Эффективность и общий план религии.

Может быть, мы сможем в нескольких фразах кратко изложить общий абрис религии. Как сказал один из моих знакомых, все, что мы делаем с машиной, религия делает с нами. Дело в том, что, создавая машину, мы проходим несколько этапов:

1) сначала находим месторождение полезных ископаемых,

2) затем разрабатываем найденное месторождение,

3) создаем детали машины,

4) собираем и монтируем произведенные детали,

5) в конце концов эта машина управляется опытным водителем.

Религия также совершает в отношении человека пять указанных действий:

1) Нахождение человека: человек забывший себя, теряет также и свой жизненный путь, своего вождя и свою цель и опускается до состояния животного. Так как он видит свою основную цель в материальном благополучии, он словно умирает, ибо истина для него больше не существует. Он становится похож на волка в хищничестве, на лису в хитрости, на мышь в воровстве, становится жесток как камень.

Этот потерянный человек должен быть найден, он должен познать и обрести себя.

Одна из функций религии заключается в том, чтобы, выразив человека и его способности, показать человека самому себе. Читая Коран, мы увидим, как ислам определяет человека:

1) «Ты наместник Бога на земле» (Сура Корова, 30)

2) «Я покорил тебе все, что есть на земле и на небесах» (Сура Лукман, 20)

3) «Ты носитель божественного дара»(Сура Сонмы, 72)

4) «В тебя вошел Божий дух» (Сура Хаджар, 29)

5) «Мы ценим человека» (Сура Пленные, 70)

6) «Мы дали человеку мудрость» (Сура Пленные, 70)

После этого Коран предупреждает: не забудь себя, не потеряй себя, не принеси себе убытка. Не продай себя дешево и не тому, кто есть истинный покупатель. Коран приводит примеры тех, кто проиграл, и тех, кто выиграл. Таким образом, человек познает себя и свои возможности и способности и говорит сам себе: если я создан для достижения материального благополучия и угождения своим инстинктам, почему во мне столько гениальности, столько способностей и столько желаний?

Вторая функция религии — извлечение на поверхность этих «полезных ископаемых». Человека надо извлечь из угнетения, невежества, суеверий, ересей и т. д., нужно «вывести его из тьмы на свет» (Сура Корова, 257).

Третья функция заключается в индивидуальном совершенствовании человека и включает в себя программы самовоспитания, поклонения Богу, благочестия, расцвета человеческих качеств и его совершенства и шлифовки лучшего в человеке. То же самое сделал Пророк ислама в мекканский период своей деятельности в обстановке удушения и подавления. Сюда относятся все указания, не имеющие общественного значения и говорящие о том, что люди совершенствуются индивидуально.

Четвертая функция религии есть соединение созданных частиц общества и организация их в единое исламское правление, основанное на четких и ясных указаниях во всех сферах. В свое время Пророк ислама основал именно такое правление в Медине. Достойные и способные люди должны вступить в эти структуры. Должен быть обеспечен их бюджет и т. д.

Для создания исламского общества необходимо определить критерии, цели, символику и лозунги, которые полностью отличались бы от неисламских обществ

И последняя функция религии заключается в том, чтобы это организованное общество передать в руки достойному и незапятнанному вождю. Религия должна также предупредить о том, что следует отвергать всякую зависимость и избегать руководства со стороны людей или групп людей, именуемых угнетателями, невеждами, коррумпированными элементами, и…., ибо если грешник станет во главе общества, это будет несправедливо по отношению к человечеству.

Таков общий план религии. Если мы захотим в одной строке изложить все вышесказанное, должны сказать так:

Религия — это всеобъемлющая программа, которая на основе особых божественных критериев определяет мировоззрение, усилия и способ деятельности человека и общества.