Последствия многобожия.

Многобожие имеет сугубо отрицательные последствия, на некоторые из которых мы здесь укажем.

1) Практическое влияние.

Многобожие уничтожает плоды человеческого труда. В Коране говорится, что все хорошее, сделанное человеком, вследствие ереси и многобожия превращается в ничто. Иногда в жизни так случается, что какой-то пустяк сводит на нет все человеческие старания. Приведем несколько примеров:

а) Ученик в течение всего учебного года прилежно учится, но не присутствует на экзамене. Он не получает официального документа, и, хотя его знания остаются при нем, но они не имеют общественного признания.

б) Человек всю свою жизнь соблюдает гигиену, но потому в него попадает некоторое количество яда, и это перечеркивает все его предыдущие старания.

в) Ученик всю жизнь служит учителю, работает для него и пользуется его расположением, но одним своим действием, например, убив сына учителя, сводит на нет все свои предыдущие усилия.

Воистину, многобожие подобно яду и убийству сына любимого наставника: оно может свести на нет все усилия человека на его жизненном пути. Коран говорит об этом так:

«А если бы они предались многобожию, то все, что ни сделали они, оказалось бы тщетным». Сура Скот, 88.

2) Психологическое воздействие многобожия.

Понятно без лишних объяснений, что одна из причин волнений человека заключается в том, что он не может всем угодить: людей много, и у всех у них свои желания и запросы. Когда человек сталкивается со столькими разнообразными запросами, он впадает в волнение, ибо удовлетворение одного человека или группы людей неизбежно ведет за собой неудовлетворенность других.

Здесь мы сталкиваемся с проблемой единобожия и многобожия. Монотеист думает только о том, чтобы удовлетворить Господа. Ему все равно, чего хотят отдельные люди или группы людей. Понятно, что он пребывает в особом спокойствии. Коран в этой связи приводит два примера:

«Многие ли властелины стоят больше или единый и могущественный Бог?» Сура Иосиф, 39.

Если человек будет думать об удовлетворении одного Бога, он будет спокоен, либо если попытается удовлетворить желания нескольких человек, к тому же с разными вкусами?

Другой пример:

«Бог предлагает теперь в притчу человека, у которого с товарищами постоянно идут распри, и человека, у которого с другим человеком всегда мир. Равняются ли один другому?» Сура Толпы, 29.

Этот пример также подтверждает сказанное выше. Когда человек обретает спокойствие: если он подчиняется одному человеку, или если он зависит от нескольких невоспитанных и драчливых сообщников?

К тому же угодить другим очень тяжело, но Господь быстро удовлетворяется. В молитве Комейл читаем: «О, тот, кто быстро удовлетворяется!»

Следует добавить, что другие, хотя и удовлетворяются нашими деяниями, но не забывают наши слабости. Только Господь не обращает внимание на недостатки. В молитве читаем:

«О, Господь, открывающий хорошее и скрывающий плохое!»

В целом, если люди удовлетворятся не в рамках многобожия и не во имя служения Богу, какое это имеет значение? В конце концов, что они могут для меня сделать, кроме того как поаплодируют или назовут какую-нибудь улицу моим именем. Кроме этих мимолетных и пустых поощрений от них нельзя ждать ничего.

Когда я был еще в утробе матери, кто, кроме Бога, следил за мной? Разве сейчас Он все время не контролирует меня? И разве после дня Страшного суда я не буду иметь дело только с ним? Разве все хорошее и совершенное не от Него? Разве сердце людей не в Его руках? Так зачем мне, покинув источник всего, пытаться угодить разным людям?

Короче говоря, лучше угождать Господу, который быстро удовлетворяется благими делами, который может повернуть ко мне сердца людей, и с которым связано мое прошлое и будущее, чем угождать стольким людям со столькими желаниями и потребностями, которые к тому же не могут существенно повлиять на мое прошлое и будущее. Коран говорит так:

«Когда есть Бог, не ищи другого бога, ибо не обретешь ничего кроме унижения и упреков» Сура Асра, 22.

Мы всю жизнь пытались привлечь к себе внимание разных людей и в конце концов поняли, что все хотят нас использовать и только Бог хочет нас ради нас самих. Как только люди находят новых друзей или новую должность, уходят, бросая нас в несчастии и унижении. Поэтому и в Коране говорится, что некоторые ваши жены и дети суть ваши враги, ибо некоторые жены и дети хотят нас только ради своего материального благополучия. А ведь это приводит к нашему несчастью и смерти:

«Из ваших супруг, из ваших детей есть враги вам» Сура Взаимный обман, 14.

3) Социальные последствия многобожия

В монотеистическом обществе личные вкусы и желания, законы и создание организаций лежат в одном русле; существует один закон и одно установление: установление и закон от Бога. У всех людей один Попечитель.

Однако в многобожии вместо одного закона и одного пути существует сто путей и сто законов, и каждый думает о том, как утвердить придуманный им путь. Как говорит Коран:

«В противном случае каждый бог захватил бы то, что сотворил он». Сура Верующие, 91.

В таком обществе адвокат защищает только своего подзащитного, а не истину.

В этом обществе люди не считают себя рабами божьими, напротив, в нем процветает подхалимство:

«Мы повиновались властителям нашим и вельможам среди нас» Сура Сонмы, 67.

Члены этого общества постоянно озабочены конкуренцией друг с другом (Сура Верующие, 91). Каждая группа довольствуется тем, что у нее есть, и не думает о праведном и неправедном. Эти люди признают право на существование только за своим образом жизни, своими сторонниками и своими символами. Они не ценят своих оппонентов, даже если в их словах есть определенная логика. Как говорится в Коране:

«… и каждая община утешается тем, что у нее есть» Сура Римляне, 32.

Большинство столкновений, репрессий, неуместная пропаганда и расколы происходят от многобожия. Коран говорит об этом:

«Не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые разделились в своем вероуставе» Сура Римляне, 31-32.

Не думайте, что многобожник обязательно язычник, поклоняющийся идолам. Имеется в виду, что не следует вносить раскол в действующее вероучение и привносить в него личные вкусы и пристрастия, а также заранее сформулированные теории (эти теории, будучи навязанными религиозному учению, уничтожают его подлинность и святость). В противном случае, человек становится еретиком — многобожником, ибо ставит свои вкусы и теории рядом с божественными установлениями и смешивает их.

4) Влияние многобожия на загробную жизнь

В загробной жизни результатом многобожия становятся позор и мучения в аду. В Коране многократно указывается, что в день страшного суда многобожникам скажут: в земной жизни вы шли за ложными богами и думали, что они решат ваши проблемы. Сейчас вам трудно, так воззовите к ним, чтобы они придумали выход из этого положения. В Коране читаем:

«Не следуйте за ложными богами, ибо с упреками будете сброшены в ад» (Сура Сыны Израилевы, 39).