2. Шахид Мухаммад Бакир ас-Садр

Исследование вопроса о Махди (мир ему)

Имам Махди (Ведомый) не только является воплощением духовного смысла исламской религии, он также служит образцом того, как придти к той конкретной цели, которую человечество пытается достигнуть. В равной степени он также является источником естественного вдохновения, благодаря которому люди начинают понимать – несмотря на различие в религиях и способах постижения сокровенного – на Земле настанет день, когда пророчества всех Божественных откровений будут исполнены во всей их великой значимости и сойдутся в одной точке, в конечной цели, когда человечество, пройдя через все изнурительные повороты истории, после долгой борьбы наконец достигнет стабильности и безопасности.

Тем не менее, о грядущем приходе Махди (мир ему) осведомлены не только те, кто верит в сокровенное с религиозной точки зрения. Это событие отражено даже в тех идеологиях, которые основаны на решительном отрицании невидимого мира и всех его аспектов – например, в диалектическом материализме, который описывает историю через существующие в ней противоречия, однако указывает, что настанет время, когда эти противоречия будут разрешены, и на земле воцарятся мир и гармония.

Таким образом, мы видим, что с психологической точки зрения уверенность людей в грядущем приходе Имама Махди (мир ему), которая все более крепла с течением времени, весьма широко распространена среди людей. Так, если религия укрепляет эту убежденность за счет утверждения, что накануне уничтожения этого мира земля будет наполнена справедливостью после того, как она содрогалась под гнетом несправедливости и тирании, то сама реальность показывает объективную ценность такой цели, вследствие чего возникает несокрушимая вера в такую развязку истории человечества. Эта вера является источником не одного лишь утешения, но также силы духа и храбрости.

Отвага, наполняющая сердца уверовавших в приход Махди (мир ему), в действительности означает убежденность в необходимости выступления против всех форм угнетения и тирании несмотря на то, что они все еще превалируют в мире. Она также способствует укреплению духа и развенчанию любых возможных сомнений, ибо это луч света, который непрерывно борется с тьмой отчаяния, поселившейся в сердцах людей, и поддерживает их, разжигая в их груди огонь надежды, несмотря на те мрачные времена, в которые они живут, и на мощь угнетателей. Вера в то, что Час настанет, вселяет в них уверенность в том, что справедливость может бросить вызов миру, наполненному пороками и тиранией – настолько сильный, что это пошатнет основание мира и приведет к его переустройству, и что угнетение – это всего лишь противоестественное явление, невзирая на его могущество и распространенность в разных уголках планеты. Это порождает в душах людей убежденность в том, что в конечном итоге несправедливость будет повергнута, что абсолютная победа над угнетением будет достигнута. Вера в приход Махди (мир ему) дает великую надежду каждому конкретному притесняемому человеку и любой угнетенной нации, когда верх одержат силы, стремящиеся к политическому равновесию и переустройству мира.

Мы должны отметить, что сама идея Махди (мир ему) и старше, и шире, нежели Ислам. Несомненно, более четкие очертания, которые она приобрела в наше время, стали в большей степени отвечать всем тем устремлениям людей, которые они пытались реализовать еще на заре истории. Аналогичным образом, это – щедрый дар и убедительное предсказание для тех групп и наций, которые были преследуемы и угнетены в процессе истории. Благодаря Исламу эта идея была переведена из сферы сокровенного в плоскость реальности. Томящийся ожиданием спасителя, в далеком и неведомом будущем мир придет к убеждению, что Спаситель уже присутствует в мире в актуальной форме, живя, как и другие люди, в предвосхищении того дня и подходящих условий для того, чтобы выполнить свою великую миссию.

Таким образом, Махди (мир ему) – это не идея, которая еще ожидает своего воплощения, и не пророчество, которому надлежит исполниться, – это конкретная живущая среди нас личность из плоти и крови, и Ожидаемый Имам (мир ему) делит с нами наши надежды, страдания, печали и радости. Он также является свидетелем всех тех страданий, горестей и пороков, которые существуют на земле, и воздействует на события вне зависимости от того, происходят они близко или далеко, и ожидает подходящего момента, когда он сможет протянуть свои руки всем угнетенным и нуждающимся, и повергнуть тиранов.

Однако существует указание, согласно которому Ожидаемый Имам (мир ему) не разглашает никаких сведений о своей жизни или личности другим людям, несмотря на то, что он живет среди них, ожидая намеченного часа. Очевидно, что мышление в исламских категориях уменьшает пропасть, отделяющую сокровенное от угнетенных, и создает психологическую дистанцию между ним и людьми, вне зависимости от того, как долго может продлиться сокрытие Имама (мир ему).

Итак, предполагается – в той мере, в какой мы заинтересованы в том, чтобы понимать под идеей Махди конкретного ныне живущего человека, который наблюдает за происходящими событиями так же, как и мы – что это воодушевит нас, поскольку идея безусловного протеста против всех форм порока и тирании, которую отстаивает Махди (мир ему), уже материализовалась в фигуре ожидаемого оппозиционного лидера. Он явится к нам, и он никогда не содействовал творящим нечестие, как об этом говорится в хадисе (предании). За счет убежденности в этом у нас действительно появляется вера в плодотворный, живой протест, в котором мы начинаем принимать участие.

На самом деле существует множество хадисов, из которых верующие в Махди (мир ему) могут узнать, что их ожидает освобождение от страданий. Данные предания призывают их быть готовыми к его приходу, который ознаменует собой установление духовной связи и эмоциональной привязанности между ними, оппозиционным Вождем, и каждой из тех ценностей, которые он отстаивает – поскольку все они не могли бы существовать, если бы он не был нашим ныне живущим современником.

Таким образом, реальное воплощение идеи Махди придало ей новый импульс и сделало ее источником высшей степени морального вдохновения и великодушия. Иными словами, любой протестно настроенный человек находит в этом надежное утешение и облегчение собственных страданий в условиях тирании и попрания прав, когда он начинает чувствовать, что его Имам и Вождь разделяет их с ним, благо является его современником, а не абстрактной идеей, которой предстоит реализоваться в будущем.

Несмотря на это, известия о том, что Махди (мир ему) реально существует, привели многих людей, которые не смогли поверить в нее и принять это вероубеждение, к тому, что они стали негативно относиться к идее махдавийата. Ведь Махди (мир ему) – это уже родившийся человек, который живет бок о бок со всеми этими сменяющими друг друга поколениями в течение более десяти веков, и будет жить дальше вплоть до того момента, как ему предстоит выйти из сокрытия. Это вызывает у людей недоумение – как этот человек живет так долго, не будучи подвластным законам природы, которым подчиняется ход жизни любого человека, стареющего и дряхлеющего, а затем умирающего? Разве настолько длительная жизнь не является невозможной с экзистенциальной точки зрения?

У них возникает также и другой вопрос – почему Аллах пожелал продлить жизнь конкретного человека, которого Он ограждает от законов природы для того, чтобы «зарезервировать» его до намеченного дня? Что же – человечество утратило способность порождать выдающихся вождей? Почему же обещанный день не наступит тогда, когда такой лидер только-только родится и вырастет так же, как кто бы то ни было еще, и постепенно примет на себя эту роль и приведет человечество к тому, что земля наполнится справедливостью после того, как она была полна несправедливости и беспорядка?

Они также смущены тем, что Махди – это имя конкретного человека (мир ему), который является сыном одиннадцатого Имама из рода Пророка (Ахл аль-Бейт – да будет с ними мир и благословение Аллаха) и родился в 255 году хиджры, в то время как отец его (мир ему) умер в 260-м году по тому же летоисчислению. Это означает, что он (мир ему) был еще очень маленьким, когда его отец ушел из жизни – он даже еще не достиг пятилетнего возраста, и ему было слишком мало лет, чтобы отец успел передать ему свои религиозные знания и воспитать в духе своей интеллектуальной школы. В таком случае – как и каким образом он (мир ему) мог самостоятельно подготовиться к выполнению своей великой миссии и к реализации всех ее религиозных, интеллектуальных и научных задач?

Более того, если имам готов, почему он должен выжидать все эти сотни лет? Неужели в мире недостаточно горя и социальных недугов, чтобы пришло время для его появления с тем, чтобы он (мир ему) установил справедливость на земле? Некоторые люди также сомневаются в том, как им поверить в его существование – даже если предположить, что длительная жизнь теоретически возможна? Может ли кто-либо признать правомерность гипотезы такого рода, когда она не подтверждена с точки зрения юридической или научной очевидности? Достаточно ли для нас хадисов Пророка (да благословит Аллах его и его род), чтобы подтвердить подобную гипотезу?

Поскольку та роль, которую данная личность призвана сыграть в намеченный день, является чрезвычайно важной в глазах многих людей, они удивляются – как один-единственный человек может принять на себя все бремя этой имеющей решающее значение великой миссии? Ведь мы знаем, что как бы ни был велик какой-либо деятель, он не способен ни творить историю, ни вводить ее в новую фазу, поскольку семена любого исторического движения дают всходы при наличии объективных обстоятельств и их стечения. И является ли благородство личности тем фактором, который способен сформировать эти объективные условия и разрешить все существующие проблемы?

Скептики также поражаются: как же мы можем вообразить себе индивидуума, который произведет гигантские перемены и решительную победу над несправедливостью, угнетением и тиранией и установит справедливость? Ведь зло этого мира обладает необычайной силой, влиянием, средствами массового уничтожения, и в его распоряжении находятся высочайшие научные достижения и рычаги политического, социального, военного воздействия?

Вопросы, касающиеся данной темы, часто возникают в голове один за другим, однако подлинная подоплека их появления – не только интеллектуального свойства. Подобные колебания имеют и психологический подтекст, будучи обусловленными страхом, который господствует в мире, и скудностью возможностей для того, чтобы искоренить его причины. Поэтому сомнения становятся еще более глубокими, а количество вопросов возрастает по мере того, как человек убеждается в жестокости реальности, которая становилась все беспощаднее с течением времени. Так, ошибки, ограниченность, слабость человеческого существа делают его подверженным психологическому давлению всякий раз, когда он пытается представить себе потрясающую трансформацию мира, призванную избавить его от господствующих в нем противоречий и исторического угнетения, которое сменится господством справедливости и истины. Человек поддается психологическому давлению и начинает сомневаться во всей доктрине махдавийата в ее целостности, и в результате отрицает один аргумент в ее поддержку за другим.

Насколько это в наших силах – ибо формат книги задает нам определенные рамки – мы постараемся вкратце ответить на все эти вопросы по порядку.

Каким образом Махди (мир ему) была дарована такая долгая жизнь?

Иными словами, возможно ли для человека жить в течение многих веков, как в случае призванного изменить мир Ожидаемого Имама? Напомним, что его возраст в 14 раз превышает средний срок жизни обыкновенного человека, чья жизнь тянется от детства к старости и укладывается в нормальные отведенные для человека временные рамки?

Слово «возможность» может иметь три разных значения – в частности, это практическая возможность, научная возможность и философская, или логическая возможность. Под практической возможностью я подразумеваю задачу, которая осуществима для меня, вас или некоего третьего лица с помощью тех средств и способностей, которыми мы обладаем. В качестве примеров можно привести круиз по океану, погружение в глуибны моря или полет на луну – все это возможно с практической точки зрения, и так или иначе уже практикуется людьми. Под научной возможностью я понимаю такие задачи, с которыми пока не можем справиться ни я, ни вы, ни кто-либо еще, имея на вооружения лишь те средства, коими располагает современная нам цивилизация. Однако разные направления науки постоянно развиваются, и в самой науке нет ничего, что опровергло бы возможность выполнения этих задач в будущем – ведь оно связано только лишь с изобретением специальных средств и возникновением благоприятных условий. К примеру, с научной точки зрения нет ничего невероятного в полетах на Венеру. Существующие теории указывают на возможность такого космического путешествия, несмотря на то, что в настоящее время оно невозможно ни для меня, ни для вас. Однако разница между полетом на Луну и на Венеру носит только количественный характер. Проблема с последней заключается лишь в том, что расстояние между Землей и Венерой куда больше. Из этого мы делаем вывод, что с научной точки зрения полет на Венеру возможен, однако с практической точки зрения это пока недостижимо для нас.

В противоположность этому, путешествие на Солнце невозможно даже в отдаленном будущем, поскольку наука никогда не сможет решить такую задачу. Ведь никто не может допустить – ни исходя из научных данных, ни основываясь на эмпирическом опыте – что возможно изобретение такого скафандра, который защитил бы тело от температуры Солнца, подобного гигантской печи, огонь которой постоянно полыхает с такой силой, какую трудно себе вообразить.

Под логической или философской возможностью я подразумеваю, что нет ничего в нашем разуме, исходя из известных нам законов (ниспосланных или экспериментально открытых), чтобы посчитать выполнение определенной задачи настолько абсолютно и безусловно невозможным. Например, разделить три апельсина на две равные части без их разрезания проблематично с логической точки зрения, поскольку умом мы понимаем – до выполнения эксперимента такого рода – что «три» является нечетным числом. Поэтому разделить его на два без остатка не представляется возможным, для этого оно должно стать четным числом, что породит противоречие, которое в формальной логике недопустимо.

Но если бы человек был вынужден погрузиться в огонь или прикоснуться к Солнцу и не сгореть, с точки зрения логики это не было бы невозможным, потому что нет никакого противоречия в допущении, что тело, обладающее более низкой температурой, не получает тепла от тела с более высокой температурой. Это будет только противоречить эксперименту, который доказывает, что более горячее тело нагревает другое тело, которое холоднее его, до тех пор, пока их температуры не сравняются.

Поэтому мы приходим к выводу, что логическая возможность охватывает более широкие сферы реальности, нежели возможность научная, которая, в свою очередь, шире возможности практической. Нет никакого сомнения в том, что с логической точки зрения возможно продление человеческой жизни на несколько тысяч лет. Исходя из абстрактной умопостигаемой возможности, в допущении такого рода нет внутреннего противоречия, пока жизнь (в том смысле, в каком она понимается в естественных науках) не обрывается внезапной смертью – и никто не может с этим поспорить.

Кроме того, нет никакого противоречия в том, что чрезмерно длинная жизнь невозможна с практической точки зрения в том смысле, в каком осуществимо погружение в океанические глуибны или путешествие на луну. Причина заключается в том, что те современные средства и инструменты, которыми располагает наука, и которые стали доступны благодаря экспериментам над человеком, не могут продлить его жизнь на сотни лет. Вот почему даже те люди, которые ведут здоровый образ жизни и имеют возможность поддерживать себя в хорошей форме, живут не больше отведенного для человека срока.

Если мы рассмотрим вопрос с научной точки зрения, то мы не обнаружим в науке ничего, что опровергало бы такую возможность теоретически. В действительности, нужно исследовать сущность таких явлений, как человеческая старость и изнашивание организма, с позиций физиологии. Означает ли этот феномен естественный закон, согласно которому ткани организма и его клетки – начиная с того момента, как они окончательно сформировались – постепенно грубеют, все менее и менее эффективно выполняют возложенные на них функции, в итоге отмирают, и этот процесс объективен, даже если мы изолируем их от внешних воздействий? Или же это старение тканей и клеток, все менее плодотворное выполнение ими возложенных на них функций является следствием их борьбы против определенных внешних факторов – таких, как микробы, вредные вещества, содержащиеся в пище – или же тяжелой работы, которую человек выполняет на протяжении жизни, или же каких-либо иных факторов?

В настоящее время наука занята поиском ответа на этот вопрос, поскольку на сей счет имеются разные точки зрения. Если мы примем за отправную точку научную теорию, согласно которой старость и сопутствующая ей слабость является результатом реакций на определенные внешние раздражители, то в случае, когда ткани, составляющие тело человека, будут изолированы от этих воздействий, возможно продление жизни человека далеко за пределы возраста, традиционно считающегося старческим.

С другой стороны, если мы будем руководствоваться противоположной точкой зрения, согласно которой старение является естественным процессом, имманентно свойственным живым тканям и клеткам, это означает, что они носят внутри себя зерно своего смертного конца, который придет, как только завершится период старости.

На мой взгляд, если мы примем во внимание эту точку зрения, это не будет означать, что этот естественный закон неизменим. Вернее, допущение, что он существует, как раз доказывает его изменчивость. Поскольку, помимо того, что нам известно из лабораторных открытий ученых, в нашей повседневной жизни старость является физиологическим феноменом, для которого не существует строго определенного времени наступления. К примеру, и у очень старого человека руки и ноги могут сохранять подвижность, и у него не наблюдается многих признаков старости, на которые указывают некоторые врачи. Более того, определенные ученые пользуются пластичностью закона старения и продлевают жизнь некоторых животных на сроки, в сотни раз превышающие среднюю продолжительность жизни этих видов, путем создания специальных условий и использования тех факторов, которые способствуют оттягиванию момента наступления старости.

Таким образом, наука доказала, что процесс старения может быть отложен посредством воссоздания требуемых условий и присутствия необходимых факторов – несмотря на то, что подобные опыты никогда не проводились конкретно над человеком в силу различия в сложности выполнения такого эксперимента над человеческим существом и другими организмами.

Это означает, что с теоретической точки зрения наука, постоянно находясь в развитии, никогда не отрицала возможности продления человеческой жизни, вне зависимости от того, понимается ли старый возраст как следствие борьбы и тесного взаимодействия с некоторыми внешними факторами, или же как результат естественного процесса изнашивания клеток и тканей, заканчивающегося их умиранием. Из этого мы можем сделать вывод, что продление человеческой жизни и выживание в течение многих веков возможно и с логической, и с научной точки зрения, однако практически такая задача до сих пор невыполнима, и науке предстоит еще проделать долгий путь, прежде чем она будет в силах осуществить такую возможность.

Учитывая все сказанное, мы теперь перейдем к вопросу о возрасте Махди (мир ему) и другим сомнениям, которые возникают вокруг его фигуры. Заметим, что такое продление жизни возможно с позиций логики и науки, и наука находится в процессе постепенного воплощения теоретически выполнимого решения в практическую плоскость. Здесь уже не остается места сомнениям, за исключением того, что кому-то кажется маловероятной возможность того, что Махди (мир ему) мог опередить науку, которая, конечно же, может в процессе своего развития научиться решать такие задачи. По мнению таких скептиков, мы уподобляем Махди (мир ему) такому человеку, который воспользовался лекарством, полностью излечивающим рак, вопреки тому, что наука пока не изобрела такого препарата.

Следующий вопрос таков – как мог Ислам, который объявил о столь преклонном возрасте Ожидаемого Имама (мир ему), сообщить об этом прежде, чем наука доказала возможность продления жизни? Ответ на этот вопрос лежит не только в той плоскости, что Ислам предвосхитил многие научные открытия. Разве Исламский шариат (ниспосланный закон) в своей целостности не опередил последующие изыскания в области науки и направления в философской мысли на многие века? Разве он не дал четкие указания относительно необходимых к исполнению директив, к выводу о необходимости следования которым человек пришел спустя сотни лет самостоятельных изысканий? Неужели он не сформулировал конкретные нормы, совершенные в своей мудрости, секреты которой люди постигли спустя долгое время после их ниспослания? Ведь Божественное Откровение раскрыло такие тайны Вселенной, о которых люди тогда не могли даже догадаться, и лишь потом наука открыла эти явления и подтвердила их существование, не так ли?

Итак, если мы убеждены в этих фактах, почему же мы должны так сильно удивляться, что Ниспославший это Откровение Всевышний продлил жизнь Махди (мир ему) задолго до того, как наука доказала возможность увеличения срока человеческой жизни?

Здесь я упомянул только те аспекты этого продления жизни задолго до возникновения таких возможностей у человека, которые касаются конкретно этого случая. Однако мы также можем привести примеры из Божественного Откровения, как некоторые законы природы и средства использовались задолго до того, как они были открыты или изобретены. Образцом в данном случае является ночное путешествие Пророка (да благословит Аллах его и его род) от Заповедной мечети к мечети Аль-Акса. Если мы попытаемся понять, как такое путешествие стало возможным с точки зрения естественных законов, мы обнаружим, что в данном случае были задействованы те их потенциальные возможности, о существовании которых наука узнала лишь спустя сотни лет.

Подобно тому, как благодаря Божественному знанию Посланник (да благословит Аллах его и род его) получил доступ к тем технологиям, которые наука изобрела намного позже, его (да благословит Аллах его и его род) назначенные преемники (мир им) смогли воспользоваться средствами продления жизни, изобретение которых с позиций современной науки представляется лишь теоретически возможным.

Разумеется, этот чрезвычайно длительный срок жизни, который Аллах Всевышний подарил Ожидаемому Спасителю, может показаться достаточно необычным, если сравнить его с продолжительностью жизни обычных людей и достижениями современной экспериментальной науки. Но не является ли та решающая преобразующая миссия, которая возложена на Спасителя, также необычной, если проанализировать возможности обычного человека в плане его воздействия на ход истории? Разве Махди (мир ему) не вверена задача изменить и переустроить мир на основах справедливости и истины? Почему же нам не нравится, что подготовка к этой великой роли имеет свои странные и необычные аспекты – например, то, что жизнь Ожидаемого Имама (мир ему) была продлена на невероятно долгий срок? Ведь низкая вероятность таких экстраординарных явлений, сколь бы удивительными они ни были, не сильнее поразительности масштаба той роли, которую Махди (мир ему) предстоит выполнить в намеченный день, не правда ли? Поэтому, если мы признаем, что он (мир ему) исполнит такую уникальную и беспрецедентную в истории человечества роль, почему бы нам не предположить, что его (мир ему) жизнь могла быть продлена на столь же беспрецедентно длительный срок?

Можно обнаружить интересное совпадение – только два человека были наделены миссией очистить человеческую цивилизацию от всестороннего разложения и выстроить ее заново. А это значит, что количество прожитых ими лет должно существенно превышать средний срок обыкновенной человеческой жизни. Первым таким человеком был Пророк Нух (Ной), который выполнил грандиозную сверхзадачу в далеком историческом прошлом. В Коране упомянуто, что он прожил среди людей 950 лет. Его задача заключалась в том, чтобы восстановить человеческую цивилизацию после Всемирного Потопа.

Другой такой человек – это Махди (мир ему), которому только предстоит выполнить такую задачу в будущем, и он живет среди нас вот уже более тысячи лет. В священных текстах предсказано, что он построит новый мир в назначенный час. В таком случае, почему мы верим в то, что Нух прожил почти тысячу лет, но отрицаем такую возможность по отношению к Махди (мир ему)?