Общие черты пророков и нравственный облик пророка мухаммада (дбар)

В этой главе мы кратко расскажем о нравственном облике и человеческих качествах пророков, ибо знание их играет огромную роль в наших мыслях и наших делах. Одним из факторов, оказывающих большое влияние на развитие и воспитание человека, является знание истории и философии. Поэтому и нам было бы неплохо познакомиться с историей жизни людей, которых по праву можно назвать самыми счастливыми, самыми совершенными и правильными людьми в истории человечества. Знание истории и человеческих качеств пророков оказывает положительное влияние не только на нас, но в свое время положительно сказывалось и на самих пророках. Мы видим, что всякий раз, когда что-то досаждает и мучает пророка, его единственным средством спасения становится луч надежды, который Господь передает ему через воспоминания о предшествующих пророках.

Как только пророк стал объектом насмешек и преследований, незамедлительно снизошел аят: «Пророк, предшествовавший тебе, также подвергался осмеянию» (Сура Пророки, 41). Господь говорит: «Ты должен, как и твои предшественники, проявить выдержку и не поддаваться этим насмешкам». Относительно мучений, которым подвергался предыдущий пророк, Господь повторяет его девиз: «Мы вытерпим все мучения от вас». (Сура Ибрагим, 12).

Короче говоря, знакомство с характером и историей пророков оказывает на всех положительное воздействие. Теперь мы можем приступить непосредственно к теме нашей беседы. Народная жизнь пророков так как лучший способ пропаганды чего-либо есть пропаганда на собственном примере, пророки Аллаха должны в жизни сталкиваться с теми же проблемами, что и простые люди, чтобы служить им примером воспитания и выдержки. Именно поэтому пророки вели такую же простую жизнь, как и все; испытывали все несчастья и трудности, например схватка с врагом, непослушание сына, противоречия с женой, болезни, бедность, насмешки и другие неприятности: все, что выпадает на долю простых людей, не обошло стороной и их. Приведем на эту тему несколько аятов.

«Мы создали для пророков жену и детей» (Сура Гром, 38) — соответственно, пророков преследуют и все сопутствующие трудности и проблемы.

«Пророки, каких Мы посылали прежде тебя, ели пищу, ходили по рынкам…» (Сура Фуркан, 20).

Противники пророков упрекали их за эту простоту жизни, исходя из своей сатанинской культуры. Они так говорили о святом Ное:

«Разве это не такой же простой человек, как вы, который ест то же, что вы едите, и пьет то же, что вы пьете?» (Сура (?), 33)

Мы читаем в жизнеописании пророка ислама, что когда он сидел среди сподвижников, все рассаживались в круг, чтобы не было более и менее почетных мест. Он был настолько скромен в одежде и в общении, что незнакомец, вошедший в мечеть, как ни старался, не смог понять, кто же из присутствующих Пророк. Это принцип исламского правления относительно жизни вождя.

С точки зрения рода занятий, большинство пророков занималось животноводством, в частности, многие из них были пастухами. Во время путешествий сам Пророк собирал хворост для того, чтобы развести огонь и приготовить пищу. Такими были не только пророки, но и первое поколение их учеников и последователей, а также те, кто занял их место. Например, имам Саджад шел с неизвестным караваном в хадж и договорился с главой каравана паломников, что ради божьего благословения будет делать все, что нужно паломникам. Некто вошел в баню и увидел там имама Резу, но так как он не узнал его, то попросил, чтобы тот потер ему спину мочалкой. Имам Реза (ДБМ) без возражений согласился. Когда же тот человек понял, что перед ним сам имам Реза, он начал извиняться за свою просьбу, но имам ответил: «Я не отпущу вас, пока не выполню вашу просьбу.»

Имам Али (ДБМ) говорит: «Во время войн в особо трудные минуты мы обращались к Пророку и вставали за ним».

Имам Али (ДБМ) иногда помогал по дому святой Захре. Такова наша религия и наша культура, таков человеческий образ наших вождей. Мы с гордостью можем показать эти достойнейшие образцы всему миру: если они болтают о равенстве и справедливости, то пусть знают, что ничего нового они не сказали и не могут привести в пример своих вождей.

Предупреждение пророкам

Хотя любовь и поклонение пророков перед Богом было безгранично, иногда — Господь посылал этим достойным мужам предупреждение, что если они хоть на мгновение отойдут от единобожия и признания повелений Господа, на них обрушатся страшнейшие беды. Для примера обратимся к этим нескольким аятам: «Если ты будешь многобожником, то твоя деятельность будет тщетной» (Сура Толпы, 65) В другом месте читаем. «Пророк! передай, что открыто тебе свыше Господом твоим, если ты не сделаешь этого, то ты не передашь того, что послано Им» (Сура Трапеза, 67). Господь говорит Пророку, что если он не передаст людям Его послание относительно определения и назначения безгрешного вождя, то не выполнит волю Господню.

«И если бы он (Пророк) сказал от Нашего имени неправду, то Мы схватили бы его за правую руку, пересекли бы жилы в нем, и ни один из вас не заградил бы его». (Сура Неизбежное, 44-46).

Такого рода аятов в Коране немало. В них Господь дает небесным Пророкам предупреждение и постоянно контролирует их и иногда даже упрекает за содеянное. Таким образом, Господь уберегает пророков от ошибок.