Спаситель

Для того чтобы мы узнали Ожидаемого Имама (мир ему), мы должны обладать полноценными знаниями о нем. Благодаря этому мы не ошибемся и не примем за Имама (мир ему) очередную марионетку каких-либо властей, которые каждый день запевают новую песню, чтобы подорвать и внести диссонанс в удивительную поэтику ожидания. Нас не должны сбить с толку вычурные речи невежественных и самовлюбленных людей, которые называют наше ожидание Имама (мир ему) «тенью религиозных предрассудков», из-за чего надежда в сердцах людей сменяется отчаянием, а это способно привести нас к поражению.

Наш Имам (мир ему) – двенадцатый, последний Вождь, сын Имама Хасана аль-‘Аскари (мир ему). Он родился в середине месяца ша‘абан в 255 году хиджры. Его благословенной матерью была Наргис (мир ей), византийская принцесса, которая приняла Ислам и стала женой Имама аль-‘Аскари (мир ему).

На траурных церемониях, во времена бедствий подлинные и великие Имамы (мир им) шиитов давали своим друзьям разъяснения относительно признаков возвращения Имама (мир ему). Когда Имам Хасан Муджтаба (мир ему) был вынужден подписать соглашение с Муавией, в ответ на упреки некоторых людей он обрисовал причины, о которых невежественные люди не были осведомлены и исходя из которых этот ход был правильным. В частности, Имам Хасан (мир ему) сказал:

«Неужели вы не знаете, что не было и не будет ни одного Имама, которого не вынудили бы пойти на соглашения с высокомерными людьми своей эпохи, за исключением Сокрытого Имама, за которым совершит свою молитву Иисус? Поистине, Всевышний Аллах сделает его рождение тайным от людей и укроет его от них так, что ему не придется приносить присягу никому. Знайте, что он потомок Хусейна в девятом колене, сын благороднейшей пленницы. Господь дарует ему длинную жизнь во время его Сокрытия, а затем, благодаря Своему могуществу, позволит ему появиться. Он будет выглядеть как молодой мужчина в возрасте под сорок лет, и будет живым знамением того, что Аллах Мощен над всякой вещью».

Поскольку на все воля Всевышнего, Имам Махди (мир ему) был защищен от вреда своих врагов и в будущем не утратит возможности выполнить свою великую миссию – учредить всемирное правление, основанное на справедливости. Он был сокрыт от взоров людей в 260 году хиджры, когда его отец, Имам аль-‘Аскари (мир ему) принял мученическую смерть. Имам Махди (мир ему) совершил погребальную молитву над его телом. Причиной сокрытия стало то, что тиранические правители Аббасидского халифата были осведомлены о преданиях Пророка (да благословит Аллах его и его род) и предыдущих имамов (мир им), в которых говорилось, что Двенадцатый Имам (мир ему) сокрушит всю систему, основанную на зле, угнетении и всевозможных преступлениях. Поэтому они жаждали убить его, и после окончания похорон Имама Хасана аль-‘Аскари (мир ему) их приспешники ворвались в его дом, чтобы убить его сына… Однако его там уже не было.

Имам Махди (мир ему) был сокрыт от глаз людей начиная с того дня в течение семидесяти лет, и только избранным из числа шиитов Имама (мир ему) было позволено встречаться с ним и делиться с Махди (мир ему) своими проблемами и сложностями. Эти люди стали избранными представителями Имама (мир ему), а тот семидесятилетний период в истории шиизма получил название эпохи Малого Сокрытия.

На протяжении всех этих десятилетий злоумышленники пытались войти в контакт с Имамом (мир ему), чтобы искажать его слова и дезориентировать людей. По этой причине Имам (мир ему) собственноручно написал письмо, которое он передал своему четвертому представителю. В этом послании Его Светлость (мир ему) уделил внимание вопросу о прямой связи с ним и объявил, что прекращает любое общение с людьми вплоть до своего возвращения.

Начался период Большого Сокрытия, во время которого Имам (мир ему) живет среди людей инкогнито. В шиитских преданиях сказано, что в это время он ходит на базар, ступает по тем же коврам, что и люди, и они видят его – однако не узнают, в то время как он и видит их, и знает, кто они такие, подобно Йусуфу (мир ему) и его братьям. Когда Йусуф был правителем Египта, люди общались с ним, однако не знали, кто он на самом деле, в то время как Йусуф (мир ему) знал их всех.

Во время Большого Сокрытия Имам Мухаммад ибн Хасан (мир ему) защищает религию в случае необходимости, выдавая себя за обыкновенного человека, решает проблемы шиитского сообщества и, если в этом есть особая нужда, он тайно представляется какому-нибудь особо заслуживающему доверия шииту, который способен сохранить их общение в тайне и исполняет приказы Имама (мир ему). Именно знание о том, что Имам Махди (мир ему) живет с нами и вмешивается в наши дела, вселяет в шиитов необыкновенную отвагу, и они отчаянно сражаются с царством лжи, сколь бы сильным оно ни было. Их состояние напоминает то, которое описывал Имам Али (мир ему):

«Благодаря присутствию Пророка на поле битвы во время ее тяжелейших минут, мы не поворачивали вспять и продолжали сражаться до победного конца».

В период сокрытия Имама (мир ему) шииты точно так же действуют в соответствии с религиозными вердиктами, как и во времена жизни предыдущих Имамов (мир им). Это означает, что во время отсутствия Имама (мир ему) люди, согласно его приказу, должны подчиняться решениям какого-либо из честных и компетентных религиозных ученых, и получать знания от него. Поскольку большинство из них в своей жизни никогда не встречались с Имамом (мир ему), шииты обязаны выяснять, какие факихи является истинными защитниками религии и следуют только Корану и преданиям, а не следуют за своими прихотями и пристрастиями.

Однако, когда Имам Махди (мир ему) придет и учредит свое справедливое правление, всем истинным шиитам будут разъяснены спорные вопросы, и они последуют подлинному Исламу, ниспосланному Пророку (да благословит Аллах его и его род) в Откровении Аллаха, во всей его полноте, следуя приказам и вердиктам Имама Махди (мир ему). В подтверждение этого мы приведем следующий хадис Пророка:

«Придет время, когда от Ислама не останется ничего, кроме названия, а Коран станет формальным атрибутом жизни людей. Тогда Аллах разрешит Имаму Махди восстать, и он укрепит и обновит Ислам».

Первый Имам Али ибн Аби Талиб (мир ему), сказал:

«Когда Сокрытый Имам явится к людям, он будет знакомить их с Исламом и призывать к нему».

Пятый Имам Мухаммад аль-Бакир (мир ему), дал следующие разъяснения:

«Сокрытый Имам начнет выполнять свою миссию в Мекке, и будет требовать от людей присяги на основе признания ими Корана, пути Пророка, его собственного руководства и неприязни к его врагам».

Он (мир ему) также отметил:

«Во время правления Махди не останется ни одного человека, который не присоединился бы к умме Мухаммада».

Это произойдет в основном благодаря притягательности истинного Ислама, который, увы, забыт, и мудрости Корана, который в сегодняшнем мире отложен в сторону и практически исчез из жизни людей. Новое общество будет построено в соответствии с предписаниями Корана, Исламу и мусульманам будет дано новое дыхание, и славное правление на основе шариата будет возрождено. И величие этого правления будет столь очевидно, что люди будут поражаться, как они могли до этого держать Коран в руках и не подозревать, чего можно достигнуть благодаря следованию ему. Вот что говорит Имам Джа‘фар ас-Са́́дик (мир ему) о программе Имама Махди (мир ему):

«Махди будет поступать по Сунне Посланника Аллаха, он ликвидирует возникшие нововведения точно так же, как Пророк (да благословит Аллах его и его род) уничтожил язычество, а затем он возродит Ислам».

Аналогичным образом, и другие Имамы (мир им) не изобрели новую религию, а только оживляли и укрепляли Ислам. Имам Махди (мир ему) также будет действовать на основании той религии, которую принес Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род). И Имам (мир ему) не станет скрывать свои убеждения от врагов в прагматических целях – напротив, он открыто объявит о сути своей миссии с самого начала. Согласно хадису Имама Садика (мир ему), с момента появления Имама Махди (мир ему) такиййа станет запретной не только для него самого, но и для его последователей, ибо сокрытие религиозных убеждений требуется в трудных обстоятельствах или в случае, когда возникает какая-либо угроза Исламу, а все эти факторы исчезнут с приходом Имама (мир ему), и начнется период освобождения и облегчения.

Размышляя над этой темой, мы можем объяснить конкретные факты, которые в действительности сопряжены с фактом сокрытия Имама (мир ему). К примеру, это единственный способ переубедить тех, кто предпочел собственные прихоти рациональным доводам в пользу принятия Ислама, которые приводили пророки (мир им). Такие люди измыслили себе новые идеологии и философские системы или же последовали уже существующим вопреки тем ясным аргументам пророков (мир им), свидетельствующим о неспособности человека создать оптимальное законодательство, что подтверждается практикой, ибо придуманные людьми идеологии не принесли человечеству никакой пользы. Они только порождали неразбериху и всевозможные бедствия, и если кто-то мечтает о счастье, он должен подчиняться приказам пророков (мир им). Более того, те люди, которые вопреки очевидным знамениям утрачивают свою религиозную идентичность и полагают, что знание может заменить собой веру, должны понимать, что разум и знание являются всего лишь инструментами, сфера использования которых должна определяться религией – иначе все это может нанести человечеству огромный вред.

В период сокрытия Имама (мир ему) многие люди остались без четких ориентиров, каким именно является Прямой Путь, упоминаемый в Священном Коране, однако наша природа, наш разум и наш опыт подсказывают нам, что человеческое общество не может оставаться без Божественного руководства. Поскольку мусульманам объявлено о том, кто является их истинными религиозными вождями, приход Имама Махди (мир ему) остается лишь вопросом времени, когда большинство людей всем сердцем пожелает освобождения от ими же порожденной смуты и тирании через следование Божественному руководству. Вот почему мы наблюдаем постоянное увеличение количества мыслящих людей, которые осознают потребность в Исламе и принимают его.

Кроме того, эпоха Большого Сокрытия – это время испытания шиитов на твердость их веры. Поскольку речь идет о длинном отрезке времени, на определенных этапах истории Сокрытия неверие может доминировать над Религией Аллаха. Если принять во внимание повсеместное совершение грехов и тотальное угнетение, равно как и погружение людей в омут примитивных удовольствий, то надо признать, что сегодняшний мир превратился в настоящую камеру пыток для искреннего шиита. Такое отношение к окружающей действительности отличает истинно уверовавших от тех, кто лишь на словах относит себя к мусульманам, в то время как не испытывает дискомфорта от наблюдаемого вокруг.

Предсказание всего этого мы находим в двух коротких речах Имама Джа‘фара ас-Садика (мир ему):

«Что касается вопроса о появлении и восстании Имама, то оно не наступит, пока люди не разочаруются в ими же придуманных идеологиях и не усомнятся в победоносной силе Ислама по причине долгого ожидания. О нет! Я молю Всевышнего, чтобы это время не наступило прежде, чем вы, уверовавшие, не отдалитесь от лицемеров. Клянусь Аллахом, Имам не придет, пока обездоленные не станут истинно несчастными, а счастливые – доподлинно пребывающими в блаженстве».

Он (мир ему) также предупредил мусульман:

«Поскольку период Сокрытия длителен, только одна группа из вашего числа останется на Прямом Пути, а другие группы начнут говорить: «Он еще не родился!» или «Он родился, а потом умер». Некоторые скажут: «У одиннадцатого Имама не было потомства». А иные согрешат, утверждая: «Имам воплотился в другом теле и произносит перед нами свои речи»».

В связи с этим может возникнуть вопрос: если возвращение Имама Махди (мир ему) должно состояться по прошествии многих веков после завершения имамата его отца (мир ему), почему же он родился в то время и так долго остается неузнанным? Отвечая на этот вопрос, мы должны отметить, что, согласно шиитскому вероубеждению, которое основывается на преданиях Четырнадцати Непорочных (мир им), мир никогда не остается без Имама – Довода Аллаха. В каждую эпоху существует совершенный человек, полностью познавший Аллаха и поклоняющийся Ему наилучшим образом.

Имам Али (мир ему) сказал:   

«Мир никогда не останется без Довода Аллаха, явного либо скрытого».

Известны также высказывания Имама Джа‘фара ас-Са́дика (мир ему): «Если бы на Земле осталось всего два человека, один из них был бы Доводом Аллаха» и «Если бы на Земле не было Довода Аллаха, она была бы уничтожена со всеми ее обитателями».

Таким образом, мир никогда не остается без Довода Аллаха на Земле. Согласно изречениям Пророка да благословит Аллах его и его род) и Ахл аль-Бейт (мир им), двенадцать Имамов (мир им) являются Доводом Аллаха после самого Его последнего Посланника. В подтверждение этому можно привести хадис Пророка (да благословит Аллах его и его род):

«Истинно, наместников (халифов) и доводов Аллаха после меня двенадцать, первый из которых – Али, а последний – Махди».

Принимая во внимание процитированные хадисы, равно как и исторические факты, мы приходим к выводу об отсутствии альтернатив тому, что после смерти одиннадцатого Имама Хасана аль-‘Аскари (мир ему) халифом Аллаха должен был стать Махди (мир ему). Более того, для реализации его программы необходимо возникновение подходящих условий, которое возможно лишь спустя столетия, и поэтому Имаму Махди (мир ему) была дарована столь долгая жизнь.

Поскольку мир не может оставаться без Довода Аллаха и исторически не осталось ни одного возможного наследника Имама Хасана аль-‘Аскари (мир ему), кроме Махди (мир ему), это означает, что Махди (мир ему) является ныне живущим Доводом Аллаха после смерти собственного отца (мир ему), и будет Имамом нашего времени, пока существует этот мир.

Есть еще один аргумент, который кому-то, возможно, покажется недостаточно убедительным. Однако известно, что о длительной жизни Имама Махди (мир ему), исчисляющейся веками, говорится во многих преданиях. В качестве примера мы процитируем некоторые высказывания Имамов (мир им) по этому поводу.

Имам Садджад (мир ему) сказал:

«У Имама Махди есть одно качество, которое делает его похожим на Нуха: ему тоже будет дана такая длинная жизнь».

Имам Риза (мир ему) так описал Махди (мир ему):

«Он – человек преклонных лет, однако с молодым лицом, так что смотрящий на него может принять его за мужчину лет сорока или даже моложе. Другая его отличительная черта – что он не состарится до тех пор, пока не выполнит миссию, возложенную на него Всевышним».

Чтобы у нас не оставалось сомнений, мы должны помнить о Всемогуществе Всевышнего. Даже кажущаяся нам трудной или необычной задача возможна для Него, если Он пожелает ее исполнения. Если мы примем во внимание роль Махди (мир ему) в истории, а именно – то, что он (мир ему) является завершающим звеном в непрерывной цепи приближенных к Аллаху людей (пророков и имамов, мир им всем), то будет вполне разумным признать, что Аллах Всевышний сохранил его молодым и полным сил вплоть до Дня Воскресения.

Более того, если мы посмотрим на этот вопрос с научной точки зрения, то, в соответствии с накопленными знаниями, человеческая жизнь сама по себе не только не имеет конкретного временного лимита, но и, напротив, более продолжительная жизнь вполне естественна. Если мы видим, что люди недолговечны, то мы должны понимать, что они живут так мало, поскольку ресурсы, заложенные Всевышним в природе, неизвестны человеку, и он не знает, как правильно использовать их для того, чтобы достигнуть долголетия. Помимо этого, человек в своей жизни сталкивается с постоянными стрессами, которые вредят его телу и духу. Поэтому с развитием науки, когда будут открыты какие-либо из механизмов увеличения срока жизни, ее продолжительность может возрасти. Это становится очевидным, если мы обратимся к статистическим данным.

Например, в Англии в 1838-1845 гг. средняя продолжительность жизни мужчин составляла 40, а женщин – 42 лет. К 1937 году средняя продолжительность жизни мужчин выросла до 60, а женщин – до 64 лет. Аналогичным образом, в США в 1901 году средняя продолжительность жизни мужчин и женщин равнялась 48 и 51 годам соответственно, в то время как к 1944 году она возросла до 63,5 и 69 и продолжает увеличиваться.

Современные ученые высказывают разные мнения относительно возможности продления человеческой жизни, мы приведем некоторые из них.

Немецкий ученый Вайсман утверждает: «Смерть не является обязательным законом природы, в которой существует как феномен вечной жизни, так и мгновенная смерть после ее начала. Непрекращающаяся жизнь естественна. В наше время продолжительность жизни людей выросла, и нет никаких причин, по которым она бы не могла увеличиваться дальше до такого уровня, что люди будут жить по девять веков».

Юрий Фиалков, советский ученый из Киева, считает: «Атом, из которого состоит материя, сам по себе вечен и может быть разрушен только путем внешнего воздействия. Клетки, из которых состоят живые существа, тоже способны функционировать неограниченное количество времени, если они получают должное питание, или если их не разрушить путем холода или высокотемпературных воздействий». Кроме того, ученый отметил: «Человек способен жить постоянно и не умирать, ведь клетка способна к вечному существованию».

Джин Ростанд, известный биолог, высказывает такую точку зрения: «Я допускаю, что есть внешние факторы, которые влияют на продолжительность человеческой жизни, но многие из клеток организма неразрушимы, и было бы неверно утверждать, что эти вечно живущие клетки собираются вместе, чтобы составить непременно смертное тело».

Исследовав эту проблему, мы можем сделать вывод, что современная наука не только не отрицает возможность неограниченного продления жизни, но и полагает, что короткая жизнь неестественна, принимая во внимание изначальное строение тела человека.

В истории зафиксированы случаи, подтверждающие возможность долгой жизни – достаточно вспомнить пророков Нуха и Ильяса (мир им), в других книгах, помимо Священного Корана, есть упоминания об аналогичных случаях. В современном мире также существуют примеры необычного долголетия: 207-летний человек живет на юге США, иранец: Сейид Абу Талиб Мусари Фарси прожил 101 год, а его соотечественник Мухаммад Бакир Оглу – 184 года, известно также о 168-летнем кавказце по имени Шир Алиев; кроме того, в этом ряду можно упомянуть о таких долгожителях, как турчанка Хатын Нин (168 лет), Луиза Троско (175 лет), Тепс Абзип (180 лет) и Сейид Ах Кутани (185 лет).

Конечно, таких людей очень мало. Однако тот факт, что какой-то феномен является редким, сам по себе свидетельствует в пользу его возможности. Ведь совершенно аналогичным образом редко рождаются гениальные ученые, но это отнюдь не означает, что талантливых людей науки не существует в природе – примеры Эдисона, Эйнштейна и других ученых подтверждает это.

Таким образом, самое главное объяснение долголетию Имама Махди (мир ему) – Всесилие Всевышнего Аллаха, Который Властен над всякой вещью, кроме того, наука считает необычно долгую жизнь возможной, что подтверждается многочисленными историческими свидетельствами.

Мир нуждается в Спасителе и ожидает его. Концепция этого ожидания наиболее полно сформулирована в шиизме, согласно которому пришествие Махди (мир ему) будет ознаменовано финальной революцией и учреждением всемирного правления на основе Корана и хадисов. Спасителем станет ни кто иной, как Мухаммад (мир ему), сын одиннадцатого Имама (мир ему) шиитов, который родился в 255 году хиджры и до сих пор живет среди людей неузнанным. Всевышний даровал ему длинную жизнь, ибо он должен выйти из Сокрытия, когда мир будет готов принять правление на основе Корана. Имам Махди (мир ему) возглавит всемирное исламское государство и повергнет угнетателей.