще не все написал из тех научных трудов, которые хотел бы завершить. Сегодня я был в святом месте. Когда я увидел излучающее свет лицо Имама (мир ему), я написал фетву и быстро издал ее»[40].

Об этом случае стало известно со слов Сейида Хусейна Хаири-младшего, который был заслуживающим доверия ученым. Безусловно, Имама (мир ему) нетрудно найти, когда его преданному стороннику нужна помощь – и разве он мог предать свою общину? Разве он (мир ему) не сказал: «Поистине, мы никогда не пренебрегаем вашими делами и никогда не забываем о том, что вы помните о нас».