Характер пророков

Как только Господь объявил Моисею, что он является вождем своего народа и пророком Господним, Моисей первым делом испросил у Него широты души, великодушия, терпения и выдержки. Он сказал так: «Господи, дай мне великодушия!» (Сура Таха, 25). Да и какая сила без скрытой поддержки Господа может выстоять под напором оскорблений, клеветы, обвинений и неоправданных ожиданий? Ковчег, несущий все это, суть ковчег терпения «Не было такого пророка, который не подвергался бы осмеянию» (Сура Внутренние комнаты, 11). Не было такого пророка, которого не обвинили бы в колдовстве или сумасшествии: «К предшественникам их какой ни приходил посланник, они говорили: он чародей; или: он одержимый!». (Сура Рассеивающая, 52).

Даже нашего почитаемого Пророка обвиняли в том, что он поэт и жрец. Однако он согласно Корану имел великую душу и обладал несравненной добротой и сочувствием и все это терпел. Если бы это было не так, он не смог бы достигнуть цели и люди отошли бы от него: «Если бы в его сердце был гнев, отошли бы от него» (Сура Семейство Имрана, 159).

Когда одна из жен Пророка подвергала его оскорблениям, соратники его обижались и призывали его выгнать эту злословящую жену из дома. Однако Пророк отвечал им, что сравнивает отрицательные и положительные черты своих жен и прощает им оскорбления. Пророк молился о прощении грехов людей и иногда советовался с ними. Он был добр к ним и очень ревностно подходил к наставлению их на путь истинный, так что даже Господь сказал ему: «Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты так утруждал себя» (Сура Таха, 1). В другом месте Господь обращается к Пророку с такими словами: «Может быть, ты очень сильно огорчаешься в душе твоей поступкам их, тем, что они не веруют в это новое учение?» (Сура Пещера, 6) Пророки начали великий подвиг, они шли вперед до самой своей смерти или героической гибели. Это не было следствием возбуждения, и в них не было лести, хитрости и коварства. Они учили не ради выгоды. Чем дальше будет развиваться наука, тем яснее станет науч­ное значение и ценность их слов. Они были реалистами, на них не действовала социальная среда, семья, бедность и богатство, страх и отчаяние. Молясь сегодня в пещере Хир, а завтра на горе Сафа, пророк всегда призывал людей идти к Богу. Он участвовал в войне, строил мечеть Куба, поднося камни и глину, он завоевал Мекку. Все это никак не повлияло на его мысли и слова и на его выбор. Он постоянно был занят мыслями о реальности, которую познал всем своим существом и был призван проповедовать народу.